Пара слов о романе Сомерсета Моэма Театр
Все-таки стоит одно и то же произведение перечитывать несколько раз. Во всяком случае, для меня это утверждение актуально, потому каждый раз я нахожу в уже, казалось бы, прочитанной до дыр книге, новые акценты, нюансы, а иногда и новых героев. Да и такое бывает, если перечитывать произведение в разные периоды жизни.
Итак, роман «Театр»: мне кажется, что я с ним знакома всю жизнь. Началось все с латышского, кажется, фильма годов 70-х прошлого века, если я ничего не путаю. Фильм я смотрела, будучи совсем маленькой девчонкой. Джулия мне тогда жутко не понравилась: она была толстая старуха!!!!! А потому и любовный конфликт прошел мимо. Мозги ребенка никак не могли принять факт влюбленности совсем немолодой женщины к молоденькому Тому Фэннелу. Я вообще в то время искренне считала, что любви в пожилом возрасте не бывает!!! А что вы хотите от ребенка, который предпочитал всему окружающему миру игру в куклы.
Знакомство с самим романом случилось лет через восемь, наверное. Тогда мне было лет пятнадцать-шестнадцать. Отец привез двухтомник Моэма из Берлина – мама была счастлива: она вообще всю жизнь оставалась поклонницей английской литературы. Конечно maman тут же принялась за чтение: смаковала и приговаривала, что это классический роман о настоящей женщине. Я же не могла дождаться своей очереди. В то время я напоминала ворону: эти птицы, как известно, падки на блестящее, а я читала все новые книги, которые появлялись дома. Семья наша вообще слыла читающей, поэтому книги приобретались мыслимыми и немыслимыми путями, но домашняя библиотека со временем собралась достойная.
Наконец, подошла моя очередь, несмотря на предупреждение мамы о том, что до этого романа надо еще дорасти, любопытная девочка погрузилась в чтение. Где-то на середине вдруг появилось ощущение знакомого сюжета, но аналогии с фильмом у меня тогда не возникло, зато были сделаны следующие выводы:
Во-первых, хороший перевод – читать интересно.
Во-вторых, немолодая актриса, благодаря английской действительности, выглядит хорошо. И умеет скрывать свои недостатки, благодаря косметике. Это для меня в тот момент стало самым актуальным. Все дело в том, что именно лет в пятнадцать папа озвучил мне, единственной дочери, истину о моей внешности: мама в моем возрасте уже была красавицей, а я не удалась. На маму не похожа, и от его родни унаследовала самые неинтересные черты. Так в моих отношениях с отражением в зеркале папа поставил жирную точку, и я, улучшая то, что недодала природа, начала потихонечку пользоваться маминой косметикой.
В-третьих, наверное, хочу съездить в Лондон.
В-четвертых, бедная Джулия, зачем она влюбилась в молодого парня, ведь с самого начала она знала, что ее любовь обречена. Лучше бы пересмотрела свое отношение к мужу.
Но главным выводом стало решение о будущей профессии: я решила стать театральным или кинокритиком.
В принципе, для 15-16тилетней девчонки выводы неплохи.
В семнадцать родители разрушили мою мечту о будущей профессии, и, как послушная овца, я поступила на филфак. Любимыми предметами, благодаря любимому преподавателю М.Б. Ладыгину, стали введение в литературоведение, а чуть позже и зарубежная литература. Следовательно, следующая встреча с «Театром» случилась в студенческие годы, правда, чуть раньше, чем этого требовала программа. И снова многим покажутся неожиданными мои тогдашние выводы: Джулия – успешная женщина, зачем ей этот Том? Неужели ей, сорокашестилетней женщине, может быть интересен совсем молодой парень? Джулии надо бы больше внимания уделять мужу. И чем привлекает ее роль Гамлета? И еще, если я не выйду замуж, то в двадцать пять (не позже!) рожу себе ребенка. Примерно тогда я поняла, что мое знакомство с героями должно быть на страницах книги. Не хочу доверять столь важную работу кинематографу или театральной сцене. Я, и только я, вижу, как должен выглядеть литературный герой.
Короче, роман прошел немного мимо юной, неискушенной студентки, ибо в тот момент я увлекалась античной, французской и немецкой литературой.
Потом книга потерялась. Кажется, собственноручно дала ее почитать кому-то из подружек, и так до сих пор ее кто-то и читает. Но про «Театр» я не забывала. В какой-то момент снова попала на этот фильм по телевизору и окончательно поняла, что не тянет Вия Артмане на женщину сорока шести лет, ей, как минимум, на пять-семь лет больше. И для Джулии, в исполнении Артмане, Том - слишком явный мезальянс. Не обратила бы внимания на молоденького клерка актриса такого уровня и такой манеры поведения (пусть даже внешней, ведь даже наедине с собой Джулия продолжает играть), какой подает ее латышская актриса с согласия автора сценария и режиссера. И вообще Джулия совсем другая. Такова моя обывательская точка зрения. И мне тогда снова захотелось перечитать «Театр». Перманентное желание то проявлялось, то исчезало, но роман продолжал жить в моем сознании.
В феврале вдруг желание вернуться к роману Сомерсета Моэма заявило о себе четким требованием – перечитай меня немедленно! Пора! Скачала в электронную книжку – и вперед! Читала с наслаждением, растягивая удовольствие, обращая внимание на многие нюансы, что раньше от меня ускользали. Да, именно так.
Я еще не дожила до возраста Джулии, но она стала намного понятнее и ближе.
Моя Джулия - вполне молодая женщина, умная, умеющая подать себя в выгодном свете, прекрасно знающая о своих недостатках. Блестящая, талантливая актриса и несчастливая женщина. Да, у нее есть семья: муж, которого она не любит; сын, которого она не понимает и боится, и Том – ее поздняя любовь, попытка удержать уходящую молодость.
Джулия умна, здравомысляща; ее умению анализировать обстановку можно только позавидовать; казалось бы, она давно просчитала каждое свое действие на несколько шагов вперед, но не все в этой жизни можно прогнозировать и контролировать. Но любовь к Тому Фэннеллу , который моложе ее почти на четверть века, мне по-прежнему не понятна. Сначала страсть, потом она откровенно начинает покупать его любовь. Джулии это надо; стареющая женщина, да она понимает, что стареет, не видит в этом ничего особенного. Том - прагматик, и ему льстит ее популярность, известность и влиятельность в определенных кругах. В героине воедино смешивается любовь женщины и любовь матери, хотя Джулия этого не осознает. К ней вернулось, благодаря Тому, ощущение, уже подзабытое ею, молодости, и женщина на определенном этапе своей жизни упивается им. В то время, как молодому человеку льстит роман со взрослой состоявшейся дамой.
Этого романа, хоть убейте, никогда не приму и не пойму! Лечь в постель с человеком, который годится тебе в сыновья не мой случай, и это не ханжество!
На мой взгляд, теперь уже дамы с двадцатилетним семейным стажем, Джулии стоило больше внимания уделять своему мужу. Да, Майкл не был пылким и страстным мужчиной, не всем это дано. А при желании женщина всегда найдет подход к своему мужчине, только Джулию вполне устраивали дружеские отношения с мужем. Но это ее право. Не буду ее осуждать ни в коей мере.
А вот в отношениях с Роджером она категорически не права! Она боялась своего сына: боялась его ума, прозорливости и его возраста. Джулия не хотела стареть. А сын, тем более, взрослый сын – это намек на возраст матери. К тому же Джулия панически боялась, что сын разгадал ее постоянную игру. Помните, он сказал матери, что очень боялся однажды войти к ней, зная, что она в комнате и увидеть пустоту.
Вот Роджер и стал для меня тем новым героем, на которого я прежде не обращала внимания. Мне жалко этого неплохого парня, не нужного своим родителям и осознающего свою ненужность.
А в целом, роман интересен и актуален, несмотря на то, что написан более семидесяти лет назад. Просто проблемы в нем раскрываются злободневные и вечные: семейные ценности, отношения отцов и детей, тема осознания себя в этом мире.
Я ничего не сказала об Эви Крайтон. Но, наверное, стоит восполнить этот пробел. Второсортная, не самая талантливая актриса. Это Джулия видит сразу, и в ее власти помочь Эви стать если не звездой, то хотя бы успешной исполнительницей. Но мы же знаем Джулию! Как актриса, пока в силе, пока известна и способна собирать залы, она соперниц не потерпит! И к тому же Эви молода, миловидна, у нее роман с Томом. А что такое влюбленная женщина, имеющая молодую соперницу? Это Джулия! И ей ничего не стоит растоптать ту, что встала на ее пути!
Джулия – актриса, но есть один эпизод, когда перед читателем возникает не звезда театральных подмостков Лондона, а именно Джулия Лэмберт, живая, самая обычная женщина. Это эпизод в ресторане, когда она ест бифштекс с жареной картошкой. В этом и есть ее сущность.
А еще, пораскинув мозгами на тему отечественного кинематографа, я вдруг, весьма неожиданно, пришла к ошеломляющему выводу: как хорошо, что не снимают римейк этого фильма на современном этапе!!! Нет, на самом деле должны быть романы, над которыми читатель должен размышлять и рисовать героев в своем воображении сам, не овлекясь на киношные копии. Кстати,
я не одинока в этом выводе: два человека со мной точно согласны!
А знаете, я еще вернусь к этому роману лет через двадцать и, может, пересмотрю свое отношение к героям. Кто знает?
Свидетельство о публикации №214032900059
Как давно я читала Сомерсета Моэма... но помню всё.
Спасибо, что всколыхнула!
Ах, как не хочется стареть...)))Я понимаю всех женщин, а Джулию, тем паче.
Красивым - это приносит особое страдание - они же привыкли к комплиментам и восхищению.
Обнимаю,
Пыжьянова Татьяна 28.08.2015 01:41 Заявить о нарушении
А я была уверена, что ты это уже читала))))
Да, Танюш, скоро мелкоформатные вещи кончатся, наверно)))
А стареть, и правда, не хочется!!!
Обнимаю,
Берестовская Регина 28.08.2015 11:10 Заявить о нарушении
Я длинные читаю редко, как и все тут, только такое, что ух...
душу захватывает.))) И сама научилась писать покороче.
С улыбкой,
Пыжьянова Татьяна 28.08.2015 12:10 Заявить о нарушении
Удачки)))
Берестовская Регина 28.08.2015 12:38 Заявить о нарушении
Пыжьянова Татьяна 28.08.2015 17:06 Заявить о нарушении