Осло - этимология

Он живет на скале (СЭЛА) и ночует на
зубце утесов и на местах неприступных
Иов 39:28

1)  Норвегия в X-XI веке

Начало процесса христианизации Норвегии относят ко времени  Олава Трюггвасона (1000 г.), миссионерская деятельность вызвала недовольство некоторых бондов (свободный человек, имеющий своё хозяйство). Бонды обратились за помощью к датчанам, а потом и шведам и в битве у Свольде в 1000 году Олав пал; в Норвегии при этом христианство удержалось, сказывались оживленные  военно-торговые связи с христианской уже  Европой. Второй деятель пытавшийся расширить христианское пространство в Норвегии - Олав Харальдссон (1015), он приступил к объединению разрозненной страны в единое целое. После нескольких лет миссионерских трудов в 1024 году на тинге (собрание) в Мостере  христианство объявляется единственной дозволенной религией, и  Норвегия становится христианской страной/

ТИНГ = ивр. ТИНА, если прочесть все буквы – ТИНАГ рассказывать, излагать, обуславливать, говорить, жаловаться; отсюда и  англ. МИТИНГ.

Мы привели эти сведения с целью показать читателю в какой идеологической  обстановке  в стране происходило основание незначительного поселения, впоследствии ставшего столицей государства – Осло.

2) Формирование города Осло

Oslo  (Кристиания, Christiania, Kristiania), расположен на северном побережье глубоко вдающегося в сушу Осло-фьорда (дл. 102 км), на холмистой местности с высотами до 300—400. Город основан в 1048 г. королем Харальдом III Хардероде, находится  в конце Осло-фьорда, приморская часть центра города – крупное скальное образование.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает (восприятие образа города в нач. XX в.): «Kristiania, Christiania — главный город королевства Норвегии, на берегу самой внутренней бухты Христиания фьорда, у подошвы горы Экберг (ок. 129 м высотой)».

Поселение (имя его не известно) на месте современного Осло возникло в X в. на мысе между pp. Лу и Акерсэльв и развивалось до XI в. как торговая пристань, со 2-й пол. XI в. резиденция епископа, в XIV в. (до 1380) - короля. С XV в. - экономический упадок; в середине XVI века Осло превратился в небольшой населенный пункт (1500 чел.). В 1624 деревянный Осло сгорел, после чего город был перенесен на западную сторону мыса Акерсхус  и  получил новое имя - Христиания по имени датского короля Кристиана IV; это имя сохранилось до 1924; с 1814 Осло - столица Норвегии.

Церковь Гамле Акер - старейшая на территории современного Осло, впервые упоминается в 1080 г., считают, что её основателем был Олаф III Тихий; другие источники  относят её к началу XII в. Современные историки склонны считать, что в XI столетии существовала деревянная церковь, заменённая веком позже каменной, которую впоследствии перестроили. В горе, на которой стоит церковь, находятся старейшие Акерсбергские серебряные шахты. В норвежской хронике 1170-х гг. упоминается о некой шахте в Осло, «богатой серебром, путь к которой, однако, преградили водные потоки, так что лежит теперь всё это богатство, спрятанное от людей в глубине горы».

Церковь имеет любопытное имя - Тамле Акер - Gamle Aker kirke, в нем просматривается связь с ивритом: ивр. ГАМАЛ отплачивать, воздавать за заслуги, делать хорошее или плохое; ГЕМУЛ воздаяние, вознаграждение за поступки; БИРКАТ  ХА-ГОМЭЛ - молитва по случаю избавления от опасности. Гамала – город в Израиле, крепость, оплот зелотов по Иосифу Флавию; AKER =  АКРА - акрополь, или крепость-цитадель, воздвигнутая Антиохом Эпифаном в Иерусалиме незадолго до восстания Хасмонеев (173—168).

3) Евреи в Норвегии

Власти Норвегии с 1687 г. не признавали дарованного королем Дании в 1657 г. (повторенного в 1670, 1684, 1750 гг.) «португальским евреям» (из Нидерландов и Северной Германии) права на свободное проживание в его владениях; в 17–18 вв. лишь немногие евреи, имевшие охранные грамоты, временно проживали в Норвегии. В 1814 г. Норвегия заключили унию со Швецией, Конституция 1814 г. объявила протестантизм государственной религией и запретила проживание в стране иезуитов и евреев; в 1817 г. немногочисленные евреи Норвегии были высланы из страны. С 1830-х гг. отношение к евреям стало более терпимым, а в 1844 г. был разрешен свободный въезд в Норвегию «португальским евреям». Таким образом, прямое влияние еврейства на население Норвегии в стране было минимальным, процесс заимствования библейских образов, имен и терминов проходил, косвенно, через систему военно-торговой деятельности,   литературу иудеохристианство и культуру соседствующих стран.

«И в то же время в войске тархана Будима — подданного кагана Угыр Айдара — служило до тысячи анатышских альманцев (датчан), также называвшихся ак–уруслар. И эти данные подтверждают тезис М. И. Артамонова и М. Б. Свердлова о том, что норманно - славянские военные и купеческие дружины назывались русью лишь постольку, поскольку они формировались в Русском государстве и выходили из него. …Таким образом, существование именно в Поднепровье в Кара-Булгаре в первой половине IX в. каганата урусов - росов, где на службе у кагана и его военачальников находились называвшиеся ак–уруслар скандинавы, было реальностью (Львова З.А. Некоторые данные летописи «Гази-Барадж Тарыхи» о народах и государствах Восточной Европы IX века).

Музыкальная энциклопедия сообщает: «В Норвегии сохранились фрагменты ср.-век. культовой музыки; известно, что в многочисленных церквах Осло исполнялись григорианские песнопения, в т.ч. "олафская" музыка - гимны, секвенции и др. соч. в честь короля св. Олафа (Олаф II Харальдсон, правил в 1016-28, завершил введение христианства). Одновременно в Осло из Германии проникало светское искусство шпильманов (термин идиша), которые воспевали подвиги викингов (8 - сер. 11 вв.)».

4) Этимология топонима Осло

а) Советская историческая энциклопедия, норв. Oslo - роща богов.

б) Географический словарь: «название Осло (Oslo) - 'устье Ло' (норв. os 'устье', Lo название реки) дано по расположению города»; отметим, что на иврите – ЛОА ;;;; глотка, жерло, дуло, кратер.

в) Википедия

«Несмотря на название, Осло-фьорд не является фьордом в геологическом смысле слова. В первом тысячелетии нашей эры он назывался заливом (норв. Viken); этимология нынешнего названия неизвестна». Википедия сообщает имя этой территории:  «Вингулмарк (др.-исл. Vingulm;rk) — историческая область Норвегии, включающая в себя Эстфолл, западную часть Акерсхуса, восточную часть Бускеруда и  Осло. Согласно королевским сагам, в эпоху викингов представлял собой независимое королевство. Название Вингулмарк состоит из двух частей. Первый элемент Вингулл (др.-исл. Vingull) вероятное древнее название Осло-фьорда. Вероятно, этимология слова Вингулл берёт своё начало от формы фьорда и от слова др.-исл. vingr — взмах, поворот. Второй элемент «Марк» происходит от общегерманского слова, означающего лесополосу, границу … В Средние века понятие Вингулмарк было сужено до административной единицы, включавшей в себя Осло, Берум и Аскер».

Vi+ngul+m;rk = ивр. НАХАЛ река (узкое водное пространство), поток; наследство, владение по наследству, удел.

Иврит - ВИ в, внутри, в виде + НИГУЛ управление, руководство, заведование, административный + МАРКА = область, имеющая свою администрацию. Итак, мы получили понятие соответствующее феодальной действительности -  пограничная область имеющее своё автономное управление.

4) Обобщение и вывод

Топоним и гидроним Осло не дешифрован, предлагаемые варианты истолкования имени неубедительны. Очевидно, что расположенный в Осло-фьорде порт Осло связаны между собой  логически материальной связью – проблемой судовождения; в Осло-фьорде более 40 крупных островов, шхеры (подводные и надводные скалы), всё это представляет  очевидную опасность для навигации. Отметим также, что в начале XI века в Норвегии распространяется иудеохристианство, а поселение, как торговая пристань, основано в 1048 году, здесь же была резиденция епископа.

Есть ли подобные топонимы, содержащие в имени элемент, указывающий на скалу?

а) Мар+сель – в бухте скалистые острова, город в кольце гор.

б) Бар+сел+она, гора Монжуик (кат. Montju;c), высота Монжуика 173 м., обрыв.  Происхождение названия горы до настоящего времени не установлено (как и города); две основные версии: Монжуик - «гора Юпитера» (от лат. mons Jovicus) или «Еврейская гора» (от старокаталан. Mont ju;c).
 
Вывод

Итак, мы пришли к мнению, что имя города и фьорда Осло служит лоцией для мореплавателей, карт не было (возможно составляли примитивные схемы, до нас не дошли), имя предупреждало судоводителей, опасно – скалы! Возможна связь топонима с библейским образом, в переносном смысле: Бог – скала, крепость, опора, твердыня.

5) Терминология иврита и образы иудаизма

а) Термин иврита СЭЛА (скала) употребляется в Библии 60 раз в 54 стихах.

O+slo = О + ивр. СЭЛА скала, утес, камень; в переносном смысле – оплот, твердыня Бога.

б) Библейский образ

Иеремия 48:28: «Оставьте города и живите на скалах (СЕЛА), жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру».

1 Цар. 13:6: «Израильтяне, видя, что они в опасности, потому что народ был стеснен, укрывались в пещерах и в ущельях, и между скалами (СЭЛА), и в башнях, и во рвах».

Таким образом, топоним Осло - термин иврита, характеризует местность: место поселения (у скалы), навигационную обстановку (скалы) в фьорде, а это значит, что фоновая морская терминология, принадлежит еврейскому языку. Происхождение морских терминов от «мореходных» народов: голландского, английского - поздняя гипотеза исследователей. Отметим также, что Осло – точка входа христианства в Норвегию, здесь было  епископство, топоним вполне мог иметь смысл – «Твердыня (скала) Бога»; со скалами связано несколько библейских сюжетов, например, Моисей добывает воду из скалы.


Рецензии