Милада

1.
Конец Х1Х века.
Княжна Милада  самая младшая из четырёх дочерей вдовствующего  князя  Василия. Ей пошёл девятнадцатый год, когда её руки попросил  известный в Санкт-Петербурге  фабрикант Стоян Казимирович  Пшельский. Он считался одним из богатых людей, однако дворянского титула не имел.

Прибыв в дом князя Василия вместе со своим братом и другом,  Стоян Казимирович  попросил  принять его.  Князь Василий не был расположен  к беседе с этим господином, но и не захотел показывать своего пренебрежения к нему. 

- Господин Пшельский,  чем обязан я вашим посещением моего дома? – спросил князь, - он на самом деле не мог понять, какое может быть к нему  дело у этого господина.

-  Я прибыл, чтобы просить руки  вашей дочери княжны Милады, - сказав поклонившись,  Пшельский, и, посмотрев внимательно на реакцию князя, продолжил, - и надеюсь получить у вас согласие.

Князь Василий думал, что ослышался.  Этот малообразованный , самовлюблённый  и уверенный в себе человек, которого принимают  в свете только благодаря  его несметному богатству, возомнил, что может быть достойной партией его дочери? Его любимой Милады!  Да как он мог думать это? И как он посмел заявить об этом? Князь негодовал! Первое желание было выставить непрошеных гостей вон из его дома!  Однако подумав немного, князь сказал:

- Я не могу дать вам согласие, господин Пшельский,  так как у меня в доме не заведено решать судьбу дочерей без их участия. Мои старшие дочери вышли замуж по любви и с их согласия. Так будет и с младшей. Я не намерен влиять на  её решение.
- Прошу вас, князь,  пригласите княжну и спросите её согласие, - попросил  Пшельский.

Князь Василий нисколько не сомневался, что дочь его отклонит предложение этого наглого господина и послал слугу за ней.

Не прошло и четверти часа, в гостиную вошла Милада. Её нельзя было назвать красавицей, но в ней было неповторимое изящество во всём облике, которое придавало ей особую прелесть. Взгляд  её безумно красивых голубых глаз был очень выразителен.  Волнистые волосы необычайно красивого медно-рыжего цвета были распущены и лишь слегка заколоты большим гребнем.  В отличие от всех рыжеволосых,  кожа на лице  юной княжны была чиста и бела и без единой веснушки. Стройная, гибкая шея была открыта, и позволяла увидеть цепочку с золотым православным крестиком. Это было единственное   украшение на княжне.

Господин Пшельский смотрел на неё с интересом и восторгом. До этого ему приходилось видеть её лишь пару раз в театре и один раз на балу, где он пригласил её на танец, но его приглашение не было принято в виду того, что у княжны все танцы уже были расписаны и обещаны другим. Здесь, дома,  княжна Милада показалась ему ещё милей и изысканней.
   
- Вы что-то хотели? - обращаясь к князю, спросила  Милада, - Я слушаю вас, папенька.
- Милада, это господин  Стоян Казимирович Пшельский, он  прибыл к нам, чтобы сделать вам, дочь моя,  предложение руки и сердца…

И без того бледное лицо княжны, сделалось  белым,  как мел.

- Принимаете ли вы это предложение, дочь? Хотите ли вы стать женой господина Пшельского?  – спросил отец, абсолютно будучи уверенным, что услышит отрицательный  ответ и спокойно выпроводит  Пшельского из дома.

Помолчав немного и совершенно не посмотрев в сторону гостей, княжна  ответила:
- Да, папенька, я согласна стать  женой господина  Пшельского, - она сказала это так тихо, что сопровождающие Пшельского лица, которые стояли чуточку подальше, не расслышали ответ .
- Вы согласны выйти за него замуж? – князь не мог сдержать себя, говорил громко, и заметно нервничая.
Господин Пшельский, наоборот, едва сдерживал себя от радости, он привстал на колено и поцеловал руку княжны.
- Это сокровище будет моё! Моё! И только моё! – думал Стоян Казимирович, - я никому его не отдам, а вслух сказал, - Вы никогда не пожалеете об этом! Я сделаю всё для вашего счастья!

Княжна, сославшись на плохое самочувствие, попросила разрешения и сразу же покинула гостиную.

- Я намерен не откладывать помолвку, - сказал Пшельский.

Старый князь поджал губы, он был бледен, вид его был измученный, веки  покраснели и опухли, а его гордость, пышные усы, обвисли.  Совсем не такого он хотел мужа для своей любимой дочери. Он считал Пшельского совершенно не обременённым разумом  человеком, он казался ему грубым и неотёсанным мужчиной, и даже его модная и дорогая одежда, выполненная в лучших ателье Парижа, не делала его облик  изысканней,  в то время, когда дочь его Милада, была, не только хороша собой, но и умна, начитана, была обучена  языкам, наукам, музыке, танцам. Она имела безупречный вкус и хорошие манеры.

 Для князя это был сильнейший удар.
«Что же я натворил, - думал  он, - ведь я это мог предотвратить, надо было только выгнать вон этого проходимца! Так я побоялся слыть невоспитанным! И что получилось теперь?» 


Помолвка была назначена  через неделю. 


2.          
Вернувшись в свою комнату, княжна бросилась в одежде на кровать и разразилась рыданьем. Оно было таким громким, что её старая няня Глаша услышала из своей комнаты и прибежала к своей любимице.

- Княжна! Что с вами, деточка моя? – она долго ещё причитала возле Милады, пока та, наконец, не поднялась с кровати.
- Я выхожу замуж, нянюшка…
- Так почему же вы плачете? – но няня Глаша понимала причину слёз княжны, она  знала тайну любимицы, - Кто же он, ваш будущий муж?
- Ах, нянечка, какая разница, за кого выходить замуж, если  человек, которого люблю, женился и  мне нельзя мешать его счастью?
- Милая  моя Милада,  расскажите мне всё по порядку, - попросила няня Глаша, - а я сейчас вам в комнату принесу чай, вы выпьете и успокоитесь.   

Княжна Милада  очень любила свою няню Глашу и всегда  доверяла ей свои тайны. После смерти матушки, няня была единственным человеком, кому юная княжна могла рассказать о своих переживаниях и сомнениях.  Вот и о своих чувствах  к  графу  Болеславу Милада  поделилась с няней ещё тогда, когда эти чувства только возникли.

Первый бал княжны Милады  состоялся, когда ей исполнилось 16 лет.  Княжна с трепетом ждала этого дня, долго готовилась к нему, но была полностью разочарована им.  Ей ничего не нравилось там, и она удивлялась, как её старшие сёстры  любят их посещать?  Княжне  больше нравилось проводить время в кругу своей семьи с близкими ей людьми, для них она играла на фортепиано, пела, но если в доме были гости, старалась уединиться, предпочитая занятия науками и языками, а также чтение книг встречам и беседам с гостями. Она была очень сдержанной, и многим казалась таинственной и   загадочной.

Возвращаясь с бала сёстры наперебой рассказывали о том, как хорошо и весело было там,  но Милада не понимала их и посещала балы только, когда это было очень необходимо и было невозможно отказаться.  Один из таких балов оказался переломным, после  чего, молодая княжна  уже не пропускала ни одного.  Причина была в графе Болеславе,  которого встретила она на первом же балу, на который пошла после долгого перерыва.    Граф был  первым, кто пригласил её на танец.   Ещё только увидев приближающегося  к ней молодого человека,  княжна поняла, что это именно тот, кого она так долго ждала, о ком мечтала.  Он был темноволосый, высокого роста  и  красив собой,  и ей показалось, что он с любовью смотрел на неё своими тёмно-карими, почти чёрными глазами.  Одет он был весьма  модно, элегантно и роскошно.  Безукоризненного покроя костюм тёмно-серого цвета облегал фигуру графа Болеслава и подчёркивал его гордую осанку, широкие плачи и узкие бёдра.

- Вы мне подарите следующий танец, княжна Милада? – спросил он с ослепительной улыбкой на лице.
- Мы были представлены друг другу? Я этого не помню… - засомневалась Милада, хотя ей и хотелось тут же протянуть графу руку в знак согласия.
- Полно-те, княжна, я  граф  Болеслав  Мелинский,  бывал в доме  князя Василия, и знаю вас ещё маленькой девочкой, - ответил  граф, - правда, последние несколько лет я жил за границей и сейчас  только вернулся.

Они закружились в танце, и Милада хотела,  чтобы танец этот никогда не кончался, так хорошо ей было с ним.  Но танец закончился. Дальше был  другой танец, а потом ещё и ещё, но больше  граф не подходил к ней. Она стала рассеянной, постоянно искала его глазами, пыталась выбросить его из головы, но не могла это сделать. С тех пор она посещала балы, старалась  никогда  не пропускать,  и каждый раз он подходил к ней, чтобы пригласить на танец.  И каждый раз только на один. Княжне очень хотелось спросить, почему  граф танцует с ней только один танец, ведь по этикету он может приглашать её на три танца, но она не могла задать ему этот столь дерзкий вопрос.

Если графа Болеслава  на балу не оказывалось, что бывало не так уж и редко, княжна Милада становилась равнодушной ко всему, всем отказывала в танце, даже и тем кавалерам, которые записывались  на танец с ней накануне,  что было совсем не позволительно  в светском обществе. Она уходила в укромный уголок и с трудом дожидалась отъезда. 

Так прошло около года. Она не знала, как ей поступить, часто закрывшись в своей комнате, плакала.  Увидев её такое состояние, няня всё поняла.

- Милая  моя княжна, - сказала няня тогда, - вы влюбились, вот в этом вся причина ваших слёз.
- Няня, он меня не хочет замечать, а я так больше не могу!
- Успокойтесь, моя маленькая девочка, не надо волноваться, в этом ничего нет страшного, - говорила няня, - не бойтесь влюбиться, не бойтесь признаться в своих чувствах, иначе можно многое потерять.
- Как же я ему признаюсь? Ведь меня осудят в обществе…
- А помните, как это сделала Татьяна Ларина? Вы мне сама читали, как она написала письмо Евгению Онегину.
- Я помню, няня, но у неё ничего из этого не получилось… Онегин обратил на неё внимание лишь тогда, когда было уже поздно, - ответила княжна.
- По всякому тут может быть…  Но я не могу вам ничего такого советовать, вы бы поделились этим с кем-либо из  своих сестёр.

Княжна Милада знала, что скажут сёстры и советоваться с ними  не хотела. Это была её тайна, которую она  могла доверить  лишь своей няне. Из всех сестёр княжны Милады  незамужняя была  только княжна Божена,   но и она ожидает  жениха, обещавшего приехать к папеньке просить её руки и сердца.   

Долго размышляя о том, открыться ли ей графу Болеславу или нет, Милада решила,  всё же  написать ему. На второй день, когда письмо уже было готово и отправлено, княжна подошла к окну в своей комнате и увидела, как  во двор въехала  карета  с гербом графов  Милевских. Она узнала этот герб сразу. Боже мой!  Граф Болеслав приехал к нам!  Княжна не отходила от окна и видела, как из кареты вышел сначала  граф Болеслав, а потом старый граф с графиней.  В это время подъехала ещё карета с таким же гербом, и оттуда  вышли  четыре человека.

Сердце Милады готово было вырваться из груди.  Именно так приезжают просить у родителей руки их дочери! «Граф Болеслав приехал просить папеньку отдать меня ему в жёны! Он получил моё письмо и знает, что я люблю его!»- думала княжна.
- Няня! Няня! – крикнула Милада и позвонила в колокольчик.
- Я здесь, моя барыня! Что случилось, княжна? – подойдя довольно нескоро,  спросила няня.
- Помоги мне одеться! Граф Болеслав к нам приехал с родителями!
- Граф Болеслав? Это он приехал? – уточнила няня.
- Он, он! Неси моё кремовое платье… - сказала и увидела, что няня никуда не торопится и, наоборот, села на диван.
- Что случилось, няня? Ты не хочешь мне помочь?

Няня молчала.

- Что? Что случилось? -  не понимала княжна.
- Бедная моя девочка… - промолвила няня, - вам никуда не надо собираться… Это приехал жених Бажены, и она уже готова к этому…


А дальше была помолвка  графа Болеслава и сестры Милады, а затем свадьба, и их отъезд за границу.  Ответ на письмо    княжны Милады граф  не прислал, и она совсем потеряла покой и смысл в жизни.



Открылась дверь и в комнату, неся большой поднос, тихонько вошла  няня Глаша.
- Ну, вот и хорошо,  вы уже плакать перестали, сейчас мне всё  расскажите, мы побеседуем,  и вам сразу станет легче.

- Нянюшка, я  выхожу замуж, и хочу, чтобы венчание  было непременно до возвращения моей сестрицы и графа Болеслава из-за границы.
- Но зачем же вам надо так торопиться? – удивились няня.
- Не отговаривай меня, няня… Я твёрдо решила… Я знаю, что делаю…

Княжна отказалась от принесённого няней чая и попросила раздеть её, чтобы она могла лечь в постель.  Несколько дней после этого, княжна не выходила из своей комнаты и ни с кем не общалась. Много раз старый князь пытался убедить её, что ещё можно отказаться от  принятого  предложения  господина Пшельского, но  княжна была тверда.



3.
На помолвку съехалось много гостей. Княжна была  великолепна. Шёлковое платье нежно-кремового цвета очень шло ей, длинный неширокий шарф из горностая, спущенный  от плеч до пола  делал её фигуру ещё более стройной,   а кружевные украшения на рукавах придавали ей особую прелесть.  И хотя внешне она была спокойна,  пальцы её нервно сжимали маленькую сумочку, и если бы она была без перчаток, то все бы заметили, как они дрожали.    
    
«Моя бедная Милада… Не так, совсем не так я хотел выдать тебя замуж…» - думал старый князь и глаза его увлажнились. Он был сентиментальным человеком, хотя и пытался скрыть это.

Господин  Пшельский, напротив, выглядел весьма уверенно.  Он гордился  предстоящим родством с хорошо  известной знатной семьёй, ему нравилась прелестная невеста, но его немного расстраивало то, что  посматривая  на реакцию гостей, он не видел восторга и восхищения.  На некоторых лицах можно было прочесть презрительное удивление.  Но это ни сколько не влияло на его настроение.

Помолвка, затем венчание – всё было для Милады, как во сне, словно всё это было не с ней и её не касалось.

К возвращению  сестры с мужем,  Милада уже была замужней женщиной госпожой Пшельской.   Граф и графиня Милевские хотели навестить  и поздравить  Миладу с замужеством, но она, сославшись на недомогание, не приняла их.

Милада ничего хорошего не ждала от своего замужества, хотя и верила в обещание господина Пшельского заботиться о ней. Но  то, с чем ей пришлось столкнуться,  вскоре  заставило  пожалеть о сделанном шаге. Господин Пшельский  оказался ужасно ревнив, и каждый вечер, возвращаясь  домой,  допрашивал жену, подозревая её  в связях с каждым встречным.  Няню Глашу, которую  Милада  взяла с собой из дома отца, он заменил  на другую женщину, Акулину, которая до этого была горничной  у  матери господина  Пшельского.  Это была  очень тощая женщина, с увядшим лицом и маленькими чёрными злыми глазами.  Милада  боялась  её, Акулина  полностью следила за ней и  Стоян Казимирович всегда знал о всех визитах  к Миладе.  Поэтому, Милада не чувствовала себя хозяйкой в доме и никогда никого не приглашала, даже своих родных.

Монастырь. Вот о чём думала Милада каждый день. Она считала, что  это гораздо лучше её теперешнего заточения.  С каждым днём  она думала о монастыре всё больше и больше.  Милада твёрдо решила уйти в монастырь, она только ждала подходящего времени, когда  муж  её уедет в деловую поездку в Европу.  Он давно планировал это, и Милада знала, что  поездка должна скоро состояться.  Большие усилия она приложила для того, чтобы муж разрешил ей  время  в его отсутствие провести  в доме своего отца, князя Василия.  Стоян Казимирович разрешил, но с условием, что вместе с ней поедет и Акулина.  Миладу  мало беспокоил этот надзор,  так как она была уверена, что ей не придётся возвращаться в дом  мужа,  а значит, нет разницы, что ему будет докладывать Акулина.

Милада была намерена  пробыть в родительском доме дней десять, а потом уехать в монастырь.  Но этому помешали следующие обстоятельства.  Рано утром на девятый день после отъезда господина Пшельского, посыльный  принёс два письма. Одно было адресовано  князю Василию,  другое  Миладе Пшельской.  Милада взяла в руки письмо и, посмотрев на печать, вскрыла его.  То, что прочитала она, выбило её из равновесия. Нет! Она не желала смерти своему мужу!  Она только  не хотела видеть его, хотела уйти в монастырь! Почему же он погиб?  Дальше она уже ничего не видела, и читать не смогла.  В это время к ней  вошёл старый князь, держа в руках своё письмо, по всей вероятности, такого же содержания.
 
- Ты уже знаешь? Печальная новость, - сказал старый князь.
- Это я виновата… Я не хотела его видеть, я просила Бога избавить меня от него… Но я не хотела  расстаться с ним таким образом! – Милада плакала, -  Папенька, пришлите мне няню Глашу.
- Я здесь, здесь, моя маленькая барыня, - няня Глаша уже была рядом.
- Акулина, а ты можешь быть свободна! Я буду с Глашей, - сказала Милада, стоявшей рядом своей надзирательнице.
   
Акулина, нехотя покинула комнату Милады.


4.
Прошёл год. Вдова Пшельская жила в доме, который приобрёл господин Пшельский перед женитьбой, редко покидая  его.  Она избегала встреч со своей сестрой и графом Болеславом, не приглашала их к себе и  сама их не посещала.   Занимаясь науками, Милада вела почти затворнический образ жизни,  лишь изредка бывала на балах,  но пользовалась там большим успехом.  Она по-прежнему была хороша, и было немало желающих предложить ей руку и сердце. Но сердце Милады было занято. Граф Болеслав  поселился в нём прочно и, как казалось Миладе,  навсегда.

Но она ошибалась.

Её работа по  русской словесности была отмечена Императорской Санкт-Петербургской академией наук и, открывая  к столетию А.С.Пушкина отделение изящной словесности,  Великий князь Константин Константинович, возглавлявший академию, пригласил Миладу Пшельскую принять участие в научной работе  по составлению словаря русского языка и аннотирование произведений русских писателей. 
 
Это было интересное для Милады предложение, и она приняла его с радостью. Она с увлечением принялась за работу. Её жизнь изменилась и стала интересной.  В состав Отдела были избраны Почётные  академики из числа писателей, художников и литературных критиков,  что позволило Миладе познакомиться и работать с такими известными людьми, как Л.Н.Толстой, А.М.Жемчужников, В.Г.Короленко, А.Ф.Кони, А.П.Чехов, В.С.Соловьёв, В.В.Стасов.

Но главное было в другом.  Здесь она познакомилась с профессором  Делесским, и это было не просто знакомство и совместная работа. Милада смогла растопить льдинки в сердце убеждённого холостяка, но и её льдинки тоже растаяли. И это была красивая, любящая друг друга   пара.

А потом были дети. И счастливая мать вскормила их своей грудью, не считаясь с мнением света,  что только простолюдины кормят детей грудью, а для людей знатного рода  существуют кормилицы. Супружеская пара также самостоятельно занимались воспитанием и обучением своих детей.

Это была счастливая семья.  Но  наступали смутные тяжёлые для них времена. Что стало с ними? Кем стали их дети? Это будет другая история.
   


Рецензии
А я пойду погуляю
еще раз приду.

Тофик Гасанов   02.04.2020 13:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.