Никогда не знаешь

Всё-таки интересно устроена жизнь. Никогда не знаешь, где можешь оказаться в какой-то момент и в какую историю попадёшь, или услышишь.

В конце Июня 1980 года я случайно забрёл в кафе "Южный", что при одноимённой гостинице. Около десяти вечера проводил девушку до дому, которая жила недалеко от "Баксовета" (1). Купил у Гусика в крепости (2) пачку сигарет” Marlboro” и...

Наверное надо сказать, кто такой Гусик?... Вы знаете... я никогда его не видел. Но, американские сигареты покупал у него регулярно. Вообще, в Баку в те годы было много "точек", где можно было без проблем купить любые американские сигареты. Естественно, основное место  - это "Кубинка" (3). Там можно купить всё. Ещё, возле "арменикендского базара" у бабы Вари. На второй Свердловской у Беника. Не буду перечислять все места. Просто подчеркну, что на всех этих "точках", при соблюдении определённых правил конспирации, покупая сигареты, ты имеешь дело непосредственно с продавцом. Исключение составляет только Гусик. Здесь всё намного сложнее, и конспирация доведена до высочайшего уровня.

Подходишь к его дому, и через несколько секунд из окна на втором этаже доносится вопрос: Чего надо? Ты говоришь, например: Пачку “Camel”. Ещё через несколько секунд из окошка на верёвочке опускается жестяная банка и доносится крик: "Три рубля". Ты кладёшь деньги в баночку и дёргаешь за верёвочку. Она поднимается. И через ещё очень короткое время из окошка вылетает заказанная пачка сигарет. Вот такая, вот, конспирация. Не знаю, может кто-нибудь и видел лицо этого Гусика, но мне, за многие годы, что я покупал у него сигареты, так и не удалось.

Но, рассказ не об этом. В общем, купил сигареты, прикурил, не спеша спускаюсь вниз по Коммунистической (4).

Погода шикарная, настроение - ещё лучше. Дохожу до станции метро "26 Бакинских комиссаров" и, почувствовав не объёмную жажду, решаю попить знаменитую "ереванскую воду". Подхожу к дверям, а они перед моим самым носом закрываются. Смотрю на часы - одиннадцать вечера. Бл... (блин)!

Интересные наблюдения я сделал, анализируя свои естественные рефлексы. Например, вот, если проголодался слегка и хочется перекусить, а "заморить червячка" нечем, то сразу появляется чувство, что съел бы сейчас "целого слона". Не меньше.

Вот и сейчас, сразу возникло чувство, что если сейчас же не выпью, то умру от жажды. Прикидываю, где ещё поблизости я могу попить газировки, и понимаю, что в это время вариантов у меня мало.

Дохожу до угла. Вижу через дорогу, в полуподвальном помещении кафе "Южный", горит свет. Перехожу дорогу, спускаюсь вниз несколько ступенек, и оказываюсь внутри кафе.

В небольшом накуренном помещении находилось несколько высоких круглых стоячих столов, вокруг которых "отдыхали" посетители. Я, несмотря на то, что проходил мимо этого кафе "миллион раз", никогда там не был, и был немного удивлён увидеть такую забегаловку в самом сердце города.

Я подошёл к стойке бара, за которой невысокого роста работник, лет сорока, с огромной залысиной и характерными для жителей посёлка Маштаги (5) тонкими усиками над верхней губой, увлечённо нарезал колбасу, сыр и овощи, раскладывая их по тарелкам.

- Бутылку минералки, - обратился я к нему.

- Минералки нет, - сухо ответил мне бармен, не поднимая головы.

- Тогда, дай бутылку лимонада, - попросил я.

- Лимонада тоже нет, - опять сухо, и опять же не поднимая головы, ответил бармен.

Отсутствие минералки и лимонада довело меня до состояния, когда живые существа умирают от обезвоживания организма.

- Как нет? - возмутился я, теряя всякую надежду утолить свою жажду.

- А, вот, так! Закончилась! Выпили всё! - подняв, наконец, голову, и посмотрев на назойливого посетителя, раздражённо ответил работник общепита.

При этом он широко раскинул руки по сторонам и хлопал ресницами больших выпуклых глаз, ожидая реакции с моей стороны.

В горле окончательно пересохло и мне стоило больших усилий задать свой следующий вопрос.

- А что есть выпить прохладного?

- Вино, - неожиданно подобрев, ответил бармен.

О вине я, даже, и не думал, но что делать, если нет минералки и лимонада. Можно и вина. Почему бы и нет?

А какое есть? - спросил я, заинтересованно.

- "Чинар", "Алабашлы", "Матраса", "Кямширин", "Кюрдамир", "Аг Сюфря", "Агдам", "Баян", "Садыллы", "Далляр", -  "выстрелил" бармен, как пулемётную очередь, названия вин.

Все они мне были знакомы, и я быстренько отбросил креплённые вина. Где-то секунду выбирал между "Баяном" и "Садыллы", остановившись на последнем.

- Стакан "Садыллы", - сделал я заказ.

- Вино на разлив не продаём, - извиняясь, объявил бармен. - Только водку и коньяк.

Страшно хотелось пить и не было никакого желания спорить.

Взял бутылку "Садыллы", и направился к освободившемуся в углу столу. Налил в стакан прохладное вино и выпил до дна. Стало хорошо и чувство жажды улетучилось. Закурил. Налил ещё пол стакана и смокал его, пока курил. Появилось чувство голода. Это естественно. Ведь с обеда "маковой соринки во рту не было". Взял хлеб и тарелку с колбасой, сыром, огурцами, помидором и зеленью. С аппетитом съел один бутерброд. Налил себе ещё вина и не спеша выпил. Опять закурил и стал рассматривать посетителей за другими столами.

За соседним столиком, слева от меня, у стены, расположились парень с девушкой. Они пришли в кафе сразу вслед за мной и оба были мрачными. Наши столы располагались очень близко и мне было хорошо слышно о чём они говорят.

- Я, ведь, думала, что Ариф бросил меня, а его, оказывается, уже две недели как нет в живых. Расскажи как это случилось, - попросила девушка.

- Глупая смерть. До сих пор поверить не могу, что Ариф умер, - тяжело вздохнув, сказал парень.

Я, честно говоря, уже собирался уходить, но услышанный разговор заинтриговал меня. Я налил себе ещё вина и прикурил новую сигарету.

- Его мать винит в его смерти меня. Мол, это ты его уговорил поехать с ним на море. И если бы Ариф не поехал на море, то всего этого с ним не случилось, - продолжил рассказ парень. - А откуда я мог знать, что всё именно так случится? Что Ариф наступит в море на осколок разбитой бутылки и порежет себе ступню. Я ему сразу сказал, давай поедем домой, раз так случилось. Но, ты его знаешь, он никого не слушает. Сказал, что ерунда. Мол, рана пустяковая, перевяжем и всё. Как я могу теперь доказать его матери, что я уговаривал его ехать в город на перевязку в поликлинику.

Парень сильно нервничал, и в процессе разговора жестикулировал руками. Казалось он вот-вот сорвётся на крик.

- Подожди, я что-то не понимаю, - перебила парня девушка. - Ну, порезался. Но, от этого же не умирают!

- Не умирают, - согласился с ней парень и замолчал, опустив голову перед собой.

- Так, что ж е всё-таки случилось? Отчего умер Ариф? - раздражённо, и от этого, наверное, чуть громко спросила девушка.

- Глупо всё... Глупо случилось... Трагическая смерть, - закачал головой по сторонам парень и продолжил. - Вернулись мы с моря домой вечером. Я лично проводил его до дверей. У него уже поднялась температура. Возможно в рану попала какая-то инфекция и случилось заражение крови. Но я знал, что его отец, профессор медицины, знает, что делать, и особенно не волновался.

Парень опять замолчал. Прикурил сигарету и задумался о чём то.

- Ну! Не тяни! Говори, наконец, что же случилось? От чего умер Ариф? - закричала девушка так, что некоторые посетители обернули свой взор на их столик.

- Тише, не кричи, - попросил девушку парень. - Пойми, мне же не легко об этом рассказывать. Он, ведь, был моим близким другом.

Парень тяжело вздохнул и продолжил.

- Дома  у Арифа температура подскочила до сорока градусов и его всего знобило. Отец Арифа, дядя Мирза, опытный врач. Решил сбить температуру, и сделать укол пенициллина. Что он немедленно и сделал. Но, видимо, от того, что перед ним был его единственный сын, растерялся, или забыл перед введением пенициллина проверить на аллергическую реакцию на антибиотики. Видимо Ариф был аллергик. От укола у него случился шок и он умер на руках своего отца в течении пяти минут. Вот и всё. Ариф на кладбище. Дядя Мирза сошёл с ума. Он, ведь, фактически убил своего единственного сына, а его мама проклинает меня, - завершил свой рассказ парень.

Я вышел из "душного" кафе на свежий воздух. На улице уже наступила тёплая Июньская ночь. Медленно шагая по опустевшим улицам я думал, как же странно устроена жизнь. Никогда не знаешь, где можешь оказаться в какой-то момент и в какую историю попадёшь, или услышишь.









1. Баксовет - станция метро рядом со зданием городского исполнительного совета.
2. Крепость - историческая часть города Баку.
3. Кубинка - район в городе Баку, где в советское время можно было купить буквально всё.
4. Коммунистическая - одна из центральных улиц города Баку.
5. Маштаги  - посёлок в пригороде города Баку.


Рецензии
Здравствуйте, дорогой Джейхун муаллим!
Приятно читать ваши рассказы о моем родном городе, который я пока не покинула. Я словно застыла на Вашей Кубинке или Коммунистической, на истиглалиятовский тротуар которой вчера ступила моя нога.
Еще 4 года назад влиятельная сотрудница Нац. офтальмолог. центра предлагала мне с мамой уехать в Норвегию или Голландию на ПМЖ. Мой диагноз, благо, позволяет это. Признаться честно, это стало ударом ниже пояса. Я бы уехала из страны, если: 1. встретила бы любимого, 2. нашла применение интеллекту, 3. подумала бы о будущем своих детей, 4. Если обнаружился дядя, как у вашего героя. 5. или по политическим мотивам.

Ничего из перечисленного  у меня нет. Моя выдворяет мое государство по той простой причине, что не хочет, чтобы всплыла тема слепоглухих. Те сто моих собратьев по несчастью, никогда не вспомнят о своих правах, потому что не имеют представления о понятии "права человека". Я же не могу жить на положении декоративного растения. Неделями не выхожу из дома. Нет возможности на поводыря, ибо специалистов по этой части в стране и нет, не помню, когда в последний раз полноценно купалась в море в двух километрах от моей дачи. Летом пошла разочек, но ныряла у прибоя, так как у сестры ребенок маленький. Если скажу, что хочу пощупать машины на автостоянке, чтобы знать, как выглядят постсоветские автомобили, Вы посмеетесь. Но, если гид и поводыри поведут с собой десять слепоглухих, покажут им Мерседесы или гобустанские скалы, это будет выглядеть цивилизованно.
В последнее время задумываюсь об эмиграции. Знаю, будет нелегко. Я верующая, пусть и говорю на трех европейских языках.

В прошлом году я попыталась создать общество слепоглухих. Ценой неимоверных усилий состряпала документы, уговорила зрячую сестру, бедный ее муж пошел куда я просила. В результате минюст вернул документы, слава Богу, указали по какой причине отказали. Надо попытать счастья заново.Но у сестры ребенок. Летом жарко, зимой холодно. То, что раньше делала за два дня, сейчас обходится за два месяца и не без нервотрепки. Больно превращаться из человека в любимого домашнего зверка.
а эти строки - просто крик души, который, надеюсь, подхватит перо, ищущее новые темы.
Успехов Вам! Кто знает, может, когда-нибудь тепло пожмем друг другу руки в холодной Канаде.
пока же не могу оставить знойный Апшерон.

Басира Сараева 2   17.02.2017 07:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте Басира.
Спасибо за теплый отзыв моих рассказов.

Никогда не знаешь что может случится с тобой. Возможно мы когда- нибудь и пожмем друг другу руки в холодной Канаде, а возможно мы это сделаем в жарком Азербайджане.

Мне трудно Вам советовать, иммигрировать или нет (хотя, Вы меня об этом и не спрашивали). Каждый решает сам. У каждого свои причины. Единственное, что я хотел бы Вам посоветовать это обратить внимание на поговорку "хорошо там где нас нет". Она очень мудрая.

Джейхун Кулизаде   01.03.2017 22:44   Заявить о нарушении
Я мечтала об эмиграции после школы. Был шанс поступить в вуз в Питере, но декан не принял, возможно, из-за нар-фронтовой власти в Азербайджане.
Что касается уехать из родной страны, пока родители живы, буду бороться за human-pats rights (извините, по-другому моих собратьев по несчастью и не назовешь). Совета не спрашивала, ибо мой частный дом нет-нет тысяч на 40 хватит, а этого достаточно для легального побега.
Просто прочла Ваши ответы коллегам, где Вы обещаете написать что-нибудь. И предложила тему, мало освещенную в худ. лит-ре. Кроме страшного детектива "Чудовище" Кар Де Ги, слепоглухого литер. героя не встречала.
Ну, а мы нормальные люди, и с нами тоже можно накручивать сюжет. О себе писать не умею, однако, уверена, Ваше перо с восточным колоритом справится намного лучше.

Басира Сараева 2   02.03.2017 05:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.