Августа

 -Августа, Августа, - с огорода донесся насмешливый голос матери - встречай своего принца!
Девушка выглянула в окно. За калиткой стоял ее самый любимый человек на земле  - Герман. Девушка залюбовалась своим "принцем" - высокий красавец, широкоплечий, с прямыми светло-русыми волосами, белозубой улыбкой.  И имя красивое.
В их районном центре многие носили похожие фамилии - Пироговы, Ивановы, Сидоровы, вот и старались мамочки выбирать своим детям имена поинтереснее, поэтому в селе было много Альбертов и Германов, подрастали Олимпиады, Августы и Капитолины.
Августа уже закончила школу и готовилась поступать в институт, а с Германом, который пришел недавно из армии, стала встречаться только пару месяцев назад. И влюбилась!
Девушка подбежала к зеркалу, поправила челку , взбила пышные  волосы, подмигнула себе в отражении, придавив указательным пальцем хорошенький носик, довольная собой - выглядит не хуже Германа, только волосы у нее темные и ниже плеч.

За окошком мать, опираясь на грабли,  разговаривала с гостем.
- Ты уж, Герман, не отвлекай Августу, ей готовиться надо в институт. Поговори пяток минут и ступай, откуда пришел.
Парень покивал молча, подхватил подбежавшую подругу под руку и поспешно увел ее подальше от дома.
- Послушай, августейшая моя Августа, ну зачем тебе этот институт? Иди куда-нибудь в контору бухгалтершей - трехмесячные курсы закончишь, и хватит. Давай поженимся! Ты же знаешь, что я смогу заработать нам на дом и на семью. Мне председатель колхоза обещает новую грузовую машину дать через месяц-другой - он меня ценит.
Девушка остановилась, прижав руки к щекам. Потом кинулась на шею Герману, попискивая от счастья, но вскоре опомнилась и грустно сказала, что в институт она будет поступать, так как всегда мечтала быть врачом.
- Значит, ты мне отказываешь, - неожиданно резко перебил ее Герман? Он сбросил ее руку со своего плеча и быстрым шагом, почти бегом, ушел в сторону реки.
 
Августа обидчиво повела плечом и вернулась домой. Заниматься не хотелось, как и  выйти замуж в восемнадцать лет .  Немного подумав, она решила предложить компромиссный вариант Герману: они поженятся, Герман поступит на заочное отделение и станет учиться в городе, как и Августа, ну и работать там же. Повеселевшая от своих планов, она открыла учебники и с азартом стала читать, не совсем понимая смысл  из-за крутившихся мыслей о свадьбе, гостях, нарядах.
 
Утром Герман не пришел. "Обиделся, теперь дуться будет полдня",- подумала девушка.
 В гости забежал сосед Алешка - кудрявый рыжеволосый десятиклассник с крупными синими глазами. Красивый, но стеснительный, как девушка.
Августа знала, что уже давно  нравится соседу, но он ее ровесник, поэтому не рассматривался, как кандидатура в потенциальные женихи. Алексей очень ревновал соседку к Герману, просчитывал маршруты  и мог несколько раз в день встретить их во время  прогулок по селу,  чем раздражал влюбленную пару.
 - Ну что скажешь, Алешка, - усталым голосом, будто  уже заработалась, - спросила Августа. - Решил проведать или новости есть?
Сосед придвинул стул к письменному столу и, отводя взгляд в сторону, сказал голосом диктора радио, четко проговаривая каждое слово:
- Августа,  я тебя очень люблю и буду любить всю жизнь. Подожди меня еще лет пять-шесть - я выучусь на инженера, мы поженимся и уедем отсюда куда-нибудь к морю.
То ли отрепетированная речь, то ли ее содержание насмешили девушку так, что у нее даже слезы на глазах выступили.
 - Алешка, ты с ума сошел? Ты же маленький еще! Да мне уже Герман вчера предложение сделал, и я люблю его больше жизни. Тебе ничего не светит!
 
Оскорбленный смехом соседки и ее словами парень выбежал из дома, но минут через пять вернулся.
- Августа, я знаю, что Герман звал тебя замуж, - глядя в изумленные глаза соседки, произнес Алексей, - он вчера рассказывал на танцплощадке, что ты ему отказала, потому что хочешь учиться. А я тебя буду ждать, сколько ты захочешь, хоть полжизни! Да, еще..., - Парень замолчал, пригладил ладонью свою кудрявую шевелюру и медленно произнес:
 -  Германа вчера ночью арестовали. Он много выпил с друзьями вечером и сильно избил агронома за сделанное замечание - тот может не выжить.
    Сосед ушел. Августа пустыми глазами смотрела куда-то в угол. Рухнуло все -  любовь, мечты о свадьбе, семье. Не исчезало чувство вины, что самолюбивого и малопьющего Германа шокировал отказ любимой и он напился до невменяемости, вот и натворил бед.
  Вскоре состоялся суд. Судья зачитывала: "Группа лиц в нетрезвом состоянии, совершившая немотивированное нападение на пожилого человека,  довела пострадавшего до инвалидности." Герману, как зачинщику, дали шесть лет заключения. Августа была на суде и рыдала, пока зачитывали обвинение. А осенью она уехала в областной город, начав учиться в медицинском институте.
 
Письма от Германа сначала приходили часто, Августа писала ему помногу и подробно, разбавляя новости  стихами классиков, историями своих однокурсников, проблемами в общежитии. В соседнем институте  учился Алеша. Он возмужал, посещал секцию бокса и работал ночами грузчиком, а летом - в студенческом стройотряде.  Домой они ездили вместе, добираясь на перекладных и попутках, и очень сдружились. Августа ценила деликатность своего приятеля, который ни словом не обмолвился по поводу Германа, будто его не существовало, и девушка щадила чувства парня, поэтому ничего ему не говорила о своей бывшей любви.
Письма Германа к концу второго года заключения стали резче, тон более раздражительный, парень стал требовать, чтобы подруга приехала к нему за Урал, где он отбывал наказание. Герман часто упрекал девушку, что она на свободе, а он по ее милости сидит в колонии, стал ревновать к однокурсникам, которых знал со слов Августы, и это ее нервировало. В какой-то момент они поссорились в письмах и прекратили писать друг другу.
 
Алешка заметил перемену в настроении соседки. Очень внимательный и остроумный, он  опекал любимую девушку, дарил смешные букетики из бумажных цветов, вырезанных из газеты, листья клена или кисточки рябины. И Августа оттаяла. Ее мать, радуясь, что с Германом все закончилось благополучно, стала заговаривать о будущем дочки,  хвалила соседа, просила оценить его верность и любовь. Молчавший о своей любви Алешка, как хороший психолог, выбрал благоприятный момент и сделал предложение в романтическом стиле, стоя на коленях с букетом красивых роз в коридоре медицинского института. Он знал, какой королевой почувствует себя девушка, которой на глазах сотен человек,  ожидавших звонка на лекции, протянет шикарный букет привлекательный молодой человек. И действительно, вздох завистливых подруг и незнакомых девчонок звучал первыми актами марша Мендельсона. Вокруг хлопали, смеялись, восхищались, подбадривали Августу, и она  улыбнулась, обняла Алешку и сказала: "Хорошо, я согласна!"
 
Свадьбу решили сыграть в своем селе через месяц после летней сессии, но мать договорилась в сельсовете, чтобы молодых расписали пораньше - уж очень ей не хотелось, чтобы кто-то сообщил Герману, и он своими письмами расстроил бы свадьбу. Разумная Августа договорилась с женихом, что дети у них будут только после получения диплома,  а ее старшая сестра, которая уже работала врачом в областном роддоме, поддержала советами, как уберечься от ранней беременности.
  С началом занятий в институте молодожены приезжали к родителям каждый выходной, потому что жили в городе в разных общежитиях - на общую квартиру денег не хватало. Ночевали по очереди у родителей, иногда вечером разбегаясь к своим подругам и друзьям на пару часов, чтобы потом ужинать всем вместе и делиться новостями.
Августа старалась не вспоминать бывшего жениха и, обижаясь на него, выискивала и открывала для себя новые положительные черты в Алешке, которые складывала в памяти, как в копилку, чтобы при случае перебирать их, когда вдруг вспомнится Герман.
 
   В конце октября студенты приехали навестить родителей, договорившись, что в этот вечер встречаются у тещи, и разбежались каждый к своим друзьям до вечера.
Наговорившись с закадычной подружкой, Августа выглянула в посеревшее сумерками окно - пора уже возвращаться. Простившись до следующего выходного, Августа накинула плащ, укрыв голову капюшоном от моросящего дождя, и не спеша пошла к аллее центральной улицы села. У первого же дерева ее окликнули по имени. Девушка повернулась и замерла от неожиданности - в полутьме стоял ее Герман. Она не помнила, кто из них понесся навстречу первым. Они долго молча целовались, переводя дыхание, а потом Августа спросила:
 - Почему ты здесь? Тебя уже отпустили?
 - У нас мало времени, августейшая моя! Пойдем куда-нибудь на реку.
Влюбленные не замечали холодного октябрьского ветра и  неприятного мелкого дождя, не посмотрели ни разу на часы, не вспомнили ни о ком, кто их мог ждать. Герман скрыл, что он сбежал из колонии, когда узнал  из письма матери, что его любимая вышла замуж. Он подговорил двух сварщиков промзоны, где работали заключенные, посадить его в агрегат, подготовленный  для вывоза, еле заметными точками прихватить сваркой заслонку, чтобы та не отвалилась при проверке и могла быть легко выбита изнутри ногой. После работы в промзоне его не досчитались во время переклички. Была объявлена тревога,  а Герман сидел всю ночь в холодном металлическом агрегате в ожидании утреннего вывоза с территории. Он знал, что в его родной дом приедут сразу же с проверкой, поэтому проследил за домом Августы, увидел, в какую сторону она пошла, и дождался ее возвращения от подруги .
Парень не думал о том, что к его шести годам добавится новый срок, что любимую он вряд ли вернет - логика  уступила место чувствам.
 
Перед рассветом Герман проводил свою  подругу к ее дому и тихо сказал:
- Родная моя, прости за мой эгоизм. Наверное, я испортил этой ночью твою семейную жизнь и также свою побегом из лагеря. У меня уже нет будущего, но я  почему-то счастлив.
Он крепко поцеловал мокрые от дождя и слез щеки Августы и скрылся за кустами.
В доме никого не было - видимо, вся родня бегала в поисках не вернувшейся дочери и жены. Августа, как была в  сыром плаще, бросилась на диван, рыдая, но вскоре от усталости и бессонной ночи уснула и не слышала, как вернулись родители. Они не стали будить дочь, дожидаясь возвращения зятя.
Алексей зашел в комнату с потемневшим лицом, но засиял от счастья, когда увидел спящую жену. Он погладил ее спутанные влажные волосы, покачал головой и ушел к своим родителям. Августа проспала до обеда. Её муж заходил дважды, но родственники решили не будить ее, потому что не знали, о чем будут с ней говорить.  Когда Алексей заглянул в третий раз, девушка проснулась. Она молча поднялась и стала снимать плащ, с вызовом глядя в глаза мужу. Он подошел, обнял ее и сказал:
- Я все понял. Пообещай мне, что это была твоя последняя встреча с ним, и мы больше о ней не вспомним.
Августа, глотая слезы, кивнула головой.
 
***
   В декабре Августа сообщила мужу, что ее на неделю посылают на практику в дальнее село. Он удивился, что практику придумали проводить перед сессией, пообещал проводить на поезд, но Августа отказалась, потому что ехала с однокурсницей. Не могла же она сказать, что никакой практики в это время не было, а просто договорилась с сестрой, работающей врачом, сделать тайный аборт - ребенок был от Германа. Старшая сестра чуть не плача уговаривала оставить ребенка, описывала все ужасы последствий первого аборта, но у Августы не было выхода.
Ее выписали из больницы через три дня, и она вернулась в общежитие, сказав Алексею при встрече, что  заболела и ее отпустили с практики пораньше.
 
   После окончания института  Алексей с дипломом инженера-энергетика взял распределение в Крым, выполняя досвадебное обещание невесте. Но в небольшом городе карьера молодого инженера не задалась, поэтому они вскоре переехали в крупный город в центре страны, где Алексей вскоре стал руководителем небольшого предприятия. Почти сразу семья получила квартиру, и можно было подумать о детях, тем более, что Августа уже получила диплом врача и работала педиатром.
Обследование у специалистов показало, что детей у Августы не будет, но как сказать об этом Алексею, она не знала. Посоветовалась с пожилым врачом и сказала мужу, что у нее врожденная патология, чем его очень огорчила.
 - Ничего, - успокаивал Алексей жену, - мы возьмем малыша из детдома.
 - Никогда,  - категорически возражала Августа, - там только дети алкоголиков и проституток, а генетику еще никто не отменял. Я не хочу, чтобы моя дочь принесла в подоле или сын спился только потому, что у них были ущербные родители.
 - Ах ты моя врачиха дитячая, - улыбался, обнимая жену, Алексей, - все же давай поищем себе ребеночка. Ну и пусть дочка потом принесет в подоле - мы и внуков вырастим, ведь очень многое зависит от воспитания.
 
Как-то во время приема больных Августе позвонила по телефону ее сестра из далекого сибирского города:
- Августа, срочно приезжай! Я понимаю, что это сложно для тебя, но не так уж и далеко на самолете. Сегодня родила студентка мединститута хорошенькую здоровую девочку и написала отказ. Ребенка еще нигде не оформили. Вези свои документы, мы оформим твои роды. Срочно!
  Если бы Августе сказали раньше, что она примет решение об удочерении за три минуты, она никогда бы не поверила. Но это была удача - здоровый ребенок от двух студентов в далеком городе. Правда, не скроешь от окружающих, что малышка чужая - знала бы раньше, то как-то схитрила бы с беременностью, а тут уже выбора не было. Но удаче радовались все врачи  -  коллеги  Августу любили.

Дочку назвали Снежаной, хотя малышка была черноволосой и кареглазой, но страсть к необычным именам победила. Девчушка росла умной и рассудительной не по годам.
 Алексею дали большую квартиру в новом районе, Августа ушла работать в другую поликлинику, став заведующей, так что с годами о том, что Снежана не их родная дочь, мало кто вспоминал. Но однажды десятиклассницу Снежану окликнула одна незнакомая женщина и с ехидцей спросила, знает ли она свою настоящую фамилию и имя родной матери. Увидев ошеломленное лицо девочки, удовлетворенная произведенным эффектом, женщина поспешила уйти. Кем она была - завистливой коллегой Августы или бывшей ее соседкой, а может, обиженной пациенткой, - Снежана так и не узнала.
  Она ничего не сказала родителям, но дождавшись, когда они ушли по делам, отыскала свое свидетельство о рождении. Там стояла дата ее рождения и почти сразу  же дата регистрации свидетельства в ЗАГСе. Значит, никакого удочерения через суд не было, свидетельство не меняли - она, несомненно,  родная дочь своих родителей.
Но нет-нет, да всплывало лицо торжествующей незнакомки, когда Снежане казались несправедливыми упреки мамы и недовольство отца какими-то ее поступками или приступами лени. И когда в очередной раз родители пожурили дочь за случайную тройку в дневнике, Снежана вспыхнула:
 - Будь я вам родная дочь, вы бы не стали цепляться к таким пустякам, как тройка по географии!
Увидев их вытянутые и несчастные лица, она вдруг поняла, что не врала та страшная женщина - родители ей не родные!
 
Цепочка доверия и семейной поддержки разорвалась. Никакие доводы, предъявленные документы, фотографии с первых дней рождения, свидетельства родственников и друзей семьи Снежаной не принимались. Она замкнулась на своем подростковом горе, что у нее нет родной мамы. Воспитание в тепле и любви, на которое уповала Августа, почему-то не помогло, и самые близкие и родные люди Снежане вдруг показались врагами. Переживая и жалея себя, девушка приняла решение, что надо продолжать жить прежней жизнью, а повзрослев, постараться найти свою родную мать. Отношение к родителям стало холодным, Снежана стала грубить отцу, могла накричать на мать, чего раньше никогда не было. Она считала, что эти родители использовали беспомощность и  беззащитность  ее настоящей матери, именно они отняли у девочки счастье жить с настоящими родными. Позиция обиженной очень устраивала подростка - стоило ей проявить какое-то недовольство, как родители начинали слегка заискивать перед девочкой, стараясь успокоить ее и угодить. Снежана чувствовала себя королевой в семье, презиравшей своих подданных. Деликатные родители своей мягкотелостью только удобряли почву вседозволенности и высокомерия.

   Незадолго до окончания института Снежана вышла замуж, даже не поставив в известность родителей. Привезла им показать своего мужа - таксиста, потребовала у отца денег на квартиру или содействия в получении жилья там, где она училась, и уехала через день назад. Алексей хлопотал по своим каналам о жилье для дочери, и Снежана торопила его, напоминая, что она ждет ребенка. Высокий пост позволил Алексею получить двухкомнатную квартиру для дочки еще до родов, а Снежана , приехав в очередной раз с какими-то требованиями к родителям, бросила на стол свидетельство о разводе:
- Все равно мы вместе не живем. Муж - недотепа, ребенок ему не нужен, и когда кто-то родится, я его оставлю в роддоме.
Алексею стало плохо - впервые сердце дало о себе знать, и скорая помощь отвезла его в больницу.

Родившуюся малышку Алексей записал на свое имя, хотя матерью значилась Снежана. Все заботы о ребенке взяла на себя Августа. Их дочь принимала ее услуги снисходительно, периодически пугая родителей рассказами о том, что в любой момент она может забрать малышку и сдать ее в детдом, как с ней поступила ее родная мать. Возражения Августы, ее мольбы хотя бы выслушать ее о том, как появилась Снежана на свет, сразу же отвергались ею , как ложные.
 - Снежана, ты умная женщина, - как-то устало сказала мать - неужели не замечаешь, как ты обкрадываешь себя своей ненавистью к нам - родителям, к своему ребенку. Мы столько лет были счастливы, пока ты не загорелась идеей найти свою родную мать, которая даже не помнит, кого она родила. Девушка приехала из другой республики подальше от дома, чтобы родные не узнали о том, что у нее была беременность. Она даже имени тебе не дала и сбежала на вторые сутки после родов, написав отказ от прав на тебя. За что ты много лет наказываешь нас, любивших тебя безмерно? Неужели ты не чувствовала нашей заботы и любви к тебе?
 - Вы замаливали свои грехи, - жестко ответила дочь, - притворялись, что относитесь ко мне, как к своему родному ребенку.
 - Грехи? Какие грехи?...- возмутилась и вмиг осеклась Августа.
 Дочь снисходительно посмотрела на свою постаревшую мать и на  девятилетнюю дочку и ушла, хлопнув дверью.
На вопрос девочки, о каких грехах говорила её мама, Августа ничего не ответила, только тихо заплакала, обняв внучку.


Рецензии
Да, Татьяна, молодость -время ошибок..А после ничего исправить нельзя..Правдивая история..Всех благ..Ольга

Ольга Аннина   22.02.2024 14:38     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.