1 О философе Г. С. Померанце

Из тоненькой тетрадочки, куда я записывала встречи с интересными людьми. Стиль рассказчика сохранён, чуть-чуть отредактирован разговорный язык.

У нашего философа Григория Померанца мама была актрисой, папа бухгалтером. Никакого религиозного воспитания он не получил. С детства жил в Вильне. Хорошо знал польский язык.

Григорий Соломонович рассказывает: «Дети умнее подростков. Я читал рассказы о мистиках, которые в посте и молитве ищут просветления.

Органических связей с русской классической литературой не было. Я брал книги в библиотеке. Я был похож на девочку херувимской наружности. Жестокое недовольство своей наружностью присуще многим. Снимается это только тогда, когда в голове накапливается что-то, что превысит внешнее.

Физическая гадкость переплеталась с социальной. Я не знал, что хорошо, что плохо. Я жутко завидовал тем, кто имели одежду времени и знали, как надо жить. В духовном отношении я чувствовал себя человеком как бы без дворянских манер.

Подойти к реальной девушке я не мог, я не хотел её совращать. Я с трудом выбирался из внутренней мути. Я потом влюблялся и очень сильно, но это было позже.

Вдруг меня захватывала какая-нибудь идея. В 16 лет я написал комментарии к трагедии Гёте «Фауст».

Сам процесс писания что-то даёт, втягивает.  Первым литературным героем, который дал мне выход, был Люсьен из романа Стендаля «Красное и чёрное». Рохля Люсьен оказался очень интересным человеком.

Позднего Горького я терпеть не могу. Стендаль был моей потребностью. Хорошо было то, что Стендаль ничего о Боге не говорил. Из-за этого я не был защищён от эротических наплывов.

Стендаль понятным мне языком человека, оторванного от глубочайших ценностей, но одарённого, чувствующего красоту, помог мне.

В чакре между бровями у меня были взрывы энергий.

Я пошёл учиться на филологический факультет. Через год его разогнали. Я погрузился в древнерусскую литературу. Начались лекции Пинского. Для головы у меня нашлось, чем жить.

Гитлер пришёл к власти. Надо было создать новые штампы — патриотизма, народности.

У меня начались скачки духовного созревания. Я стал непосредственно чувствовать добро и зло интеллектуалтьных вещей. В детстве я отвернулся от бедного мальчика, и мне стало очень нехорошо.

Ничего розового кругом не было, было темно. Мама спросила меня, когда мне было 20 лет: "Это и есть социализм?". "Да", - и я почувствовал (вот здесь - показывает на грудь), что это ложь.

Я пытался понять: почему мне невыносима идея бесконечности? Я отложил это, так как боялся провалиться в пропасть.

В 20 лет я решил решить эту задачу. Три месяца в начале 1938 годы я повторял себе: "Если есть бесконечность, то меня нет, если я есть, то нет бесконечности". Я углубился в себя, ничего вокруг не замечая. Я до того сосредоточился на этой мысли, что у меня на глазах расплылся абажур.

Если есть единое - многого не существует. Из-за напряжённого вглядывания в эту мысль во мне возникло две идеи - ценной была медитация. Я спустился внутрь себя и увидел Свет. Я не знал, что это медитация.

Для философа Николая Фёдорова была идея воскрешать мёртвых. К несчастью я тогда придал слишком серьёзное значение этим конструкциям".

*

Сведения из интернета о философе Г.С. Померанце:

Родился в г. Вильно (ныне Вильнюс) в 1918 г. Окончил отделение русской литературы Института истории, философии, литературы (МИФЛИ) в 1940 г. За "идеологически невыдержанную" курсовую о Достоевском не был допущен в аспирантуру.

Участник Великой Отечественной войны, прошёл от Сталинграда до Берлина, был дважды ранен. В 1946 исключен из ВКП(б) за “антипартийные заявления”. В 1949 арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден; после смерти Сталина (1953) освобожден и реабилитирован (1956).

Работал преподавателем Тульского педагогического института (1940-41), в тресте Союзэнергомонтаж, киоскером “Союзпечати” (1946-49), учителем в сельской школе (1953-56), библиографом в отделе стран Азии и Африки ФБОН АН С ССР (с 1956).

Григорий Померанц был близок к диссидентским кругам, много печатался в там- и самиздате. В 1965 году его дискуссионное выступление в Институте Философии "О роли нравстенного облика личности в жизни исторического коллектива" было опубликовано в самиздате и стало одним из знаковых событий инакомыслия 60-х.

Сведения из интернета о философе Николае Фёдоровиче Фёдорове:

Николай Фёдорович Фёдоров (1828 или 1829—1903) — русский религиозный мыслитель и философ, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников Русского Космизма

Николай Федоров, легендарный "Московский Сократ", которого Толстой и Достоевский называли гениальным русским мыслителем, мечтал воскресить людей. Он не желал примириться с гибелью хотя бы одного человека. С помощью научных центров он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в Общем Деле объединения Человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Надеюсь на продолжения этого материала.

Фотография Г.С. Померанца.


Рецензии
С большим интересом прочитала. Очень необычный светлый человек Григорий Померанц...

С уважением,

Наталья Эстеван   19.05.2014 21:31     Заявить о нарушении
Я бывала на его вечерах. Он искренен и чист, как ребёнок. Спасибо Вам, Наталья!

Галина Ларская   19.05.2014 23:09   Заявить о нарушении
Какая Вы счастливая, что лично знали Григория Померанца!

Наталья Эстеван   20.05.2014 01:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.