Казан, гитара и белый барс
- Нет, ты определенно сошла с ума, - мысленно ругала себя я, пока мое тело пыталось поудобнее устроиться в автобусном кресле и подремать. – Трястить в такую даль всю ночь и ради чего? Чтобы прочесть пару своих стихов перед незнакомой публикой? Эх, и когда ты повзрослеешь?
- Прекрати ныть, – тут же одернула я себя. - Ты же так мечтала читать свои стихи перед публикой и ездить по разным городам. Вот и переноси все неудобства достойно! Тем более, это твоя первая настоящая «гастроль».
Прошлым летом я уже прилично поколесила по области и выступила на нескольких местных фестивалях – «Музыка сердец», «Городецкий пряник», «Рок-фиеста», но поездка в другую область в качестве поэта – первая.
Участие в конкурсе-фестивале авторской песни «Песня, гитара и я», проходящем в Казани, было поначалу чистой авантюрой. В первых числах марта я отправила подборку стихов в оргкомитет конкурса и благополучно о ней забыла. И вдруг мне пишет Алла Гребнева, председатель оргкомитета и сообщает, что я прошла в очный тур фестиваля, и меня приглашают участвовать в финальном концерте.
В Казани я была еще в конце 80-х, совсем малышкой, и помню только рассказ экскурсовода про участие Ленина в студенческих митингах.
- Считайте, что вы и не были в Казани, - пишет Алла. - Город очень изменился, практически отстроен заново. Непременно приезжайте!
Почему именно авторская песня, если я не пою и не играю на гитаре? Да потому, что с недавних пор на подобных мероприятиях введена поэтическая номинация, как отдельная дисциплина. Потому, что именно на фестивалях авторской песни отношение к поэзии более трепетное, нежели на специализированных поэтических, где в чести новомодная «актуальная поэзия» с ее ломаным ритмом и филологическими изысками. А мне, как автору, придерживающемуся традиционной школы стихосложения, было сложно найти себе подходящий формат конкурсов.
Итак, решено – еду! Самое оптимальное решение – ехать на экскурсионном автобусе. Утром посмотрю город, а затем, пока другие плещутся в аквапарке, займусь своими делами.
КАЗАНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Шестой час утра. Чувашское бездорожье внезапно сменяется современным освещенным автобаном. Автобус набирает скорость. На горизонте уже мерцает зарево – мы подъезжаем к Казани.
Первая экскурсионная остановка - Раифский Богородицкий мужской монастырь. На стоянке возле белокаменных стен обители уже собралось несколько автобусов. Рядом с каждым кучка сонных туристов – переминаются, ежатся, зевают.
Ровно в семь ворота монастыря открываются. В роли экскурсоводов здесь выступают монахи – их в обители всего 12. Еще при монастыре существует детский приют – в нем воспитываются мальчики из неблагополучных семей.
- Это обычные ребята. За почти 20 лет, что существует приют, стать священниками захотели всего три мальчика, - не без огорчения говорит наш гид.
А затем картинки за окном менялись, словно в калейдоскопе. Мост Миллениум, гигантский казан – как символ города, невероятной архитектуры стадион, крикливо-эклектичное здание Министерства сельского хозяйства, выстроенное в лучших традициях павильонов ВДНХ – со множеством статуй, колонн и гигантским бронзовым деревом в центре, красавица-мечеть Кул Шариф – словно воплощение восточных сказок, а еще древние православные храмы, казанский Кремль, падающая башня (есть в Казани и такая).
Автобус колесит по центральной части Казани. Столица Татарстана выглядит чистой, уютной и очень... европейской. Старые особнячки отремонтированы и ухожены, а новостройки органично вписаны в архитектурный ряд и не выглядят пришлыми чудовищами из стекла и бетона. Экскурсовод объясняет, что большинство новых масштабных построек появилось в Казани совсем недавно – к Универсиаде 2013 года.
- Там, где сейчас высятся корпуса студенческих общежитий – были трущобы. Правда они и сейчас кое-где сохранились.
И словно в подтверждение слов гида, автобус останавливается возле элегантного небоскреба, рядом с которым ютятся несколько ветхих деревянных домиков.
КАЗАН, ГИТАРА И БЕЛЫЙ БАРС
До начала регистрации на фестиваль всего час, и я решаю покинуть автобус. Меня высаживают возле гигантского «казана». Как тут не подойти ближе!
Оказывается, «казан» - это не только масштабный арт-объект, но и функционирующее здание. В нем находится загс. Я улыбаюсь дежурящим на лестнице охранникам: «А можно туристке зайти внутрь?» Мне разрешают. Нижний зал небольшой – с потолка свисает огромная, похожая на хрустальный водопад, люстра. В верхний зал меня уже не пустили, там шла торжественная регистрация. Кстати, на верхнем ярусе «казана» в теплое время года работает еще и смотровая площадка.
Отыскать молодежный центр «Ак Барс» (в переводе с татарского – белый барс, еще один символ города), где и проходит конкурс, оказалось несложно - он расположен рядом со станцией метро под забавным названием «Козья слобода».
Несколько слов об истории мероприятия. Фестиваль «Песня гитара и я» проводится с 1995 года. Поначалу это был районный конкурс самодеятельной песни среди школьников, затем он «дорос» до статуса городского. Несколько лет назад географические и возрастные рамки фестиваля расширились, и он приобрел статус молодежного межрегионального фестиваля. География фестиваля пока небольшая: в этом году, кроме представителей Казани, в нем участвовали молодые исполнители из Ульяновска, Нижнекамска, Уфы. Честь Нижегородской области пришлось отстаивать мне.
Отрадно, что в положении конкурса учтены пожелания иногородних участников – им не надо лично приезжать на предварительные прослушивания. Бардам достаточно прислать запись выступления, а поэтам – свои стихи. Прошедшие заочный тур, наравне с «очниками», приглашаются для участия непосредственно в конкурсном концерте. Это очень удобно.
Согласитесь, накладно приезжать в другой город несколько выходных подряд даже ради участия в конкурсе – на отборочные прослушивания, мастерские, конкурсный концерт и награждение. По этой причине мне пришлось отказаться от участия в нескольких фестивалях.
Еще одна «фишка» фестиваля – он полностью бесплатный. Никаких вступительных взносов для участников и свободный вход для зрителей.
Еще сюрприз – прямо в фойе участники и гости фестиваля могут бесплатно перекусить. Еда скромная, но питательная – гречка с овощами, винегрет и настоящее восточное лакомство - шербет.
Быстро прохожу регистрацию. Мой порядковый номер – 24. К тому же, я почти самая возрастная участница конкурса. А самому юному артисту – всего 4 годика!
НАЕДИНЕ С МЭТРОМ
В чем огромный плюс подобных мероприятий – это непосредственное общение с корифеями жанра и возможность получить ценный совет. В моей пока недолгой фестивальной «карьере» уже были памятные встречи с Юлием Кимом, Тимуром Шаовым, Вадимом Егоровым, Андреем Козловским. И, что удивительно, никто из мэтров не смотрит на тебя свысока. Наоборот, стараются поддержать, подтолкнуть к новым творческим решениям. Такое недолгое общение очень продуктивно – иногда достаточно чуть-чуть подправить ритм, заменить пару слов и сразу стихотворение раскрывается по-новому. Так было с моим «Заклинанием Пушкина» - московский бард Сергей Матвеенко подсказал мне, что неплохо было бы заменить всего один глагол. И чуть позже именно с этим произведением я стала призером сразу двух конкурсов.
Наконец в зале появляется Михаил Тузов – известный казанский поэт, член союза писателей, председатель поэтической секции фестиваля. Узнав, что я из Дзержинска, расплывается в улыбке. «А я бывал в вашем городе еще в 1972 году как военный инженер, и у меня остались очень теплые воспоминания. Замечательные у вас люди».
Слышать такое приятно вдвойне. Обычно дзержинцам приходится оправдываться, объясняя, что не все так кошмарно в городе в плане экологии, и зомби с мутантами по улицам не ходят.
Но сейчас главное – стихи. Дело в том, что я решила выступать с другим стихотворением, посчитала выбранное Михаилом Викторовичем не совсем форматным.
- Оно же явно из серии 12+, а тут среди участников совсем дети.
- А ну и что? Поймите, конкурсанты заняты собой, а зрители воспринимают ваш номер целиком, не расчленяя на отдельные слова. И перестаньте сомневаться. У вас действительно есть все данные, чтобы стать настоящим мастером. Но это процесс непростой и небыстрый.
Я невольно краснею и жалуюсь на неблагосклонность местной поэтической тусовки. Что поделать, если сейчас в моде нерифмованная заумь с туманным смыслом.
- А мои стихи один молодой «гений» вообще назвал пронафталиненными и некрофильскими. Но я бы посоветовал вам все равно по максимуму придерживаться канонов классического стиха. Даже «хулиган» Евтушенко говорил, что сперва надо научиться писать как Пушкин, чтобы потом писать как Бродский. А у нас сразу в Бродские метят. Думают, что если писать, кто во что горазд, то так легче проявить индивидуальность? Да ничего подобного – знаете эти стихи в Интернете – стоит закрыть имя автора и все. Кажется, что все написано одним человеком.
Но пора расходиться. Михаилу Викторовичу за стол жюри. А мне за кулисы – готовиться к выступлению.
В ЗАЛЕ И НА СЦЕНЕ
Выступать мне еще нескоро, поэтому решаю посмотреть хотя бы первую треть концерта. Зрительный зал полон. Тут много и молодежи, и детей и людей пожилых. И все с интересом смотрят на сцену. Я с трудом нахожу свободное место. Вот такая любовь в Казани к авторской песне.
Да, зря я так волновалась насчет «форматности» своего номера. Даже юные участники конкурса часто выбирают для выступления серьезные «проблемные» песни.
На узкой лесенке за сценой уже собрались молодые артисты. Волнуются, подбадривают друг друга. Как я заметила, отношения между конкурсантами почти всегда доброжелательные. Это ведь не спорт, где порой надо психологически задавить соперника.
Узнаю, что ребята, выступающие передо мной, исполняют песню нижегородца Никиты Дорофеева, с которым мне уже посчастливилось выступать на одной сцене на фестивале «Музыка сердец».
Я решила читать стихотворение «Цирк уехал». Считаю, что читать свои стихи даже сложнее, чем исполнять песню – тут не спрячешься за гитару, если волнуешься, не возьмешь пару лишних аккордов, если забыл текст.
Настоящий фурор на конкурсе произвели ребята из коллектива «НеЗаМи». Дело в том, что его участники - слабовидящие и слепые дети. А восхищаться было чем – ребята пели как ангелы. Зрители не сдерживали слез.
- Представляешь, чего стоило педагогам научить их играть на музыкальных инструментах и петь, - делилась потом впечатлениями Дарья Леухина, одна из организаторов конкурса.
После небольшого перерыва концерт членов жюри, среди которых Дмитрий Бикчентаев, лауреаты грушинского фестиваля певицы Юлия Зиганьшина и Эльмира Галеева, а также победители предыдущих конкурсов.
А затем всех участников вызывают на сцену, и наступает волнительный момент награждения. Дмитрий Бикчентаев вручает мне диплом лауреата в номинации «Поэтический конкурс».
Вот и все. Жаль, что праздник закончился и пора возвращаться. Жаль, что на конкурс так и не приехала поэтесса Анна Русс, с которой я так хотела познакомиться. А еще жаль, что в моем родном городе подобных мероприятий не проводится.
И напоследок стихотворение, которое и помогло мне «взять Казань».
ЦИРК УЕХАЛ
Возле городского рынка
Вновь пейзаж привычно жалок:
Там, где был шатер раскинут -
Частокол железных балок.
Всем открыто, как тоскливо
В цирковом нехитром быте -
Акробаты хлещут пиво,
Гуси плещутся в корыте.
У медведя грязь на шкуре,
Пудель стриженый хромает,
Чуть поодаль клоун курит,
«Беломор» в горсти сжимая.
Узнаваем был он все же,
пусть без накладного носа.
Мне сказал: «Ты клоун тоже
Хоть и хочешь быть серьезной.
Донесли до нас неверно:
Мы актеры, жизнь – театр.
Ты выходишь на арену
Словно римский гладиатор.
Ты за жизнь свою в ответе -
Вот и бейся беспощадно,
Чтобы зритель не заметил
Вместо крови сок томатный.
Будь развратной словно шлюха,
Как царица величавой,
Чтоб не различило ухо,
Как хрустят твои суставы.
Будь предельно откровенной,
Будь веселой ловкой гибкой,
Жги сердца господ почтенных
Напомаженной улыбкой.
Знаешь, детка, между нами,
Много ль надо в том отваги,
Чтоб жонглировать словами,
А потом глотать как шпаги?
Но завистников не слушай
мол, что роль твоя избита.
Не видать морщин под тушью,
Под корсетом целлюлита.
Раз на сцене – рви по полной
Без сомнений и вопросов, -
Так сказал мне старый клоун,
Бросив в лужу папиросу.
Разбирайся неустанно,
Где сама, где упаковка.
И в фургончик деревянный
На ходу запрыгнул ловко.
Разразилось небо смехом,
Все в округе закачалось,
Цирк уехал, цирк уехал, цирк уехал…
Я осталась.
Свидетельство о публикации №214032501114