Легенда старшего лейтенанта Горовца

       О  подвигах  советских  воинов  в  годы  Великой  Отечественной  войны  написано  и  рассказано  так  много,  что  вряд  ли  кто-то  не  слышал  о  необычном  подвиге  лётчика-истребителя  старшего  лейтенанта  А.  К.  Горовца,  сбившего  в  одном  бою  сразу  девять  фашистских  самолетов.  И,  действительно,  этому  лётчику  и  описаниям  его  подвига  посвящены  книги,  десятки  статей  и  множество  упоминаний  в  различных  текстах.  Но,  если  раньше  сомнений  в  подвиге  Горовца  не  было  и,  все  с  энтузиазмом  верили,  что  советский  человек  способен  ещё  и  не  на  такой  подвиг,  то  теперь,  когда  развенчаны  многие  мифы  и  легенды  советского  периода,  появился  скептицизм  при  оценке  не  только  наших  былых  трудовых  достижений,  но  и  боевых  подвигов.  Неожиданно  выяснилось,  что  многие  победы  советского  оружия,  считавшиеся  до  недавнего  времени  блестящими,  на  деле  оказались  пирровыми  победами,  если  не  сказать  хуже.  Появились  сомнения  и  в  героических  подвигах,  канонизированных  советской  пропагандой.  Настало  время  разобраться  и  с  подвигом  лётчика  Горовца,  тем  более,  что  этот  удивительный случай  документально,  то  есть  документами  противника,  подтвержден  пока  не был. 

       Сразу  необходимо  подчеркнуть,  что  целью  этой статьи  является  не  сомнение  в  мужестве  и  героизме  нашего  лётчика,  отдавшего  жизнь  за  Родину,  а  попытка  с  помощью  немецких  архивных  документов  выяснить  неизвестные  до  сих  пор  подробности  этого,  без  преувеличения,  уникального  случая.   

       Итак,  в  июле  1943  года  28-летний  старший  лейтенант  Александр  Константинович  Горовец  был  заместителем  командира  2-й  эскадрильи  88-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка  (ГИАП)  и  достаточно  опытным  летчиком.  Воюя  с  июня  1942  года,  он  успел  совершить  74  боевых  вылета,  участвовал  в  10  воздушных  боях,  сбил  2  самолета  лично  (Ме-109  и  Хш-126)  и  2  Хе-111  в  паре  с  другими  летчиками,  уничтожил  около  40  автомашин,  1  паровоз,  и  за  свои  боевые  успехи  был  награжден  орденом  Красного  Знамени. 

       В  то  время  88-й  полк  базировался  на  полевом  аэродроме  Долгие  Буды  (в  40  км  западнее  Обояни),  и  его  летчики  принимали  активное  участие  в  битве  под  Курском.  Уже  в  первый  день  немецкой  наступательной  операции  «Цитадель»  5  июля  1943  года  они  сбили  30  самолетов  Люфтваффе. По крайней мере, так заявили сами летчики.   

       На  следующий  день,  6  июля,  советские  войска  приостановили  наступление  противника.  На  обояньском  направлении  ему  удалось  прорвать  вторую  полосу  обороны  лишь  на  одном  участке  (Яковлево,  Лучки).  Юго-восточнее  Белгорода  войска  противника  незначительно  продвинулись  вперед,  и  к  исходу  дня  вышли  ко  второй  оборонительной  полосе.  Примерно  в  это  время,  Горовец  в  составе  десяти  истребителей  (по  другим  данным  пятнадцати)  Ла-5  эскадрильи  капитана  В.  И.  Мишустина,  вылетел  на  прикрытие  наших  войск  в  район  Куросавка - Владимировка - Ольховатка - Кочетовка - Зоринские  Дворы.

       Здесь  нужно  подчеркнуть,  что  дальнейшее  описание  боя  Горовца  основано  лишь  на  смутных  слухах  и  версиях,  так  как  сам  погибший  герой  о  подробностях  своего  боя  доложить,  естественно,  не  смог. 

       Итак,  в  19  часов  40  минут,  когда  кончилось  время  патрулирования,  эскадрилья  повернула  на  обратный  курс.  Горовец,  вместе  со  своим  ведомым  лейтенантом  В.  М.  Рекуновым  замыкал  строй  истребителей.  Неожиданно  сверху  из  облаков  вынырнул  Ме-109  и  попытался  атаковать  замыкающую  пару.  Желая  отбить  атаку,  Рекунов  ввязался  в  бой  с  немецким  истребителем.  А  в  это  время,  в  районе  деревни  Засоринье,  Горовец  внезапно  заметил  группу  из  двадцати  немецких  пикировщиков  Юнкерс-87,  летевших  в  восточном  направлении.  Вероятно,  из-за  неисправного  радиопередатчика,  сообщить  об  этом  командиру  эскадрильи  летчик  не  смог.  Поэтому  он  решил  атаковать  противника  в  одиночку.  Пикировщики  уже  начали  перестраиваться  в  цепочку  для  бомбометания  по  нашим  войскам,  когда  их  атаковал  Горовец.  В  первой  же  атаке  он  уничтожил  ведущего  первой  девятки,  а  затем,  поочередно  атакуя  остальных,  сбил  ещё  восемь  пикировщиков.  Израсходовав  боеприпасы,  Горовец  взял  курс  на  свой  аэродром,  но  тут  его  самого  атаковала  четверка  Ме-109  (по  другим  данным  ФВ-190).  Безоружный  истребитель  был  сбит,  и  отвесно  упав  в  чей-то  огород  хутора  Зоринские  Дворы,  глубоко  врезался  в  мягкую  землю.  Летчик  остался  в  кабине  своего  самолета,  и  земля  надолго  скрыла  тайну  его  гибели.  Поиск  летчика  наспех  организованными  поисковыми  группами  ничего  не  дал.  Приказом  Главного  Управления  Кадров  МКО  №  0955  от  20  августа  1943  года  А.  К.  Горовец  был  исключен  из  списков  Советской  Армии  как  пропавший  без  вести,  а  28  сентября  1943  года  ему  посмертно  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.

       Странно,  но  даже  после  окончания  войны,  поисками  следов  пропавшего  летчика  никто  не  занимался,  хотя  о  его  подвиге  продолжали  упоминать  в  прессе.  Трудно  сказать,  сколько  бы  времени  герой-летчик  продолжал  считаться  пропавшим  без  вести.  Но  летом  1957  года  трое  молодых  парней - жителей  хутора,  по  собственной  инициативе  занявшись  раскопками  на  огороде,  куда  упал  истребитель,  наконец-то,  обнаружили  обломки  самолета  и  останки  погибшего  летчика.  На  фюзеляже  истребителя  Ла-5ФН  еще  сохранилась  дарственная  надпись  «От  колхозников  и  колхозниц  Горьковской  области»  и  номер  73,  а  на  киле  -  «Красная  ломаная  стрела-молния».  По  найденным  у  летчика  документам  и  ордену  Красного  Знамени  было  установлено,  что  они  принадлежат  старшему  лейтенанту  Горовцу.  Останки  летчика  были,  наконец - то,  торжественно  похоронены  на  кладбище  хутора  Зоринские  Дворы.

       А  теперь  немного  информации  о  пикировщиках  Люфтваффе,  с  которыми  вел  бой  Горовец.  Итак,  по  немецким  данным   6  июля  1943  года  пикирующие  бомбардировщики   Ju 87  (немцы  называли  их  «Штуками»)  из  StG.2  «Immelmann»  и  StG.77  4-го  воздушного  флота,  в  полосе  действия  которого  вел  бой  Горовец,  совершили  793  боевых  вылета.  Эскадра  «Иммельманн»  потерь  не  имела,  а  StG.77  потеряла  пять  «Штук»  (ещё  пять  «Штук»  были  повреждены).  Можно  смело  утверждать,  что  Горовец  вел  бой  именно  с  пикировщиками  из  StG.77  и,  думается,  нелишним  будет  сказать  несколько  слов  о  летчиках  этой  эскадре,  самолеты  которой  базировались  на  полевых  аэродромах  Толоконное  и  Бебаровка  южнее  Белгорода.   

       К  началу  Курской  битвы,  немцы  пополнили  и  доукомплектовали  все  группы  и  эскадры,  предназначенные  для  операции  «Цитадель».  Практически,  весь  лётный  персонал  авиационных  частей  состоял  из  опытных  лётчиков,  лучшие  из  которых  были  командирами.  Так,  например,  командиром  StG.77  был  майор  Хельмут  Брук,  награжденный  Дубовыми  листьями  к  Рыцарскому  кресту.  Группами  командовали  кавалеры  Рыцарского  креста  капитаны  Карл  Хенце,  Хельмут  Ляйхт  и  Георг  Якоб.  Кавалерами  Рыцарского  креста  были  командиры  отрядов  капитан  Карл  Фицнер  (начал  воевать  ещё  в  Испании!),  обер-лейтенанты  Александр  Глезер  и  Франц  Кислих,  а  также  пилоты  лейтенант  Рудольф  Вайгель,  обер-фельдфебели  Георг  Яуэрник  и  Вернер  Вайраух.  Кроме  того,  к  началу  операции  «Цитадель»,  в  составе  эскадры,  было  более  тридцати  пилотов  награжденных  Германским  Золотым  крестом  (это  не  считая  бортовых  радистов,  многие  из  которых  также  были  награждены  этим  орденом).  Большинство пилотов  совершили  не  менее  100-200,  а  то  и  более,  боевых  вылетов.  Иными  словами,  каждый  девятый  пилот  эскадры  имел  Рыцарский  крест,  каждый  третий  -  был  награжден  Германским  Золотым  крестом.  Почти  все  остальные  пилоты  также  обладали  большим  боевым  опытом  и  были  награждены  Железными  крестами.  Часто,  группы  пикировщиков,  укомплектованные  опытными  летчиками,  шли  на  задания  даже  без  истребительного  прикрытия.  Кстати,  именно  в  такой  ситуации  вел  свой  бой  и  Горовец.

       Благодаря  хорошо  обученному  и  опытному  лётному  персоналу,  эскадра,  несмотря  на  большое  число  боевых  вылетов,  имела  относительно  небольшие  потери,  даже  во  время  ожесточенных  боев  под  Курском.  Так,  в  первый  день  сражения  5  июля  1943  года  летчики  StG.77  совершили  584  боевых  вылета,  то  есть,  каждый  пилот  эскадры  совершил  по  5-6  боевых  вылетов,  но  не  потеряли  ни  одного  самолета  (!). 

       А  теперь  посмотрим  на  карту  и  уточним  квадраты,  в  которых  понесли  потери  6  июля  «Штуки»:

       В  квадрате  Pl.Q.6152  огнем  зенитной  артиллерии  был  на  25%  поврежден  Ju 87D3  W.Nr.31100  из  9./StG77.  Экипаж  не  пострадал.

       В  квадрате  Pl.Q.6139  был  сбит  в  воздушном  бою  Ju 87D-3 W.Nr. 110341  из  3./StG.77.  Самолет  был  поврежден  на  80%  и,  фактически,  уничтожен,  но  его  экипаж  также  не  пострадал.

       В  квадрате  Pl.Q.6141  также  в  воздушном  бою  был  сбит  и  на  100%  уничтожен  Ju 87В2  W.Nr.559  из  Verb.Kdo.4.  Кстати,  в  данном  случае  точно  известны  обстоятельства  боя,  в  котором  был  потерян  этот  «юнкерс».  По  данным  штаба  42-го  немецкого  армейского  корпуса,  два  «юнкерса»  из  Verb. Kdo.4  с  планерами  DFS.230  на  буксире,  в  7  часов  45  минут  подверглись  неожиданной  атаке  русских  истребителей  у  Тарановки,  примерно  в  20  км  за  линией  фронта  вблизи  железнодорожной  ветки  Харьков — Лозовая.  Летчики  на  обоих  самолетах  успели  отцепить  планеры  и,  перейдя  в  свободный  полет,  планеристы  успешно  уклонились  от  преследования  истребителей.  Правда,  в  бою  был  сбит  ведущий  Ju.87B,  но  летчики  сумели  покинуть  горящую  машину  с  парашютами.

       По  советским  данным,  бой  с  «юнкерсами»  вела  четверка Як-1  младшего  лейтенанта  П.  Д.  Худова  из  867-го  ИАП.  После  меткой  очереди  Худова  один  из  «юнкерсов»  загорелся  и  упал  на  землю.  Другие  три  «яка»  обстреляли  ведомый  пикировщик  и  планеры,  которые  успели  приземлиться.  Летчики  «яков»  заявили  об  уничтожении  обоих  Ju.87  и  обоих  планеров,  хотя,  как  мы  уже  знаем,  немцы  потеряли  один  самолет.

       Продолжим,  однако,  наш  список:

       В  квадрате  Pl.Q.6119  в  воздушном  бою  был  легко  на  10%  поврежден  Ju 87D3  W.Nr.2445  из  9./StG77.  Среди  экипажа  пострадавших  не  было. 

       В  квадрате  Pl.Q6116  было  потеряно  два  самолета.  У  одного  из  них  -  Ju 87D3  W.Nr.1481  из  2./StG.77  загорелся  в  воздухе  мотор,  но  экипаж  спасся  на  парашютах.  А  вот  экипажу  Ju 87D3  W.Nr.110324  из  5./StG.77,  сбитому  в  воздушном  бою,  не  повезло:  пилот  лейтенант  Гюнтер  Мюххаус  (Gunther  Muhhaus)  и  борт-радист  унтер-офицер  Бекманн  (Beckmann)  погибли. 

       Но  самые  большие  потери  «Штуки»  понесли  в  квадрате  Pl.Q.6124:  там  были  сбиты  или  повреждены  пять  самолетов.  Огнем  зенитной  артиллерии  на  15%  и  10%  соответственно  были  легко  повреждены  Ju 87D3  W.Nr.110346  из  6./StG.77  и  Ju 87D3  W.Nr.110072  из  2./StG.77,  а  в  воздушном  бою  на  15%  был  поврежден  Ju 87D3  W.Nr.1279  из  4./StG.77.  Среди  членов  экипажей  этих  самолетов  потерь  не  было.  Однако  были  потеряны  экипажи  двух  других  «Штук»,  сбитых  зенитным  огнем.  Экипаж  Ju 87D3  W.Nr.11012  в  составе  пилота  лейтенанта  Ульриха  Кёлера  (Ulrich  Kohler)  и  борт-радиста  Германна  Штрайтёра  (Hermann  Streit;r)  из  1./StG.77  погиб,  а  экипаж  Ju 87D3  W.Nr.100016  в  составе  пилота  унтер-офицера  Эрнста  Пегеля  (Ernst  Pegel)  и  борт-радиста  унтер-офицера  Йозефа  Видеманна  (Josef  Wiedemann)  из  8./StG.77  пропал  без  вести.   

       Что  можно  сказать  по  поводу  этих  потерь?  Во-первых,  причины  потерь  в  документах  указаны  разные.  Считается,  что  в  воздушных  боях  были  потеряны  5  (один  из  них,  как  мы  точно  установили,  был  сбит  младшим  лейтенантом  П.  Д.  Худовым),  от  огня  зенитной  артиллерии  -  тоже  5  и  от  возгорания  мотора  -  1  самолет.  В  данном  случае,  можно  предположить,  что  возгорание  мотора  Ju 87  W.Nr.1481  произошло  в  результате  повреждений,  полученных  в  воздушном  бою,  а  некоторые  из  пяти  самолетов,  считающиеся  пострадавшими  от  зенитного  огня,  на  самом  деле  были  подбиты  в  воздушном  бою.  Во-вторых,  судя  по  квадратам,  потери  распределились  весьма  неравномерно.  И  здесь,  тоже  можно  допустить,  что  некоторые  самолеты,  будучи  подбиты  Горовцом,  продолжали  лететь  какое-то  время  и,  падали  или  совершали  вынужденные  посадки  уже  в  других  квадратах,  за  десятки  километров  от  места  боя.  Во  всяком  случае,  в  близлежащих  квадратах  6116,  6119,  6124  и  6141,  действительно,  были  подбиты  девять  «Штук»  W.Nr.559,  1279,  1481,  2445,  110012,  100016,  100072,  110324,  110346,  в  том  числе,  пять  из  них  были  уничтожены.  Но,  в-третьих,  практически  все  «Штуки»  были  из  разных  групп  и  отрядов! 

       Вот  как  распределились  потери  по  отрядам:

       1./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.11012      100%     зенитный  огонь
       2./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.1481        100%     возгорание  мотора
       2./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.100072      10%     зенитный  огонь    
       3./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.110341      80%     воздушный  бой

       4./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.1279           15%     воздушный  бой
       5./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.110324     100%     воздушный  бой
       6./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.110346       15%     зенитный  огонь

       8./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.100016     100%     зенитный  огонь
       9./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.31100         25%     зенитный  огонь
       9./StG.77     Ju 87D3     W.Nr.2445           10%     воздушный  бой

       То  есть  в  группе  из  20  пикировщиков,  которую  атаковал  Горовец,  не  могли  быть  одновременно  самолеты  из  1,  2,  3,  4,  5,  6,  8  и  9-го  отрядов  StG.77.  Ну,  никак  не  могли!  И,  действительно,  полностью  укомплектованная  эскадра,  не  понесшая  никаких  потерь  в  предыдущий  день,  совершенно  не  испытывала  необходимости  отправлять  на  задание  смешанную  группу  из  всех  отрядов,  а  действовала  целыми  подразделениями.

       Не  следует  забывать  и  о  том,  что  кроме  88-го  ГИАП,  в  составе  2-й  воздушной  армии  в  районе  Белгорода  действовали  и  другие  истребительные  полки,  например,  40-й  и  41-й  ГИАП,  27-й,  193-й,  240-й,  247-й,  270-й,  728-й  ИАП  и  многие  другие.  Всего  летчики  2-й  воздушной  армии  провели  в  тот  день  90  воздушных  боев  и  доложили  об  уничтожении  более  ста  немецких  самолетов,  в  том  числе  не  менее  32  пикировщиков  Ю-87.  Например,  в  19  часов  15  минут  свой  первый  Юнкерс-87  сбил  лейтенант  И.  Н.  Кожедуб,  в  будущем  -  лучший  советский  ас  и  трижды  Герой  Советского  Союза.  Само  собой,  нельзя  обойти  вниманием  и  наших  зенитчиков,  также  записавших  на  свой  счет  немалое  количество  сбитых  самолетов,  что,  кстати,  подтверждают  и  немецкие  документы.
 
       Нет  однозначных  ответов  и  на  другие  вопросы,  связанные  с  боем  Горовца.  Так,  нет  никаких  упоминаний  о  найденных  в  районе  боя  обломках  сбитых  «юнкерсов»,  погибших  или  попавших  в  плен  немецких  летчиков.  Не  смогли  найти  даже  самолет  Горовца,  хотя,  как  утверждается  во  многих  литературных  источниках,  бой  наблюдали  не  только  жители  Зоринских  Дворов,  но  и  многие  танкисты  242-й  танковой  бригады,  находившиеся  на  южной  окраине  хутора,  куда  упал  «лавочкин».  Наблюдали  бой,  якобы,  также  солдаты  и  офицеры  1-й  танковой  армии,  6-й  гвардейской  армий  и  других  наземных  частей.  А  командующий  фронтом  генерал    Н.  Ф.  Ватутин,  который  тоже,  якобы,  видел  этот  бой,  приказал  немедленно  представить  летчика  к  званию  Героя  Советского  Союза.  Но,  несмотря  на  наличие  многих  свидетелей  и  то,  что  территория  хутора  Зоринские  Дворы  оставалась  в  наших  руках,  действия  поисковых  групп  88-го  ГИАП  и  8-й  ГИАД,  по  непонятным  причинам,  оказались  безрезультатными.  Это  вызывает,  мягко  говоря,  недоумение.  Создается  впечатление,  что  летчика,  совершившего  небывалый  подвиг,  просто-напросто  не  искали!  Почему?!  Может  быть,  это  каким-то  образом  могло  помешать  спешно  созданной  новой  легенде  советской  пропаганды?  Мало  того,  в  последнее  время  появились  утверждения,  что  Горовец  не  вернулся  из  вылета  ещё  утром  и  вообще  не  участвовал  в  том  знаменитом  бою,  а  вся  легенда  о  его  небывалом  подвиге  была  на  ходу  сочинена  каким-то  безвестным  автором  из  политотдела,  для  поддержания  морального  духа  советских  воинов…               

       И,  всё-таки  сбил,  или  не  сбил  девять  самолетов  в  том  бою  Горовец?  Даже  если  теоретически  предположить  подобное,  то  в  таком  случае  автоматически  ставятся  под  сомнения  воздушные  победы  многих  летчиков  2-й  воздушной  армии,  в  том  числе  будущего  лучшего  советского  аса  и  трижды  Героя  Советского  Союза  И.  Н.  Кожедуба… 

       Подводя  итог  всему  вышеизложенному,  можно  сделать  следующий  вывод:  оставшись  один  над  полем  боя,  А.  К.  Горовец  действительно  мог  атаковать  группу  вражеских  самолетов  и,  возможно,  сбить  или  подбить  один  -  два,  или  даже  три  самолета.  Однако  факт  уничтожения  девяти  немецких  самолетов  в  одном  бою  представляется  больше  плодом  воображения  кого-то  из  деятелей  советской  политической  пропаганды,  чем  событием,  реально  имевшим  место. 


Рецензии
Отдельные индивиды, которые подвергают сомнению успехи летчиков люфтваффе либо далеки от истории авиации, либо упоротые вконец, уж простите за грубость. Вместо того, чтобы проверить ту или иную информацию самим, они лучше будут слепо верить устоявшимся мифам, Кожедуб, Покрышкин и Горовец - это предел их познания, и не приходит в голову никому, что тот же Кожедуб на фронте с апреля 1943 года, а до этого опыта боевого не имел. Где же он так поднаторел? Откуда такой гений взялся? И почему в последующих войнах он никак себя не проявил, в той же Корее в 50-х на посту комдива американцев не сбивал, в бой молодняк не водил, опыт боевой не передавал, как это делали в свое время немецкие комдивы: Мельдерс и Лютцов, Траутлофт и Голлоб, Штейнхоф и Храбак. Почему все наши асы со счетами 50+ вдруг оказались в 5-й воздушной армии, никто почему-то такой вопрос не задаёт. А что же на других участках фронта не было жарких воздушных боёв?! Нет, в своем глазу этим бревна не разглядеть в упор, это точно, и доказывать что-то бессмысленно! Мы лучше будем клеймить позором Хартмана и Марсейля.

Владислав Гуляев   30.05.2025 23:08     Заявить о нарушении
Владислав, большое спасибо за рецензию! Очень интересно и верно Вы рассуждаете! Действительно, мне часто приходится сталкиваться с упоротыми ура-патриотами, которые тупо не желают верить очевидным фактам.
С уважением,

Олег Каминский   31.05.2025 07:14   Заявить о нарушении
Спасибо, охотно Вам верю.

Владислав Гуляев   31.05.2025 08:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.