Танец чёрта

       Заглянул в замочную скважину – а – до этого – услышал – волшебное – Глинка – романс - …пришёл на репетицию «Патетического трио» - но – замер – ещё на лестнице – поднимаясь на второй этаж – услышал – ускорил шаг – даже одышка – заглянул – любопытной Варварой – почти просунул острый нос в просторную скважину старинного медного замка – втянул в себя аромат девятнадцатого века – всё же Глинка! – да ещё и романс - … - вынул всё же – нос – сунулся зорким глазом – кто творит чудеса?.. – ба!.. – да это же Викторина Фёдоровна – ветхая старушка – божий одуванчик – ещё и плачет – плачет – сгорбилась-склонилась над клавиатурой – согнула костлявые руки – вцепилась в клавиши – не отпускает – не на жизнь – а на смерть – интерпретационная игра-музицирование… - и глаз её не видно – за седыми пучками ломких могильных волос – скрыто внутреннее-экзистенциальное-сокровенное… - острые плечи дрожат – вздрагивает невесомое высохшее тело… -  и пепел волос – упал на клавиши-звуки… - и мерное качание тела – в угоду метро-ритмическому мелосу красивейшей Глинковской мелодии… - и – опять – рефреном – тема русской тоски – и рук не видно – сгорбленное престарелое тело – и – звуки – откуда-то – то ли из рояля – то ли – душа – поёт – взлетает над телом – а волосы прикрыли грустную глубокую сонатную тему – оберегают, словно? – от любопытных глаз? – смешно? – но ведь – музыка – святое! деликатное! тонкое! хрупкое! бьющееся! не дающееся! опасное! чужеродное! - инопланетное ? - … - и даже руки согнула – ограждая звучание – видимо – и – от – постороннего прикосновения… - … - …закончилась музыка… - и – я всмотрелся в объёмную замочную дыру  - …не старухой – склонилась Викторина Фёдоровна над инструментом  - а – каким-то грифом-стервятником – острыми руками цепко держит клавиатуру – вцепилась намертво – замерла – словно душит жертву – ожидает закономерной асфиксии – а мелодия и так – закономерно умерла – и – не задохнулась – зажатая костяными пальцами между тесными клавишами – а так – закончила единомгновенное несколькоминутное житие-бытие – и – старуха-то потому – скорее всего? – и расстроилась – ведь жемчуг звуков прошёл сквозь пальцы и – растворился-распался на атомы – стал невидим – исчез в ничто – откуда и был на минуты вызван престарелой музыкантшей-пианисткой… - но старуха не унялась – она клюнула носом – согнула локти – тряхнула сединой-стариной – и – над её маленькой высохшей головой – невидимо пролетело несколько звуков-нот из начального вступления Глинковской сонаты -  я замер – наяву – очевидная метаморфоза – так как явно просияло – на секунду – ярко-фиолетово - …продолговатый – продолжительный нимб – не над головой – а – над телом старухи – и ведь тело застыло – а что-то живее всего живого – вибрирует – живёт над роялем – и – конечно – контраст! – статика тела- ostinato – и живое – аура – воздух в классе – прозрачный – оптически всё заострил – абрисы-контуры вещей-предметов почти квадроскопичны – тут и обратная перспектива – как на древней иконе – это чудеса оптики-ауры – несомненно! – это она! – аура! невидимо полетела – центробежно – над старой пианисткой – и – набирая обороты – сместила атомы воздуха и – невидимые цветовые грани – как в калейдоскопе – вращаясь и сталкиваясь – обогатили всё и вся – вокруг себя – новейшими-непривычными  невидимо-цветовыми оптическими свойствами – неужто? – симбиоз с музыкой?.. – какие же у неё – тогда! – права! – у ауры!.. – скрытые – опасные?.. – обещающие? – намекающие?.. – милосердные?.. – безразличные?.. – а старушка – всё крутит и крутит – почти non-stop'но – свою шарманку – жмёт и жмёт на башмаки-педали – неугомонная старуха!.. – неутомимая… - вечный двигатель какой-то – а – не слабая физиологическая функция… - и опять – что за чёрт! - замерла-затаилась над роялем – хнычет – слышно! слышно!.. – вот и прорвало! – оборвала-умертвила звучание Глинки на полуслове-полувздохе… - плачет-плачет… - я прищурился-присмотрелся – и в классе – всё – как и было – обычно, обычно-стереоскопично – рассчитано на пару банальных человеческих глаз – а на другие – глаза – не рассчитывай? – без музыки они – ничто?... – глаза души!.. – они – в материале-теле – застряли в костяке – и – если музыка нема – она мертва – и глаза души заснули вечным сном – под многопудовыми свинцовыми веками сказочного Вия и – не всякий раз открываются очи души – очевидно!.. – я призадумался… - или: жизнь прожить – не поле перейти – или – в музыке! – умирать! – именно в ней!.. – не в жизни! – а в музыке – то есть – активно участвуя в её рождении и смерти – неподдельно прилагая изящные музыкальные руки к ЕЁ субстанции-душе… - и – уже тогда – не от человека зависит – и это логично – любовь-расположение – доверие Музыки… - и – возможно – Она отзовётся-заиграет волшебным током в руках – и раскроет очи души - и – уже – не страшный мистический Вий – не смертное уныние Гоголя – а внутренний трепет-благоговение – обновление стареющей – и – даже – молодой души – ведь она – душа – она тянется-отзывается – на исповедь? рассказ? молитву? – Музыки – на время – существует в Пространстве с Ней – на равных?.. – и для Музыки – человек – тайна?.. – но ясно же – что – и субстанция другая – более закрытая – человек – и – голыми руками – довольно трудно взять – а Музыка – Её потрогать можно – попробуй, поймай!.. – Она застыла на нотном листке – чернеет – пестрит безразличными знаками на шершавой чужой бумаге – издевается - …но – если – деликатно – коснуться клавиш кончиками пальцев – то возникает волшебное жжение – Вольтова дуга! – и – неземное блаженство – электричество пронзает тело – и – музыка проникает – обнимает всё и вся – и пространство яснеет – и дышится легче – и Время – сгущается – и – года-века – мелькают – словно – за поездным окном – и конечная станция – она далеко-далеко… - она за горами-за долами… - но это случится – если Музыка поверит в удачу – и – найдёт – пусть и на время – свою святую вторую половину… - вот, где счастье-то!.. – вместе – не хирургически-грубо – купировали – обманули? – жестокое Время!.. – Оно – великий филёр-соглядатай – выглядывает из всех углов и считает мгновения – но Музыка пугает-прогоняет Время с насиженного шпионского места – атмосферой густо наэлектризованного направленного посыла – и – словно лазером – разъедает – и Время – становится жидким… - кумулятивный заряд Музыки прожигает рутину Времени – Оно – словно шаровая молния – со скоростью света – бросается в сторону – скачет зайчиком – смотри! – метнулось к горизонту – а говорят – невидимо!.. – зарницами – беспомощно-зло – мечется – беззубо – в бешенстве! – Время – и закон – Ему – оказывается – писан!.. - … - а Викторина Фёдоровна – в чёрном – траурном – заснула – явно же! – захрапела… - и я – почти отбежал от крашеной высокой двери… - я услышал шаги – я – так же – был удивлён – так как – обычно – ранним вечером – в музучилище бывает огромное количество студентов – они дуют в трубы – жмут на клавиши баянов – и выщипывают балалаечные струны – а тут – никого! – и вахтёрша  заснула – и термос опрокинут на пол… - и бутерброды не тронуты… - и главное-то – никогошеньки-никого! – ни души… - и – когда ещё поднимался по тяжёлой мраморной лестнице – на второй этаж – уже – тело в ознобе – мистический холодок! – уж не во сне ли?.. – и футляр с фаготом в руках – как в старинные студенческие времена – и, опять! – навязчивое – Время! Время! Время!... – неуловимое! – какое-то сволочное хамелеонское! – ведь опять – беспардонно безаппеляционно отброшен назад – кинут в давние юные года… - я забежал за угол коридора – притаился – испугался человека!.. – будь что будет – ждал развязки – странные одинокие шаги!.. – лёгкий – полётный – звук – он мелко – в клочья – довольно громко – рвал пространство – и тишина укрупнилась в своём вакууме-объёме… - и шаги – их – уже дробный звук – вдруг умер! – тишина утратила – за ненадобностью – фонетическую гулкость… - а я – замер – я прижался к стене -  лицом – побелел – и сердце – ходуном-ходуном – чего испугался-то, дурачок?.. – уже неврастенником-слухачём – нездорово отреагировал на стук-перебор неких звонких каблучков… - и я – не без опаски – выглянул из-за угла – и – увидел маленькую девочку-кривоножку… - …колченогонькая держала в длинных тонких руках кларнетовый футляр… - но я – всё же – не сунулся вперёд – а как бы умер на месте – у стены – за углом… - дверь несмазанно скрипнула – хлопнула – тишина отреагировала бездарным тройным плохоакустическим эхом – так  же бездарно – погибли-раздробились высокочастотные звуки – мгновенно завязли в многочисленных нишах-закоулках длинного коридора… - уйти? – или – ждать-пождать Владимира Николаевича?.. – кем он будет сегодня? – безучастным наблюдателем-куратором или – полноценным кларнетистом Глинковского трио?.. - …никто не шёл и – я уже было собрался-успокоился – и  решил смело-весело нагрянуть в репетиционный класс!.. -  как вдруг!.. – за дверью! – услышал внезапные бешеные – фортепианные – пассажи – а за ними – яростно вступил и кларнет!.. – и опасливо-жадно – опять! – ненасытной бесчестной Варварой – подкрался к замочной скважине – просунул любопытный глаз!.. – страхи-то! страхи!.. – старуха крестила пальцами пространство – и скакала на круглой концертной табуретке – и – показалось? – даже ловко крутнулась на ней – и пасть оскалила – смеётся!!! – и девчонка – в неистовстве – и кларнет – бьётся-вибрирует в её руках… - и – не успели закончить шабаш-пляску – опять за своё!.. – и опять – аккорды-пассажи – у старухи волосы дыбом – дряблый  беззубый оскал – глаза слезятся – на выкате – и девчонка – устроила подтанцовку-пляску – охмуряет кларнетом пианистку-ведьму – дирижирует волшебной палочкой – жезлом-кларнетом… - …не оторваться от заколдованной двери – прирос щекой к морёному дубу – а глазом просунулся поглубже в медное нутро скважины-замка… - а ведьмы замолчали – закончили шабаш-кураж – и - сразу отлепился-отклеился от страшных колдовских дверей… - и – всё же тянет и тянет – взглянуть на музыкальный Брокен-Олимп! – дуэт-ералаш! – день на Лысой горе!.. – сладко – паточно – невыносимо – захотелось стать ведьмаком!.. – и действительно – кларнет отозвался на страшные – антихристианские – думы мои новым дъявольским пассажем – поросячьим визгом… - но не Хома же Брут?!! – в плотной – смертной – сатанинской осаде! – в запломбированной – сельской – церкви! – а – всё же! – потянуло! – влиться – фаготово! – в пляску-шабаш! – закружиться в танце – в чёрном кураже!.. – и – словно по воздуху – подмагнитило к двери – уже привычно-согласно вложил уставший глаз в медную прорезь замка – и был очарован! – какой творческий ансамбль! -  старуха-то помолодела – и – уже – не внутренне – утратив ветхую материальность – а позитивно-внешне – чёрная грациозная лебедь!.. – повыгнула тело-шею – и – скачет и скачет на винтовой табуретке – летает туда-сюда – вращается на штифте – сидя – пляшет-приплясывает – а девчонка – гадким утёнком – ловко крякает кларнетом – и – подтанцовывает матёрой омолодившейся ведьме… - и я уже было постучался в волшебную страшную дверь… - но лебедь-старуха бросила играть – и посмотрела на меня… - и – под гипнозом лихорадочных глаз старухи – она сверлила взглядом дверной морёный дуб – я застыл-скрючился – онемел на месте – а ведьма похорошела лицом – хотя и стала поганее-мерзостней костяком-фигурой… - старуха отвернулась – и я – отпущенный колдовским направленным пучком – свалился на пол!.. – застучали – мелко – каблучки – и – в коридоре – появилась колченогонькая кларнетистка-девочка… - она поклонилась и – слабо – согнула кривенькие ножки – а я поднялся – отряхнул одежду – и прошёл в раскрытый зев заколдованного класса…
       - Добрый день, - я кивнул пианистке – та чесала волосы – враждебно сутулясь – ощипанным грифом – зорко просматривала ноты.
       Вошла и девочка.
       Украдкой – перекрестил густое электричество класса – и старуха нажала на педали – окунула руки в клавиши – а девочка – взяла – с рояля – кларнет – и уложила его в футляр.


Рецензии
Здравствуйте, Олег!
Как будто побывала в своей музыкалке, не была в школе, страшно сказать, 20 лет!
В классах были толстенные, обитые кожей двойные двери, вот и приходилось заглядывать, прислушиваться прежде чем войти!
Замечательный рассказ, все живое, отстукивает каждым словом в память-воображение!
Счастливо Вам!
Эмма

Любовь Кунц   04.07.2014 16:16     Заявить о нарушении
Помню Вы говорили, что времени не существует, в этом смысле я никуда не уходила.

Любовь Кунц   04.07.2014 19:00   Заявить о нарушении
Стоккато....так необычно звучит этот Ваш "Танец"....

Ника Крылова   08.07.2014 07:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.