Сволочь

         Директор средней общеобразовательной школы, Нина Ивановна, слыла человеком твердым и непоколебимым в своих убеждениях. Властно управляла она своим коллективом уже почти пятнадцать лет. Часто возникали в школе скандалы учителей с администрацией, но все решалось мирным путем. Вопросы и споры разрешались с помощью заместителя директора, Аллы Анатольевны, и председателя профкома, учительницы географии Галины Николаевны.
 
    Но в этом году все шло из рук вон плохо. Учителя скандалили с администрацией школы, чаще всего с директором. Нина Ивановна винила во всем новую учительницу русского языка и литературы Ольгу Васильевну. Она пришла в школу в начале августа и с первых дней начались неприятности. Новой учительнице не нравилось, как покрашены стены в ее кабинете, отсутствие штор на окнах и то, что наглядных пособий было очень мало. Попробовав выпросить у директора краски для стен и денег на шторы и наглядные пособия, и, убедившись в бесполезности разговора, Ольга Васильевна на первом классном родительском собрании рассказала о своих проблемах. Родители отнеслись с пониманием к нуждам учительницы и предложили собрать нужную сумму. Председатель классного родительского комитета, Анастасия Александровна, симпатичная сорокалетняя женщина, сказала:
  – Мы ведь каждый месяц сдаем деньги на нужды школы. Но не очень-то видим, как эта проблема решается и куда идут наши деньги, никто перед нами не отчитывается. А тут вот они эти нужды – приобретение всего необходимого для кабинета наших детей. Я считаю, что мы можем внести необходимую сумму в фонд класса, а не школы.
   Она обратилась к Ольге Васильевне:
   – А Вы, Ольга Васильевна, уведомите директора школы о том, что деньги в этом месяце мы сдадим Вам, а не школе.
Ольга Васильевна поблагодарила родителей за поддержку и сказала:
   – Деньгами пусть распоряжается родительский комитет. Я считаю не очень-то приличным учителю иметь дело с детскими деньгами.
На том и остановились.

          Через несколько дней деньги были собраны, закуплены краска, материал на шторы и таблицы для уроков русского языка и литературы. А еще через несколько дней в преображенный до неузнаваемости кабинет стали заглядывать коллеги. По школе пошел слух о том, какой расторопный и практичный педагог влился в коллектив

      Однажды, после окончания занятий, в кабинет вошла Нина Ивановна. Она осмотрела все цепким взглядом и сказала:
      – А на какие средства Вы, Ольга Васильевна, проделали всю эту работу?
      – Родители собрали деньги на нужды класса.
      – Вот как! А Вы знаете, что все учащиеся ежемесячно сдают по  двести рублей в фонд школы?
      – А разве это не нужды школы – привести классную комнату в порядок? –  спросила Ольга Васильевна.– Мне кажется, что эту сумму можно зачесть, как сданную в фонд школы.И, вообще, незаконно деньги с родителей собирать.
      Нина Ивановна вспыхнула.
      – Вы только начинаете работать в нашем коллективе, а уже хотите навести свои порядки. Такого не будет! Будьте любезны собрать еще раз деньги с детей!
   Ольга Васильевна пыталась убедить директрису в неправомерности ее требований, но та и слушать ничего не хотела
 
   Деньги собирать Ольга Васильевна с детей не стала, так шел две тысячи второй год, в стране бушевал финансовый кризис, и многие семьи просто не в состоянии были выделить деньги на нужды школы. А вскоре на очередном совещании разразился скандал. Нина Ивановна с возмущением говорила о неблаговидном поступке новой учительницы. Ольга Васильевна хотела оправдаться и предложила и в дальнейшем засчитывать затраты на оборудование классов в фонд школы. И вообще, передать распоряжение этим фондом школьному родительскому комитету. Пусть родители решают, что с этими деньгами делать, на что их потратить. А в конце учебного года заслушать отчет о затратах на общешкольном собрании. Некоторые учителя попытались поддержать Ольгу Васильевну, но под грозным взглядом и язвительными репликами директрисы замолчали.

   Предложение Ольги Владимировны очень не понравилось Нине Ивановне. Между директором школы и новой учительницей началась настоящая война.
   – Эта финтифлюшка пришла сюда руководить мною. Ну, уж нет! Не будет этого! – говорила возмущенно Нина Ивановна. Втайне ей было жаль расставаться с собранными средствами не только потому, что она чувствовала себя полноценной хозяйкой школы, открывая свой сейф и видя в нем пачки денег, а еще и потому, что учителя должны были приходить к ней выпрашивать деньги на нужды класса. Она же долго не давала никакого ответа и заставляла коллег нервничать. А теперь вся власть уйдет из ее рук.

   – Сволочь! Говорили мне, чтобы я не брала ее на работу из-за ее противного характера. Не послушалась, вот теперь и пожинаю плоды своего легкомыслия. Сволочь! – еще раз обругала Нина Ивановна новую учительницу. С этих пор она только так называла за глаза Ольгу Васильевну

   Директриса затаила обиду и каждый раз старалась сделать замечание Ольге Васильевне: то классную комнату плохо вымыли дети, то на перемене ее класс шумит больше всех, то в раздевалке мальчишки возню устроили. Она не хотела видеть то, что дети в классе Ольги Васильевны стали более аккуратными, организованными, что на них не жалуются другие учителя, и успеваемость детей гораздо лучше стала. По-правде сказать, класс новой учительнице достался слабый по учебе, но Ольга Васильевна сплотила учеников и кропотливой работой добилась определенного успеха. Дети стали принимать активное участие во всех общешкольных мероприятиях, а в декабре приняли участие в конкурсе сочинений о Великой Отечественной войне. Учительница вместе с детьми посетила несколько ветеранов войны. Дети послушали рассказы фронтовиков, записали их, а потом каждый написал сочинение на эту тему. Два лучших сочинения направили в область. Одно получило первое место на областном конкурсе, его отправили в Москву. На Международном конкурсе сочинение Дениса Нечаева заняло второе место. В отделе образования инспектор, передававший грамоту и подарок за конкурс, сказал:
   – Какая молодец Ольга Васильевна! В нашем районе еще никто не получал такой награды. Нужно как-то отметить работу учителя, Нина Ивановна. Подумайте об этом.

   На следующий день директор вызвала к себе в кабинет Ольгу Васильевну, передала той грамоту и подарок для Дениса. Никакого доброго слова учительница не услышала ни в кабинете директора, ни на очередном совещании. На нем Нина Ивановна усердно нахваливала другую учительницу русского языка и литературы за то, что ее ученица получила первое место за сочинение на районном конкурсе. В кабинете стояла зловещая тишина. После совещания многие учителя подошли к Ольге Васильевне, выражали ей свое сочувствие и ругали директора. Но в глаза Нине Ивановне сказать то, что каждый думал о ней, не посмели.
 
   Дальше события покатились, словно снежный ком с горы. В начале следующей недели на стенд «Достижения учащихся школы» было вывешено сочинение той девочки, которая заняла первое место на районном конкурсе. Возмущенные одноклассники Дениса самовольно прикрепили его грамоту на стенд. На перемене Нина Ивановна пошла к стенду, увидела грамоту и сорвала ее. Ольгу Васильевну вызвали в кабинет директора. О чем они разговаривали, можно было догадаться потому, что из-за двери слышался крик директрисы и возражения учительницы. Через некоторое время Ольга Васильевна прошла в свой кабинет, а следом выскочила Нина Ивановна в возбужденном состоянии и быстро пошла в кабинет заместителя. Еще долго были слышны возмущенные слова директора.

   После этого события Ольга Васильевна каждый день получала замечания от администрации. Но учительница твердо отстаивала свои права.

   Нина Ивановна все не могла успокоиться. В конце четверти на общешкольном родительском собрании она во всеуслышание объявила о том, что в школе, дескать, работают такие учителя, как Ольга Васильевна, которая собирает с детей деньги на собственные нужды. Родители из других классов начали возмущаться и потребовали, чтобы учительница тут же отчиталась перед всеми о своем поступке. Ольга Васильевна от обиды не знала, что сказать. Она встала и вышла из актового зала в коридор. К сцене протолкалась Анастасия Александровна. Она рассказала всем родителям о том, что деньги учительница и в руки не брала, что всё пошло на ремонт класса и покупку оборудования. После собрания родители класса хотели поговорить с директором, но Нина Ивановна быстро ушла домой.

   Через полтора месяца неожиданно в школу приехал инспектор областного отдела образования. Он о чем-то долго разговаривал с директором и заместителями, затем срочно собрали внеочередное совещание. На собрании инспектор зачитал письмо, которое написали учителя школы на директора. В нем было написано, что Нина Ивановна по-хамски ведет себя с коллективом, может повысить голос на учителя в присутствии учеников. Дает разные прозвища учителям и за глаза обзывает их в разговоре с другими. Особенно яростно нападает она на Ольгу Васильевну, хотя та очень успешно начала работу в школе. Написали и про грамоту, и про родительское собрание. Когда инспектор стал зачитывать всех, кто подписался под этим письмом, Нина Ивановна с удивлением не услышала фамилии Ольги Васильевны. Пришлось директору извиниться перед коллективом и пообещать, что впредь такая история не повторится. Нине Ивановне записали выговор в трудовую книжку. Это совсем подкосило ее здоровье, и она взяла больничный лист.

   Спустя неделю Нина Ивановна вышла на работу. И первой, кого она встретила в школе, была Ольга Васильевна. Директриса еле кивнула головой на приветствие учительницы и прошла в свой кабинет. Через некоторое время она заглянула в кабинет Ольги Васильевны.
   – Ольга Васильевна! – сказала она. – Ответьте мне на один вопрос: – Почему под письмом не было Вашей подписи?
Ольга Васильевна немного помолчала и ответила:
   – Хоть Вы меня и считаете, наверное, своим врагом, но я не привыкла подобным образом отвечать на оскорбления. Я ни в одной школе не писала доносы. А что касается того, что Вы невзлюбили меня почему-то, Бог Вам судья! Пусть все останется на Вашей совести.
Ольга Васильевна быстро вышла в коридор.

   Нина Ивановна после этого случая очень долго размышляла о том, что какие удивительные открытия преподносит жизнь. Ведь она Ольгу Васильевну всегда за глаза только сволочью и называла, а оказалось, что она очень порядочный человек.

   В конце учебного года Нина Ивановна подала заявления об уходе, так как она достигла уже пенсионного возраста. На последнем совещании учителей она извинилась перед всеми за свой характер и свои поступки. Ольги Васильевны на совещании не было, она болела. Нина Ивановна посмотрела на то место, где всегда сидела Ольга Васильевна и сказала:
   – И особенно хочу попросить прощения у одного человека. Я очень сильно обижала его, очень виновата перед ним. Его сегодня нет здесь, но я очень раскаиваюсь в конфликте с ним и сожалею о том, что произошло.


Рецензии
истино и человечно

Тауберт Альбертович Ортабаев   31.03.2014 22:23     Заявить о нарушении