О кладах 2-14-7-1
О КЛАДАХ 2-14-7-1. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ИСТОРИЯ.
История Золотой бабы.
Русы, переселившиеся в Индостан, помнили о своей прародине – Гиперборее. Около 5 тысяч лет назад они отправили на север монумент, имевший название Золотая баба, и оставили его где-то недалеко от устья реки Обь на полуострове Ямал. На карте Меркатора это место обозначено в устье Оби надписью «Золотая баба» и рисунком здания.
Карта Меркатора известна давно, но еще древнее сами сведения об этой «посылке» на север. Не одно столетие ищут следы Золотой бабы и заодно стараются понять, что же это могло быть. Некоторые предполагают, что это была скульптура, другие видят в нем колокол, который должен был звучать на прародине Ариев-гипербореев.
(В. Кандыба «Тайны древних цивилизаций», С.-П., 2001 г.).
Существует гипотеза… о том, что среди современных жителей югорских и ямальских земель… есть потомки… гиперборейцев, которые частично перекочевали в Индию.
В таком случае народы ханты и манси поклоняются как раз своей Богине, вернувшейся к ним несколько столетий назад в индоевропейском образе после долгих скитаний.
К такому же выводу склоняется В. Нейман, поддерживающий версию о том, что Золотая Баба — это статуя бодхисатвы Авалокитешвары. Как пишет Н. Ионина: «Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7—8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу… Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров. (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Наиболее продуктивным представляется рассмотрение феномена Золотой Бабы сквозь призму матриархального мировоззрения, которое доминировало во всем мире на протяжении многих тысячелетий и, вне всякого сомнения, нашло свое отражение (а может быть — и завершение) в культе Северной богини. Корни поклонения Великой Богине-Матери уходят к самым истокам человечества. Свидетельство тому — многочисленные находки ее древних изображений практически на всех континентах Земли, включая, естественно, и Русский Север. (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
Предполагалось…, что…происхождение Золотой бабы восходит к общемировому культу Великой Богини. Имеются глухие намеки, что двое детей, изображенных иногда возле нее, — это Артемида и Аполлон, и, следовательно, сама богиня — их мать, титанида Лето: по наиболее архаичным и точным сведениям, она зачала от громовержца Зевса и родила детей в Гиперборее (отчего божественные брат и сестра получили эпитеты Гиперборейских). (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
Золотая Баба – одно из «Ста великих сокровищ» в истории человечества (серия «100 Великих»). Другие её имена: Золотая Владычица – Сорни Най, хантыйская богиня Калтась, Юмала, Гуаньинь, Злата Майя, Речная богиня… В сердцах древних славян она находит отклик, как Золотая Богородица. (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась – Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума. У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква – Богиня солнца, и Най-Эква – Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини («Куальтыссан-торум» в старых источниках) с легендарным идолом «Золотая Баба» стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета «сорни» («золотая»), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре – красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет».
В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) – олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни…(Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Директор Березов¬ского научного фольклорного фонда Л. Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калташ). Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде, является сестрой Золотой бабы. Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня…(Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Более поздние упоминания об истукане относят нас то за каменный пояс Уральских гор, то еще дальше, за Обь. Но откуда взялась скульптура из благородного металла в Верхнекамье? (http://www.turfront.ru/pub-60).
Есть предположение, что где-то в окрестностях древней Чердыни (Пермский край) или Усть-Выма (республика Коми) идола отлили пермские и зырянские (коми) язычники. Но о месторождениях золота тогда там никто вроде бы и не слыхивал. Большинство найденных в тех краях археологических артефактов из золота и серебра, по утверждениям ученых, имеют восточное происхождение. О том, что Пермь Великая вела активную торговлю с Ираном, говорят многие источники. (http://www.turfront.ru/pub-60).
В… журнале «Советская археология» прошла научная дискуссия по поводу первичных прообразов некоторых ведийских и авестийских мифологем. В ходе обсуждения, историком З. Соколовой было высказано конструктивное предположение, что культ Золотой Бабы генетически связан с образом древнеперсидского женского божества Ардви-Суры Анахиты (дословно — Ардви Могучая и Непорочная).
Сохранив все основные функции архаичной Великой Матери эпохи матриархата, авестийская Ардви считалась также богиней плодородия и воды. В этом она практически полностью калькирует карело-финскую богиню-прародительницу Ильматар: последняя же, хотя и считается Девой воздуха, но одновременно является и Матерью воды. В Авесте Ардви-Сура объявляется дочерью верховного владыки Ахурамазды. Ей посвящен один из самых знаменитых и возвышенных гимнов. Вдохновенно-поэтический образ авестийской Великой Богини, облаченной в бобровую шубу с золотым отливом, в особенности позволил отождествить ее с урало-сибирской Золотой Бабой. В свою очередь, это служило лишним доказательством установленного факта, что прапредки иранцев (как, впрочем, и других индоевропейцев) мигрировали в места их нынешнего проживания именно с Крайнего Севера. Предпринимались даже вполне обоснованные попытки «привязать» некоторые священные горы, названия которых встречаются в Ригведе и Авесте, к реалиям Северного Урала. Среди древних бронзовых находок в Приуралье встречается изображение божества, возносимого на небо священной птицей, практически полностью совпадающее с образом Ардви-Суры, воссозданным древнеперсидскими мастерами…
Дело в том, что образ божественной Ардви-Суры многолик и полифункционален. Великая Богиня, дочь Ахурамазды, для древних иранцев персонифицировала не просто водную стихию, еще и великую реку с мощными рукавами и протоками — может быть, ту, по берегам которой когда-то мигрировали арии с Севера на Юг.
Какие ассоциации могут тут возникнуть? Ну конечно — какая-то великая северная река — с ее могучими протоками и в окружении несметного количества озер! Например, Обь: именно на ее берегах разные народы и в разные времена поклонялись Золотой Бабе, в одной из древнейших своих ипостасей тождественной Ардви-Суре… (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
Индийский писатель Аниль Джанвиджай, плодотворно разрабатывающий тему полярной прародины ариев и других народов мира, отмечает, что столь почитаемая в Индии благостная богиня счастья и красоты Лакшми — жена Вишну — дословно прозывается Золотой Бабой. Значит и корни ее культа восходят не только к арийским, но и к доарийским временам. (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
Сходный образ благостной богини известен и в китайской культуре. Это — покровительница семейного очага богиня Гуаньинь; ее каноническое изображение в окружении детей очень напоминает вышеприведенные рисунки Золотой Бабы, сделанные европейскими картографами. Впервые оригинальную гипотезу о возможной связи Золотой Бабы с буддийской богиней Гуаньинь высказал поэт и прозаик Сергей Николаевич Марков в… книге «Земной круг», посвященной освоению Севера. Ее культ достаточно сложен и распространен в Китае, Корее и Японии… Даже в каноническом изображении Гуаньинь — любимая богиня китайского народа — очень …напоминает известные описания Золотой Бабы. Благостная Гуаньинь — покровительница женщин, подательница детей и родов помогательница. Вместе с тем, она защищает всех без исключения людей, без различия их пола, от подстерегающих бед и опасностей.
Имя богини-спасительницы переводится, как «наблюдающий за звуками»: мужской род женского имени обусловлен тем, что Гуаньинь является женской ипостасью одного из главных бодхисатв буддийского пантеона махаяны — Авалокитешвара… Статуэтка этого божества была найдена в районе Чердыни на Северном Урале. Именно это… и позволило Сергею Маркову высказать предположение о буддийском происхождении северного культа Золотой Бабы. Он посчитал, что первоначально статуя богини Гуаньинь была завезена в Сибирь китайскими купцами или паломниками и оставлена там либо в виде дара, либо в качестве уплаты за приобретенные меха. Поскольку образ благостной богини прекрасно совпадал с традиционным мировоззрением сибирских аборигенов, они быстро приспособили золотого истукана к нуждам и потребностям собственного традиционного культа, начисто забыв про буддизм… Почему бы не предположить обратное: древний северный (гиперборейский и матриархальный) культ постепенно распространялся к югу и был использован буддизмом. (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
Предположение о былом родстве некоторых архаичных персонажей индоевропейской и всемирной мифологий — лишнее доказательство общего происхождения (в данном случае — полярного) всех народов Земли, их языков и культур. Но вписывается ли в этот ряд образ уральской Хозяйки Медной горы? …Она закономерно занимает достойное место, уготованное ей самим ходом исторического развития. Другими словами, уральская Хозяйка гор появилась из общего матриархального гнезда, откуда вышли некогда китайские Сиваму и Гуаньинь, иранская Ардви-Сура и северная Злата Баба.
Гипотезы об идентичности легендарной Золотой Бабы северных народов и уральской Хозяйки Медной горы высказывались и раньше, и, в частности, российским историком В. Грицковым. Он даже предположил, что на самом деле легендарный истукан был сделан не из золота, а из меди, которая, как известно, при окислении зеленеет. Поэтому и неуловимое языческое изваяние со временем вполне могло покрыться зеленым налетом окисленной меди. Те же, кому доводилось видеть фигуру северного божества, принимали зеленый цвет за малахитовое одеяние — отличительная особенность Хозяйки Медной горы, или Малахитницы. (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба — это тибетская богиня бессмертия Гуань Инь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению») Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды…(Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати – Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине — индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром. (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Итак, Золотая Баба, вероятнее всего, «в одном из своих воплощений» – тибетская богиня бессмертия, выражающая извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению»), одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды.
В таком случае, само присутствие Золотой бабы в Тюменской области… указывает на прямую связь региона… с Тибетом.
В этой связи читаются иначе и слова Тибетского лидера Далай – Ламы, произнесенные им в начале декабря 2007 года, когда он не только призвал верующих молиться за то, чтобы его следующее воплощение произошло в России, но и заявил, что в следующем воплощении может быть женщиной.
Учитывая при этом, что согласно буддийским канонам, Далай-лама считается воплощением Будды, получается, что Будда воплотится в женщине, живущей в России и идущей по пути просветления.
Через несколько дней Далай-лама выступил с другим сенсационным заявлением. Сначала он сообщил, что вопреки традиции укажет своего преемника еще до своей смерти, а потом решил провести референдум о том, стоит ли ему вообще перерождаться. Если большинство проголосует «против», то, по словам тибетского лидера, он готов прервать шестисотлетнюю традицию реинкарнации Далай-лам. Таким образом, Далай – Лама может указать свою преемницу в России уже в этом веке.
Возможно, он знает намного больше, чем мы, и всего лишь предвосхищает то, что должно сбыться по пророчествам, в частности, предсказаниям, о Богородичном пути России…(Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Тюменская область оказалась в фокусе внимания тех, кто исследует историю скифов и сарматов, а также древние пророчества, именно в связи со знаками Богородицы, которым отмечен… регион. Ведь по чудесному стечению обстоятельств Тюменская область отмечена числом 72 (регион 72), а 72 согласно древнему учению Каббала – это число Бога творящего. Под Богом, творящим, в данном случае, подразумевается Царица Небес (Богородица), отображением которой и является число 72»… (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Таинственная Золотая Баба, много раз упоминаемая старыми иностранными путешественниками и русскими источниками, уже давно привлекает к себе внимание исследователей истории и этнографии северо-восточной ветви угро-финского племени. О ней существует целая литература. (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).
Есть еще одна версия, помогающая полнее понять формирование представлений о Золотой Бабе. Вполне возможно, что образ ее сложился на основании языческой «технологии» создания идолов и кумиров, когда каменный либо деревянный остов обкладывался тончайшими золотыми пластинами или инкрустировался самоцветами, жемчугом, мамонтовой или моржовой костью и т.п. В таком случае и классические каменные бабы можно рассматривать как сохранившуюся основу для подобных ритуальных акций. (Хозяйка Медной горы — Золотая Баба? http://la2by.ru/?p=874).
В давних преданиях, касающихся времён Первой Речи Посполитой, а в особенности её экзотических и диких восточных границ, всегда огромный интерес пробуждают сюжеты, в которых затрагиваются темы таинственные, ассоциирующиеся с языческим прошлым этих территорий… С такой ситуацией мы имеем дело, к примеру, в случае Золотой Бабы. Под этим именем скрывается древняя языческая богиня, которую чтили, в основном, на территории проживания всего славянского населения. Считается, как правило, что заботилась она о женщинах в послеродовом периоде и покровительствовала родам. В определенном смысле она была бы эквивалентом римской Люцины или греческой Артемиды, а исследователи прошлого наделяют её эпитетом obstetrix, что значит просто "акушерка". В настоящее время ее имя, прежде всего, пожалуй, связывается с необычайной статуей, будто бы выполненной из золота, которая была важным объектом культа и была окружена почётом ещё в XVII веке, что подтверждают авторы, описывающие историю Польши или России…
Языческий характер культа Золотой Бабы и его распространение на окраинах России способствовали тому, что богиня стала литературным символом далекой страны, края известного мира. В такой роли она присутствует, например, в поэме Самуэля Твардовского под заглавием "Владислав IV". Этот поэт XVII-го столетия, чтобы подчеркнуть размах экспедиции знаменитой гвардии лисовчиков, лёгкой конницы под предводительством Александра Лисовского, от которого и возникло название всего отряда, подчеркнул, что добрались они даже до места, где почиталась Золотая Баба… Твардовский, описывая это происшествие, также упомянул о вещей силе статуи божества и отметил, что к нему обращались различные язычники. Место, где служили культу Золотой Бабы, было страшным и немного напоминало адскую страну. Вокруг ползало множество змей и других пресмыкающихся, которых поэт назвал словом "гидры". В воздухе летали мухи и летучие мыши, а свирепо дышащий сторожевой пёс охранял вход в помещение, в котором стояла статуя. Как легко догадаться, стоящий во главе отряда Лисовский разрушил статую и ограбил святыню, забрав находящиеся в ней сокровища. Однако, сначала он уничтожил всех перечисленных выше "чудищ" – воспользуемся еще раз словами поэта. Посещение Лисовским места, где почитали статую Золотой Бабы, носит, с одной стороны, символический характер – так как представляет упомянутый уже размах конницы под его предводительством, с другой же – является ссылкой на предания, отражающиеся разными историками…
О Золотой Бабе писали… в работах, имеющих характер хроник или научных трудов, о чём свидетельствует… упомянутая книга Respublica Moscoviae Боксхорниуса. Образ этой богини встречается также и на страницах произведений польских авторов, таких, как Мачей Меховита и Мачей Стрыйковски, и связанных с Польшей – как Зигмунт Герберштейн и Александр Гвагнин. Твардовский в своей поэме ссылается, следовательно, на популярный и довольно хорошо известный мотив.
Наиболее поздние упоминания о Золотой Бабе относятся, по преданиям, к стране Обдорской – Белогорью. (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
О неразгаданной тайне древнего Югорского Лукоморья, величайшей святыне северных народов — чудесной статуе Золотой богини, упоминается еще в старинных сказаниях о «незнаемых землях» Русского Севера. Легенды о ней дожили до XX века, однако ученым священная статуя доныне не известна. (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней». http://www.nnre.ru/istorija/vsled_za_ velikoi_boginei/index.php).
Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Одни исследователи говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи — Древний Рим. (http://www.uralkosmo.ru/index.php/2...-11-08-09-27-42).
Сведений о Золотой бабе очень много. Легенды перестают быть неправдоподобной сказкой, и невольно возникают вопросы. Откуда же появилось это золотое божество? Кто создал его, какой народ? И куда исчезло оно? Будет ли когда-нибудь разгадано таинственное исчезновение золотого идола? И, наконец, где искать этот легендарный клад?
В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен. (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Как пишет в своей статье Т. Самойлова «По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим – сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге». (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
В своем исследовании Н. Ионина задается вопросом: «Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь… При этом возражения, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей» ряд авторов считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады, и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака… Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения. (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Что же это было за божество, и с чем оно было связано? …Это - божество, связанное с водой, подземным и верхним мирами. Наиболее близки ему, по значению, удмуртская богиня Кылдысин и мансийская Калтась. Это великие матери-прародительницы. От них пошло всё живое на земле, да и сами земля и небо. Космогонические мифы коми сообщают, что Зарни инь /Золотая баба/ является прародительницей Ена /божество верхнего мира/ и Куля /божество нижнего мира/, иногда солнца и луны… Рядом с Золотой бабой изображались сын и внук… И об этом можно узнать в мифах. У Ена был сын Войпель, один из самых почитаемых богов коми. По одной из легенд, Войпель /Пера/ взял в жены Заринь /по коми "зарни" - золото, а "инь" - женщина/, и от этого брака пошёл коми народ. Всё сошлось. Если рядом с Золотой бабой изображались Ен и Войпель, то, с одной стороны, это сын и внук, а с другой - сын и муж. (http://khok.pochta.ru/Gorod_baba.htm).
Зарни инь по коми-пермяцкой мифологии - Великая мать-прародительница. Эти же мифы так рисуют сотворение мира. Вначале была только вода, безбрежный океан Саридзь. По нему плавала утка. Из снесённого ею яйца образовалось: из верхней части - небо, из нижней - подземное царство, а центр - земля. Что же получается? Что утка и есть Зарни инь? Даже не верится. Но в одном из преданий она прямо названа уткой - "Матерь солнца, мать луны - та божья утка".
Но почему именно утка стала образом для Великой матери-прародительницы, олицетворяющей Вселенную? …Это объясняется тем, что утка умеет летать по воздуху - верхнему миру. Представители среднего мира ходят по земле, нижнего - ныряют под воду.
И поиски Золотой бабы не были бесплодными. Вспомните, иногда на святилищах находили изображение гуся - это же древнейший символ Золотой бабы. Правда, те, кто искал, ждали другого. Наверное, с течением времени зооморфный образ главной богиня стал антропоморфным. Так, вероятно, появилось изображение женщины с двумя мужчинами на предметах пермского звериного стиля. Не исключено, что в позднее время крупные изображения этого идола изготовлялись из дерева или другого материала. Но вряд ли они дошли до нашего времени. (http://khok.pochta.ru/Gorod_baba.htm).
Нет ничего удивительного в том, что легенды о Золотой бабе связывали и с коми, и с угорскими народами. Когда-то в далёком прошлом это был единый народ или родственные народы, и самый древний миф о сотворении мира /земли, неба и всего живого/ должен быть у них одинаков, что и есть на самом деле. (http://khok.pochta.ru/Gorod_baba.htm).
Наиболее подробные описания изображения сделаны иностранцами, которые не только не видели Золотую бабу, но большинство из них никогда даже не были в России. Русские же летописи о внешнем виде практически ничего не сообщают. (http://khok.pochta.ru/Gorod_baba.htm).
Исследователи образа Богини считают, что «это скульптурное изображение высокой художественной пробы, роднящей его с произведениями эпохи эллинизма. По крайней мере, ни в одном из описаний Золотой Бабы ни слова не говорится о ее уродстве; наоборот, все источники в один голос подчеркивают изящество и красоту кумира. Не подтверждает ли это взгляды тех исследователей, которые считают, что родиной Золотой Бабы является не земля древней Перми, а некая другая, где художественные каноны были прямо противоположны вкусам и представлениям югорских мастеров.
На этом основании среди фанатов Богини выделяются и те, кто склоняется к версии о её проиндоевропейском происхождении, о гипотезе родины индоевропейцев в Западной Сибири, о Гиперборее и культах рождённых этой культурой»… (Н. Чистякова-Ярославова «Золотая баба и золотой Будда».
Разыскания новейших путешественников и этнографов показали, что Золотая Баба или, по крайней мере, копия с неё и сейчас существует, и хранится где-то у инородцев Северо-Западной Сибири, но где именно — неизвестно. Понятно, что пока этнографы не проникли в её таинственное убежище и не изучили её культа на месте, о Золотой Бабе нельзя сказать ничего окончательного. Возможны только более или менее вероятные и правдоподобные предложения… (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).
Кроме собственно Золотой Бабы у западносибирских инородцев была и Серебряная — копия с Золотой. Эта Серебряная Баба охранялась менее Золотой, и финскому учёному Карьялайнену, кажется, удалось приобрести её и перевезти в Гельсингфорс.
Господин Носилов узнал несколько подробностей о функциях, которые приписываются этой Серебряной Бабе, от вогула Саввы из селения Оронтур-пауль: по словам Саввы, она «помогает сильно бабам; у нас ребят мало, — говорит он, — вот и ходят к ней мужики за ребятами, и жертвуют. И промыслам тоже помогает: кто ей жертвует, тот лучше всех промышляет, каждую весну по 20, по 30 лосей убивает». Итак, богиня, которую изображает Серебряная Баба, а, следовательно, и Золотая, копию с которой она представляет, заведует женскою плодовитостью и охотою. По-видимому, она заведует также и судьбою людей, так как, по свидетельству путешественника ХVI в. Гваньини, жрецы во время жертвоприношений Золотой Бабе расспрашивали её о судьбах отдельных людей… (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).
В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия. Солнечная Баба озаряет ослепительным светом окрестности, куда для поклонения ей стекаются пастухи, охотники, воины и вожди племен. Наступает день, когда солнечное божество издает громогласный звук, похожий на звук тысяч труб, и извергает из своего чрева дух плодородия. И в тот же миг зеленеет земля, дают приплод дикие звери и домашние твари, а у счастливых матерей рождаются долгожданные дети…
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.
Продолжение: http://proza.ru/2014/03/09/741.
Свидетельство о публикации №214030900726
Чрезвычайно интересно. Браво. Буду читать со вниманием.
С уважениям Александр Сергеевич Суворов
Александр Суворый 24.03.2014 12:27 Заявить о нарушении
Валерий Шпинев 24.03.2014 20:46 Заявить о нарушении