Дорога

     Он не спеша возвращался из города, куда ходил по пенсионным и различным социальным вопросам в различные учреждения. Он любил пешие прогулки, будь то по делу или просто отдыхая. В этот раз он решил не ехать домой на транспорте, а пройтись пешком. Погода была хорошая, вроде ранняя весна. Днём на небе светило яркое солнышко, оно было как будто умытое. С крыш домов начинала падать капель.
     Он шёл, слегка прищурив глаза и мурлыкая в душе какую-то мелодию.
     Дойдя до развилки он остановился и задумался:
- Если, через лесопосадки есть протоптанные тропинки, пойду по ним. Давно был в сосняке.
     Раньше он довольно часто подолгу гулял там с собакой, либо без неё. А нынче стал малость уставать, хотя на ноги не когда не жаловался. Добравшись до лесопосадок он обнаружил, что тропинки действительно есть, и он не спеша направился по ним. Мысли о прожитом времени крутились у него в голове. Это всегда бывает с человеком, когда он остаются наедине с природой.
- Живём потихоньку, шагая по дороге жизни. Падаем на ней, поднимаемся и идём не спеша куда-то. Порой бы остановиться надо, осмотреться, проанализировать, всё нам времени не хватает. Вот так и не заметишь, как к ямке попадёшь, в  которую ложиться надо.
Чем дальше в глубь он уходил, тем больше удалялся городской шум. Где-то в глубине лесопосадки ему попался пенёк недавно спиленного дерева.
Решил немного передохнуть и заодно покурить, он присел на него. Курение для него было как некое таинство, ритуал. Он совершал это не спеша, сначала понюхает сигарету снаружи, затем мягким движением пальцев разомнёт сигарету. Как это не странно, он не любил сигареты с фильтром, говоря:
-    Я не чувствую вкуса горечи и запаха если есть фильтр. Это, как целовать женщину через платочек, или не слышать её натурального запаха подмышек, а только сплошную косметику.
Он брал сигарету в губы прикуривал её и делал две, очень сильные затяжки. Выпускал дым из рта, как бы уходил в нирвану. Задумывался.
Со стороны могло показаться, что он где-то летает в облаках, то есть отсутствует здесь.
В этот раз он проделал всё как обычно. Когда он затянулся второй или третий раз, то почувствовал, что кто-то находится с ним рядом. Он огляделся вокруг, но ничего кроме деревьев и дороги не было.
- Что ты ищешь своими глазами? – услышал он женский голос.
- Это я. Твоя жизненная дорога, о которой ты только что вспоминал. Ты хотел поговорить со мной?
Он сидел молча о чём-то размышлял. Затем сказал:
- Ты понимаешь, слишком много на тебе различных тайн, секретов, а мы не ведая их совершаем неправильные поступки и действия. Как говорят в народе: «Знал бы где упаду, соломки постелил». А так получается из-за отсутствия знания совершаем массу глупостей.
- Позволь с тобой не согласиться – услышал он голос.
- Ты должен аргументировать своё мнение, ну приведи хотя бы пример.
-    Нет, нет. Это несерьёзный твой аргумент. Ты мне показываешь на ребёнка, играющего на ковре спичками. И доказываешь, что если б он знал, что ему это грозит, то он этого не сделал бы, не пострадал.
Голос некоторое время молчал и вздыхал, а затем произнёс:
- Ты обрати внимание вот сюда. Вот видишь этого взрослого человека, этот уже знает, что такое спички и что такое огонь. Но смотри, он сжигает не только чужие дома, деревни, но и города.
     Ему вдруг показалось, что дороги не стало, а только одни деревья, что кто-то невидимый сел рядом на пенёк.
     Усталый женский голос продолжал говорить:
- Вот видишь, этот человек не умеет читать и писать, и он не знает что написано. А там написано предупреждение об опасности. Но обрати внимание на второго, он умеет и читать и писать. Куда он использует свои знания?
      Он подписывает смертный приговор невиновному. Ответь мне, что дали ему знания?
Может ты мне объяснишь, что дали знания, этим двум молодым людям. Они только что закончили престижные вузы. Они работают над созданиям ядерного и химического оружия.
     Зачем? И кого они собираются убивать?
Ведь для того, чтобы убить человека, достаточно обыкновенной дубины.
     А почему бы им не применить свои знания для благого дала, улучшения и продления человеческой жизни?
Он сидел, искал в голове ответ на поставленный ею вопрос и не мог найти.
- Ты извини меня – продолжала она, - но знания не являются панацеей от всех человеческих бед и несчастий.
     Он встал и походил не много, затем опять присел на пенёк и спросил неуверенным голосом:
- Что ты такая неровная?
Он почувствовал по голосу, что она улыбнулась и ответила:
- По сущности своей я совершено ровная. У меня есть начало и окончание, рождение и смерть. Но в действительности, я имею неровности. А разве это что-то значит для тебя?
Он откашлялся и произнёс:
- Мне тяжело идти по неровности, разве ты этого не видишь?
- Но позволь тебе заметить – сказала она в ответ. – Ты и на ровном месте спотыкаешься. Да и к тому, сам довольно неровно шагаешь.
Неожиданно он услышал звук шагов, он глянул в сторону и увидел двух человек, идущих в город.
Это была совсем юная пара. Они о чём-то весело болтали и смеялись, говорили они довольно громко. Им казалось, что никого нет рядом, а его они не видели. Он видел, как мальчик обнимал и целовал девочку, а она прижималась к нему. Они прошли в стороне, так и не заметив его. А он только улыбнулся им вслед.
- Послушай ты ещё здесь? Я хотел тебя спросить, почему ты всё время петляешь и делаешь какие-то не нужные круги?
-    Здесь я - ответила дорога. – Я так же любовалась этой юной парочкой. Ты совершенно прав я петляю. Но как же мне быть, если вы нагородили столько преград и препятствий для человека. Заметь, что это сделали вы, люди, и не для животного, а для себя подобного. Это вы создаёте себе препятствие и затем героически их преодолеваете. Вот и приходится мне частенько петлять.
-    Ты не могла бы мне объяснить, почему на тебе так много потерь? Пока идёшь по тебе теряешь близких, родных, друзей, здоровье?
Дорога вздохнула и сказала:
-    Ты совершенно прав, идя по мне теряешь многое. Но поверь мне, что приобретается нисколько не меньше.
Она засмеялась и продолжала:
-    Теряешь здоровье – приобретаешь болезнь; теряешь друзей - приобретаешь врагов.
Она остановилась и через минуту сказала:
-    Если серьёзно, ты приобретаешь как физические, так и духовные знания ум, мудрость, опыт, профессию, жену с её родственниками, ребёнка, а так же новых друзей и близких. И не мне тебе говорить, что за всё в жизни необходимо расплачиваться. Так что считай, что это не потери, а приобретения.
     Конечно, бывает, что тратишь больше, чем приобретаешь, но это дело уже человека.
     Он подумал, что вдруг он надоест ей и она так же исчезнет, как и появилась и поэтому быстро спросил:
- Скажи, почему ты имеешь слишком много трудностей?
Она удивлённо произнесла:
- Поверь мне, что моих там трудностей нет.
     Там только ваши, человеческие трудности, то есть которые вы сами создаёте. Ты представь себе на мгновение: всё живёт и процветает, я имею в виду фауну и флору, но человека там нет. Никто с подобными жалобами не обращался. В лесах, полях, морях и океанов всё саморегулируется. Весь живой мир устраивает тот существующий порядок который есть.
     Как только там появляются люди, сразу же появляется недовольство окружающим миром. А вместе с этим и различные жалобы, что вы «люди» недовольны существующим вокруг вас миром и желаете его изменить. Что-то изменив вы вдруг обнаруживаете, что оно хуже чем было до этого. И всё продолжается без конца и края.
Она, ещё не успев закончить ответа на поставленный вопрос увидела, как он ёрзает на своём пеньке, готовя очередной вопрос.
 Думает, что я исчезну или замолчу.
- Скажи уважаемая? Почему одним идти по тебе легко, а  другим очень тяжело?
(одни живут хорошо, а другие плохо)
-    Довольно интересный вопрос, но довольно лёгкий в ответе,– сказала она бодрым голосом. – Во-первых, никому не верь не первым, не вторым. Во-вторых, их нет и быть не может, кто заявит ему легко идти по мне. Всё дело в том, что я для каждого довольно трудна. Одному трудно 100 кг нести, а другому и 30 будет не подъемно. Все, без исключения, даже Иисус, говорили: «Господи за что мне такие муки». У вас у людей, слишком развито чувство зависти друг к другу, вот и думаете, что мне тяжело, а соседу легко. Сталевар завидует директору, а тот в свою очередь министру, а техничка считает, что она должна жить как все люди. «Каждый должен свой крест нести, и для каждого он кажется слишком тяжёл».
Он ещё раз решил закурить прежде чем спросить интересующий его вопрос. Она видела, что он вот-вот сорвётся с его уст.
- Ну, выплюнь, потом покуришь. Я вижу, что он обжигает твой рот.
- Ответь мне, почему ты у одних длиннее, а у других короче?
Она некоторое время помолчала, а затем сказала:
- Вопрос конечно, не ко мне. Но я постараюсь частично ответить.
     Понимаешь! Я дорога! Дорога, та которой ты идёшь.
     Я не даю человеку жизнь и не забираю её, это извини не моя епархия.
     Да! Бывает!
     Что идущий по мне человек исчерпывает свои силы и сгорает. Бывает, что не может преодолеть те трудности, которые вы ему нагородили. А бывает и сам начинает не смотреть на знаки предупреждающие об опасности и гибнет. В итоге, получается укороченная дорога. Поверь мне, вопросами жизни и смерти я не занимаюсь.
     Я только дорога.
     Ребёнок, который ещё не умеет ходить и вдруг умирает, это извини не моя вина. И с этим вопросом не ко мне. Ни ребёнок ни его родители не могут предъявить мне обвинение в том, что я оказалась ему не под силу. Ведь это было бы не справедливо то отношению ко мне.
-    Всё не так просто как кажется, - подумал он и вслух спросил. – А существуют ли другие дороги?
- Я твоя дорога и могу с уверенностью сказать:
     Мне, по крайней мере, они никогда и нигде не встречались. Ведь если быть откровенным друг перед другом, то вся проблема не в нас, а в тех, кто по ним идёт. То есть в вас самих.
Он всё-таки закурил, сидел, соображал что-то. Посмотрел как она извиваясь исчезла за деревьями и не думая о том, что она ещё здесь пробормотал для себя:
- Всё понятно, аж зло берёт. А как же по тебе идти? (то есть жить)
Даже не ожидая ответа от неё вдруг, услышал:
- Как только, вы научитесь отличать добро от зла и не смешивать эти два понятия, это будет первый ваш шаг по дороге жизни.
     Затем если вы возьмёте за основу жизни принцип:
     «Не делай людям того, что ты не желал бы от них иметь».
     Вот тогда вы и пойдёте по жизненной дороге правильно. Но необходимо знать, что в этой жизни это недосягаемо. Но вы должны к этому стремиться, а иначе не стоит жить.
Он встал и посмотрел вокруг и сказал:
- Ладно, посидели, поговорили, пора и честь знать. Надо добираться таки домой. А ты где-то во многом и права!
И он потихоньку пошёл по тропинке, которая извивалась между деревьев.

                20 февраля 2004 г.
   


Рецензии
Мудростью веет от Вашего рассказа, Илья.

«Не делай людям того, что ты не желал бы от них иметь».

«... научитесь отличать добро от зла и не смешивать эти два понятия, это будет первый ваш шаг по дороге жизни.»
Есть и ещё...
С уважением,


Пыжьянова Татьяна   20.03.2014 11:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Огромное спасибо. Хоть кому-то, что-то, нравится.

Илья Чеповецкий   21.03.2014 00:22   Заявить о нарушении
Я - не "хоть кому-то", а одна из тех, кто... как и Вы, старается
поделиться своим опытом, добром, радостью, Илья.

С улыбкой,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   21.03.2014 08:09   Заявить о нарушении
Уважаемая Таня! Вы, намного лучше и мудрее меня. Это не лесть, и не подхалимство. Это, просто мой вывод. Дело в том, что лично я, к моему сожалению, не могу ответить на вопрос: "Что есть добро? Что есть зло? Поэтому, всю жизнь, завидую белой завистью, тем, кому всё ясно и понятно. С уважением Илья.

Илья Чеповецкий   22.03.2014 02:17   Заявить о нарушении
Самоуверенность - это грех, Илья.
Так что... и мне не всё ясно.
А жалеть никогда ни о чем нельзя. Что Вы?
Это бы породило в человеке столько комплексов, которые могли бы
развиться в чёрт-те что.
Станьте оптимистом, хотя... им стать... просто так, конечно, очень
сложно.
С улыбкой,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   22.03.2014 05:32   Заявить о нарушении
Здравствуйте Таня! Я очень рад, что между нами установились добрые отношения. Если я, ещё Вам не надоел, то попробю объяснить свои волнения. Сейчас, у нас в Украине, не спокойно. Я, как человек эмоциональный, всё принимаю близко к седцу. Меня не интересовала политика, а оказывается зря. Правильно говорят: "Если ты не интересуешься политикой, то приходит время, когда политика заинтересуется тобой" Нехочу высказывать своё мнение о происходящем. Это совсем не потому, что я боюсь. Просто, нет желания делать кому-то больно. Люди не любят того, с чьим их мнения не совпадают. О чём я Вам говорю, вы это лучше меня знаете. Недавно говорил с сыном, он у меня в Нью-Иорке. Он спрашивает:"Как там у вас дела? Я лгу, всё хорошо. Он мне говорит, как хорошо, когда всё плохо. Это Таня, я ктому, что ложь произнесённая мной, является "белая ложь". Если ты, по настоящему любишь близкого тебе человека, постарайся не загружать его своими проблемами. Пожалуйста помни, у него и своих проблем хватает. Что хотелось написать относительно литературного хоби. Почему так говорю, я не професионал в этом деле,а просто дилетант. Сейчас, из-за происходящих событий, выбился из колеи. Всё что публикую, это давно наеписано. Большое Вам спасибо, что уделили внимание. С уважением Илья.

Илья Чеповецкий   22.03.2014 23:40   Заявить о нарушении