Легенда старшего лейтенанта Горовца
Сразу необходимо подчеркнуть, что целью этой статьи является не сомнение в мужестве и героизме нашего лётчика, отдавшего жизнь за Родину, а попытка с помощью немецких архивных документов выяснить неизвестные до сих пор подробности этого, без преувеличения, уникального случая.
Итак, в июле 1943 года 28-летний старший лейтенант Александр Константинович Горовец был заместителем командира 2-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП) и достаточно опытным летчиком. Воюя с июня 1942 года, он успел совершить 74 боевых вылета, участвовал в 10 воздушных боях, сбил 2 самолета лично (Ме-109 и Хш-126) и 2 Хе-111 в паре с другими летчиками, уничтожил около 40 автомашин, 1 паровоз, и за свои боевые успехи был награжден орденом Красного Знамени.
В то время 88-й полк базировался на полевом аэродроме Долгие Буды (в 40 км западнее Обояни), и его летчики принимали активное участие в битве под Курском. Уже в первый день немецкой наступательной операции «Цитадель» 5 июля 1943 года они сбили 30 самолетов Люфтваффе. По крайней мере, так заявили сами летчики.
На следующий день, 6 июля, советские войска приостановили наступление противника. На обояньском направлении ему удалось прорвать вторую полосу обороны лишь на одном участке (Яковлево, Лучки). Юго-восточнее Белгорода войска противника незначительно продвинулись вперед, и к исходу дня вышли ко второй оборонительной полосе. Примерно в это время, Горовец в составе десяти истребителей (по другим данным пятнадцати) Ла-5 эскадрильи капитана В. И. Мишустина, вылетел на прикрытие наших войск в район Куросавка - Владимировка - Ольховатка - Кочетовка - Зоринские Дворы.
Здесь нужно подчеркнуть, что дальнейшее описание боя Горовца основано лишь на смутных слухах и версиях, так как сам погибший герой о подробностях своего боя доложить, естественно, не смог.
Итак, в 19 часов 40 минут, когда кончилось время патрулирования, эскадрилья повернула на обратный курс. Горовец, вместе со своим ведомым лейтенантом В. М. Рекуновым замыкал строй истребителей. Неожиданно сверху из облаков вынырнул Ме-109 и попытался атаковать замыкающую пару. Желая отбить атаку, Рекунов ввязался в бой с немецким истребителем. А в это время, в районе деревни Засоринье, Горовец внезапно заметил группу из двадцати немецких пикировщиков Юнкерс-87, летевших в восточном направлении. Вероятно, из-за неисправного радиопередатчика, сообщить об этом командиру эскадрильи летчик не смог. Поэтому он решил атаковать противника в одиночку. Пикировщики уже начали перестраиваться в цепочку для бомбометания по нашим войскам, когда их атаковал Горовец. В первой же атаке он уничтожил ведущего первой девятки, а затем, поочередно атакуя остальных, сбил ещё восемь пикировщиков. Израсходовав боеприпасы, Горовец взял курс на свой аэродром, но тут его самого атаковала четверка Ме-109 (по другим данным ФВ-190). Безоружный истребитель был сбит, и отвесно упав в чей-то огород хутора Зоринские Дворы, глубоко врезался в мягкую землю. Летчик остался в кабине своего самолета, и земля надолго скрыла тайну его гибели. Поиск летчика наспех организованными поисковыми группами ничего не дал. Приказом Главного Управления Кадров МКО № 0955 от 20 августа 1943 года А. К. Горовец был исключен из списков Советской Армии как пропавший без вести, а 28 сентября 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Странно, но даже после окончания войны, поисками следов пропавшего летчика никто не занимался, хотя о его подвиге продолжали упоминать в прессе. Трудно сказать, сколько бы времени герой-летчик продолжал считаться пропавшим без вести. Но летом 1957 года трое молодых парней - жителей хутора, по собственной инициативе занявшись раскопками на огороде, куда упал истребитель, наконец-то, обнаружили обломки самолета и останки погибшего летчика. На фюзеляже истребителя Ла-5ФН еще сохранилась дарственная надпись «От колхозников и колхозниц Горьковской области» и номер 73, а на киле - «Красная ломаная стрела-молния». По найденным у летчика документам и ордену Красного Знамени было установлено, что они принадлежат старшему лейтенанту Горовцу. Останки летчика были, наконец - то, торжественно похоронены на кладбище хутора Зоринские Дворы.
А теперь немного информации о пикировщиках Люфтваффе, с которыми вел бой Горовец. Итак, по немецким данным 6 июля 1943 года пикирующие бомбардировщики Ju 87 (немцы называли их «Штуками») из StG.2 «Immelmann» и StG.77 4-го воздушного флота, в полосе действия которого вел бой Горовец, совершили 793 боевых вылета. Эскадра «Иммельманн» потерь не имела, а StG.77 потеряла пять «Штук» (ещё пять «Штук» были повреждены). Можно смело утверждать, что Горовец вел бой именно с пикировщиками из StG.77 и, думается, нелишним будет сказать несколько слов о летчиках этой эскадре, самолеты которой базировались на полевых аэродромах Толоконное и Бебаровка южнее Белгорода.
К началу Курской битвы, немцы пополнили и доукомплектовали все группы и эскадры, предназначенные для операции «Цитадель». Практически, весь лётный персонал авиационных частей состоял из опытных лётчиков, лучшие из которых были командирами. Так, например, командиром StG.77 был майор Хельмут Брук, награжденный Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Группами командовали кавалеры Рыцарского креста капитаны Карл Хенце, Хельмут Ляйхт и Георг Якоб. Кавалерами Рыцарского креста были командиры отрядов капитан Карл Фицнер (начал воевать ещё в Испании!), обер-лейтенанты Александр Глезер и Франц Кислих, а также пилоты лейтенант Рудольф Вайгель, обер-фельдфебели Георг Яуэрник и Вернер Вайраух. Кроме того, к началу операции «Цитадель», в составе эскадры, было более тридцати пилотов награжденных Германским Золотым крестом (это не считая бортовых радистов, многие из которых также были награждены этим орденом). Большинство пилотов совершили не менее 100-200, а то и более, боевых вылетов. Иными словами, каждый девятый пилот эскадры имел Рыцарский крест, каждый третий - был награжден Германским Золотым крестом. Почти все остальные пилоты также обладали большим боевым опытом и были награждены Железными крестами. Часто, группы пикировщиков, укомплектованные опытными летчиками, шли на задания даже без истребительного прикрытия. Кстати, именно в такой ситуации вел свой бой и Горовец.
Благодаря хорошо обученному и опытному лётному персоналу, эскадра, несмотря на большое число боевых вылетов, имела относительно небольшие потери, даже во время ожесточенных боев под Курском. Так, в первый день сражения 5 июля 1943 года летчики StG.77 совершили 584 боевых вылета, то есть, каждый пилот эскадры совершил по 5-6 боевых вылетов, но не потеряли ни одного самолета (!).
А теперь посмотрим на карту и уточним квадраты, в которых понесли потери 6 июля «Штуки»:
В квадрате Pl.Q.6152 огнем зенитной артиллерии был на 25% поврежден Ju 87D3 W.Nr.31100 из 9./StG77. Экипаж не пострадал.
В квадрате Pl.Q.6139 был сбит в воздушном бою Ju 87D-3 W.Nr. 110341 из 3./StG.77. Самолет был поврежден на 80% и, фактически, уничтожен, но его экипаж также не пострадал.
В квадрате Pl.Q.6141 также в воздушном бою был сбит и на 100% уничтожен Ju 87В2 W.Nr.559 из Verb.Kdo.4. Кстати, в данном случае точно известны обстоятельства боя, в котором был потерян этот «юнкерс». По данным штаба 42-го немецкого армейского корпуса, два «юнкерса» из Verb. Kdo.4 с планерами DFS.230 на буксире, в 7 часов 45 минут подверглись неожиданной атаке русских истребителей у Тарановки, примерно в 20 км за линией фронта вблизи железнодорожной ветки Харьков — Лозовая. Летчики на обоих самолетах успели отцепить планеры и, перейдя в свободный полет, планеристы успешно уклонились от преследования истребителей. Правда, в бою был сбит ведущий Ju.87B, но летчики сумели покинуть горящую машину с парашютами.
По советским данным, бой с «юнкерсами» вела четверка Як-1 младшего лейтенанта П. Д. Худова из 867-го ИАП. После меткой очереди Худова один из «юнкерсов» загорелся и упал на землю. Другие три «яка» обстреляли ведомый пикировщик и планеры, которые успели приземлиться. Летчики «яков» заявили об уничтожении обоих Ju.87 и обоих планеров, хотя, как мы уже знаем, немцы потеряли один самолет.
Продолжим, однако, наш список:
В квадрате Pl.Q.6119 в воздушном бою был легко на 10% поврежден Ju 87D3 W.Nr.2445 из 9./StG77. Среди экипажа пострадавших не было.
В квадрате Pl.Q6116 было потеряно два самолета. У одного из них - Ju 87D3 W.Nr.1481 из 2./StG.77 загорелся в воздухе мотор, но экипаж спасся на парашютах. А вот экипажу Ju 87D3 W.Nr.110324 из 5./StG.77, сбитому в воздушном бою, не повезло: пилот лейтенант Гюнтер Мюххаус (Gunther Muhhaus) и борт-радист унтер-офицер Бекманн (Beckmann) погибли.
Но самые большие потери «Штуки» понесли в квадрате Pl.Q.6124: там были сбиты или повреждены пять самолетов. Огнем зенитной артиллерии на 15% и 10% соответственно были легко повреждены Ju 87D3 W.Nr.110346 из 6./StG.77 и Ju 87D3 W.Nr.110072 из 2./StG.77, а в воздушном бою на 15% был поврежден Ju 87D3 W.Nr.1279 из 4./StG.77. Среди членов экипажей этих самолетов потерь не было. Однако были потеряны экипажи двух других «Штук», сбитых зенитным огнем. Экипаж Ju 87D3 W.Nr.11012 в составе пилота лейтенанта Ульриха Кёлера (Ulrich Kohler) и борт-радиста Германна Штрайтёра (Hermann Streit;r) из 1./StG.77 погиб, а экипаж Ju 87D3 W.Nr.100016 в составе пилота унтер-офицера Эрнста Пегеля (Ernst Pegel) и борт-радиста унтер-офицера Йозефа Видеманна (Josef Wiedemann) из 8./StG.77 пропал без вести.
Что можно сказать по поводу этих потерь? Во-первых, причины потерь в документах указаны разные. Считается, что в воздушных боях были потеряны 5 (один из них, как мы точно установили, был сбит младшим лейтенантом П. Д. Худовым), от огня зенитной артиллерии - тоже 5 и от возгорания мотора - 1 самолет. В данном случае, можно предположить, что возгорание мотора Ju 87 W.Nr.1481 произошло в результате повреждений, полученных в воздушном бою, а некоторые из пяти самолетов, считающиеся пострадавшими от зенитного огня, на самом деле были подбиты в воздушном бою. Во-вторых, судя по квадратам, потери распределились весьма неравномерно. И здесь, тоже можно допустить, что некоторые самолеты, будучи подбиты Горовцом, продолжали лететь какое-то время и, падали или совершали вынужденные посадки уже в других квадратах, за десятки километров от места боя. Во всяком случае, в близлежащих квадратах 6116, 6119, 6124 и 6141, действительно, были подбиты девять «Штук» W.Nr.559, 1279, 1481, 2445, 110012, 100016, 100072, 110324, 110346, в том числе, пять из них были уничтожены. Но, в-третьих, практически все «Штуки» были из разных групп и отрядов!
Вот как распределились потери по отрядам:
1./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.11012 100% зенитный огонь
2./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.1481 100% возгорание мотора
2./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.100072 10% зенитный огонь
3./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110341 80% воздушный бой
4./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.1279 15% воздушный бой
5./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110324 100% воздушный бой
6./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110346 15% зенитный огонь
8./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.100016 100% зенитный огонь
9./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.31100 25% зенитный огонь
9./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.2445 10% воздушный бой
То есть в группе из 20 пикировщиков, которую атаковал Горовец, не могли быть одновременно самолеты из 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 и 9-го отрядов StG.77. Ну, никак не могли! И, действительно, полностью укомплектованная эскадра, не понесшая никаких потерь в предыдущий день, совершенно не испытывала необходимости отправлять на задание смешанную группу из всех отрядов, а действовала целыми подразделениями.
Не следует забывать и о том, что кроме 88-го ГИАП, в составе 2-й воздушной армии в районе Белгорода действовали и другие истребительные полки, например, 40-й и 41-й ГИАП, 27-й, 193-й, 240-й, 247-й, 270-й, 728-й ИАП и многие другие. Всего летчики 2-й воздушной армии провели в тот день 90 воздушных боев и доложили об уничтожении более ста немецких самолетов, в том числе не менее 32 пикировщиков Ю-87. Например, в 19 часов 15 минут свой первый Юнкерс-87 сбил лейтенант И. Н. Кожедуб, в будущем - лучший советский ас и трижды Герой Советского Союза. Само собой, нельзя обойти вниманием и наших зенитчиков, также записавших на свой счет немалое количество сбитых самолетов, что, кстати, подтверждают и немецкие документы.
Нет однозначных ответов и на другие вопросы, связанные с боем Горовца. Так, нет никаких упоминаний о найденных в районе боя обломках сбитых «юнкерсов», погибших или попавших в плен немецких летчиков. Не смогли найти даже самолет Горовца, хотя, как утверждается во многих литературных источниках, бой наблюдали не только жители Зоринских Дворов, но и многие танкисты 242-й танковой бригады, находившиеся на южной окраине хутора, куда упал «лавочкин». Наблюдали бой, якобы, также солдаты и офицеры 1-й танковой армии, 6-й гвардейской армий и других наземных частей. А командующий фронтом генерал Н. Ф. Ватутин, который тоже, якобы, видел этот бой, приказал немедленно представить летчика к званию Героя Советского Союза. Но, несмотря на наличие многих свидетелей и то, что территория хутора Зоринские Дворы оставалась в наших руках, действия поисковых групп 88-го ГИАП и 8-й ГИАД, по непонятным причинам, оказались безрезультатными. Это вызывает, мягко говоря, недоумение. Создается впечатление, что летчика, совершившего небывалый подвиг, просто-напросто не искали! Почему?! Может быть, это каким-то образом могло помешать спешно созданной новой легенде советской пропаганды? Мало того, в последнее время появились утверждения, что Горовец не вернулся из вылета ещё утром и вообще не участвовал в том знаменитом бою, а вся легенда о его небывалом подвиге была на ходу сочинена каким-то безвестным автором из политотдела, для поддержания морального духа советских воинов…
И, всё-таки сбил, или не сбил девять самолетов в том бою Горовец? Даже если теоретически предположить подобное, то в таком случае автоматически ставятся под сомнения воздушные победы многих летчиков 2-й воздушной армии, в том числе будущего лучшего советского аса и трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба…
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: оставшись один над полем боя, А. К. Горовец действительно мог атаковать группу вражеских самолетов и, возможно, сбить или подбить один - два, или даже три самолета. Однако факт уничтожения девяти немецких самолетов в одном бою представляется больше плодом воображения кого-то из деятелей советской политической пропаганды, чем событием, реально имевшим место.
Свидетельство о публикации №214030101216
Александр Абрамов 76 04.11.2024 16:40 Заявить о нарушении
Олег Каминский 05.11.2024 08:10 Заявить о нарушении