Дебаты, англ. debate - этимология
Иеремия 20:10:
Под «дебатами» сегодня понимается публичный обмен мнениями между двумя противоборствующими сторонами (партиями, лидерами) по жизненным проблемам общества, разновидность публичной дискуссии, в которой участники направляют усилия на убеждение в своей правоте третью сторону (избирателей), а не друг друга.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -дебат-; окончание: -ы. Значение: дискуссия, прения, обмен мнениями, спорить. Этимология: происходит от англ. debate «дискуссия, дебаты», далее из ст.-франц. debat «спор», от debattre «спорить», из battre «бить, толочь», из лат. batuere «бить».
Отметим, что в Викисловаре этимология приведенных понятий не прослеживается, в русском языке термин «debate» фиксируется в начале XIX века.
б) ЭСБЕ
«Дебаты (прения) — устное обсуждение в собрании (в особенности представительном) спорных вопросов. Порядок Д. определяется либо статутом (регламентом) того учреждения, в котором они ведутся (парламентские статуты), либо общим законом, либо обычаем. В парламентах различаются генеральные, или общие, Д. (об основных принципах проекта) и специальные дебаты (о подробностях его). Эти последние термины употребляются преимущественно во Франции».
в) Online Etymology Dictionary, www.etymonline.com/index.php?term=debate (перевод Гугл)
а) «рано 14 c, "ссора, спор, разногласие," от старого французского Деба, см. дискуссию (ст.). Чувство "формального спора, состязания дискуссионный", пожалуй, с начала 15в.».
б) Интернет Этимология словарь, © 2010 Дуглас Харпер
«c.1300, от фр. DEBATTRE (13 c.), оригинальные. "Бороться", от де-"вниз, полностью" + Batre "бить".
в) Британская энциклопедия, 2008. Британская энциклопедия онлайн
«формальное, оральное противостояние между двумя людьми, команд или групп, которые представляют аргументы в поддержку противоположных сторонах вопроса, как правило, в соответствии с установленной форме или процедуры».
2) История
Обсуждение общественных проблем велось людьми в различных формах с древнейших времен, например, при правителях, всегда действовали советы, которые в ходе дискуссии вырабатывали рекомендации для принятия царём или князем наиболее правильного решения. Как считают исследователи дискуссионные общества и формы обсуждения возникших противоречий в ходе развития оформились в эпоху Просвещения в начале XVIII века в Англии, в Лондоне.
Термин «Debate» фиксируется в английском (французском) языке примерно в 1300 г. – какова общественно-политическая обстановка в стране в этот период?
В правление короля Иоанна Безземельного (1199-1216), в результате войны с Францией (1202-1204) Англия потеряла Нормандию, Анжу и др. области. В 1205 г. разразился конфликт с церковью, папа Иннокентий III в 1208 г. накладывает на страну интердикт, король в 1210 г. соответственно обкладывает церковь (и евреев) налогами (поборами). Неудачная внешняя и внутренняя политика привела к политическому и экономическому кризису, в 1215 г. восстали бароны, их поддержала церковь и горожане. Король Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую Хартию Вольности, которую отказался соблюдать уже в 1216 г. Этот момент считают началом "парламентаризма" (парламент как орган сформировался гораздо позже), рождается широко известное понятие – "парламент", высший орган сословного представительства.
Чуть позже английский философ Роджер Бэкон (Давид ди Радик, 1214-1294) делает свои открытия в области организации мышления - "Чтобы делать добро, надо его знать"; "Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Авторитет недостаточен, если у него нет разумной основы …, мы верим авторитетам, но понимаем не через авторитет. Разум должен оправдать свои выводы опытом"; "Двояк путь познания: один через философский опыт, другой – через "божественное вдохновение".
Эти выводы на тему "добра" и "авторитета" были нормами талмудического мышления задолго до появления философов и рационального мышления в Англии. Часто встречается мнение, что человек без образования может быть "хорошим" человеком, однако знание "добра" и "зла" не природное качество, оно формируется только в процессе обучения и воспитания людей в определенной идеологической системе.
В XIV веке движение за реформу английской церкви (богатство церкви привлекало) возглавил богослов из Оксфорда Джон Виклеф (1320-1384), ученый провозгласил Священное Писание единственным источником вероучения и, начал работу по переводу Библии на английский язык (1385). Особенность этого периода – развитие литературного английского языка, начало которому положил перевод Библии Дж. Виклефом, был закончен в 1385 году его сотрудниками, примерно в это время и появляется английский термин «debate».
Справка
Английский язык - территориальные диалекты появились в VII-XI вв., первые религиозные произведения с X в. на латыни; V-X вв. делопроизводство на латинском и французском языках. С XI по XIV вв. французский язык – государственный, литература на английском языке возникла в XIV веке. Английский словарь насчитывает около 425 000 слов, по своей этимологии распределяется: германских слов - 30 %, латино-французских - 55 %, древнегреческих, итальянских, испанских, португальских, голландских и т. п. - 15 % (Википедия). Только с 1463 года парламентские акты стали издавать на английском языке; отметим, что справочники старательно не указывают термины еврейского языка, еврейский Бог есть, языка Бога – нет, возможно, ли такое противоречие???
Вывод
Появление термина «debate» совпадает во времени с экономическим и политическим кризисом в английском обществе, переустройством общественной организации (ограничением власти короля, возникновением дискуссионной парламентской системы)и переводом Библии на английский язык. Мы выявили историко-логическое основание, позволяющее выдвинуть гипотезу о заимствовании библейской терминологии, евреи жили в Англии со времени нормандского завоевания (1066 г.), в каждой общине была школа, а в Лондоне – школа раввинов, изгнаны в 1290 году.
3) Талмудические дебаты
Согласно религиозной традиции в райском саду Бог вырастил два дерева - "дерево жизни" и "дерево познания добра и зла", тема "дерева жизни" встречается в эпосе многих народов, а вот "дерево познания" чисто еврейская идея, её смысл – за счет "познания" научить человека управлять природными и социальными процессами.
В Иерусалиме школы при 480 синагогах существовали в начале II века н. э., образование предусматривало несколько ступеней: начальное (около 5 лет), в "бейт мидраш" (дом толкования) обучали приёмам интерпретации текстов Танаха. С 15 лет наиболее способные ученики проходили обучение в йешивах, высших талмудических школах. При "Бейт мидраш" (высшая школа) существовали месячные "курсы переподготовки" Мудрецов, где происходили совместные обсуждения какого-либо трактата. Считалось правилом знакомить слушателей при ежедневном посещении Бейт мидраш с какой-нибудь новой идеей. Высшей научной организацией был "Дом главного собрания", здесь обсуждались самые различные проблемы жизни и определялись методы изучения Торы; обстановка была свободной - всем разрешалось возражать. Глава учебного заведения предлагал для обсуждения трактат, ученики его обсуждали, любому дозволялось вступать в дискуссию, поднимать проблему или разрешать её.
Талмуд до Нового времени оставался замкнутым в еврейской среде, толкование Святого Писания, оставался в целом недоступным (не переведенным) для христиан. Христиане довольствовались Библией, у них не было развивающейся религиозной философии (истолкование Законов), а еврейский Устный Закон они отказались признавать официально. Неофициально заимствование еврейского философского и религиозно-социального опыта шло постоянно и везде, днем священник "клял" евреев с церковной кафедры, а ночью бегал к раввину за богословскими консультациями, такие случаи описаны в истории. В XIII в. уяснив свое богословско-философское невежество (переспорить еврея было невозможно), католическая церковь наложила запрет на Талмуд и на диспуты с евреями, а в 1242 г. во Франции были сожжены на кострах двадцать четыре воза, нагруженные томами Талмуда (10-12 тыс. томов были изъяты из синагог).
Письменные источники нам сообщают, что в средневековом мире религиозно-философские диспуты между евреями и христианами дело обычное - христиане отрабатывали свое понимание еврейского Бога. Эту форму "полевых" испытаний новых методов миссионерской деятельности приняли монахи нищенствующих орденов, например, в 1263 в королевском дворце, в присутствии короля Хуана I Арагонского состоялся диспут по вопросу о Мессии – является ли он существом Божественной или человеческой природы. Доводы еврейских мудрецов на диспуте были настолько неоспоримы, что диспут был прерван, а от еврейской стороны затребовали письменного изложения своей точки зрения.
Единственным средством позволяющим связать Библию с постоянно меняющейся жизнью, было такое истолкование, которое позволяло бы применить идеи Писания в повседневную деятельность торговца, ремесленника и крестьянина, моряка и пастуха, мужчины и женщины. Еврейскими законоучителями была создана огромная литература таких интерпретаций, она до мелочей описывала правила жизни в обществе то, что человек может делать, и что ему делать не рекомендуется – это и есть обучение и воспитание. Таким образом, дискуссионная традиция возникла в системе иудаизме, иудеохристианство её позаимствовало, греческая философия была не доступна для рядового прихожанина, монаха или священника, и не связана с идеологией главенствующей религиозной доктрины.
4) Обобщение и вывод
Маловероятно, чтобы из французское понятие DEBATTRE – «от де-"вниз, полностью" + Batre "бить»», «от старого французского Деба», в интерпретации которую нам предлагает Интернет Этимология словарь © 2010 Дугласа Харпера, было произведено понятие - debate.
Образы, заложенные в понятие «бить» (наносить удары по предмету) и «говорить», "спорить" (выражать словами, вести беседу, пользоваться речью) – разные явления действительности. Это обнаруженное нами – противоречие в мышлении явления «debate», понятия не тождественны, одному явлению действительности приписывают свойства другого явления. В реальной жизни индивид обращается с любой вещью или явлением так, как это требует их «понятия», в которых выражена общественно-человеческая власть над явлением или вещью. В свою очередь понятия формируются в определенной идеологической системе, и в этой системе и её терминологии необходимо искать смысл; известно, что Англия и Франция страны иудеохристианские (пока).
Вывод
Проверить связь термина «debate» с терминологией иврита и образами иудаизма.
4) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология иврита
ДИБА, ДИБАТ - слух, молва, клевета, отчет.
Слово считают производным от глагола ДАВАВ, говорить, произносить; ДИБУВ говорение.
* Слух (информация) – неподтверждённое сообщение (сигнал для сознания), источник которой неизвестен, достаточно интересный, активно распространяемый устным путём (речью) в виде сплетен. Если слухи подтверждаются, то распространявший их человек приобретает репутацию умного, дальновидного и способного предугадывать события человека. Своеобразная, не афишируемая дискуссия между людьми в обществе о каком-либо предмете или явлении.
* Молва – слухи, толки, сплетни; акт говорения, разговоры (говорение); форма дискуссии между людьми, обсуждение какого-либо явления внутри коллективов.
* Отчет – доклад (говорение) о выполненных действиях и результатах.
Итак, перечисленные термины укладываются в акты говорения и обсуждения (дискуссию) жизненно важных, проблемных вопросов бытия человека и коллектива.
б) Библейские образы
* Числа 14:37: «сии, распустившие худую молву (ДИБАТ) о земле, умерли, быв поражены пред Господом».
* Бытие 37:2: «пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи (ДИБА) до отца их».
* Числа 13:33: «И распускали худую молву (ДИБА) о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми».
* Притчи 10:18: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету (ДИБА), тот глуп».
* Иезекииль 36:3: «так говорит Господь Бог: за то, именно за то, что опустошают вас и поглощают вас со всех сторон, чтобы вы сделались достоянием прочих народов и подверглись злоречию и пересудам (ДИБАТ) людей».
Таким образом, «английский» термин «debate» очевидно сформирован на образах и терминологии Библии, англичане (как и другие) ничего нового не придумали, а лишь позаимствовали еврейскую практику сосуществования в системе человек-общество.
Свидетельство о публикации №214040201584