Новая Голландия

Вчера гуляла по улице Галерной, а сегодня вышла со двора через другие ворота и оказалась на набережной Адмиралтейского канала. Того самого, что соединяясь с речкой Мойкой и Крюковым каналом, омывает берега рукотворного острова, на котором стоит комплекс сооружений, названный Новой Голландией.

 Я иду вдоль канала, фотографирую всё, что от меня с левой стороны, и стараюсь вспомнить, что когда-либо читала или слышала о Новой Голландии.

 Остров этот возник в результате того, что в восемнадцатом веке для нужд питерских судостроителей были прорыты каналы: Крюков и Адмиралтейский. Говорят, Новой Голландией его назвал сам Петр Первый. Первоначально «Голландией» называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После склады перенесли на этот остров. Между прочим, это первый военный порт России, основанный Петром в 20-х годах восемнадцатого века.

 Более 150 лет доступ на остров был закрыт. Наверное, потому у него такой ужасный вид, кое-где, правда, приукрашенный полотном с картинками.

 Почти одновременно со складами для сушки леса на западной стрелке острова было построено кольцеобразное здание морской тюрьмы. Историки уверяют, что автор называл это здание арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой» (отсюда якобы пошло выражение «лезть в бутылку»). Рядом с тюрьмой выстроили кирпичную кузницу.

 А в конце 19 века был устроен бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости.

В годы первой мировой войны здесь оборудовали самую мощную для того времени радиостанцию морского штаба. В советское время остров был закрытой зоной. Здесь размещались военные части.

Это я уже вышла на мостик через Мойку и взираю на остров с другой стороны. Тут находится одно очень интересное, монументальное сооружение.

Комплекс острова состоит из нескольких десятков объектов, многие из них -  памятники федерального значения. В начале нынешнего века остров передан под юрисдикцию города. Соседи рассказывали, что в 2004-ом году тут произошел пожар, многие сооружения серьёзно пострадали.

 Вот оно! Вернее, она, эта знаменитая арка. В пасмурный день и в вечерние сумерки она производит гнетущее впечатление. Прямо, как в фильме ужасов. А в солнечный день восхищает своей мощью.

 Все здания на острове построены из красного кирпича. Никакой штукатурной отделки. Неоклассический стиль! В арке же, переброшенной через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой,  красный строительный кирпич сочетается с тесаным гранитом. Из  гранитных блоков сложены колонны. Гармония и монументальность! Высота более двадцати  метров, а ширина пролета всего 8.

  Время безжалостно! Какие  странные узоры нарисовало оно на этом величественном монументе! И поневоле вспомнились ахматовские строчки: " Ржавеет золото и истлевает сталь, крошится мрамор - к смерти всё готово. Всего сильнее на земле - печаль, а долговечней - царственное слово".

 Декламируя про себя, я увидела плывущего по Мойке одинокого селезня. Не боится времени. Плывёт. Ищет подругу. Весна всё-таки!

И я иду  дальше, в сторону  Крюкова канала. Где-то здесь живёт Юрий Гальцев. Но он меня в гости не звал, да и дома его, наверняка, нет. Может, на гастролях, а, может, в своем театре репетирует. Постою немного, полюбуюсь «Мариинкой», и через мостик вдоль по Крюкову.

 Тут зимой сползла с крыши снежная лавина, строительные леса порушила, забор повалила...

  Местные жители утверждают, что еще в 2006 году прошёл конкурс на проведение реконструкции комплекса «Новая Голландия». В ходе подготовки к нему были разрушены Крыловский бассейн, лаборатория, в которой работал Д.И. Менделеев, радиостанция, откуда большевики объявили о своей победе. На протесты горожан и представителей Общества охраны памятников истории и культуры никто и внимания не обратил.

Победу в конкурсе на лучший инвестиционный проект одержал известный британский архитектор Норманн Фостер.

Планируется исторические здания комплекса использовать для современных целей. В бывших складах разместятся музей, гостиницы и офисы, а в здании Морской тюрьмы – камерный концертный зал на четыреста мест. Кроме того, здесь хотели соорудить Дворец фестивалей на две тысячи мест и открытый амфитеатр на три тысячи. И ещё построить восемь мостов. Одному Создателю известно, претворятся ли эти планы в жизнь.

 Соседка-блокадница Зоя Григорьевна сообщила мне по секрету, что в 2010 году это русское культурное наследие приобрёл владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович за 400 миллионов долларов. Говорит, прочитала об этом в журнале "Forbes". Абрамович так Абрамович. Лишь бы не стояла Новая Голландия зловещим мёртвецом  в самом центре города, не пугала своей неприкаянностью.
 
 Я вернулась на Адмиралтейский канал, к тому зданию, от которого начинала свой путь. Не удержалась и снова посмотрела направо. Там сияет куполами Исаакиевский собор  - детище великого Монферрана.

А прямо над головой красуется вывеска кафе  «Новая Голландия». Ниже объявление: «Туалет только для посетителей кафе». Эх, люди! Умеете же вы опошлить.


Рецензии
И я, Тамара, как и ВЫ проделал тот же маршрут и те же действия в 2012г. А ездил мимо "Новой Голландии" в 1962-63г.г. ежедневно. Остров был чуть в стороне и любовались сооружениями ансамбля из окна трамвая или автобуса. А потом всё было некогда свернуть к нему и оценить всё величие этого памятника. И только весть о продаже острова Абрамовичу заставила уделить время и заснять памятник со всех сторон. Он великолепен и жаль его потерять.
Ваши зарисовки заставили прочесть многие публикации в инете о "Новой Голландии.
(Улыбаясь) Так что Ваше влияние на меня положительно -

Саша Егоров   19.05.2014 01:53     Заявить о нарушении
Я очень рада, Саша! Замечательно, что мы помогаем друг другу осваивать МИР и радоваться его красоте. С нежностью,

Тамара Пригорницкая   26.05.2014 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.