Написано сердцем

Статья - интервью с автором Прозы редактора газеты Тосненский вестник Светланы Чистяковой от 26 февраля 2014 года. Фото Евгения Асташенкова - фотокорреспондента газеты Тосненский вестник.


№  14 26 февраля 2014 года                Тосненский вестник

Люди земли тосненской               

 НАПИСАНО СЕРДЦЕМ

Лауреатом национальной литературной премии «Народный писатель – 2013 в
основной номинации  «Выбор читателей» стала наша землячка – жительница г. Любань Вера Павлова. Отмечены были четыре её рассказа: «Синий плат небес моего детства», «Фронтовой эпизод или Роковая встреча», «Воспоминания в грозу», «Детский сон в зимнюю ночь 42 года». Символ той премии, изящную статуэтку в форме пера на постаменте из яшмы, мы увидели, побывав в гостях у Веры Калиновны.

Оказалось, есть у неё и правительственная награда – знак Министерства культуры Российской Федерации За достижения в культуре». Вера Павлова получила её за большую организаторскую, методическую, профессиональную, просветительскую, исполнительскую деятельность, пропаганду музыкального искусства, достижения в эстетическом воспитании. Мы попросили её рассказать о себе, об участии в столь престижном конкурсе. Говорили о том, что нужно сегодня пишущим авторам, чтобы выйти в большую литературу, о современном литературном творчестве в социальной сети и многом другом. Вот что она рассказала нам о себе и о том, с чего начался её путь в литературу.

    -  Моя основная профессия связана с музыкой. Я окончила Кустанайскую среднюю школу, затем – Магнитогорское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию. С 1965 года, будучи студенткой музучилища, работала артисткой в Академической государственной хоровой капелле им. М.И. Глинки в городе Магнитогорске, преподавателем на дирижёрско-хоровом отделении Курганского музыкального училища. Затем – артисткой в Ленинградской государственной академической  Капелле, преподавателем дирижёрско-хорового отделения Костромского музыкального училища.  И, наконец,  с 1982 года стала директором и преподавателем Любанской музыкальной школы, которую после переименовали в школу искусств. В 2003 году написала книгу мемуаров «Метаморфозы». Её первое издание вышло в печать в 2004. В 2006 году напечатан мой авторский сборник детских песен для голоса в сопровождении фортепиано «Школьная пора». Второе издание мемуаров – в 2007 году. В 2011 году в сборнике «ЛИК» увидели свет несколько моих прозаических миниатюр, они и на портале «Проза.ру».  За это время написаны циклы «Времена года», статьи о романсах русских композиторов, публицистика, рассказы, множество миниатюр в прозе.

   -  Нашему читателю, вероятно, будет интересно узнать подробнее о Всероссийском конкурсе «Народный писатель», лауреатом которого Вы стали в 2013, получив премию за третье место.

   -  Литературные конкурсы на премии «Народный поэт» и «Народный писатель» проводятся ежегодно, начиная с 2012 года.  Премии учреждены Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Они проходят на площадке крупнейших литературных порталов «Стихи.ру» и «Проза.ру», которые на текущий момент объединяют более 700 тысяч авторов, опубликовавших в общей сложности 25 миллионов произведений. Участвовать в конкурсе могут все авторы, пишущие на русском языке, независимо от места проживания, возраста, статуса и наличия публикаций. Основная особенность конкурса: победителя выбирает не высокое жюри, а читатель прямым тайным голосованием. Награждение проходит на торжественной церемонии в Центральном доме литераторов. Победитель, который выходит на сцену, получает шанс на то, что его заметят издатели, что о нём напишут СМИ. Таким образом, он выйдет  из своего литературного «подполья» и сможет реализовать себя в литературе.

   -  Расскажите о вашей поездке в Москву и о том, как проходила сама церемония награждения.

   -  Со мной в Дом литераторов поехали моя 15-летняя внучка Надя и брат Алексей. 20 ноября Большой зал ЦДЛ был заполнен почти полностью. Мелькали знакомые лица Аркадия Арканова, Дмитрия Кравчука – основателя порталов «Стихи.ру» и «Проза.ру». Церемонию с юмором вели радиоведущие Руслан Орехов и Михаил Помидоров. Приглашённые известные в Москве писатели и поэты вручали премии лауреатам. Я сидела, очень волновалась перед выходом на сцену. Наконец, было объявлено о вручении премий лауреатов основной номинации «Выбор читателей», и прозвучала моя фамилия. На сцене меня встречали ведущие, писатель из Москвы и девушки с наградными регалиями: дипломом, цветами и вот этой статуэткой из яшмы с пером. Слова благодарности произносили все лауреаты. И я тоже. Что конкретно говорила, повторить не могу, не припомню, но ответный импульс из зала я помню. Со сцены уходила под громкие аплодисменты. Затем награждали членов жюри конкурса. Потом выбирали Короля и Королеву Прозы и Поэзии. Королём был избран Михаил Задорнов (да, да, тот самый), Королевой – Марина Фадеева. Оба  авторы портала «Проза.ру».
          Предстоял длинный обратный путь, а потому, не дожидаясь окончания, мы тихонечо вышли из зала, сопровождаемые сердечными поздравлениями сидевших на крайних местах зрителей. Это было очень приятно.

          Название главной книги Веры Павловой «Метаморфозы» , как нельзя точно отражает  не только перипетии личной судьбы и преграды на пути к достижению высокой цели. Это и повествование, и описание, и рассуждение, выдержанное в публицистическом стиле, с элементами художественности. Читаются «Метаморфозы»  с интересом на одном дыхании. Можно сказать, что явление в писательской среде. Основное содержание книги посвящено Любани. Автор в каждой строчке признаётся в любви этому милому уголку России, где природа и люди гармонично дополняют друг друга.

           «Какая поразительная наблюдательность за людьми. Наблюдения её доброжелательны, чисты помыслами, окрашены каким-то особым светом сопричастности ко всему происходящему вокруг неё: событий и явлений», - так отозвался о книге Веры Калиновны заслуженный работник культуры Игорь Кутуев.

           «Девочка из малообеспеченной многодетной семьи, одарённая музыкально, настойчивая, целеустремлённая, вынужденная условиями жизни с малолетства трудиться на протяжении всех «Метаморфоз» формируется в яркую личность, профессионального дирижёра-хоровика, певицу, руководителя школы искусств, общественницу, сумевшую на стыке веков творчески созидать в то время, когда рушились государственный строй, учреждения культуры, человеческие связи!», - так написала одна из почитательниц творчества писательницы.

   -  Для всех, кто ещё не успел прочитать ваши «Метаморфозы, расскажите, о чём же всё-таки ваша книга? – продолжаем мы разговор с Верой Калиновной.

   -  Это и история Любанской школы искусств за 20 лет, выросшей из музыкальной школы. Это и страницы биографий преподавателей и учеников.
В «Метаморфозах» и мой опыт методической работы в области хорового дирижирования, и репертуар хоровых коллективов средней полосы России и Урала. Есть и комментарии к исполняемым произведениям музыкальных классиков. Книга ценна большим фактическим и фотоматериалом, она дополняет страницы истории Ленинградской, Магнитогорской академических государственных хоровых капелл, Магнитогорского, Курганского, Костромского музыкальных училищ, Новосибирской консерватории, Любанской музыкальной школы.  Вышли три издания «Метаморфоз». В третьем издании для удобства читателей повествование разбито на миниатюры и главы. «Метаморфозы» - это итог моей жизни. Здесь всё написано сердцем.
Если в целом говорить о творчестве, то я пишу не только миниатюры и рассказы, но и публицистику. Есть целая серия статей о романсах русских композиторов. Я бываю нетерпима к некоторым явлениям, происходящим в нашей культуре, не хочу их принимать – дерусь (смеётся-ред.). Наиболее, может быть,  резко это выражено в «Битве хоров».

   -  Коллеги по музыкальной школе называют  вас великой труженицей, оптимисткой. Вы умеете видеть в людях их нравственные качества. Но знаю, в вашей жизни был период, когда вы перенесли тяжёлую болезнь: инсульт, потерю голоса. И всё же вы вернулись к литературному творчеству и вокалом продолжаете заниматься. Как человек, мужественно переживший всё это, сможете дать ответ на вопрос: как не потерять себя, когда настигает болезнь, когда уходит почва из-под ног, когда невозможно заниматься любимым делом? Как себя превозмочь?

   -  Это очень трудный вопрос. Здесь всё индивидуально. У меня есть рассказ 2Прерванный каданс», он автобиографичен. Здесь я как раз и описываю всё, что пришлось испытать самой. Человек рождён для того, чтобы постоянно совершенствовать себя, добиваться успеха, достигать поставленных высот. Пусть это поначалу кажется невозможным, но нужно стремиться, нужно добиваться того, что кажется тебе поначалу недостижимым. Это помогает быть сильным, преодолевать трудности и болезни. Нужно работать и работать, и вдохновение придёт. Великие вещи – жертвенность в работе и целеустремлённость.

   -  Мне кажется, эту тему вы затронули в своём последнем рассказе «Анна», где главная героиня наделена как раз такими качествами.

   -  Да, вы правы, моя героиня Анна именно такой человек: яркая, сильная, всегда целеустремлённая. Всегда, чем бы она ни занималась, добивается неизменного успеха.

   -  Сегодня много говорят о том, что будуще за электронной книгой. А вы как читаете?

   -  Я так не думаю. Большинство «сетевых» писателей мечтают опубликоваться на бумаге. И премии «Народный поэт» и «Народный писатель» дают им возможность увидеть свои произведения в бумажной версии. Есть мэтры которые публикуются в больших издательствах, их книги выходят многотысячными тиражами, а есть те, которых никто не знает. Но есть и известные примеры, когда авторы из сети выходили в большую литературу и получали признание в профессиональных кругах. В социальной сет – огромная армия читателей.

       На фото: редактор газеты "Тосненский вестник" Светлана Чистякова
       и автор Прозы.ру Вера Павлова.
       Фото Евгения Асташенкова - фотокорра газеты "Тосненский естник"

             ОТРЫВКИ  ИЗ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ВЕРЫ  ПАВЛОВОЙ

        «Я, как зачарованная, смотрела на эти причуды природы и не могла оторвать взгляд… Лучи вечерней зари с западной стороны щедро озарили богатые лиственные кроны… Но вот цвет золота стал постепенно меркнуть; и, угасая, чуть-чуть высветил розовым края высоких облаков, от которых  так и веяло прохладой предстоящей сентябрьской ночи. Сплошные облака выстроились в ряды и переместились в более высокие холодные слои. Утро будет студёным… И снова всё стало бесконечно серым… Как жаль: минуло лето, отшумело…» («Удивительное рядом»)

        «… когда стала директором музыкальной школы, я, заглядывая чуть-чуть вперёд, решила для себя вырастить музыкальную школу до школы искусств, чтобы в ней были все виды эстетико-художественного, музыкального и хореографического образования этой ленинградской глубинки» ( «К слову о хореографии и не только»)

        «Как незаметно, как постепенно и осторожно ступала своим белым сапожком  Зима! Наверно, боялась Осени, которая после бабьего лета не думала уходить с нагретого солнышком лона природы, всё более прихорашиваясь в жёлтые и багряные одежды и теряя листочек за листочком, застилала пёстрым ковром тропинки, обочины дорог,, клумбы и грядки» («Она, как всегда, ришла нежданно»)

        «Вдруг передние колёса мягко натолкнулись на какое-то препятствие. Отцом овладело тяжёлое предчувствие. Он остановил машину и, заглушив мотор, вышел из кабины. Чавкая сапогами в топкой грязи, он выбрался на дорогу перед машиной. На земле, у колеса машины, вплотную к нему, на боку лежал солдат в каске и в воинском обмундировании.
         Чиркнув спичкой и пригнувшись, отец попытался разглядеть его лицо. Повернув тело на спину, он с ужасом узнал в нём своего двоюродного брата Николая Шевцова. Солдат был без признаков жизни. Ему было около 23 лет. У отца непроизвольно брызнули слёзы». («Фронтовой эпизод или Роковая встреча»).

         «Истина и нравственность стали неуместны. Удивительно, даже возмутительно то, что в рассуждениях о минувшем часто наблюдается преднамеренно, а может, по неграмотности, узкий, ограниченный, односторонний подход в оценке  событий, людей…» («Размышления»)

         «Твёрдо верю и надеюсь, что свежие ветры очищения и обновления придут на нашу прекрасную землю, родившись в глубинах души и сознания талантливого российского народа, который и на этот раз не потерпит глумления над своими веками накопленной богатейшей духовностью, национальными традициями и попрания всех лучших своих начал, завещанных нашими предками, и нашей Великой Тысячелетней историей». («Ветры перемен»)

13 марта 2014 год. Из газеты "Тосненсий вестник" (Ленинградская область)


Рецензии
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.