Буквы рабби Акивы-1

Уважаемые мои читатели!
Предлагаю вашему вниманию авторский перевод с английского отрывка замечательного мидраша, который называется на языке оригинала «Отийот де рабби Акива». Английский вариант взят из интернет-библиотеки Руслана Хазарзара. Сноски мои. Хотелось бы еще сделать хороший комментарий, но это большая работа. Желательно свериться с первоисточником, цитаты из Библии перепроверить, потому что Синодальный перевод иногда «уезжает в сторону», ну и т.п.



                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.


Сказал Рабби  Акиба: вот те двадцать две буквы, через которые была дана Тора всем племенам Израиля. Они были выгравированы волшебным (fairy pen) пером на великолепной короне Святого, хвала Ему. Когда Святой захотел сотворить Вселенную, эти буквы выстроились перед Ним, и каждая пожелала стать средством творческой силы.
    
Первой появилась Тав, последняя из букв алфавита, и попросила, чтобы Бог сотворил мир через нее, умоляя:

- О, Господь, сотвори мир через меня, потому что я первая буква в слове Тора.

Но сказал Бог:

- Нет.

Тогда Тав спросила почему,  и Бог ответил:

- Потому что Я помещу тебя как знак разрушения на лбы нечестивцев.

Тав означает знак на иврите, как это написано у Йехезкеля:

«И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4).

Что означает этот знак? Когда Всемогущий решил разрушить Иерусалим, Он призвал Ангела смерти, сказав ему: «Пройди через Иерусалим и отдели нечестивцев от праведников. Первым нанеси Тав кровью, знак смерти, вторым – знак  Тав чернилами, символом жизни».
Почему форма Тав особенная среди всех букв? Потому что Тора спасает человека от всех неприятностей.
    
Тогда Дух Правосудия предстал перед Богом, убеждая Его уничтожить и праведников тоже. Бог спросил:  «Почему?», и Дух Правосудия ответил: «Потому что они не предостерегли нечестивых». Бог сказал: «Я знаю, что эти нечестивцы не вняли бы их предупреждению». На что Дух Правосудия сказал, что их обязанностью было предостеречь независимо от последствий. И тогда Бог согласился, что они должны разделить ту же самую судьбу, что и нечестивцы.
    
И были посланы шесть ангелов разрушения на Иерусалим, чтобы уничтожить его жителей, как это описано у Йехезкеля:

«И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника» (Иез. 9:2).
    
Почему с северной стороны? Поскольку все плохие ветры дуют только от северной стороны, как это написано у Йирмеягу:

«И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» (Иер. 1:14).
    
Как только Тав услышала слова эти из уст Всевышнего, то отошла от Него с печалью.
    
Тогда предстала перед богом буква Шин, следующая от конца буква, умоляя Бога сотворить мир через нее, ссылаясь на то, что буква Шин – первая  буква Святого Имени Шадай (Всемогущий). Но Бог отказал ей на том основании, что Шин – первая буква в слове «ложь», шекер.

- К тому же, – сказал Бог, – как Я могу сотворить мир буквой, у которой нет основания? А у лжи нет никакой опоры.

И отошла Шин печально.
    
Но тут же буква Реш предстала перед Богом с тем же желанием и сказала:

- Я первая буква Твоих имен: Милосердие и Целитель» (1).

Но Господь сказал:

- Нет, так как Реш первая буква в слове раша, которое означает "злодей".
    
Реш ушла, опечалившись, и предстала перед Богом Куф с вопросом: не мог ли быть мир сотворен через нее, так как люди будут прославлять Бога этой буквой, восклицая трижды «Свят, Свят, Свят  Господь Саваоф» (2). Бог отказал на том основании, что проклятие уже приготовлено для поколения Потопа, а на иврите проклятие – клалА.               
    
Куф вышла печальной, и Цади появилась пред Богом с тем же самым желанием как у предшествующих букв, и сказала:

- Сотвори мир через меня, так как Ты называешься Цадик» (Праведник).

Но Бог отказал ей, сказав:

- Нет, потому что множество бедствий и страданий приносишь (приходит с тобой) ты Израилю» ("цара" – горе, страдание, бедствие на иврите).
    
Отошла Цади печальная, и Пей предстала перед Богом и сказала:

- Сотвори мир через меня, потому что закон назван будет Пикиддим (3), а я первая буква в имени Твоем Искупитель (Подэ – искупитель на иврите).

Ответил Господь:
- Нет, потому что будут они служить идолам с тобой» (Пеор (4) – известное имя идола).
    
Опечаленная вышла буква Пей.

Айн вошла к Богу и сказала:

-Сотвори мир через меня, так как написано (у Захарии): глаза Господа на всей вселенной (5) (Айн – глаз на иврите).

Но ответил Бог:

- Нет, так как с тобой люди ожидают ночь, чтобы совершить преступление и грех, как написано (Иов 24:15) "И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня", а Я накажу грешника тобой, как написано (Иов 11:20) "глаза беззаконных истают".
    
Опечалившись, вышла буква Айн.

Тогда Самех предстала пред Богом и сказала:

- Сотвори мир через меня, так как меня Ты назвал поддержкой всем падающим (Самех – поддержка).

Бог сказал:

- Нет, потому что тобой язычники разрушили мой город, как написано (6) "они превратили Иерусалим в развалины".
    
Вышла Самех, а Нун предстала перед Господом и сказала:

- Сотвори мир через меня, потому что со мной Ты воскресишь мертвых и меня называют свечой Господа, которая есть душа в человеке (7) (Нэр – свеча).

Но Бог ответил:

- Нет, так как Я погашу свет для нечестивых, когда настанут последние дни.
    
Нун вышла печальная, и предстала перед Господом Мем и сказала:

- Сотвори мир через меня, потому что со мной придут потомки (поколения) короновать Тебя и провозгласят Твое Небесное Вечное Царство, и мною назовешься Ты Царем (Мелех).

- Нет, – ответил Господь, – потому что с тобой придет день сострадания (сожаления).
    
И вышла опечаленная Мэм. Тогда Ламед предстала перед Богом и сказала:

- Сотвори мир через меня, так как со мной дашь Ты однажды Израилю две каменные скрижали (8), и Израиль станет учить Твой Закон (Ламед означает изучение).

Господь сказал:

- Нет, так как будут разбиты каменные скрижали.
    
Опечаленная ушла Ламед, и предстала перед Господом Каф. В тот час, когда Каф сошла с Божественной Короны (Кетер – это корона), разыгрался шторм в Небесной Империи. Когда Каф появилась перед Троном Славы, Трон начал трястись и колеса колесницы славы задрожали. Расспросил их Господь о причине их беспокойства, и сказали они:

- Когда Каф сошла с величественной короны славы головы нашей и предстала перед Тобой, и вся наша слава была названа только через Каф как написано у Йирмеягу 17:12 «Престол славы возвышенный, Божия слава вовек» (9).

Тогда обратился Бог к Каф и спросил:

- Что же ты хочешь?

Ответила Каф:

- О Господь вселенной, сотвори мир через меня, потому что мной названы Твой Престол, Твоя Слава и Твоя Корона (10).

Но Он ответил:

- Нет, ибо тобой однажды Я схвачу руками горе, как написано об этом (Иезекииль 21:24): «Вы будете взяты руками (Каф – это рука); тобою также будут утерты слезы народа моего, и тогда Я сотворю мир тобой».
    
Ушла опечаленная Каф, и появилась перед Господом Йод и сказала:

- О Господь, сотвори мною мир, так как мною называешься Ты – Йа Создатель Миров.

Бог сказал:

- Нет, тобой я буду творить нечестивые мысли в человеке, чтобы искушать его уйти с пути добра».
    
Вышла Йод от Господа с печалью. Вошла Тэт и сказала:

- Господь, сотвори мир через меня, потому что через меня Ты посылаешь Святой Дух тем, кто боится Тебя, и во мне скрывается добродетель (Тов – добро).

Но Бог ответил:

- Нет, так как тобой Я назову однажды народ мой нечистым (тамэ), и каждый прокаженный будет так называться.

Ушла опечаленная Тет и предстала перед Господом Хет.

- Господь, – сказала Хет, – сотвори мир через меня, потому что со мной они чувствуют, что милость Твоя наполняет всю вселенную, и через меня называешься Ты милосердным.

- Нет, – сказал Бог, – ибо тобой Я однажды отмечу железным пером грех Иуды.
    
Ушла Хет и явилась пред Господом Заин и сказала:

- Господь, сотвори мир через меня, так как почитание Тебя из поколения в поколение существует вместе со мной.

Сказал Бог:

- Нет, потому что прелюбодеянием наполнится мир через тебя, и в результате Израиль потеряет двадцать четыре тысячи человек. Так как же Я могу сотворить мир через тебя?
    
Вышла печальная Заин. Вошла к Богу Вав и сказала:

- Господь, сотвори мир через меня, так как со мной они хвалят Тебя, Ты Святой в Израиле.

Бог сказал:

- Нет, потому что Я однажды поражу Израиль за его страсти (гнев).
    
И Вав ушла опечаленная. Предстала перед Господом Ге и сказала:

- Господь, сотвори мир через меня, потому что через меня признают они Твое величие и славу.

Ответил Бог:

- Нет, потому что тобой однажды в последние судные дни сделаю Я день искупления, сжигая всех нечестивых и творящих зло.
    
Вышла Ге и предстала перед Господом Далет.

- Господь, – сказала Далет, – сотвори мир через меня, так как через меня поколения возвеличат Тебя, как написано: "Из поколения в поколение хвалить будут Твои благочестивые деяния" (11).

Но Бог ответил:

- Нет, потому что  тобой Израиль осудит себя сам, как написано в Священном Писании.
    
Печально вышла Далет, и предстала перед Господом Гимель.

- Господь, – сказала Гимель, – сотвори мир через меня, потому что через меня народ прославляет Твое величие.

Бог ответил:

- Нет, так как тобой Я буду платить врагам, как написано (Исаия 59:18): "что касается воздаяния, Он воздаст" (12).
    
И Гимель вышла тоже печальная. И тогда вошла буква Бет и сказала:

- Господь, сотвори мир через меня, потому что мной все творение  хвалит Твое славное Имя, как написано (Псалом 88:53): "Благословен Господь вовек! Аминь, аминь";  Хвалите Господа все силы небесные. Все грядущие поколения скажут: "Благословен Господь Бог, Бог Израиля, и благословенно  Имя славы Его вовек" (Псалом 71:18-19)».

С буквы Бет начинается в иврите слово «благословение» (13).
    
Как только Бог услышал, о чем просила буква Бет, Он тут же все исполнил и сотворил мир через букву Бет как написано об этом в книге Бытия. «Берешит бара Элогим» – означает, что буквой Бет сотворил Господь небеса и землю.
    
Когда буква Алеф увидела и услышала, что Бог был благосклонен к букве Бет, то молча сразу же ушла в сторону. Тогда Бог обратился к букве Алеф:

- Почему ты молчишь?

И буква Алеф ответила:

- Потому что я не значу много, так как я всего лишь номер один, в то время как другие буквы значат много: Бет – 2, Гимель – 3, Далет – 4 и т.д.
    
Тогда Бог сказал:

- Не бойся, потому что ты царица (генерал) (14) над всеми буквами. Ты значишь один, и Я – один, и Закон – один, и через тебя Я дам его Израилю, моему народу, который называют единым, потому что первая буква Десяти Заповедей – Алеф, Алеф в слове "Анохи" – «Я – Бог твой» (15).   



(1) . Рахамим  – милость, милосердие. Рофэ  – врач.
(2) . Исаия 6:3 «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!».
(3) . Пиккудим  – закон, указание, повеление.
(4) . Бааль Пеор – бог бесстыдства, перед его ликом без стеснения опорожнялись. «И прилепился Израиль к Бааль Пеору» (Числа 25:3)
(5) . Не очень ясно, какой стих из Захарии имеется в виду. В 4:10 говорится: «очи Господа, которые объемлют взором всю землю». В 9:1 сказано: «око Господа на всех людей».
(6) . Псалом 78:1 «Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины».
(7) . Притчи 20:27 «Светильник Господень – дух человека»; в оригинале сказано: "Нэр Адонай нишмат адам" – «Свеча Господа душа человека».
(8) . «Луах» - скрижаль, каменная табличка.
(9) . На самом деле стих 12 из 17 главы Иеремии выглядит так: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего».
(10) Престол – киссэ; слава – кавод; корона – кетэр.
(11) Пс. 144:4: «Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем».
(12) Исаия 59:18 «По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим - яростью, врагам Своим - местью, островам воздаст должное».
(13) Браха.
(14) "Алеф" можно прочесть как "алуф" – «генерал».
(15) Вариант: «Когда услышала алеф, (что согласился Святой, благословен Он, создать мир на основе буквы бет), стояла и молчала. Пока не позвал её Святой, благословен Он, сказав: Алеф, алеф, почему ты молчишь? Ответила: Властелин мира, нет во мне сил стоять пред Тобой и говорить, ведь все буквы считаются большим числом, а я – малым: бет – два, гимель – три… а я – один. Ответил Святой, благословен Он: Алеф, не бойся. Ведь ты – глава всем, как царь. Ты – одна, и Я – один, и Тора – одна, и с помощью твоей Я в будущем дам её в подарок Израилю, народу моему, названному народ один, как сказано: Я Сущий, твой Бог, который вывел тебя из земли Египта…».


Рецензии
Сделал ссылку на Вас. Наверное будет в чем-то интересно.
http://www.proza.ru/2018/10/15/1109 Можно кое что там посчитать и комментарием,
хотя, Вы тут только переводчик.

Истокон   15.10.2018 16:02     Заявить о нарушении
Спасибо, посмотрю.

Кот Базилио 2   15.10.2018 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.