Можно ли честно заработать миллиард?

  С точки зрения буржуазного права ответ на этот вопрос очевиден, поскольку легальных долларовых миллиардеров по всему миру превеликое множество и почти все они уважаемые и почётные граждане своих стран. Вопрос, который здесь будет обсуждаться, ставится шире: соответствует ли справедливости (или вообще здравому смыслу) экономическое устройство общества, при котором возможно такое распределение доходов, когда они могут отличаться в десятки тысяч, а иногда и в миллионы раз?
 
  Чтобы разобраться в этом вопросе, приведём сначала классическое определение справедливости, данное Аристотелем и которое по сей день считается непреложной истиной: «справедливость есть равное, но только для равных» (и наоборот: «неравное, но лишь для неравных», «каждому своё»).
С формальной точки зрения определение непогрешимо, но в нём отсутствует правило, согласно которому представлялось бы возможным определить, кого следует считать равными, а кого неравными и в какой степени. Совершенно очевидно, что это определение, если оно претендует на истинность и универсальность, требует соответствия в широком смысле деяния и воздаяния и должно относиться к каждому индивиду независимо от субъективных и преходящих понятий типа привилегий классового общества. Субъективность (или более того - ложность) этих преходящих понятий уже давно стала общеизвестным фактом. Аристотель, например, считал естественным рабство, а позже (в сословном обществе) передача привилегий по наследству считалась чем-то самим собой разумеющимся. К счастью, в настоящее время мы избавились от этих предрассудков прошлого и считаем их препятствием на пути достижения прогресса и справедливости в обществе. Теперь перед нами другая дилемма: является ли капитал, который, несомненно, является причиной пропасти между богатыми и бедными, необходимым условием для дальнейшего развития и процветания общества или нет?
 Для решения этого вопроса сначала надо разобраться в том, что представляет собой понятие «общественное благо», как оно зарождалось как идея, а впоследствии каким образом оно воплощалось в действительность и приняло, в конце концов, форму и содержание того, что мы имеем сейчас. Может быть, кому-то покажется парадоксальным то, что какое-то конкретное общественное благо, которым мы сейчас пользуемся, берёт начало своего развития с момента появления человечества. Дело в том, что любое человеческое знание в каждый конкретный момент исторической эпохи не случайно, а основывается на предыдущем знании, без которого оно не могло бы появиться на свет. Знание иерархично и представляет собой колоссальную пирамиду, имеющую своим основанием то, что было заложено ещё в доисторические времена, когда наши далёкие предки изобретали орудия труда, чтобы облегчить и обезопасить своё существование.  Например, все мы пользуемся автомобильным транспортом, но никогда не задумываемся о том, что кто-то когда-то изобрёл колесо, кто-то другой – дифференциал (Леонардо да Винчи), некто третий – двигатель внутреннего сгорания (Жан Этьен Ленуар) и т.д., без которых само существование современного автомобиля как блага общества было бы просто немыслимо. Каждый изобретатель или первооткрыватель вносит что-то своё новое, что качественно изменяет то, что существовало до него, и это новое становится достоянием всего человечества, а также тем основанием, на котором основываются новые открытия и изобретения. Можно сказать, что определённая идея общественного блага на каждом этапе своего развития приобретает частицу добавленной стоимости благодаря творческим усилиям первооткрывателей и изобретателей, а её современная окончательная версия – плод их совместного творчества. Кто-то скажет, что существует патентное право, согласно которому удостоверяется исключительное право, авторство и приоритет изобретения за конкретным субъектом (обладателем патента). Однако срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 25 лет. Это лишь подчёркивает тот факт, что никто из изобретателей и первооткрывателей (или их наследники) не имеет вечного права на продукт своего творчества и, в конечном счёте, всё достаётся людям, живущим позже.

  Таким образом, идея конкретного блага, создаваемого с «нуля» коллективным разумом человечества и само потребление блага – явления общественные. Процесс создания блага тоже общественный, но  монополизируется частным капиталом. Другими словами, частный капитал получает ренту, как от процесса создания общественного блага, так и от общечеловеческого знания, без которого такой процесс был бы невозможным, то есть присваивается то, что по праву принадлежит всему обществу.
Абсурдность такого экономического устройства общества с ещё большей очевидностью проявляется в условиях современного постмодернистского капитализма, когда собственники той или иной компании полностью оторваны от управления процессом общественного производства, а единственная остающаяся связь – получение дивидендов.
Собственники компаний (капиталисты) поручают управление производством топ менеджерам, которые получают зарплату плюс «бонусы за успех» предприятия, что делает управленцев высшего звена такими же капиталистами.
При общественном характере создания идеи самого блага, общественном характере производства и его потребления частному капиталу в этой «цепочке» нет места, если мы желаем справедливости. Частная собственность на средства производства является мультипликатором социального неравенства. При этом нарушается принцип справедливости "каждому - своё". Капиталист использует преимущество обобществлённого труда над индивидуальным для личного обогащения (получения дохода сверх причитающейся меры), а капитал при этом является средством принуждения. Более того, капитал передаётся по наследству, а значит, передаётся и преимущество его обладателей в накоплении и распределении благ. Было бы логичным при таком подходе закрепить такое же преимущество и исключительные права для первооткрывателей, изобретателей, а также их потомков. Однако как первое, так и второе противоречит всё тому же принципу справедливости "каждому своё".
 
  Апологеты капиталистического способа производства часто пытаются оправдать его, заявляя об отсутствии общепринятого критерия для оценки вклада каждого индивида в процессе создания общественного блага. Такое заявление, мягко говоря, беспочвенно и объясняется только нежеланием признавать такой критерий. Далее я покажу, что такой критерий не только существует, но и может быть научно обоснован.

  Новейшие экономические исследования показали, что 95% доходов населения любой страны с большой точностью подчиняются логнормальному распределению. Пять процентов аномально высоких доходов, выходящих за рамки этого распределения, как раз и объясняются капиталистическим способом производства, при котором возможно получение ренты отдельными лицами от приватизации общечеловеческого знания.
 Целесообразно отметить, что логнормальное распределение вообще является фундаментальным законом, которому подчиняются многие явления как живой, так и неживой природы. Ниже я приведу только некоторые из них:
1) в биологии – измерение размеров живых организмов;
2) физиологические измерения (например, артериальное давление крови);
3) в гидрологии – при анализе экстремальных значений месячного или годового уровня осадков, а также водостока рек;
4) в экономике – распределение доходов населения;
5) в финансах - изменения в обменных курсах валют, индексов цен и фондовых бирж;
6) распределение площадей городов в странах всего мира;
7) время восстановления и бесперебойной работы при анализе надёжности различных систем;
8) в механике - коэффициенты трения и износа.

  Можно не только констатировать факт подчинения доходов населения логнормальному распределению, но и рационально объяснить это. Дело в том, что логнормальному распределению подчиняется величина, подверженная мультипликативному влиянию значительного числа независимых факторов, каждый из которых положителен (больше нуля).
Полезность индивида как создателя общественного блага определяется тремя факторами:
1) природные способности познавать, обучаться, запоминать, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной информацией и т. д.
2) знания, полученные в течение жизни (образование, опыт).
3) социальная ориентированность (воспитание, некоторые психофизические особенности).
 
  Полезность индивида для общества пропорциональна всем трём факторам, то есть их произведению. Каждый из этих трёх факторов в свою очередь также представляют собой произведение более детализированных факторов, что приводит к мультипликативности общей модели, а значит, к логнормальному распределению полезности индивидов для общества. Поскольку доходы индивида (согласно принципу справедливости) должны быть напрямую связаны с его полезностью для общества, то мы приходим к логнормальному распределению доходов населения. Эта же модель применима и к отдельно взятому предприятию.
Логнормальное распределение полностью определяется его модой и средним значением.

  Ниже приводятся расчёты максимального дохода (дохода руководителя предприятия в отсутствии частной собственности на средства производства) для гипотетических предприятий.
Если взять в качестве входных параметров типовой (наиболее часто встречающийся) и средний доходы равными 20000 и 30000 руб. соответственно, то из логнормального распределения можно получить:
1) для предприятия с численностью работников 100 человек максимальный доход - 90000 руб.;
2) для предприятия с численностью работников 1000 человек максимальный доход - 131000 руб.,
3) для предприятия с численностью работников 10000 человек максимальный доход -177000 руб.

  Эти доходы можно интерпретировать как справедливые по принципу «каждому своё» без учёта капитала, то есть без эксплуатации человека человеком. Совершенно очевидно, что за разумный период времени с такими доходами невозможно стать даже долларовым миллионером. Аналогичным образом можно рассчитать доходы для всех категорий работников.

  В наше время в общественном сознании (не без помощи буржуазной пропаганды) закрепился миф о том, что благополучие общества в целом якобы зиждется на активности и предприимчивости капиталистов, которые богатея, обеспечивают наиболее высокий жизненный уровень всему населению. В качестве довода приводится тот факт, что экономика не может развиваться без мотивации, а сама мотивация связана с обогащением субъектов экономической деятельности. Справедливость, мол, справедливостью, но реальная экономическая жизнь общества требует «компромисса», который означает «зелёную улицу» представителям капитала.
Однако справедливый компромисс, если быть последовательным, как раз требует распределение доходов по труду, что является мотивацией для ВСЕХ граждан общества. Посудите сами, если кто-то получает больше, чем по труду, то остальные меньше. У тех, кто получает меньше, мотивация будет занижена.
При наличии же всеобщей мотивации в экономической деятельности совокупный продукт будет значительно больше, следовательно, общество в целом будет богаче, хотя и не будет богачей-олигархов, отсутствие которых мы легко переживём.

  Единственным источником всех благ в обществе является интеллектуальный и физический труд человека, который благодаря этому получает право на соразмерное потребление этих благ. Это верно, как верен закон сохранения энергии в физике. Соразмерное потребление в условиях общественного разделения труда должно обеспечиваться справедливыми товарно-денежными отношениями и распределением доходов между участниками экономического процесса. Нарушение справедливости этих отношений и самого распределения приводит к появлению у денег функции капитала и перекосу не только в экономике, но и во всех сферах человеческого бытия. Деньги не могут быть источником дохода при правильно устроенной экономической жизни общества. В противном случае право на потребление  блага получает тот, кто не участвует в его создании. Формула «деньги делают деньги» приводит к экономике абсурда, при которой появляются инфляция, кризисы, безработица и катастрофический разрыв между бедными и богатыми. По этой же причине в таких условиях невозможно правильное функционирование рыночной экономики. Хороша или плоха рыночная экономика?  Это всё равно, что спросить, хорош или плох ветер. Парусное судно тех, кто не умеет пользоваться ветром, занесёт на рифы, а тех, кто умеет - к намеченной цели.   
  Говорят, что слон, если его не остановить, может съесть центнер пищи за раз. Справедливое распределение означает: съесть- то он съест, да кто же ему даст?

  Темы построения справедливого общества я касался в своих статьях: http://www.proza.ru/2014/03/11/1445 «Свобода, справедливость, мораль. Миф или будущее?»; http://www.proza.ru/2014/06/27/1599 «Социализм XXI века» и http://www.proza.ru/2014/05/20/1901 «Свобода как источник процветания».
 


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.