Пара слов о романе Сомерсета Моэма Театр

   В жизни человека иногда есть литературные произведения, к которым он вольно или невольно возвращается на протяжении всей жизни, и не всегда это любимые вещи.

   Все-таки  стоит одно и то же произведение перечитывать несколько раз. Во всяком случае,  для меня это утверждение актуально, потому каждый раз я нахожу в уже, казалось бы,  прочитанной до дыр книге,  новые акценты, нюансы, а иногда и новых героев.  Да и такое бывает, если перечитывать произведение в разные периоды жизни.

  Итак, роман «Театр»: мне кажется, что я с ним знакома всю жизнь. Началось все с латышского, кажется, фильма годов 70-х прошлого века, если я ничего не путаю. Фильм я смотрела,   будучи совсем маленькой девчонкой. Джулия мне тогда жутко не понравилась: она была толстая старуха!!!!!  А потому и любовный конфликт прошел мимо. Мозги ребенка никак не могли принять факт влюбленности совсем немолодой женщины к молоденькому  Тому Фэннелу.  Я вообще в то время искренне считала, что любви в пожилом возрасте не бывает!!! А что вы хотите от ребенка, который предпочитал всему  окружающему миру игру в куклы.

  Знакомство с самим романом случилось лет через восемь, наверное.  Тогда мне было лет пятнадцать-шестнадцать. Отец привез двухтомник Моэма из Берлина – мама была счастлива: она вообще всю жизнь оставалась поклонницей английской литературы. Конечно maman тут же принялась за чтение: смаковала и приговаривала, что это классический роман о настоящей женщине. Я же не могла дождаться своей очереди. В то время я напоминала ворону: эти птицы, как известно, падки на  блестящее, а я читала все новые книги, которые появлялись дома. Семья наша вообще слыла читающей, поэтому книги приобретались мыслимыми и немыслимыми путями, но домашняя библиотека  со временем собралась достойная.

   Наконец, подошла  моя очередь, несмотря на предупреждение мамы о том, что до этого романа надо еще дорасти, любопытная девочка погрузилась в чтение. Где-то на середине вдруг появилось ощущение знакомого сюжета, но аналогии с фильмом у меня тогда не возникло, зато были сделаны следующие выводы:
Во-первых, хороший перевод – читать интересно.
Во-вторых, немолодая актриса, благодаря английской действительности, выглядит хорошо. И умеет скрывать свои недостатки, благодаря косметике. Это для меня в тот момент стало самым актуальным.  Все дело в том, что именно лет в пятнадцать папа озвучил мне, единственной дочери, истину о моей внешности:   мама в моем возрасте уже была красавицей, а я не удалась. На маму  не похожа, и от его родни унаследовала самые неинтересные черты. Так в моих отношениях с отражением в зеркале папа поставил жирную точку, и я, улучшая то, что недодала природа, начала потихонечку пользоваться маминой косметикой.
В-третьих, наверное, хочу съездить в Лондон.
В-четвертых, бедная Джулия, зачем она влюбилась в молодого парня, ведь с самого начала она знала, что ее любовь обречена. Лучше бы пересмотрела свое отношение к мужу.

  Но главным выводом стало решение о будущей профессии: я решила стать театральным или кинокритиком.

 В принципе, для 15-16тилетней девчонки выводы неплохи.

  В семнадцать родители разрушили мою мечту о будущей профессии, и, как послушная овца, я поступила на филфак. Любимыми предметами, благодаря любимому преподавателю М.Б.  Ладыгину, стали введение в литературоведение, а чуть позже и зарубежная литература. Следовательно,  следующая встреча с «Театром» случилась в студенческие годы, правда, чуть раньше, чем этого требовала программа. И снова многим покажутся неожиданными мои тогдашние выводы:  Джулия –  успешная женщина, зачем ей этот Том? Неужели ей, сорокашестилетней женщине, может быть интересен совсем молодой парень?  Джулии надо бы больше внимания уделять мужу.  И чем привлекает ее роль Гамлета? И еще, если я не выйду замуж, то в двадцать пять  (не позже!) рожу себе ребенка.  Примерно  тогда я поняла, что мое знакомство с героями должно быть на страницах книги. Не хочу  доверять столь важную работу кинематографу или театральной сцене. Я, и только я, вижу, как должен выглядеть литературный герой.

  Короче,  роман прошел немного мимо юной, неискушенной студентки, ибо в тот момент я  увлекалась античной, французской и немецкой литературой.

   Потом книга потерялась. Кажется, собственноручно дала ее почитать кому-то из подружек, и так до сих пор ее кто-то и читает.  Но про «Театр» я не забывала. В какой-то момент снова попала на этот фильм по телевизору и окончательно поняла, что не тянет  Вия Артмане на женщину сорока шести лет, ей, как минимум, на пять-семь лет больше.  И для Джулии, в исполнении Артмане,  Том  - слишком явный мезальянс. Не обратила бы внимания на молоденького клерка актриса такого уровня и такой манеры поведения (пусть даже внешней, ведь даже наедине с собой Джулия продолжает играть), какой подает ее латышская актриса с согласия автора сценария и режиссера.  И вообще  Джулия совсем другая.   Такова моя обывательская точка зрения.  И мне тогда снова захотелось перечитать «Театр».  Перманентное желание то проявлялось,  то исчезало, но роман продолжал жить в моем сознании.

    В феврале вдруг желание вернуться к роману Сомерсета Моэма заявило о себе четким требованием – перечитай меня немедленно! Пора! Скачала в электронную книжку – и вперед! Читала с  наслаждением, растягивая удовольствие, обращая внимание на многие нюансы, что раньше от меня ускользали. Да, именно так.
Я еще не дожила  до возраста Джулии, но она стала  намного понятнее и ближе.

  Моя Джулия  - вполне молодая женщина, умная, умеющая подать себя в выгодном свете, прекрасно знающая о своих недостатках. Блестящая, талантливая актриса и несчастливая женщина.  Да, у нее есть семья: муж, которого она не любит; сын, которого она не понимает и боится, и Том – ее поздняя любовь, попытка удержать уходящую молодость.

   Джулия умна, здравомысляща; ее умению анализировать обстановку можно только позавидовать; казалось бы,  она давно просчитала каждое свое действие на несколько шагов вперед, но не все в этой жизни можно прогнозировать и контролировать.  Но любовь к Тому Фэннеллу , который моложе ее почти на четверть века, мне по-прежнему не понятна. Сначала страсть,  потом она откровенно начинает покупать его любовь. Джулии  это надо;  стареющая женщина, да она понимает, что стареет, не видит в этом ничего особенного.    Том - прагматик, и ему льстит ее популярность, известность и влиятельность в определенных кругах.  В героине воедино смешивается любовь женщины и любовь матери, хотя Джулия этого не осознает.   К ней вернулось, благодаря Тому, ощущение, уже подзабытое ею, молодости, и женщина на определенном этапе своей жизни упивается им.  В то время, как молодому человеку льстит роман со взрослой состоявшейся дамой.

  Этого романа, хоть убейте, никогда не приму и не пойму! Лечь в постель с человеком, который годится тебе в сыновья не мой случай, и это не ханжество!

   На мой взгляд, теперь уже дамы с двадцатилетним семейным стажем, Джулии стоило больше внимания уделять своему мужу. Да, Майкл не был пылким и страстным мужчиной, не всем это дано. А при желании женщина всегда найдет подход к своему мужчине, только Джулию вполне устраивали дружеские отношения с  мужем. Но это ее право. Не буду ее осуждать ни в коей мере.

  А вот в отношениях с Роджером она категорически не права! Она боялась своего сына: боялась его ума, прозорливости и  его возраста. Джулия не хотела стареть.  А сын, тем более, взрослый сын – это намек на возраст матери.  К тому же Джулия панически боялась, что  сын разгадал ее постоянную игру. Помните, он сказал матери, что очень боялся однажды войти к ней, зная, что она в комнате и увидеть пустоту.

    Вот Роджер и стал для меня тем новым героем, на которого я прежде не обращала внимания. Мне жалко этого неплохого парня, не нужного своим родителям и осознающего свою ненужность.

А в целом, роман интересен и актуален, несмотря на то, что написан более семидесяти лет назад. Просто проблемы в нем раскрываются злободневные и вечные: семейные ценности, отношения отцов и детей, тема осознания себя в этом мире.

Я ничего не сказала об Эви Крайтон. Но, наверное, стоит восполнить этот пробел. Второсортная, не самая талантливая актриса. Это Джулия видит сразу, и в ее власти помочь Эви стать если не звездой, то хотя бы успешной исполнительницей. Но мы же знаем Джулию! Как актриса, пока  в силе, пока  известна и способна собирать залы, она соперниц не потерпит! И к тому же Эви молода, миловидна, у нее роман с Томом. А что такое влюбленная женщина, имеющая молодую соперницу? Это Джулия! И ей ничего не стоит растоптать ту, что встала на ее пути!

    Джулия – актриса, но есть один эпизод, когда перед читателем возникает не звезда театральных подмостков Лондона, а именно Джулия Лэмберт, живая, самая обычная женщина. Это эпизод в ресторане, когда она ест бифштекс с жареной картошкой. В этом и есть ее сущность.

   А еще, пораскинув мозгами на тему отечественного кинематографа, я вдруг, весьма неожиданно, пришла к ошеломляющему выводу: как хорошо, что не снимают римейк этого фильма на современном этапе!!! Нет, на самом деле должны быть романы, над которыми читатель должен размышлять и рисовать героев в своем воображении сам, не овлекясь на киношные копии. Кстати,
я не одинока в этом выводе: два человека со мной точно согласны!

     А знаете, я еще вернусь к этому роману лет через двадцать и, может, пересмотрю свое отношение к героям. Кто знает?


Рецензии
Вот! Нашла еще статью, что прошла мимо меня, а они тебе удаются!
Как давно я читала Сомерсета Моэма... но помню всё.
Спасибо, что всколыхнула!
Ах, как не хочется стареть...)))Я понимаю всех женщин, а Джулию, тем паче.
Красивым - это приносит особое страдание - они же привыкли к комплиментам и восхищению.
Обнимаю,

Пыжьянова Татьяна   28.08.2015 01:41     Заявить о нарушении
Спасибо!
А я была уверена, что ты это уже читала))))
Да, Танюш, скоро мелкоформатные вещи кончатся, наверно)))
А стареть, и правда, не хочется!!!
Обнимаю,

Берестовская Регина   28.08.2015 11:10   Заявить о нарушении
Пиши снова!
Я длинные читаю редко, как и все тут, только такое, что ух...
душу захватывает.))) И сама научилась писать покороче.
С улыбкой,

Пыжьянова Татьяна   28.08.2015 12:10   Заявить о нарушении
Танюш, не пишется мне пока. Я сейчас больше бумаги другого толка сочиняю. И мне, наверное, как любому бездарю больше нравятся крупно масштабные вещи. А то, что их не читают, я знаю. И все они далеко не ух.
Удачки)))

Берестовская Регина   28.08.2015 12:38   Заявить о нарушении
И я занялась твоим делом (типа того) расскажу при встрече.

Пыжьянова Татьяна   28.08.2015 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.