***

Не помню как, не помню когда, услышал и запомнил: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места». И не то, чтобы всегда руководствовался этим правилом, но всегда помнил, где-то в подпамяти храня обоснование этой истины, в которую почему-то сразу и навсегда поверил.

А тут как-то листал книжку Геннадия Шпаликова и встретил это стихотворение и узнал, что оно звучало в замечательном фильме Н.Губенко «Подранки». Помните, потрясающий был фильм? И вот этот куплет из фильма нашел что-то в сердце и запал в памяти и без связи с фильмом остался там и сопровождает меня многие годы. И оказалось, что полное стихотворение действительно несет понятное обоснование этого эффекта, но такое интимное, что память его спрятала:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
 
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу -
Кто меня вернет? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
 
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.


Рецензии
Валерий вот как бывает в жизни:
Я открыл старую семейную фотографию, на которой и отец, и мать мои еже живы. И мама молодая. Мы с братом - он лихой моряк (курсант) и я - совсем пацан.
И эта послевоенная фотография сохранила на лицах родителей чувства спокойствия и достоинства. Я смотрел и пытался угадать о чем они в тот момент могли думать.
Тут и подвернулась Ваша заметка с этим стихотворением.
Вот такое совпадение и наложение чувств Ваших, Шпаликова и моих.
Будем считать это хорошим знамением - к добру.
Очень к месту и замечание Володи В.
Удачи нам всем.


Валерий Каменев   24.04.2014 15:30     Заявить о нарушении
Спасибо.
Я тоже иногда, с возрастом чаще, смотрю на единственную сохранившуюся фотографию отца со мной трехлетним. Я, старик, смотрю на него, молодого, красивого, сильного. И такие странные мысли роятся в голове. Как-то все не так в этом мире. И чувство вины за то, что не все сделал, что должен был ему.
Хотя есть еще одна фотография. Маленькая, для документов, нечеткая, я ее нашел в пачке писем отца с фронта, обнаруженных после смерти мамы.
Вот так. Столько воспоминаний вдруг.
Извините

Валерий Короневский   26.04.2014 12:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.