Я получил политическое воспитание и образование в

С самого рождения я проживал в добротном доме, построенном не для простого народа, о чём я подробно писал в рассказе "Гостиница для малосемейных". У нас был довольно удобный, добротный, светлый, хорошо проветриваемый туалет, с принадлежностями, изготовленными угнетёнными рабочими ещё в тёмные времена царизма. Во времена моих детства, оторочества и юности в Советском Союзе о туалетной бумаге мало кто слышал. Пользовались газетами, но при этом нужно было особо следить, чтобы не нарваться на портрет вождя. Те, кто незаконно пользовался вождём, могли и жизни лишиться. А у нас в туалете по непонятной мне причине непонятно откуда громоздилась гора авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, которые использовались вместо газет. Будучи любознательным ребёнком, рано научившимся читать, я с огромным интересом листал авторефераты и из-за своей любви к науке задерживался в туалете намного дольше, чем требовалось.

Авторефераты были посвящены всем вообразимым областям советской науки, начиная от языкознания и кончая механикой. Там я мог ознакомиться с самыми передовыми идеями в области химии, медицины, физики, ихтиологии, истории, почвоведения... В какой-то степени этот многосторонний интерес к знаниям у меня сохранился и по сей день. И в этом не последнюю роль сыграла гора авторефератов в нашем хорошо проветриваемом светлом туалете. Но несравненно большее образование гора авторефератов дала мне в другой области, которая в СССР автореферировалась, по-видимому, нерегулярно, если вообще автореферировалась. Я получил законченное высшее образование в области внутренней и внешней политики. И в связи с этим вспоминаю наш бакинский туалет с благодарностью. Где бы ещё я смог бы так капитально образоваться?

Дело в том, что все без исключения авторефераты, как кандидатских, так и докторских диссертаций, вне зависимости от области знания начинались словами "Как показал (указал, направил, обнаружил, раскрыл, открыл, осветил и т.д.) дорогой Иосиф Виссарионович Сталин". С этих слов начинались все без исключения авторефераты, а те авторефераты, которые начинались по-другому, видимо, не смогли попасть в наш туалет по вине самих диссертантов.

Некоторое время я бурно восхищался вождём советского народа. Но вскоре стал серьёзно задумываться. Вот какой-то будущий доктор наук пишет, что Иосиф Виссарионович открыл его карие очи на предмет авиадетектирования рыбных косяков, другой с чувством рассказал, как идеи Иосифа Виссарионовича Сталина помогли ему открыть новый подход к геофизике обнаружения нефтянных месторождений, третий в первый строках своего научного сочинения поблагодарил вождя за помощь в правильном понимании типологии, лингвистики, семантики. Ну, хорошо, человек на высшем уровне разбирается в геофизике, в ихтиологии, в почвоведении, в языкознании... Но там ещё десятки областей науки. Получается, что или диссертанты Советского Союза были патологически тупы, или всё это - следствие позорного беспардонного подхалимства. Бесстыдно поддакивали все, и, чем больше я сравнивал жизнь в туалете с жизнью вне туалета, тем больше меня начинало подташнивать. Вот академик Виноградов лезет без мыла в задницу вождю: "В словаре языка Пушкина, Иосиф Виссарионович, 21 тысяча слов, а у Шекспира всего каких-то жалких 20 тысяч!" Вот другой большой учёный сообщает, что, если бы не Сталин, то он так ничего бы не изобрёл.

Чем больше я читал авторефератов, тем больше становился антисоветчиком. Не только антисоветчиком. Я получил пожизненную аллергию на все авторитеты, занимающие важные посты в политике, в науке, в искусстве. Будучи автором более двух сотен научных трудов и более полусотни изобретений, я, несмотря на неоднократные требования директора института, в котором работал, главного ученого секретаря Академии наук СССР одновременно, я не мог заставить себя написать диссертацию из-за тяжелого туалетного наследия. Особо мне противен народ, который дружно одобряет всё, что требуется и благодарит сборище вождей за то, что его до сих пор не закатали под асфальт.


Рецензии