Антигона Елены Камбуровой

                * * * *

"Антигона"  Елены Камбуровой.
 СОФОКЛ.  АНТИГОНА. ТРАГЕДИЯ. СПЕКТАКЛЬ-ДУЭТ (версия театра).
                * * * * * *

Софокл
«Антигона» — оригинальная постановка режиссера Олега Кудряшова, основанная на трагедии Софокла.
Этот спектакль стал дебютом Елены Камбуровой в качестве драматической актрисы и сразу был высоко оценен критикой. Режиссер выбрал необычную форму — актриса исполняет в спектакле все главные роли: Антигону, ее сестру Исмену, царя Креонта с женой Эвридикой, их сына Гемона, слепца-прорицателя Тиресия и Стража.
Партнером Елены Камбуровой выступил молодой актер Мохамед Абдель Фаттах.

«Драматический талант Елены Камбуровой давно известен: она делает спектакль из каждой песни, и в „Антигоне“ ее переходы из образа в образ виртуозны — это скорее музыкальное искусство, а не драматическое. Потому что это переходы прежде всего из тональности в тональность».//«Экран и сцена». - Москва, 9.04.2006г.

Премьера — 17 ноября 2005г.

Режиссер - Олег Кудряшов

Художник по костюмам - Ирина Пинова (Ютанина)

Сценография, рельефы и скульптуры - Алена Романова

Музыка - Александр Марченко

Художник по свету - Владислав Фролов

Антигона, дочь Эдипа - Елена Камбурова

Хор фиванских старейшин, вестник - Мохамед Абдель Фаттах
Источник: http://kamburova.theatre.ru/events/antigona/

                * * * * * *

        По отношению к нашему времени, профанному, горизонтальному, Античная трагедия, «Антигона»,  в частности, - время вертикальное, осевое, сакральное. Дабы работал над жизнью людей Космический Закон, Божий порядок, Рок.  Ценою смерти человек не смел нарушить «Закон богов, не писанный, но прочный» (Антигона).  Да и смерть, - по представлениям древних греков-космоцентристов, - рождение в Жизнь, исцеление души от телесной порчи! Потому собственно, смерть за истину и утверждается как норма и условие добродетельной жизни - и великими трагиками: Эсхилом, Еврипидом и Софоклом, и Сократом, сведшим философию с неба на землю.

      Истина Блага, Высшего Закона утверждается ценою жизни, ибо важна не сама по себе жизнь как таковая, но жизнь достойная. С другой стороны, как говорил великий Гераклит: «Добро и зло одно», «путь вверх и вниз один и тот же». В этом суть этической (герметической)  диалектики древних греков.

Сегодня время ставить Космогонии, Мифы, Трагедии.  Это – вызов Хроноса нам!  Это – нить Ариадны для опускающегося всё глубже в Аид, человечества!  Либо развитие человечества пойдет по Пути Космической эволюции, либо оно исчезнет.

Трагедия сохраняет в своей структуре принцип триадичности мироздания (по Пифагору): Мир Наивысший, Мир Высший и мир низший.   В трагедии это: Закон, две противоборствующие силы: добро-зло, и то, что приводит их в движение: Рок. Да, трагедия – это экзистенция духа. 

Хорошая трагедия обладает таким внутренним единством содержания, что строго логична в своей структуре, как наука. Последнее роднит ее с философией: все звенья трехчастной структуры трагедии так крепко спаяны между собой, что изъятие одного звена поведет за собой распадение всей цепи.
С точки зрения же искусства, трагедия универсальнее всех других видов искусств, ибо представляет собой высший синтез их во всей сложной простоте своего действия: фабулы, поэзии (словесно-образного выражения), ритмико-пластических образов и решений, и пения (хор), а также элементов живописного выражения. И красота ее – суть Идея.

«Антигона» Софокла  была поставлена на сцене в 441г. до Р.Х. (от Софокла (около 495г. - 405г. до Р.Х., Афины) дошло до нас 7 трагедий), но вневременна, актуальна, свежа по содержанию, как и «Медея» Еврипида  и «Эдип», ибо трагедия универсальна по смыслу. Она напоминает человеку о его призвании: быть человечным, человеколюбивым вопреки обстоятельствам! А это значит, исполнять Закон богов, Единого!

«Антигона» в театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой – это выход за пределы иллюзий нашей трехмерной, профанной, реальности, мира карликов и лилипутов (в путах рассудочности живущих). 

«Антигона» – это ландшафт внутреннего мира героев, столкновение двух идеологий, мироощущений, жизненных правд! Не динамика внешних событий, но смена душевных состояний, вызванных отношениями героев, приковывает к себе внимание зрителя. То есть трагедии характерен экстремальный психологизм – она знает о человеке ВСЁ!
Я  не буду здесь пересказывать сюжет трагедии, напомню только читателю, что Антигона, дочь царя Эдипа, гибнет от злодеяний Фиванского царя Креонта, своего дяди, т.к. решилась предать погребальному обряду тело своего умершего в поединке брата Полиника, которого Креонт велел оставить непогребенным, как изменника Фивам. За ослушание царского указа ее заживо замуровали в каменную пещеру, где она покончила с собой.

К самой Елене Камбуровой,  как нельзя кстати, подходит формула:

«Суровый нрав сурового отца/Я вижу в дочери: ей зло не страшно» («Антигона». Хор, Стасим второй, Эписодий второй//Перевод с греч. С.Шервинского и Н.Позднякова.).

Равно и: «Я рождена любить, не ненавидеть» (Антигона).

«Антигона» – нить, ведущая  во Внутренний мир самой Е.А.Камбуровой, приоткрывающая тайну её Души, Души Эллина, у которой за плечами великие древнегреческие воплощения 5-4 вв. до н.э. (я не буду их здесь называть, но я их знаю.) Ибо и для меня, Эпоха Эллады – это лучшие страницы истории Души.

Елена Камбурова носит энергетику античного космоса в своей душе. Энергетика мистической Эллады  живет неизбывно в ней, как стержень, а не только как гены, ведь Камбурова гречанка по национальности.

Елена Камбурова – это абсолютная самотождественность Душе, и в жизни и на сцене.

Обращение сегодня к жанру Трагедии, где всё космично, иероцентрично, по-крупному и всерьез, не на жизнь, а на смерть, есть порыв к спасению, да, именно, к спасению культуры человеческого духа в условиях современной цивилизации: осевого слома цивилизаций.

Трагедия изначально есть священнослужение, чествование божества Диониса. Почитание Законов Высшего мира.  (Олимпийские боги ведь - олицетворение космических сил и законов.) Живой огонь на сцене тому свидетельство. Но Трагедия есть и апофеоз Внутренней жизни, выявление в ней универсальных архетипов и констант бытия и сознания.

Мне кажется, сущностью Трагедии является следующая метафизическая формула:

«Саломея спросила Иисуса, когда наступит Твое Царствие? Иисус ответил:
«Когда мужское и женское уравновесятся. Когда мужское станет женским.
Когда не станет ни мужского, ни женского. Когда внутреннее станет внешним. Когда Высшее станет низшим. Тогда и наступит Моё Царствие»». (Апокриф от Филиппа).  Все этапы данного таинства антропо-космо-теургии пресуществляются в жанре Трагедии.
И пресуществляются в подтексте «Антигоны» в постановке Олега Кудряшова.

Режиссер пишет: «Я не ставил целью попытку реконструкции античной трагедии, мне хотелось прежде всего выразить свое уважение, восхищение уникальной актерской и человеческой сущностью Елены Камбуровой. Для меня ее жизнь и работа в какой-то степени сродни поступку и подвигу Антигоны». И это абсолютное попадание.

(Вот мне, например, тоже хочется  крикнуть: люди! Да вы понимаете или нет, кто такая Камбурова?! Но, нет, время героев прошло, и все духовно ослепли.)

Спектакль сделан с большой любовью и очень профессионально. Без ложного пафоса, режиссёрское решение Олега Кудряшова гениально! Сценография, маски, рельефы, скульптура (на сцене стоят колонны), музыка, световая палитра, костюмы, пластика – всё на высочайшем уровне мастерства и абсолютно органично замыслу.

Большая находка – балкон, или второй ярус на сцене, символизирующий каменную пещеру, где замурована Антигона, кроваво-красный свет, освещающий собой лицо Антигоны за полупрозрачной сеткой, когда та произносит речитативы, плачи по-гречески. Пение Елены Камбуровой, возникающее как бы сквозь стены, и нарастающее из недр, как циклон, заливающее зал запредельным эфиром.

Пронзительна сцена со слепцом-прорицателем Тиресеем, мощная сцена суда совести. Равно и гипнотическое, обволакивающее волнами света-цвета, чтение стихов Камбуровой, как пение, пробивающееся из склепа души…

Энергетика стояла потрясающая, мощнейшая, исходящая от личности Актрисы. И на Её фоне партнер, наполовину египтянин, Мохамед Абдель Фаттах (замечательный молодой пластичный актер, с прекрасным сильным голосом) казался несколько призрачным, эфемерным.

Движения Камбуровой были очень энергетичны, быстры и резки, предельно рельефны. Сила исходит от каждого жеста. Объем интонации. Сила вибраций же слова, голоса так велики, длинны-растяжимы волной своей, что, конечно же, требуют не пространства камерного театра, а простора Парфенона, возвышенности Акрополя. О стены же маленького театра они просто разбиваются…   А рядом с Камбуровой видишь и Зевса, и Афродиту, и Перикла…

И оживают Основы, и витают в воздухе эпохи.

Трагедия сегодня как никогда востребована кризисом сознания человеческого, как попытка выйти из тупика. Это – вызов Космоса нам!

А Елене Камбуровой, древнему Эллину-Посвященному, трижды поклон!
Эта хрупкая маленькая женщина пропускает через себя сверхэнергетичный поток. Её голос приходит из Космоса и в Космос уходит.

Актриса-посвященный реализует на сцене архаические пласты своего сознания, которые в рамках сцены сегодня только и могут быть осуществлены.

Для меня очевидно, что в Индивидуальности Камбуровой преобладает дионисийское (музыкальная стихия первоосновы мира) начало над аполлоническим (принципом формы, явленности мира как представления).
 

С неизменным пиететом,
Наталья Шлемова, 21 февраля 2013г. Москва.


       P.S.  Посмотрела я «Антигону» в Театре Камбуровой во второй раз, 21 марта 2014г. 

Спектакль Сакральный и потому идет не чаще раза в год. Март, в оккультном смысле, самый сильный месяц в году.

Сообразно особенностям эзотерического текста, а к данному типу текста относится и вся Античная трагедия, при перечитывании в нем открываются новые смыслы, оттенки, иначе воспринимается его энергетика в целом.

В этот раз спектакль прошел как бы в другом ключе. Более сконцентрировано что ли. Движение не в объем, но во внутренний центр эйдетической (смысловой) интонации.
Не могу я согласиться со следующим мнением критики: «Драматический талант Елены Камбуровой давно известен: она делает спектакль из каждой песни, и в „Антигоне“ ее переходы из образа в образ виртуозны — это скорее музыкальное искусство, а не драматическое. Потому что это переходы прежде всего из тональности в тональность».//«Экран и сцена», Москва, 9.04.2006г.

Нет, у Камбуровой отточенный драматический/трагедийный рисунок каждой роли. И это переходы не из тональности в тональность, что характерно для музыкальной фразы, а переходы именно из образа в образ.  И это подчеркивается всем рисунком образа, рельефным жестом, мимикой, темпом движений. И при этом, что естественно, хоть и сложно, для каждой роли своя неповторимая интонация.  Камбурова – большая драматическая/трагическая Актриса и не стоит ее место в Искусстве ограничивать только жанром Песни.  Она мыслитель в первую очередь, Творец.

Пение, абсолютно магическое, Антигоной - Камбуровой молитв-речитативов-плачей на древнегреческом - акт творческого трансцензуса, выхода за пределы нашей мерности, очарование Беспредельности. И в этом - вся Камбурова, архетип Души и Воли. Вспоминается пещера Зевса...  Ну очевидно, сам Дионис стоит за Спектаклем.

Еще раз с большим удовольствием я подчеркну уникальность режиссуры Олега Кудряшова, он явно посвящен в Архаику. 
Прекрасен был и харизматичен Вестник, он же и хор, Мохамед Абдель Фаттах. Яркая игра, на полной отдаче.

Вне сомнений «Антигона» - визитная карточка Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой.

Голос Камбуровой – изъявление Ее сущности – движим Любовью, как высшим типом Энергии, как страстью к непознанному. Продиктован волей Любви. Из Любви рожден, Любовью творит и в источник Любви возвращается. Как и весь «островок ее сопротивления» инициирован той же Любовью к Прекрасному как законосообразному. 
Индивидуальность Елены Камбуровой летит на крыльях Любви как откровения и сущности мира. Аминь.


Благодарный поклон!
© Наталья Шлемова, Москва.  23.03.2014.

Опубликовано:  Шлемова Н.А. Актуальность жанра трагедии в наши дни. С.144 - 158.// Искусство в системе эстетического познания и художественной практики./Сб. научных статей по материалам межвузовской конференции./Под ред. проф. Волобуева В.А. – М.: МГПУ, 2015. - 248с.
      
* * * * * * *

http://www.proza.ru/2014/01/26/2273 - ФЕНОМЕН ЕЛЕНЫ КАМБУРОВОЙ

Театр Камбуровой в Фейсбуке: https://www.facebook.com/pages/------/431698663550479

Страница Театра Камбуровой на Ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCOBDM25YM4N8sFtkeTK5xYA
      
* * * * * * *
(Фото Е.А.Камбуровой в роли Антигоны. © Юрий Рост).
*
... http://www.proza.ru/2017/05/13/1168


Рецензии
Чем лично мне интересен жанр Трагедии – непосредственным вмешательством Высших сил в жизнь человека. Что само по себе дает нам повод заглянуть в Неведомое, выйти за пределы самого понятия «человек».
Только отношения человека с Высшим миром и представляют непреходящий интерес, ибо раскрывают СУЩНОСТЬ человека.

P.S. В Античной Трагедии, а только в Античности этот жанр и существовал, Боги принимали непосредственное участие в повседневной жизни человека. Ни один другой жанр больше этого не дает. В Трагедии масштаб Чувств и Мыслей другой, Осевое Время, в котором каждый жест героя магичен. Рок учит нас прозревать волю богов. «Да будет Воля Твоя, не моя, Господи» - в этом главный урок трагедии. А выбор – это испытание.
____________________________

ЛЮБОВЬЮ ОСКОРБИТЬ НЕЛЬЗЯ, НО БОЙТЕСЬ ОСКОРБЛЕНИЯ ЛЮБВИ (Н.Шлемова).

Трагедия «Ариадна» Марины Цветаевой, 1924г., Прага.
(РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ.)

Основная идея цветаевской трагедии «Ариадна»: предательство любви – предательство Души. «Узнаю тебя, Афродита!» (Тезей).

Если любите, не слушайте никого, не уступайте свою любовь даже Богу.

Вывод: раз предавший любовь, никогда ее не познает, не будет счастлив и реализован в любви, как высшей жизненной силе-Энергии.

В триаде: Воля-Любовь-Разум, - Любовь есть корень, но не наоборот.

Не познать любви – не исполнить задачи Души. Любовь – природа Души.

Любовь – фундаментальный принцип Души и Творчества, Закон Жизни.

Поправший Любовь – нарушил Закон Единой Жизни.

Афродита – Космическая Любовь, абсолют в Любви.

Столкновение в трагедии мифа и логоса как принцип развития сущности, коллизии.

Высшее наказание для человека – отсутствие Любви, наказание нелюбовью.

Таким образом, тема трагедии – тема центральная. Универсальное значение жанра Трагедии в наши дни.
P.S. Минотавр – карма прошлого.

Руно – символ благосостояния, счастливой жизни Тезея, раз нарушившего закон – волю Афродиты (символа Венеры, или Матери Мира, или Изиды, Матери Богов) – уже не спасает Тезея и тех, кто связан с ним по карме, от бед. Тезей наказан впоследствии не только гибелью своей третьей жены, Федры, но и гибелью сына- женоненавистника, Ипполита, и смертью Эгея – своего отца, и сам он погибает из-за Елены. Разрушение любви – разрушение судьбы.

Ибо Любовь есть Путь жизни (нить Ариадны, выводящая из лабиринта низшей материи в миры Духа), ее цель и закон. Тезей «неземным законом взыскан».

Любовь – Путь к Душе и Духу. И потому, она может быть только Единственной.

Трагедия – это жанр для тех, кто способен идти в ногу с Космической эволюцией, их – меньшинство.

Для всех остальных – комедия и психодрама, отвечающие на вопросы земной жизни лишь.

Нам пора возвращаться к жанру Трагедии на новом этапе. Это - наша кармическая Задача! ОМ!

Наталья Шлемова.// http://www.sunhome.ru/people/urusvati

14.04.14. Москва
_______________________________________________________________________________

См.: "АНТИГОНА", часть 1: http://www.youtube.com/watch?v=fHDGdeBd5X8&feature=share

Елена Камбурова. Антигона ч.1.
"Антигона" - Фильм-графика цвета и звука. Cнят МОК в 2006 году по постановке Олега Кудряшова. Автор: Софокл. Артисты: Елена Камбурова, Мохамед Фаттах «Антигона"...

Часть 2: http://www.youtube.com/watch?v=urLvw5zc99w

Часть 3: http://www.youtube.com/watch?v=k3OSgXJVKf4

Наталья Анатольевна Шлемова   21.05.2014 09:36     Заявить о нарушении
P.S. Когда я читаю Софокла, «Антигону», например, в любом классическом переводе, во мне просыпается древнегреческая ДНК,
ничего лучше, на мой взгляд, Древнегреческого материала в Поэзии нет — этот величественный и одновременно простой Белый стих — как поступь самих Богов. Чудо такое!..

Наталья Анатольевна Шлемова   17.07.2022 17:40   Заявить о нарушении