Быть ли народным предприятиям

В краевой Думе прошло заседание депутатской группы «Гражданская инициатива». Вел заседание руководитель группы Евгений Бражников, присутствовали также его единомышленники Игорь Андрющенко, Виктор Лозовой, Алексей Гоноченко, представители молодежного правительства Елена Зозуля, Инженерно-строительного института, предприниматели. Речь шла о создании народных предприятий на территории Ставропольского края и заодно подвели итоги деятельности депутатской группы «Гражданская инициатива» за прошлый год.  О народных предприятиях жители края знают мало, собственно их в крае пока нет. Однако сегодня в России уже насчитывается несколько десятков народных предприятий. Среди них можно назвать ЗАО «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат», ЗАО «НП Туринский целлюлозно-бумажный комбинат» и ЗАО «НП Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область), ЗАО «НП Архангельский хлеб», ЗАО «НП Завод Искож» (г. Йошкар-Ола), ЗАО «НП Конфил» (г. Волгоград), ЗАО «НП Красная звезда» (Удмуртская Республика), ЗАО «НП Жуковмежрайгаз» (Калужская область), ЗАО «НП Надежда» (Свердловская область), ЗАО «НП Поволжский фанерно-мебельный комбинат» (Республика Татарстан), ЗАО «НП Челябинское рудоуправление» и др. Предприятия относятся к таким отраслям экономики, как целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая и топливная промышленность, машиностроение, деревообработка, строительство, сельское хозяйство. Все они работают успешно в условиях российского рынка. За прошедшие 10-12 лет объемы производства увеличились в 3-8 раз. В разы выросли также производительность труда и зарплата.  Заработали народные предприятия на Урале, в Сибири, в Подмосковье. Многие, и не только коммунисты, считают, что народные предприятия – это традиционный для российского менталитета способ производства, который раньше активно применялся в форме артелей. Для развития института народных предприятий в стране, по мнению экспертов, нужно снять ограничения п.1. ст.2 ФЗ – 31, определяющие порядок их создания и исключающий иные способы формирования такого рода организаций помимо преобразования коммерческой организации.  Группа ставропольских депутатов также решила внедрить этот опыт на Ставрополье. Об этом рассказал руководитель группы Евгений Бражников.
- Евгений Юрьевич, что такое народные предприятия и чем отличаются от корпораций?
-  Это, как и корпорация, тоже акционерное общество, доли в котором поделены на акции. На этом, пожалуй, принципиальное сходство заканчивается, и начинаются принципиальные различия. В народном предприятии не менее 75% акций должно принадлежать работникам такого предприятия, при этом у одного работника должно быть не более 5% акций. Продажа акций осуществляется или между акционерами (работниками), либо же акционер может продать свои акции самому предприятию. Понятия «контрольный пакет», «крупные акционеры», «мелкие акционеры», «скупка акций» и т.д. здесь практически отсутствуют, поскольку голосование по важнейшим вопросам осуществляется по принципу: один акционер - один голос (это очень важное отличие - в корпорациях голосование принципиально другое: «одна акция - один голос»). Акциями наделяются все работники предприятия, при этом новому работнику акции должны быть выданы уже через 3 месяца после приёма на работу. При увольнении работник продаёт свои акции по выкупной цене, устанавливаемой собранием акционеров (фактически - собранием трудового коллектива), кроме того, работник может один раз в год продать до 20% принадлежащих ему акций самому народному предприятию. Наделение работников акциями (в том числе - дополнительными акциями) осуществляется пропорционально размеру оплаты труда. При этом зарплата генерального директора не может превышать более чем в 10 раз среднюю зарплату работников народного предприятия. Таким образом, количество принадлежащих работнику акций влияет практически только на размер дивидендов и на размер «выходного пособия» при увольнении, а само по себе количество акций, принадлежащих акционеру, зависит в основном от его личного трудового вклада. Если коротко: «от каждого – по способностям, каждому – по труду», при этом без сильного социального расслоения. Полагаю, разница между корпорацией и народным предприятием уже понятна. Корпорация принадлежит крупным акционерам, народное предприятие – самим работникам. Более того, народное предприятие может принадлежать только самим работникам. Для более подробной информации могу дать ссылку на полный текст закона о народных предприятиях: http://base.garant.ru/12112456/
- Существуют ли у нас в крае народные предприятия и чем они отличаются от предприятий советского образца?
- По данным Торгово-промышленной палаты России, 30 процентов всей собственности страны сосредоточено в руках примерно 30 промышленных групп. Шестая часть экономически активного населения страны работает на этих предприятиях, не участвуя в управлении, не владея собственностью и практически не имея личного интереса в успехе компании. В то же время в России есть несколько сотен предприятий, получивших название народных, где сотрудники являются акционерами и совладельцами. Как показывает практика, все народные предприятия эффективны и находятся на передовых позициях в своих отраслях. В Ставропольском крае таких предприятий пока нет. Хотя именно они могли бы способствовать решению многих экономических, социальных и даже политических вопросов региона. Идея создания народных предприятий продвигается в краевой Думе не только фракцией КПРФ, но и депутатским объединением «Гражданская инициатива», в которое входят депутаты разных фракций. От советских заводов и колхозов народное предприятие в современной интерпретации отличается тем, что все работники являются его акционерами, а значит, получают и зарплату, и некий процент от прибыли. Другими словами, у каждого сотрудника есть стимул работать как можно эффективнее, чтобы компания приносила прибыль и развивалась. Выходящий на пенсию сотрудник будет получать за свои акции денежную компенсацию. Главное отличие в том, что все акционеры народного предприятия обладают примерно равными пакетами акций. Еще одно отличие состоит в том, что администрация народных предприятий избирается самими сотрудниками на общем собрании акционеров, а не назначается держателями контрольного пакета. Появляются возможности для социального лифта, когда человек, повышая свою квалификацию, приобретая опыт и уважение сотрудников, способен продвинуться по карьерной лестнице. Наша сегодняшняя цель – реализовать на территории края хотя бы несколько положительных примеров народных предприятий, чтобы продемонстрировать на конкретном примере эффективность такой формы хозяйствования. Народные предприятия эффективно работают в «самой капиталистической» стране мира – США. Там 20 миллионов граждан на сегодняшний момент являются совладельцами действующих производств.
- Существуют ли еще в мире народные предприятия и успешны ли они в экономическом плане?
- Первопроходцами в демократизации производственных отношений признаны США, экономику которых у нас принято считать наиболее либеральной и наименее социальной. В Европе этот процесс также является важной составляющей вложений в человеческий капитал, одним из решающих условий повышения эффективности производства. Под эгидой Евросоюза образована Европейская федерация работников-собственников, объединяющая ассоциации и союзы более 50 стран континента. Членам ЕС рекомендовано развивать программы участия работников в управлении производством и распределении результатов. В Германии и Франции приняты законы о правовом регулировании АО, использующих принцип совместных решений. Подобные законы действуют в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Швеции, Израиле и др. С 1992 г. предприятия с коллективной собственностью активно создаются и в Китае. Интересно, что в 2009 г. Нобелевскую премию по экономике присудили Элинор Остром за работы в области управления общей собственностью, не принадлежащей частнику или государству. Она доказала, что самоуправляемые сообщества (группы людей, в том числе трудовые коллективы) могут эффективно управлять общественным ресурсом (коллективной собственностью), не прибегая к традиционно противоположным схемам приватизации или национализации. В условиях мирового экономического кризиса подобные выводы трудно переоценить. Увы, российские СМИ и общественность обошли вниманием это событие. Принцип народных предприятий положен и в основу зарождавшейся в середине прошлого века экономики Сингапура. Сегодня там практически 100% компаний принадлежит их сотрудникам. Сингапур, крошечное государство, производит 1,4% мирового ВВП, представленного высокотехнологичной продукцией, а Россия – 1,7% ВВП. Да и бурное развитие китайской экономики, на мой взгляд, не могло бы состояться без народных предприятий, которых там подавляющее большинство. В России народные предприятия тоже есть, пусть их еще и очень мало, но они уже положительно себя зарекомендовали. Не надо ходить далеко за примером. В Кабардино-Балкарии работают 82 таких предприятия, в основном в аграрном секторе. Люди сами работают на своей земле, и весьма успешно: в республике хорошими темпами развивается садоводство, виноградарство, овощеводство.
– Достаточно ли имеющейся законодательной базы для создания народных предприятий?
- На самом деле необходимое законодательство уже есть. В первую очередь это федеральный закон, регулирующий правовое положение работников акционерных обществ (народных предприятий), принятый 24 июня 1998 года, и краевой закон от 19 августа 2010 года, регламентирующий государственную поддержку организаций потребительской кооперации. Однако работать действующая нормативная база может куда лучше, если внести в нее актуальные поправки. Необходимо создать привлекательные условия для инвестирования в народные предприятия как для физических, так и для юридических лиц.   Напомню, что ФЗ о народных предприятиях был принят в 98-м году, однако принят был не сразу, первоначально он был отклонён Ельциным, который решил, что закон нарушает конституцию (типа, опять «советы и социализм»). После долгих согласований его приняли, но ввели такие ограничения, связанные с созданием народных предприятий, что они не приобрели массовый характер. Согласно действующему закону, народное предприятие можно создать только путём преобразования коммерческой организации, работникам которой принадлежит более 49% уставного капитала этой организации. Кроме того, народные предприятия по действующему закону не могут быть созданы на базе государственных и муниципальных унитарных предприятий.  Такие жёсткие ограничения на создание народных предприятий – это результат компромисса при принятии закона в 97-98 годах. К этому времени в нашей стране уже практически не осталось акционерных обществ, в которых акции после приватизации оставались бы на руках у трудового коллектива: почти во всех приватизированных предприятиях уже были крупные акционеры. Поэтому в народные предприятия смогли преобразоваться те немногочисленные акционерные общества, в которых руководители сами были сторонниками идей социализма на фоне разворачивающейся истерии по накоплению капитала, формированию контрольных пакетов, приобретению собственности и прочих «священных ценностей» либерализма. Необходимо законодательно поддержать возможность без рисков вкладывать средства в народные предприятия напрямую либо через специальные государственные фонды. Это означает, что в этом случае новая форма хозяйствования не только позволит расширить налоговую базу и создать дополнительные рабочие места, но и обеспечит возможность «работать» имеющимся у населения денежным накоплениям. Проект федерального закона о внесении изменений в действующий Закон об АО, подготовленный Минэкономразвития России, определяет численность акционеров в непубличных АО (взамен ЗАО) не более 500. Но как быть, если работников-акционеров существенно больше? Есть ряд вопросов по данному проекту, но если раньше не было обратной связи с разработчиками и органами власти, то после встречи с врио губернатора В.Владимировым, появилась надежда, что мы получим поддержку.
– Евгений Юрьевич, по вашей оценке, могут ли быть востребованы народные предприятия в промышленном секторе?
- Безусловно. Уже есть договоренность с одной из крупнейших компаний края – ЗАО «Энергомера», специализирующейся на производстве бытовых и производственных счетчиков, о создании первого в крае народного предприятия, которое будет производить комплектующие для них. В настоящее время эти узлы закупаются в Китае. Как только появятся первые результаты, предложения о сотрудничестве, уверен, не заставят себя долго ждать. Чтобы начать возрождение Родины и возврат собственности народу не обязательно ждать революции. Есть более простой способ - с помощью закона шаг за шагом завоёвывать информационное, экономическое и политическое пространство. Одно из направлений – борьба за народную собственность. Существуют разные способы создания народного предприятия. Нужно помнить про ограничение в действующем законе: «народное предприятие можно создать только путём преобразования коммерческой организации, работникам которой принадлежит более 49% уставного капитала этой организации». Это ограничение обходится довольно легко, если народное предприятие создаётся «с нуля». Для начала нужно создать коммерческую организацию (общество с ограниченной ответственностью или обычное акционерное общество), распределить доли в уставном капитале ООО или акции обычного акционерного общества среди работников, затем – принять решение о преобразовании в народное предприятие и пройти процедуру регистрации. Сложнее с тем, что действующий закон запрещает создавать народные предприятия путём преобразования государственных или муниципальных унитарных предприятий. По закону о приватизации эти унитарные предприятия могут быть приватизированы только путём преобразования в открытые акционерные общества, все акции которого при этом переходят в собственность государства или муниципалитета. Но и тут технически это не сложно: акции созданного при приватизации акционерного общества могут быть проданы коллективу работников с условием создания ими народного предприятия. Но в отличие от сценария создания народного предприятия «с нуля» здесь одной инициативы снизу будет недостаточно: нужно добиваться либо внесения изменений в закон о приватизации, либо внесения изменений в конкретные планы и программы приватизации. Третий способ связан с ситуацией, когда существующее предприятие принадлежит группе крупных акционеров или одному акционеру. В этом случае для создания народного предприятия нужна или твёрдая воля и организованность коллектива работников, или добрая воля собственника, или серьёзная внешняя причина (политическое давление на собственника, необходимость зашиты от рейдерского захвата, угроза недружественного поглощения и т.д.). Поскольку такой сценарий заведомо предполагает множество вариантов, то единого механизма создания народного предприятия здесь быть не может. К примеру, если собственник завода принимает решение выделить отдельное производство в форме народного предприятия, то завод создаёт дочернее предприятие, распределяет доли в нём среди работников этого дочернего предприятия, после чего работники принимают решение о преобразовании бывшей дочки в народного предприятие. Другой пример, когда собственник принимает решение продать своё акционерное общество работникам. В этом случае проводится дополнительная эмиссия акций в пользу работников, так, чтобы они стали владельцами не менее 49%, акционеры принимают решение о преобразовании в народное предприятие, после чего акции либо выкупаются у бывшего собственника, либо он остаётся владельцем пакета акций в размере до 25% и получает на них дивиденды, либо его интересы оформляются в виде договора (народное предприятие арендует у него оборудование или недвижимость, либо обязуется осуществлять сбыт продукции через дилерскую сеть, принадлежащую собственнику – вариантов много). Словом, все зависит от самих работников и от понимания того, хотят ли они сами быть совладельцами предприятий или оставаться наемными и по сути бесправными работниками на производстве.  Вот почему необходимо широко освещать эти проблемы и, конечно, работать с кадрами, особенно молодыми.


Рецензии
Вы -то сами верите в это ?

Александр Вершинин   18.05.2017 15:33     Заявить о нарушении
Не очень, при нынешнем положении дел, мне кажется, не получится

Ирина Лежава   12.01.2020 14:00   Заявить о нарушении