Доктрина управляемого хаоса

В 70-е годы 20 века фактически без объявления и широкой огласки была организована мировая война нового типа, в которой применялись средства создания в национальных экономиках и социальной сфере управляемого хаоса. Именно тогда стали вырисовываться очертания процессов, ориентированных на формирование Нового мирового порядка. Основными идеологами и участниками этих процессов выступили Римский клуб, а в дальнейшем Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, фабрики мысли типа «Рэнд корпорейшн», Институт Санта Фе и др. Разработанные ими общие принципы были конкретизированы в работе МВФ, Всемирного банка, ВТО и другими. 

Эта доктрина полностью вписывается в разработанную в США теорию «управляемого хаоса», в числе авторов которой известный политолог и социолог Збигнев Бжезинский (автор книги «Великая шахматная доска: господство Америки и её геостратегические императивы»), Джин Шарп (21 января 1928 — 28 января 2018), (автор книги «От диктатуры к демократии») и Стивен Манн, опубликовавший в 1992 году в журнале Национального военного колледжа в Вашингтоне работу «Теория хаоса и стратегическая мысль». Все трое имеют прямое отношение к «цветным революциям» в странах бывшего СССР, затем в Югославии, а в 21 веке в Ираке, Ливии, Сирии и не так давно в Украине. Это парадоксальное понятие предполагает, что в хаос превращалась экономическая и социальная жизнь стран, которые становились жертвой этой войны. А сами агрессоры, которые сидели у пульта управления этим оружием, держали хаос в стане противника под контролем, для них он был целенаправленно созданным особым порядком.

Так называемая идеология ненасильственной борьбы американского политолога Джина Шарпа ничего общего не имеет ни с теорией «непротивление злу насилием» Льва Толстого, ни с философией ненасилия Махатмы Ганди, хотя по его словам, в свое время изучал учения этих великих мудрецов. Теория и методика Шарпа сводится к тому, чтобы находить слабые точки режима. При этом его книжки-рекомендации написаны очень конкретно: методы пронумерованы и систематизированы. Например, автор говорит, что существуют три категории отказа от сотрудничества с властью: социальный отказ (включает 16 методов), политический (38 методов) и экономический. Последняя категория в свою очередь подразделяется на бойкоты (26 методов) и забастовки (23 метода). И далее в том же духе. Выбор комбинаций остается за теми, кто будет превращать теорию в практику. Автор лишь отмечает, что успех гарантируется комплексным подходом. «Массовые демонстрации носят исключительно символический характер, – говорит идеолог цветных революций. – Если режим относительно демократичен – это работает. Но чем авторитарней режим, тем больше нужно сделать для того, чтобы отобрать у него источники власти. Символизм не меняет правительств».

Автор наставления декларирует, что он рекомендует свое пособие для борьбы с авторитарными режимами. Какой же режим считает он авторитарным? Его институт пользуется подсказкой ежегодного обзора: «Свобода в мире: политических прав и гражданских свобод», который готовит якобы неправительственная организация Freedom House  со штаб-квартирой в Вашингтоне. Её бюджет на 66-80 %  финансируется посредством грантов правительством США. Не случайно, когда он рассказывал об украинской «оранжевой революции», вскользь заметил: «Они где-то нашли копию «От диктатуры к демократии». Как, я не знаю, – вспоминает Шарп. – Эту работу перевели, но их организация была настолько бедна, что не было денег опубликовать перевод. Они прислали нам имейл: помогите немного деньгами. Мы послали им, кажется, 6000 долларов, – продолжает политолог. – А потом узнали, что они напечатали эту работу каким-то невероятным тиражом. Это был единственный случай прямого контакта и нашего участия в событиях «оранжевой революции». Лукавит престарелый политтехнолог.

Общеизвестно, что США затратили на «революцию» в Украине боле 5 млрд. долларов. Американцы консультировали победивших на выборах в еще советских республиках политиков, стремившихся восстановить независимость. В частности, в 1990—1991 году сам Шарп посещал Прибалтику, где консультировал победивших на выборах политиков, стремившихся к отделению прибалтийских республик от СССР, а в 2014 году американцы готовили украинских боевиков в Прибалтике и Польше.

Журналисты газеты «Нью-йорк таймс» высказали мнение, что Шарп мог стать идейным отцом арабской весны. Так, известно, что его труды были переведены на арабский язык. Эти работы, в частности, использовались на тренингах в Каире Международным центром ненасильственных конфликтов. Там с идеями американского учёного познакомились тунисские оппозиционеры. «Братья-мусульмане», которые выложили брошюру Шарпа «От диктатуры к демократии» на своём сайте, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий. Книги Шарпа переведены на десятки языков (в 2012 сообщалось о 44 переводах) и используются, как практические пособия борцами против государственной власти во всем мире. Власти Венесуэлы, Мьянмы и Ирана обвиняют Шарпа в подрывной деятельности и в участии в разного рода заговорах. Именно его практическое пособие «От диктатуры к демократии» стало настольной книгой борцов за «демократию по-американски» по всему миру – в Бирме, Боснии, Сербии, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Киргизии, Ираке, Ливии, Египте, Зимбабве, а теперь в Сирии и Украине.

На основе теории создана доктрина «управляемого хаоса», основные положения которой сводятся к следующему: объединение в нужный момент и на требуемый период разрозненных политических сил, выступающих против существующего законного правительства; подрыв уверенности лидеров страны в своих силах и в лояльности силовых структур; прямая дестабилизация обстановки в стране, поощрение настроений протеста с привлечением криминальных элементов с целью посеять панику и недоверие к правительству; организация смены власти путем военного мятежа, «демократических» выборов или другим путем.

Этот новый вид боевых действий подробно описал один из его разработчиков и экспертов Стивен Манн, который лично участвовал в создании многих очагов управляемого хаоса в разных точках мира (в том числе и в СССР). Он прямо говорит о необходимости «усиления эксплуатации критичности» и «создании хаоса» как инструментах обеспечения национальных интересов США. В качестве механизмов «создания хаоса» у противника он называет «содействие демократии и рыночным реформам» и «повышение экономических стандартов и ресурсных потребностей, вытесняющих идеологию». Согласно С.Ману, существуют следующие средства создания хаоса на той или иной территории: содействие либеральной демократии; поддержка рыночных реформ; повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего в элит; вытеснение национальных ценностей и идеологии. Эти ключевые положения и реализуются в настоящий момент на постсоветском пространстве в ходе постперестроечных перемен, венчаемых «оранжевыми революциями». Это и создает ту специфическую среду расслабленного национального духа разлагающегося государства и национально-культурные традиции, в которой весьма комфортно чувствуют себя всевозможные экстремистские движения.

Эта стратегия основана на доктрине шока, которую подробно описывает канадская исследовательница Наоми Кляйн: «Начиная с 70-х годов, эта доктрина активно разрабатывалась, и применялась так называемой Чикагской школой во главе с Милтоном Фридманом с целью слома кейнсианской модели социально-ответственного капитализма и создания зон неолиберальной экономики. Решение об изменении социальных стандартов, о чем мы уже писали в статье „Развитые страны обречены на снижение соцстандартов“, требует обрушения режимов в ряде арабских стран — например, в Ливии. Однако самая серьезная из идей Чикагской школы Фридмана состоит в том, что социальная (личностная общественная цивилизационная) система наиболее подвержена воздействию со стороны иных культур в переходные периоды ее развития. Одним из таких переходных периодов развития социокультурных систем является их нынешний трансформационный транзит».

Почему же столь избирательно применяется политика двух стандартов? Кому выгодно применять политику управляемого хаоса? Почему в случае с Украиной единодушие нашли Вашингтон и Брюссель? Обама и Меркель угрожают Путину всевозможными карами. Речь не идет о каком-то конкретном государстве и даже об интересах этого государства. Почти все современные сoциально-финансовые институты вместе с их материальными и профессиональными ресурсами сегодня нахoдятся под кoнтрoлем плутoкратии и управляются группировками богатых представителей олигархии, которые не несут ответственности ни перед кем, кроме самих себя. В результате такoй мимикрии национальное государство теряет изначальные функции гаранта реализации интересов всех слоев и групп общества. Оно начинает работать на удовлетворение интересов лишь отдельных могучих кoрпoративных oрганизаций, пренебрегая интересами остальных социальных слоев населения. И в других постсоветских суверенных странах, где возникла олигархическая прослойка, доходы которой превышают в 10-15 раз по отношению к другим слоям населения не исключены попытки разжигания «цветных» революций.


Рецензии
Действительно, то что свершилось на Украине было произведено согласно доктрине «управляемого хаоса». Тонко подмечено.Именно так и свершился переворот на Майдане, где произошло :
1.объединение в нужный момент и разрозненных политических сил, выступающих против существующего законного правительства.
2.поощрение настроений протеста с привлечением криминальных элементов с целью посеять панику и недоверие к правительству;
3. организация смены власти путем военного мятежа, «демократических» выборов
или другим путем.
На Украине сейчас грабежи и ХАОС,который может перерасти в гражданскую войну.

Маруся Письменная   20.03.2014 15:22     Заявить о нарушении
Хаос на Украине перерос в гражданскую войну.

Юрий Шпилькин   01.02.2018 07:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.