Кар

 
     Весна выдалась холодная и затяжная. Корма у фермеров подходили к концу, а ледовый наст и не собирался таять. Иван Степанович или, как его все называли, Степаныч  подвозил прошлогоднюю солому с полей  и кормил ею коров.  Лошадей же выпускал на свободу. С ними проблем было меньше. Кони разбивали наст копытами и искали высохшую траву.

  Проблема у Степаныча была только с Каром. Этого коня он купил осенью в зоопарке. Там не на что стало содержать животных, часть их решено было продать. Понятно, что диких животных не продашь, вот и решили выставить на продажу лошадей. Степаныч сразу приметил этого коня. Лошадь была вся каряя, с тёмной грудиной и такой же гривой. Конь был молодой, горячий. Он высоко поднимал морду и беспокойно прядал ушами. В больших глазах застыл немой вопрос: «Что происходит? Почему так много людей осматривает его?»

  К людям он привык, потому что возил карусель. В зоопарке был такой трюк: посетители садились в карету, и под песню: «Карусель, карусель…» лошадь медленно везла их по спирали.  В середине круга конь останавливался, ребятишки бежали к родителям. Особенность трюка состояла в том, что лошадь никогда не трогалась с места, пока ни зазвучат первые слова песни «Карусель». По первым звукам этой песни коню дали кличку – Кар.

 Степаныч заплатил немалые деньги и с гордостью привёл коня домой.  Он давно мечтал завести скаковую лошадь и надеялся обучить молодого коня. Но мечта его оказалась нереальной.  Кар сбрасывал с себя седока и ни в какую не хотел идти по прямой. Даже на свободе, когда фермер выпускал табун, Кар пасся по кругу. Намучившись и набив синяков, Степаныч плюнул и решил оставить дрессировку до весны, рассудив, что за зиму конь привыкнет к табуну и к хозяину и забудет прежние привычки.  Мужчина и подумать не мог, что будет обязан жизнью привычке Кара.


    В то памятное утро фермер выпустил табун на прогулку.  День обещал быть солнечным, за ночь резко потеплело, и на полях появились проталины.  Лошади сразу ринулись к роще, лишь Кар, как обычно, остановился недалеко от загона.
- Неужели не забыл свой круг?- подумал Степаныч.

 Конь  стоял, высоко подняв голову и шевеля ушами. Казалось, он слушал музыку весны. Лёгкий ветер трепал его хвост, путал гриву. Чуткие ноздри лошади раздувались от весенних запахов. Конь радостно заржал и стал бить ледяную корку копытом.
- Ах ты, красавец!- воскликнул Степаныч, любуясь жеребцом. – Давай-ка мы с тобой прогуляемся.
Он взял сбрую и запряг Кара в лёгкую санную повозку. Лошадь легко двинулась с места и послушно пошла по прямой.  Путь Степаныча лежал к небольшой речке, где он ставил  в проруби мордушку на карасей.

   Солнце стояло высоко, снег играл блёстками, и они переливались всеми цветами.  Роща потемнела и звенела чириканьем воробьёв. Дыхание весны чувствовалось во всём.
Кар шёл скоро и легко. На пологом берегу реки остановился. Не выпуская повода из рук, Степаныч ступил на лёд и сделал несколько торопливых шагов. Прорубь была совсем рядом, когда фермер почувствовал, что лёд под ногами прогибается. Он хотел повернуть назад, но в этот момент края проруби рухнули вниз, увлекая за собой мужчину.  Степаныч судорожно схватился обеими руками за повод, пытаясь грудью удержаться на краю полыньи, но лёд крошился и обламывался.  Одежда намокла и тянула вниз. Ледяная вода обжигала до сердца. Руки, обмотанные поводом, онемели.  Лошадь была единственным спасением.

- Но! Пошёл! – закричал Степаныч, надеясь, что Кар пойдёт вперёд и потянет за собой повод.
Но  конь тревожно перебирал ногами, а с места не трогался.
- Если двинется ко мне – утонем оба,- мелькнула мысль,- телега затянет. Надо, чтобы по кругу шёл, по спирали.

  В сознании всплыл зоопарк и весёлая детская песня: «Карусель, карусель…». Слабая надежда на спасение придала силы, и Степаныч, задыхаясь, прерывающимся голосом запел: «Карусель, карусель…».
  Конь насторожил уши, прислушался и медленно пошёл по спирали. Вожжи натянулись, разрывая губы. Он напряг шею, повернув голову в сторону хозяина, и упрямо шёл по кругу к середине.

- Давай, милый, давай!- молил  фермер, а сам всё хрипел весёлую детскую песенку, которую на безлюдном берегу слышал только Кар.

 Почувствовав, что поводья ослабли, конь остановился. Хозяин лежал на берегу  без движения. Кар подошёл, громко фыркая, обнюхал лежащего и негромко заржал. Алые капли крови падали с его разорванных губ на снег.
- Сейчас,- услышал он голос человека,- сейчас.

  Фермер сел, стал растирать руки. Всё тело сотрясала дрожь. Кое-как дополз до повозки и перевалился в неё.
Лошадь с места пошла галопом, влетела во двор и остановилась у крыльца. Услышав стук, вышла Полина, жена фермера.

- Батюшки! – воскликнула она, увидев мужа.- Что случилось?
- Кара в конюшню заведи, оботри и губы ему зелёнкой смажь. Он мне сейчас жизнь спас,-  сказал Степаныч, входя в тепло.

               


Рецензии
Вот и вопрос ведь, есть ли разум у животных... Написано хорошо.

Галина Антошина   27.05.2018 15:50     Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Такая лошадь действительно была, только в реальной жизни она уходила от сторожа, который выходил из сторожки. Хозяин лошади воровал зерно на току, грузил на телегу,в которую была запряжена лошадь. На основе этого сюжета написан рассказ "Пропажа".

Надежда Франк   27.05.2018 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.