11. Акеда. Aвраам-4

Следующая история из жизни Авраама, которую мы расскажем, –  история жертвоприношения Ицхака, весьма таинственная и до конца непонятная, всегда вызывавшая и вызывающая ныне много серьезных вопросов, на которые так и нет однозначных ответов. Впрочем, судите сами.


                Акеда.


27 элула 2085 года от сотворения мира, когда Аврааму было 137 лет, Саре – 127, а Ицхаку – 37 лет, Всесильный, решив еще раз испытать Авраама, явился к нему и повелел ему принести в жертву Ицхака. Это испытание получило название "Акедат Ицхак" или просто "Акеда" от корня акад – «связывать».

Самое удивительное и не постижимое в жизни Авраама – это то, что после слов Творца: «Возьми, пожалуйста, сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в страну Мория, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе», Авраам ничего не сказал в ответ, но поспешил исполнять даже не повеление, а только просьбу Творца. Авраам ни один раз не соглашается и спорит с Творцом, доказывая Ему иной взгляд на происходящее и иное понимание событий. Вспомним «торговлю» Авраама за уничтоженные города долины Иордана. Или нежелание выгонять Ишмаэля с Агарью. А тут Авраам вдруг промолчал. Хотя у него имелись все основания поспорить с Творцом. Разве не сам Творец обещал ему сделать его народом великим, разве не говорил, что в Ицхаке наречется ему семя, разве не обещал заключить именно с Ицхаком и его потомством вечный союз? Разве может Творец, как капризная барышня, переменить свои клятвы и обещания? И зачем тогда Авраам прожил жизнь свою? Зачем было все то, что с ним происходило? Но молчит Авраам. Ни слова не промолвил в защиту Ицхака.

А мидраш говорит, что все же состоялся между Творцом и Авраамом диалог. Сказал Бог:

– Возьми сына твоего.

– Которого из сыновей? – спросилАвраам.

– Единственного твоего, – говорит Адонай.

– Каждый из них единственный у своей матери, – не понимает Авраам.

– Того, которого ты любишь, – не называет имени Бог.

– Я люблю их обоих, – сопротивляется Авраам.

– Возьми Ицхака, – вынужден сказать Творец, – ступай на гору и принеси его в жертву.

Удивился ли Авраам такому велению Творца? Он и сам уже дважды приносил в жертву Ицхака и потомство свое по его линии: один раз в Египте, другой – у Авимелеха (1). И понадобилось вмешательство Бога, чтобы «жертва» эта не состоялась. На этот раз сам Господь говорит о необходимости пожертвовать Ицхаком, и Авраам не возражает. Он с готовностью, не откладывая дела в долгий ящик, спешит принести в жертву Ицхака. Так на самом ли деле Ицхак любимый его сын?

Посмотрите еще раз внимательно на приведенный мидраш. Что из него следует? Что Ицхак – прежде всего сын Сары, но не единственный сын Авраама, и вовсе не любимый его сын. Творец прилагает так много усилий для появления Ицхака, совершает столько разных чудес, что Ицхака вполне можно считать Его собственным сыном и сыном Сары. А какие усилия для появления Ицхака приложил Авраам?

И вот Авраам получает повеление принести в жертву Ицхака, т.е. фактически убить его. Он прекрасно сознает и понимает, что, узнав об этом, Сара также умрет. И как же реагирует Авраам? Он беспрекословно и на другой же день (2) поднимается чуть свет и занимается подготовкой к принесению жертвы. Лично, не доверив никому из слуг, колет дрова для всесожжения, собственноручно седлает осла и с Ицхаком и еще двумя отроками немедленно отправляется в путь.

Об истинной цели путешествия ни домашнии Авраама, ни Сара, ни участники ничего не подозревают. Предание говорит, что отроками, отправившимися в путь вместе с Авраамом и Ицхаком, были Ишмаэль и Элиэзер. Отроку Ишмаэлю был 51 год, а Элиэзеру не меньше чем Аврааму. Дрова нагрузили на осла и все вместе отправились в землю Мория, где на одной из гор, которую специально укажет Господь, Ицхак должен быть принесен в жертву.

Три дня заняло путешествие в землю Мория (3). О чем думал эти дни Авраам, какие чувства им владели, о чем говорил с сыновьями своими и верным слугой Элиэзером, мы можем только догадываться. Письменная Тора умалчивает об этих трех днях. Устная Тора содержит несколько рассказов о кознях Сатана, пытающегося воспрепятствовать Аврааму выполнить повеление Творца. Но нет ни слова о том, что Авраам в эти дни, обращаясь в молитвах к Богу, пытается изменить Его решение. Авраам пожалел как-то жителей Сдома и других приговоренных к уничтожению городов, но нам ничего неизвестно, пожалел ли он сына своего Ицхака и жену свою Сару. Сознавал ли Авраам, что известие о принесении в жертву Ицхака, убьет Сару? Почему он в беспокойстве о ее жизни и здоровье ни разу не обратился к Богу? Не просил и не умолял Бога пощадить ее? Напротив, он даже ни разу не вспомнил о ней.

Наконец, на третий день Авраам увидел это место (га-маком). Одну из гор, открывшихся взору Авраама, окутывало облако.

– Ицхак, сын мой, что ты видишь? – спросил Авраам.

– Вижу гору, а на ней Облако Славы Господа, – ответил Ицхак.

– А вы что видите? – обратился Авраам к Ишмаэлю и Элиэзеру.

– Ничего, – хором ответили они.

– Вот и осел ничего не видит, – сказал Авраам. – Так оставайтесь здесь вместе с ослом и ждите, пока мы не вернемся.

Ишмаэль и Элиэзер были напрочь лишены духовного видения, точно так же как и осел, и потому не могли присутствовать в священном месте. Дальше Авраам и Ицхак пошли вдвоем. Ицхак нес вязанку дров, а Авраам в одной руке нож, а в другой огонь.

Ицхак стал догадываться об истинной цели их путешествия, но напрямую спросить отца не решается. И Авраам на вопрос Ицхака боится сказать правду. Ицхак недоумевает, где они возьмут ягненка для жертвоприношения. Отец уклончиво отвечает, что Бог, мол, Сам выберет Себе ягненка. С этого момента Ицхак больше не сомневается, кто на самом деле должен быть принесен в жертву. Сам факт такого жертвоприношения не вызывает удивления у Ицкаха. У народов, живших вокруг, человеческие жертвоприношения не были редкостью. Величие Ицкаха в том, что он смиренно принимает уготованную ему участь. «И пошли оба вместе», – говорит нам Тора. Вместе исполнить то, что намечено для них Богом.

Поднявшись на вершину горы, Авраам и Ицхак нашли заброшенный древний алтарь. Здесь по преданию приносили жертвы Адам, Каин и Гевель. Здесь же принес жертвы Ноах с сыновьями после Потопа. Жертвенник представлял собой внушительных размеров гранитный монолит (4), который и сегодня могут увидеть посетители Купола Скалы. Авраам разложил на жертвеннике дрова и уложил на них предварительно связанного Ицхака. Связать себя попросил сам Ицхак, боясь, что может не выдержать и дрогнуть в последний момент и, таким образом, испортить жертвоприношение. И вот, когда уже нож Авраама коснулся было шеи Ицхака, с небес раздался голос малаха (ангела): «Остановись, Авраам!».

– Кто говорит со мной? – спросил Авраам.

– Малах, – ответил ангел.

– Бог лично повелел мне принести сына в жертву, – сказал Авраам. – И только Он сам может отменить Свое решение.

И тогда разверзлись небеса, и Бог лично подтвердил слова малаха. Авраам растерян и обескуражен. В душе он уже принес Ицхака в жертву. Он был настолько сосредоточен и поглощен совершаемыми им действиями, что ангелу пришлось дважды называть его по имени, чтобы он пришел, наконец, в себя и услышал. Когда Авраам понял, что от него хотят, он неожиданно начал протестовать: «Неужели я пришел сюда напрасно? Нет, я раню его и пролью хоть немного крови!».

Дошло до того, что Бог стал оправдываться. «Я никогда не говорил тебе зарежь или убей Ицхака, Я говорил: вознеси его» – сказал Бог. – «Я не желаю человеческих жертв, Я только лишь испытывал тебя, желая убедиться, насколько сильно ты любишь Меня».

Творец подсказывает Аврааму идею заместительной жертвы. Можно принести в жертву барана, а все равно будет считаться, что в жертву принесен как бы Ицхак. Хотя принесение в жертву Ицхака можно считать совершившимся фактом, так как намерения и Авраама и Ицхака были настолько серьезны, а действия настолько решительны, что понадобилось вмешательство Бога.

Тут только Авраам замечает в кустах барана, запутавшегося рогами. Откуда он взялся? Это тот самый баран, которого сотворил Бог в конце шестого дня творения. Все это время он обитал где-то в параллельных мирах, а теперь пришло время выйти ему на арену исторических событий и заменить собою на жертвеннике Ицхака.

Во всей этой истории со связыванием Ицхака обычно принято видеть великие заслуги Авраама. Так и называют эту историю: главным испытанием праотца Авраама. А о заслугах Ицхака в истории этой как-то не принято говорить. А получается так, что они не меньше, но значительно больше заслуг Авраама. Общепринято готовность Авраама принести в жертву Ицхака считать за доказательство безграничной любви к Богу и доверия Ему. Но каких трудов и душевных мук стоило это самому Аврааму? Действительно ли Ицхак его любимый сын? Нас не может не беспокоить некоторая тень на всей этой истории, которую бросают странности поведения Авраама и до и, особенно, после события.

Что же касается Ицхака – его поведение во всей этой истории безупречно. Вот не захотел бы он стать жертвой, что мог ему сделать Авраам, статридцатисемилетний старик тридцатисемилетнему юноше?

«И возвратился Авраам к отрокам своим» – говорит нам Писание. Но что такое? Куда же делся Ицхак? Ицхак таинственно исчезает и появляется вновь на страницах Торы в 24 главе 62 стихе, в котором говорится, что он «жил на юге страны (в земле Негев)» (5).

Ответ есть только в Устной Торе. Авраам отправил Ицхака в Академию Шема и Эвера в Шалеме, где он и проведет последующие три года своей жизни. Шем, как мы помним, царь Шалема Малкицедек. Ему ко времени этих событий исполнилось 527 лет.

А Авраам со своим первенцем Ишмаэлем и верным слугой Элиэзером возвращаются в Беэр-Шеву. Авраам не идет к своей нареченной супруге Саре, которая живет в Хевроне. Он остается на жительство в Беэр-Шеве с Ишмаэлем и, возможно, египтянкой Гагар. Не говорит ли это о некой напряженности в отношениях между Авраамом и Сарой, о каком-то семейном конфликте? Не с тех ли пор, когда Сара потребовала изгнать Гагар и Ишмаэля?

Авраам пошел в Беэр-Шеву, а в Хеврон отправился Сатан. Он рассказал Саре, что Авраам принес в жертву сына ее Ицхака, сообщив, в общем-то, правду, но не всю. Это известие разбило сердце матери, и Сара скоропостижно в возрасте стадвадцатисеми лет скончалась.

Подведем итоги. "Акедат Ицхак" – последнее, десятое по счету и самое важное испытание Авраама. Для чего нужны были все эти испытания Авраама? Зачем вообще Бог испытывает человека? Разве Бог не знает заранее, как поведет себя человек в том или ином случае? Определенно знает. Но человек не знает этого. Испытания нужны человеку, чтобы он увидел и понял, кто он есть на самом деле и чего он стоит. Чтобы человек повел себя как герой, нужна ситуация, в которой он мог бы обнаружить и явить свой героизм. Иначе ни он, ни кто другой так никогда и не узнают об этом.

Бог испытывает человека, чтобы он выработал в себе определенные качества, приобрел некий духовный потенциал, поднялся на еще одну ступеньку духовного восхождения и вышел, в конце концов, из этого испытания победителем. Нет создания, которое не испытывал бы Всевышний, но, как сказано в Берешит Раба, «гончар не подвергает испытанию плохие кувшины. А какие кувшины он проверяет? Только хорошие». Бог никогда не испытывает нечестивцев, которые не слушаются его, но посылает испытания праведникам. Почему же страдают праведники? Возможны три ответа на этот вопрос.

Во-первых, страдания нужны праведнику с целью его воспитания, для того, чтобы его добрые дела пришли в соответствие с его добрыми намерениями и чтобы в результате конкретных деяний сердце его укрепилось в любви ко Всевышнему. Во-вторых, – это точка зрения Рамбама – испытание праведника становится образцом для людей, который они будут изучать и которому они будут следовать. В-третьих, праведник страдает за весь мир, который настолько слаб, что может не вынести страданий.

Авраам выдержал не все испытания, и потому испытывался вновь и вновь. И только после «связывания Ицхака» Господь остался вполне удовлетворен. «Теперь Я знаю, – сказал Он, – что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». И после этого испытания Бог уже никогда больше не испытывал Авраама.

И еще. В этой главе впервые в синодальном переводе появляется некий Иегова. После того как Авраам принес в жертву вместо Ицхака обнаружившегося в кустах барана, он решил дать имя месту, где произошло жертвоприношение. Читаем в переводе 22:14: «И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится».

Это именно тот самый Иегова, о котором с таким энтузиазмом и так самозабвенно по городам и весям современной России проповедуют его свидетели. Но дело в том, что никакого Иеговы в оригинальном тексте нет. Говорит Тора: "Ваййикра аврагам шем-гаммаком гагу Адонай (непроизносимые четыре буквы - тетраграмматон) иръэ ашэр йеамэр гаййом бэгар Адонай (четыре буквы) йераэ" – «И нарек Авраам имя месту тому: “Бог усмотрит”; а сегодня говорят о нем: “на этой горе открывается Бог”».

Однако это место имело уже название. Это место сын Ноаха Шем, он же Малкицедек, назвал Шалем, что значит «совершенный». И сказал Бог: «Если Я назову это место именем, данным Авраамом, станет жаловаться праведный Шем. Если Я назову его Шалем, то будет жаловаться Авраам. Поэтому Я объединю эти два названия в одно: Иерушалаим».

Иллюстрация: Самое знаменитое полотно немецко-русского живописца Евграфа Романовича Рейтерна (Герхардт-Вильгельм фон Рейтерн) «Авраам приносит Исаака в жертву» (1849).

(1) Возможно и в третий раз, когда рассмеялся на обещание Бога, что у него и Сары будет потомство, сказав в ответ: ««О, лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою!».
(2) Сравните, как скоро бросился исполнять Моше повеление Бога, явившегося ему в несгораемом кусте – «Неопалимой купине».
(3) Среди комментаторов Торы нет единого мнения, откуда Авраам отправился в путь. От Хеврона до горы Мория около 30 км. Не очень ясно, почему путники бродили три дня. Неспешное путешествие из Беэр-Шевы как раз укладывается в отведенный срок. Но тогда не понятно, почему Авраам пребывал в Беэр-Шеве отдельно от Сары.
(4) Считают, что это тот самый "краеугольный камень", от которого Бог начал творение мира.
(5) Ицхак и Авраам после этой истории никогда больше не виделись. По крайней мере, в письменной Торе нет на это даже намека. Это удивительный факт. А поводы были за те 38 лет, которые еще прожил Авраам. Что произошло между ними на месте жертвоприношения, какой состоялся разговор, Тора умалчивает. А мы можем только строить догадки. Ицхак для Авраама как бы остался там, на месте жертвоприношения, потому что он был принесен им в жертву. И даже на похороны своей матери он не явился, возможно, чтобы не видеться с отцом своим.


Рецензии
А что это значит:
"Он и сам уже дважды приносил в жертву Ицхака и потомство свое по его линии"? Может, здесь речь об Ишмаэле?

"Величие Ицкаха в том, что он смиренно принимает уготованную ему участь. "
это - величие только с точки зрения правоверного Христианина.

"Дошло до того, что Бог стал оправдываться. «Я никогда не говорил тебе зарежь или убей Ицхака, Я говорил: вознеси его» – сказал Бог. – «Я не желаю человеческих жертв, Я только лишь испытывал тебя, желая убедиться, насколько сильно ты любишь Меня»." Это - богохульство. Ничего этого нет в Торе.

" страдания нужны праведнику с целью его воспитания" - это чистой воды Христианство.

Поэтому я и считаю своим законом только Тору, а не Талмуд, который был написан после создания Христианства и под его влиянием.

Марина Сапир   10.09.2023 21:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за откровенность. Ты, конечно, не иудейка. Кем бы ты себя не считала.
Творец дал Моше на Синае Тору Устную и краткий ее конспект Тору Письменную. Письменную Моше обязан был записать, а Устную заучить.
Было такое течение, не признававшее Устную Тору. Где они?
Христианство апостола Павла повлияло на Талмуд?
Ничего смешнее я еще не встречал. Вот где иудаизм повлиял на христианство я могу назвать без счета. К сожалению, ты не знаешь, что такое Талмуд. А может оно тебе и не нужно.
Мне не сложно ответить тебе на вопросы. А нужно оно тебе? И никакого "богохульства" в моих словах, которые ни на шаг не отклоняются от традиции, нет. Где есть лично мое мнение, я всегда это оговариваю.
.
Когда приносил в жертву? Первый раз, когда отдал Сару фараону.

Кот Базилио 2   10.09.2023 22:01   Заявить о нарушении
Прости, забыл. Спасибо за прочтение и отзыв.

Кот Базилио 2   10.09.2023 22:04   Заявить о нарушении
"Ты, конечно, не иудейка." Взаимно. Ты прославляешь христианские ценности жертвенности. Нет ничего дальше от Иудаизма.

Привет!

Марина Сапир   10.09.2023 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.