Морские авиаполки ТОФ в забытой войне 3часть

  Морские авиаполки ТОФ в Забытой Корейской войне 3часть
  (Посвящается пилотам 781ИАП ТОФ)

   Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя:
   В одной эскадрилье служили друзья,
   И было на службе и в сердце у них
   Огромное небо, огромное небо,
   Огромное небо, одно - на двоих!

   Эдита Пьеха - Огромное небо –
    Слова Р. Рождественского


      На фото (из архива Семёнова А.Д.): авиаэскадрилья из 781-го ИАП ТОФ после служебной командировки в КНР (фото позже октября 1953г). Крайний справа в нижнем ряду (предположительно) - комэск майор Клочков И.Ф., второй справа в нижнем ряду (точно) – пом.ком.полка майор Семенов Д.В., четвертый справа в нижнем ряду (предположительно, требуется подтверждение близких) – капитан Куцыгин А.И.


      После короткой переподготовки на материальной части 133-й ИАД, освоив истребители МиГ-15бис, летчики 781-го морского ИАП к марту 1953 года имели в своем составе 25 боеготовых экипажей, базировавшихся на приграничном китайском аэродроме Мяогоу. Этот аэродром стал для полка основным местом базирования до конца боевых действий в Корейской Забытой войне, за исключением июня месяца, когда 22 экипажа 781-го ИАП выполняли полеты на перехват противника с аэродрома Дапу. Уже в начале марта моряки стали выполнять первые боевые вылеты совместно с армейскими летчиками под их прикрытием. С учетом ошибок в подготовке к боевым действиям летчиков 578-го полка ТОФ на этот раз ввод был осуществлен под более строгим контролем со стороны «старожилов» корпуса, летчиков 216-й ИАД.

      Вот описание некоторых боевых вылетов и боёв морских пилотов 781ИАП ТОФ из книги «Красные дьяволы в небе Кореи» (автор Сейдов И.А.):
      В марте из-за усталости летного состава 216-й ИАД ей ограничили число вылетов на боевые задания, дав немного отдохнуть. В мартовских боях в основном участвовали летчики 32-й ИАД и летчики 781-го морского ТОФ (с 9.03.1953). Прикрытие аэродромов первой линии, а также усиление в ходе больших сражений осуществляли летчики 133-й ИАД с аэродромов Мукдена и Аньшаня.

     ...Итог же боев 9 марта таков: корпусом сбито два самолета противника, свои потери — также два самолета и погибли два летчика. Правда, в этом сражении участвовали, и летчики морского 781-го ИАП ТОФ, и, по воспоминаниям летчика этого полка Антона Михайловича Касприка, в этом вылете он шел ведомым у командира аэ капитана Клочкова И.Ф. Во время патрулирования на ведущего откуда-то сверху свалились два «сейбра» и, проскочив ведомого, бросились на самолет Клочкова. Но Касприк не растерялся, контратаковал эту пару «сейбров», ударил мощной пушечной очередью по одному из Ф-86, и тот взорвался в воздухе. Это была первая победа морских летчиков из 781-го ИАП, однако эту победу полку не засчитали - не было подтверждения с земли.

      27 и 28 марта было несколько мелких стычек летчиков корпуса с «сейбрами», в которых наши летчики сбили два Ф-86: 27-го отличился старший лейтенант Берелидзе Г.Н. из 224-го ИАП, а 28-го (марта) первую официальную победу одержали морские летчики 781-го полка ТОФ — отличился капитан Луковников В.Д. Мы потерь в этих боях не имели. Командование 5-й ВА не подтверждает потери Ф-86 в эти два дня.
Последний крупный бой в марте состоялся 29-го числа. В нем участвовали летчики 32-й ИАД и 781-го ИАП. Весь день в районе Супхун ГЭС шли воздушные бои мелких групп истребителей с обеих сторон. ...В другом бою сошлись группа «мигов» из 781-го ИАП ТОФ, и группа Ф-86 из 51-го ИАКр(США). В этом бою капитан Попов Н.И. сбил один «сейбр», но и «сейбры» не остались в долгу: сбили самолет капитана Ильиных, который спасся на парашюте. Как проходил этот бой, рассказывает Сажин Вадим Петрович, участник этого вылета: «Вылетели мы тогда тремя группами: впереди две шестерки во главе с майором Бакарась, а позади шла восьмерка из состава 3-й аэ. Шли вдоль побережья залива на высоте 11 000м. Я видел «сейбры» в заливе, они блеснули на солнце, но их маневр не удалось увидеть. В это же время вижу пару «мигов» справа от нас немного ниже и сзади — это был Ильиных со своим ведомым. Я запросил по радио: «Кто справа? Смотри внимательно, с залива выходят «сейбры». Ильиных назвал свой позывной. Ни он, ни ведомый обнаружить «сейбры» не могли — сильно мешало солнце.
      Через несколько мгновений вижу: пара Ф-86 заходит для атаки по Ильиных. Я передал ему об опасности, но «сейбры» были уже близко, и ведущий Ф-86 открыл огонь. У Ильиных полетел фонарь кабины, пошел дым. Я ему крикнул: «Прыгай!» Эту команду он услышал и нажал на гашетку катапульты. Катапультировался он в бессознательном состоянии, так как у него осколки перерезали ремешки кислородной маски, а на этой высоте в 11 000 м. без кислорода не проживешь. Тут же вижу, пошла трасса из миговских пушек по тому «сейбру», что стрелял по Ильиных, — «сейбр» окутался разрывами снарядов и начал падать. Его ведомый переворотом пошел за ним, туда же пошел и ведомый Ильиных. Огонь вела пара капитана Попова, с ведомым Боровинским, они шли позади нас с майором Бакарась. Мы ушли вперед. Задняя группа вела бой с группой Ф-86, и Боровинскому пришлось отбиваться от Ф-86. Его долго преследовали, и тому пришлось сесть на аэродроме китайцев, а не на свой». 
Итог же этого боевого дня, к сожалению, не в пользу летчиков корпуса: за день был сбит всего один самолет противника, потери составили три самолета, и один «миг» был подбит. Американцы же заявили о четырех победах, и все они были на счету летчиков 4-го ИАКр.

      7 апреля американцы предприняли новый налет ИБА в глубь «Аллеи “Мигов» под прикрытием «сейбров». На его отражение ушли летчики 32-й ИАД, а также пилоты 781-го ИАП ТОФ — 216-я ИАД была в резерве. Однако, обнаружив с помощью постов РЛС подход нескольких групп «мигов», штурмовики, вовремя предупрежденные, ушли, избегая встречи с «мигами», в залив. Поэтому наши летчики не встретились в этот день с ИБА (истребительно-бомбардировочной авиацией) противника, но провели несколько боев с «сейбрами» из заслона.
      ...В других боях с «сейбрами» в этот день отличились морские летчики, сбившие один «сейбр»: две эскадрильи полка (22 экипажа) под командованием подполковника Снопкова Н.Д. в 20 км к северу-востоку от Сенсена вступили в бой против 16 самолетов Ф-86, представлявших истребительный «заслон». В этом бою, проходившем на высоте 2000 м на вертикалях, благодаря четкому взаимодействию и взаимной выручке с наращиванием сил старший лейтенант Боровинский А.А. сбил один Ф-86, остальные же самолеты противника, рассыпав строй, ушли в сторону Корейского залива.

      21 и 22 апреля летчики корпуса вылетали на отражение полетов ИБА в «Аллею “мигов”», сбив при этом несколько «тандерджетов». Так, 21 апреля один Ф-84Г сбил командир 878-го ИАП подполковник Дронов С.Д., а 22 апреля отличились летчики 781-го ИАП ТОФ, сбив один и подбив другой Ф-84. Американцы признают потерю 21 апреля одного своего палубного Ф9Ф-5 из состава ВФ-153, самолет которого разбился в районе Вонсана. Его, возможно, и сбил подполковник Дронов, приняв за Ф-84. А вот старший лейтенант Каменщиков В.Г. из состава 781-го полка сбил Ф-84Г с № 51-865 из состава 8-й аэ 49-го ИБАКр (США), пилот которого, Джозеф Зейглер, пропал без вести.

       24 апреля 1953 года у летчиков корпуса были последние бои в апреле месяце.
       13 мая в районе Ансю состоялось несколько стычек летчиков корпуса с пилотами 51-го ИАКр (США), которые, к сожалению, закончились неудачно для наших пилотов. Так, майор Джон Джирадо из 25-й аэ в воздушном бою сбил заместителя командира 1-й аэ 224-го ИАП капитана Батракова Н.Д., и он был вынужден спасаться на парашюте. А вот летчику 781-го ИАП ТОФ старшему лейтенанту Каменщикову Василию Георгиевичу не повезло — он погиб в воздушном бою с Ф-86. Его сбил лучший ас 51-го ИАКр (США) и 39-й аэ капитан Джозеф Макконелл, которого совсем недавно «искупал» в Желтом море майор Федорец А.С. Американцы в этих боях потерь не понесли.
 
       ...Первое сражение разгорелось уже 1 июня, когда американцы предприняли крупный налет ИБА в район Хитхен–Ансю. В отражении принимали участие летчики 32-й и 216-й иад, которые взяли на себя «сейбры» передового заслона, а в район работы истребителей-бомбардировщиков из состава 18-го и 8-го ибакр на Ф-86Ф-25 прорвался 781-й ИАП ТОФ, который рано утром стартовал с аэродрома Аньдун. Со стороны залива в район Ансю вышла армада штурмовиков под прикрытием «сейбров» 4-го ИАКр. Они шли на разных высотах 12 000–13 000 м. В этом бою морские летчики сбили один «сейбр» и подбили еще один Ф-86. Командир аэ капитан Клочков И.Ф. в этом бою подбил один штурмовик, но ему его не засчитали. Но и «морячки» понесли тяжелую утрату — из боя не вернулся старший лейтенант Василий Степанович Тимошин. Его сбил капитан Лонни Мур из 335-й аэ 4-го ИАКр (США). Летчики 32-й и 216-й иад провели несколько стычек с Ф-86 1 июня, но побед над ними не добились, как не было и потерь в этих боях.

       4 июня летчики ОВА сбили английского летчика Джона Кинга, который проходил боевую стажировку в составе 25-й аэ — его Ф-86 остался в корейской земле. Еще один «тандерджет» летчики ОВА (объединенная воздушная армия КНР и КНДР) сбили 6 июня. Также с промежутке с 1 по 4 июня были потеряны два Ф-86Ф-30 — один из состава 18-го ибакр, а другой — из разведывательной 15-й траэ. Возможно, что один из них стал жертвой старшего лейтенанта Найденова из 781-го ИАП, одержавшего победу 1 июня. Хотя американцы заявляют, что оба «сейбра» разбились при взлете с аэродрома.
Однако между этими событиями состоялось большое сражение в районе Сиодзио, в котором участвовало до сотни «мигов» из состава 32-й, 216-й иад и 781-го ИАП ТОФ совместно с дивизиями ОВА (КНР и КНДР). С американской стороны дрались оба авиакрыла перехватчиков из 4-го и 51-го ИАКр.
Бои разгорелись недалеко от Супхун ГЭС, южнее от р. Ялуцзян возле Сиодзио. ...В других стычках в этот же день летчики 676-го ИАП подбили один «сейбр», а летчики 781-го ИАП ТОФ сбили один Ф-86, потеряв один свой самолет. Был сбит летчик 676-го ИАП старший лейтенант Леонид Соловьев, но он благополучно спасся на парашюте.

      5 июня произошла трагедия в районе аэродрома Аньдун. При заходе на посадку со стороны залива были атакованы «сейбрами»-охотниками летчики 781-го ИАП, которые понесли потери на взлете. Взлет с аэродрома Дапу производило звено старшего лейтенанта Кучеренко Е.П., которое было атаковано восьмеркой Ф-86.
Сразу был сбит ведомый командира старший лейтенант Царенко Владимир Федорович на высоте около 500 м — он катапультировался, но не хватило высоты для раскрытия парашюта, и летчик погиб. Кучеренко удалось сбросить подвесные баки и обстрелять одно звено «сейбров» и даже удалось поразить один из «сейбров», но тут он был сам подожжен и катапультировался на краю аэродрома — ему хватило высоты для раскрытия парашюта, и он остался цел. ...В другом бою погиб еще один летчик полка старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович.

      7 июня. Командование 5-й ТВА США заявило, что летчиками «сейбров» 7 июня сбито 5 «мигов», из них 4 на счету летчиков 4-го иакр, два из которых в этом бою сбил капитан Ральф Парр из 335-й аэ. Также были потеряны и два Ф-86: один из них серьезно повредил «миг» — это был Ф-86Ф с № 51-2905 из состава 39-й аэ. Видимо, позже этот «сейбр» был списан. Еще один Ф-86Ф-30 с № 52-4384 из состава 67-й аэ 18-го ибакр также разбился «при взлете», его пилот Миллер уцелел. Первый «сейбр» стал добычей капитана Андреева А.Г. из состава 535-го иап, а второй — капитана Семенова Д.В. из морского 781-го полка.

      10 июня «Сейбрам» удалось все же сбить на посадке машину капитана Василия Баландина из 781-го ИАП ТОФ в районе аэродрома Дапу, но он сумел спастись на парашюте. При этом он получил перелом плечевой кости, вывихнул себе шейные позвонки и попал в госпиталь. Приземлившись недалеко от аэродрома, Баландин не мог самостоятельно идти, т. к. у него были тяжелые травмы. Его подобрали китайцы и на носилках несли его до самого аэродрома Дапу — почти 20 км бегом. В награду за это командир полка подполковник Снопков выдал им из своих запасов один миллион юаней — для китайцев тогда это были большие деньги!

      12 июля. Первую победу в последнем месяце войны летчики 64-го ИАК одержали только 12 июля, но были и потери. В этот день бои прошли в районах аэродромов Аньдун и Дапу, где «сейбры»-охотники попытались подловить кого-нибудь из летчиков 64-го ИАК или ОВА, и, к сожалению, им это удалось. Так, в районе аэродрома Аньдун, где базировался 781-й ИАП ТОФ, «сейбры» подловили на посадке группу «мигов» из морского полка и сбили на высоте всего 15 м капитана Виктора Михайловича Белова. Он вместе с самолетом врезался в землю — это был последний погибший летчик 781-го ИАП ТОФ, оставшийся лежать на русском кладбище в Порт-Артуре.
      О том, как это было в подробностях, рассказывает участник этого вылета Сажин Вадим Петрович: «Был такой аэродром Дапу, который располагался между гор. Локаторы ничего не видели. Обычно его блокировали, когда наши группы взлетали или садились. Мы пришли на посадку без горючего, аэродром был плотно блокирован. У меня вообще топливо было на нулях. Мой ведущий Иконописцев меня завел к четвертому развороту и дал команду садиться. Когда я от него отошел, то увидел сзади пару Ф-86, которая разворачивалась в мою сторону. Я резко «нырнул» вниз до высоты 10–15 м и между сопок на этой высоте вышел на полосу. У меня еле успели выйти шасси. Тут Иконописцев крикнул по радио: «Тебя бьют!» — но я был уже на полосе. Оглянувшись, увидел, что на земле горит самолет — это был самолет капитана Белова. В это время мне навстречу катится «миг», — разошлись по правой стороне. И такое бывало! Белова сбили на высоте 150–200 м. Он шел за мной. Мы знали, что у «сейбров» прицел не приспособлен вести стрельбу сверху на малых высотах. Почему Белов не снизился, как и я, — непонятно!» — В этом вылете шестерку «мигов» 781-го полка под командованием подполковника Снопкова Н.Д. навели на группу из 30штук Ф-86Ф-30. О том, как проходил этот бой, рассказывает Вадим Петрович Сажин: «Недалеко от границы Китая и КНДР, на берегу залива (15–20 км от залива), был гранатный завод. Его часто бомбили самолеты противника Ф-86Ф-30 с бомбами. Они выходили со стороны залива, пикировали на завод, бросали бомбы и после этого становились обычными «сейбрами», готовыми вести бой с «мигами». Вот нам и надо было им противодействовать на высотах 600–1000 м. Бывало, что мы там действовали не одни, приходили группы и из других полков одновременно с нами. Бомбили они в спешке, старались быстрее освободиться от своего груза.
          
       Вот и в том вылете мы столкнулись с большой группой этих истребителей-бомбардировщиков. Много было стрельбы, вообще была целая кутерьма. Наша задача в этой шестерке была, конечно, уберечь командира полка. Пришлось оттянуть на себя часть «сейбров» и дать возможность командиру уйти в облака. Вот в том бою мы и наблюдали столкновение двух Ф-86 — они столкнулись на выходе из пикирования. Это видел не только я, но и другие летчики нашей группы». Американцы признают потерю двух своих Ф-86 с № 51-2836 и № 51-12972 из состава 335-й аэ 4-го ИАКр, летчики которых, Эуген Элдридж и Альберт Кокс, пропали без вести. Они были записаны на счет капитана Семенова Д.В. и старшего лейтенанта Куцыгина А.И. как подбитые.

       В бою (19 июля) «сейбры» сбили один «миг» из состава 781-го ИАП: со стороны залива выскочила незамеченной пара Ф-86 и со стороны солнца атаковала группу «мигов» морского полка и подбила самолет старшего лейтенанта Луговцева Е.И., и он на высоте 11 000 м катапультировался. Его попытались атаковать повторно, но пара старшего лейтенанта Иконописцева и его ведомого старшего лейтенанта Сажина пресекла эту попытку, и Луговцев благополучно приземлился на корейской территории. А далее со штурманом полка Луговцевым произошла история, чуть не закончившаяся для него трагически. Как известно, все наши летчики были одеты в китайскую форму, но поверх формы наши летчики обычно надевали кожаные летные куртки, и на земле было трудно определить, американский это летчик или советский. Обычно китайские и северокорейские солдаты и гражданские определяли наших летчиков по сапогам, сделанным из красного цвета кожи. Так вот, Луговцев в тот полет вылетел обутым в простые ботинки, и это сыграло с ним злую шутку. Приземлившегося недалеко от Аньдуня, его схватили китайцы, связали и тянули за веревки в свой особый отдел.         Спасло Луговцева то, что мимо проезжала наша кочующая зенитная батарея. Солдаты услышали ненормативную русскую лексику, остановились и отобрали его у китайцев. Затем доставили его в госпиталь в г. Аньдун — он также неудачно катапультировался и повредил при этом позвоночник и долго ходил забинтованный в гипс. Это была последняя потеря боевой техники в составе 64-го ИАК в этой войне.

      20 июля летчики 64-го ИАК одержали в небе Кореи свои последние победы в этой войне, проведя с американскими летчиками одни из последних воздушных боев. В этот день летчики корпуса в основном вылетали в район Супхун ГЭС и Аньдуня на прикрытие этих важных стратегических объектов. Отличились летчики 781-го ИАП ТОФ, которые в составе восьмерки МиГ-15 под командованием заместителя командира полка майора Бакарася П.П. вылетели на прикрытие железнодорожного моста через р. Ялуцзян в районе г. Аньдуня. Уже на взлете их атаковала большая группа Ф-86. Сбрасывая ПТБ на бреющем полете, летчики полка вступили в бой с «сейбрами». Огонь по противнику открывался с дистанции 500–800 м. В результате, находясь в тактически невыгодных для себя условиях, но благодаря своевременной информации с КП полка и проявив хорошее взаимодействие звеньев и пар, действуя смело, дерзко и настойчиво, морские летчики добились победы над противником, сбив два Ф-86 и еще один подбив. Отличились в этом бою майор Чирков А. Н. и старший лейтенант Шерстнев З.М., а также капитан Клочков И.Ф., подбивший один из «сейбров». Отрадно и то, что в этом бою наши летчики потерь не имели.

      О том, как закончилась для нас война, можно судить по рассказу Сажина Вадима Петровича, бывшего летчика 781-го ИАП ТОФ: «Война заканчивалась в Корее 27 июля 1953 г. в 00 часов, мы об этом знали накануне. Интересный был день 27 июля: до полудня мы не летали, была низкая облачность, потом появились в облаках разрывы. Мы сидели в беседках, курили, обсуждали, как у нас сложится жизнь после войны. В этот момент я заметил в разрыве облаков два Ф-86. Дал команду: «Воздух!» Однако все подумали, что это шутка, но эта пара «сейбров» зашла на аэродром и дала несколько очередей из пулеметов по нам и самолетам. После этой стрельбы в курилках оказалось пусто —попрятались кто где.
        Потом смеялись друг над другом, кто как прыгал. Никто не пострадал, да и самолеты не получили повреждений. «Сейбры», видимо, просто дали «праздничный» салют в честь окончания войны и таким образом поздравили нас с ее окончанием! В тот день были вылеты, но без воздушных боев, каждая сторона предпочитала не рисковать в последний день войны.

        Вечером был соответствующий праздничный ужин. Так закончилась для нас эта война». После окончания боевых действий в августе из состава 64-го ИАК убыли в Союз 216-я иад (в Бакинский ВО), 133-й иад (в Ярославль) и 32-я иад (в Приморье). Под Владивосток также убыл в состав своей 165-й иад ТОФ и морской 781-й ИАП. Каждая из этих частей внесла свой посильный вклад в боевую работу 64-го ИАК.

        Летчики морского 781-го ИАП ТОФ сбили в составе корпуса в небе Кореи 12 самолетов США, подбили 7. Свои потери составили 9 самолетов и 5 летчиков:
   13 мая: старший лейтенант Каменщиков Василий Григорьевич. Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот погиб.
   1 июня: старший лейтенант Тимошин Василий Степанович. Сбит F-86 в районе Хитхен–Ансю. Пилот погиб.
   5 июня: старший лейтенант Царенко Владимир Федорович. Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
   Старший лейтенант Кучеренко Е.П. Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
   Старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович. Сбит F-86. Пилот погиб.
   10 июня: капитан Баландин Василий. Сбит F-86 во время посадки на аэродром Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
   12 июля: капитан Белов Виктор Михайлович. Сбит F-86 на высоте 15 м на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
   19 июля: старший лейтенант Луговцов Е.И. Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил. В период командировки погибли в боях 5 лётчиков:

    Эффективность боевых действий 781-ИАП ТОФ была выше по соотношению к сбитым самолетам противника 1,33 : 1 в пользу 781-ИАП. Отличительной особенностью тактики действий 781-ИАП ТОФ по сравнению с 578-ИАП ТОФ, являлось то, что воздушные вылеты и бои велись группами в составе авиаэскадрильи (164раза против 66раз-578ИАП).
    Многие летчики-тихоокеанцы за участие в боевых действиях были отмечены орденами и медалями, а часть взаимодействовавших с ними летчиков ВВС и ПВО – удостоены звания Героев Советского Союза (майор Карелин А.М. – 351-й ИАП и капитан Михин М.И. - 216-я ИАД).
    (Продолжение следует)            


   Использованные материалы:
   1. Сейдов И.А. «Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне         1950-1953гг. Хроника воздушных сражений. М. «Яуза». «Эксмо». 2007.
   2. Почтарев А. (полковник) «Поединки в небе Кореи». Статья/ Морской сборник. №10 - 1998г. (стр.72-75).
   3. Левшов Павел Владимирович «Аварии и катастрофы, произошедшие в ВВС ВМФ в период с 1945 г. по 2007 г.».


Рецензии
Уважаемый Александр Дмитриевич !
На фотографии морских летчиков узнал своего отца - Пусева Ивана Борисовича (в первом ряду - крайний слева, капитан, в войне в Корее после сбития его друга и земляка Луговцова Е.И. воевал в должности штурмана 781 иап), а во втором ряду четвертый слева предположительно друг и земляк моего отца (оба из Белоруссии) старший лейтенант Луговцов Евгений Иосифович. Остальных героев-летчиков на фотографии надеюсь идентифицировать с помощью мамы, Пусевой Александры Антоновны, которая служила в 781 иап с 1943 по 1945 годы, а в 1945 г. вышла замуж за отца.
Благодаря книге Сейдова "Красные дьяволы в небе Кореи" удалось в январе 2013 г. найти номер полка, в котором служил отец, и выйти на сайт Страшнова В.Н., с которым мы являемся земляками и ровесниками, да и жили в одном доме (шестом) в Унашах. Благодаря присланным Вами фотографиям я и себя нашел на них. На сайте Страшнова В.Н. помещены две фотографии, которые были связаны с проводами меня и моих ровесников в школу в 1957 году. На этих фотографиях я, Пусев Владимир Иванович, в школьной форме слева. По всем правилам я, рожденный 9 ноября 1950 г., не мог идти в школу в 1957 г., а пошел. Это отдельная история. Большое спасибо землякам за материалы о наших героических отцах. Буду тоже работать в этом направлении.
С уважением, к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана Пусев В.И.

Владимир Пусев   29.07.2014 11:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте Владимир Иванович! Очень рад весточке от земляка по Унашам. Я тоже переписываюсь со Страшновым В.Н. (Голованов-писательский псевдоним в книге Камушки) и с Сидорчуком Александром и Сейдовым И.А. Давайте переписываться по интернету, так как я готов поделиться еще другими данными, пусть и 2-3 фотографиями, которые у меня есть. И Есть еще несколько книг о Корейской войне (Сейдова - 4книги, Пепеляева -1книга, Крамаренко-1книга и несколько статей из газет. Очень буду рад вести с вами поиски однополчан наших отцов. Я могу переслать вам, только сообщите здесь свой адрес электронной почты. Еще мой раб.тел 8-4162-22-32-14 ГАУ Амургосэкспертиза (эксперт по строительным проектам). г.Благовещенск на Амуре. С уважением, Семёнов А.Д.

Александр Семёнов 7   30.07.2014 18:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр Дмитриевич!
Приветствую земляка и сообщаю, что перечисленные Вами книги перечитал, а со Страшновым В.Н. имел несколько телефонных разговоров. Благо живем сейчас недалеко - он в Рязани, а я в Москве. Из этих разговоров, а также из последних прижизненных разговоров с отцом родилась идея обрисовать боевой путь 781 иап. Дело в том, что работая в Госкомвузе России, я в 1996 г. был в США и в Нью-Йорке в парке на берегу Гудзонова залива (откуда видна статуя Свободы) увидел памятник бойцам ООН, погибшим в войне в Корее 1950-1953 гг. Как-то это царапнуло по душе и вспомнились весьма скромные воспоминания отца в связи с запретом в советское время вспоминать об этой войне. Более того, когда в 1997 г. был в гостях у родителей в городе Гомеле в Белоруссии, куда наша семья переехала после демобилизации отца с Дальнего Востока (из бухты Преображение Приморского края, где он в звании майора служил старшим штурманом наведения истребительной авиации ПВО посредством РЛС) и рассказал про упомянутый памятник в Нью-Йорке, отец задал ошеломивший меня вопрос.
Вопрос сводился к тому, что в доме (дом в Гомеле, где отец после демобилизации в 1958 г. получил квартиру в 1961 г., был заселен военкоматом семьями демобилизованных офицеров) говорят о том, что в Корее с америкацами воевали неправильно, так как сейчас (в 1997 г.) они наши друзья. Пришлось поработать комиссаром и с высоты своего инженерного (инженер-механик по боеприпасам) и научного (боевые части управляемых ракет и авиабомбы) образования убеждать отца в том, что в Корее они все делали исключительно правильно и потери наших военных не были напрасными. Вот до чего доходило дело в 1997 году благодаря отечественным либерастам (вроде-бы первым применил термин "либераст" президент США Р.Рейган).
Поэтому мы в долгу не только перед нашими отцами, но и перед всевозможными вариантами зарубежных и отечественных либерастов, которые за деньги США готовы на любые тяжкие искажения и вранье не в пользу Родины, а должны получать объективный и грамотный отпор.
Кстати, я никогда не связывал 23 февраля с мужским праздником, помня что мама во время войны пошла добровольцем в Красную Армию в 1942 г. Окончив в 1943 году Школу младших авиационных специалистов (ШМАС) в г. Хабаровске и получив квалификацию авиационного моториста, была направлена в Полевую авиаремонтную мастерскую (ПАРМ) в Приморском крае. Из ПАРМ была в том же году переведена в 781 иап вначале мотористом самолета, а затем служила старшим писарем (в звании старший сержант) штаба 781 иап. В прошлом, 2013 году,в год своего 90-летнего юбилея, она написала об этапах становления 781 иап в 1943-1945 годах. Эту информацию 2 недели проверял по Интернету (названия населенных пунктов) и с этой целью "облазил" виртуально весь Приморский край. На 100% все совпало. Вот это память у наших ветеранов! Хочу этим воспользоваться и в этом году показать маме максимальное количество фотографий.
Больше всего пришлось помучиться с названием Сингисю, где полк находился в составе оккупационных войск на территории Северной Кореи с 1945 по 1948 или 1949 годы. Дело в том, что корейское название города Синыйджу. Думается, что именно с Сингисю связаны относительные успехи 781 иап в войне 1953 г. Большинство летчиков полка там летали, правда на поршневых истребителях Як-9Т (модификация Як-9Т (индекс "Т" расшифровывали как "танк") имела пушку калибром 37 мм). А летать, а тем более воевать, в горных условиях Северной Кореи было совсем непросто.
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Вот этим и занимаюсь в настоящее время. Дело непростое, а впрочем кому я это обясняю. Вы и сами убедительно объяснили, как устанавливали дату групповой фотографии летчиков с Вашим отцом - 9 мая 1946 года. Адрес электронной почты на кафедре mva_2805@mail.ru - он несколько раз в день просматривается моим младшим партнером и товарищем по кафедре. Поэтому если что-то надумаете прислать - без проблем.
С уважением, В.И.Пусев


Владимир Пусев   31.07.2014 13:54   Заявить о нарушении
Здравствуйте Владимир Иванович! Я в пятницу отослал на ваш адрес который вы указали отослал несколько материалов о Корейских-наших летчиках. Сегодня в субботу еще отошлю несколько фотографий об Ушашах две фото детского сада и домов в Унашах и старое ч/белое фото нашего балкона, и фото нашей семьи на реке Сучан и трёх женщин (в центре моя мама Семёнова Анна Максимовна). И еще фото 781ИАП. Покажите обязательно эти фото своей маме и передайте ей большой привет от семьи летчика Семенова Д.В.(он в унашах с 1952-1957гг исполнял обязанности пом. ком-ра полка781ИАП по какой линии, я не успел узнать, а жаль, лишь переписал должность с его военного билета, и всё пришлось сдать в военкомат еще в 1991г, а войну рассекретили лишь в 1994г). Если у вас есть биографии или какие-нибудь сведения о других летчиках нашего полка, напишите и если есть фотографии, поделитесь пожалуйста. Очень хочется особенно найти биографии ком.полка-Снопкова и его замов, которые вместе были в КНР и КНДР. И вашего папы и мамы. Очень прошу. С уважением, с берегов Амура Семёнов А.Д. г.Благовещенск (сообщите как получились фото).

Александр Семёнов 7   02.08.2014 12:18   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр Дмитриевич!
Все фотографии поступили и в очень приличном качестве. Особенно впечатлила групповая фотография полка, которая судя по всему сделана при командире полка Снопкове Н.Д. Дело в том, что после него командиром полка в 1955 году был назначен Герой Советского Союза, полковник Сахаров Павел Иванович. В отличие от Снопкова Н.Д., о Сахарове П.И. имеется обширная информация в Интернете, в том числе о том, что он - почетный гражданин города Иваново. Надеюсь с помощью мамы "расшифровать" полученные фотографии. Хотя она при последнем разговоре по телефону не сильно обнадежила, мотивируя тем, что служила в оперативно-тактическом отделе штаба, а личными делами офицеров и солдат занимался строевой отдел штаба 781 иап. Но готова сделать все, что сможет. Надеюсь, что все возможное получится.
Что касается жизнеописаний моих героических родителей в дополнение к боевому пути 781 иап, то с мамой гораздо проще, чем с отцом. Хотя мой дедушка по маме, уроженец Пензенской губернии, переехавший со своей семьей за землей в Сибирь после службы в лейб-гвардии Семеновском полку (демобилизован в 1903 г.), избежал репрессий в 30-е годы, то дедушка по отцу несмотря на активное участие в рядах Красной Армии в войне с белополяками в 20-е годы, попал под репрессии и 3 года копал как миленький Беломорский канал. Поэтому мой отец попал в ситуацию сына "врага народа", а во время войны добавилась еще и статья "семья на оккупированной территории". Все это сделало его армейскую траекторию похожей на название кинофильма "Долгая дорога в дюнах", а сам он далеко не случайно оказался во время войны на очень Дальнем Востоке, а не как хотел на Западном фронте, чтобы участвовать в освобождении от фашистов родной Белоруссии.
Много информации о Беломорском канале, о периоде немецко-фашистской оккупации я получил в детские годы от белорусских дедушки и бабушки, так как в период с 1959 по 1964 годы проводил летние каникулы у них в деревне. Кстати, именно благодаря бабушке, я в отличие от даже многих коренных белорусов правильно перевожу на русский язык слова из припева известной белорусской песни - "так будьте-ж здоровы, живите "багата", а мы уезжаем до дому, до хаты"... Слово в кавычках написано по-белорусски, а многие белорусы, а тем более русские переводят его неправильно как "богато". Мне же запомнились слова бабушки -"Вовк, иди в сад, там яблок "багата", т.е. много. Так что правильный перевод на русский означает "жить много (долго)", а не "жить богато", в чем и заключается, на мой взгляд, фундаментальная и трагическая ошибка всех современных славян.
Кроме того, во время учебы и работы в МВТУ им. Н.Э.Баумана мне пришлось познакомиться с офицерами зенитно-ракетных войск(ЗРВ) ПВО страны, которые, как и наши отцы, сбивали самолеты США с летчиками Израиля в Египте в 1971 году и во Вьетнаме в 1972 году. В последнем случае после сбития сводным полком ЗРВ ПВО СССР более 30 стратегических бомбардировщиков ВВС США В-52 в ноябре-декабре 1972 года американцы побросали всю свою амуницию в Южном Вьетнаме и позорно бежали восвояси. Видимо, они благодаря нашим и своим либерастам подзабыли на сегодняшний день этот момент в "героической" истории США. Поэтому хотелось бы еще и про своих старших товарищей-бойцов ЗРВ ПВО упомянуть, а материал по 781 иап подготовить не ниже своего уровня эксперта во военной технике и вооружению.
Знаю по собственному опыту, что это тяжелая и ресурсоемкая работа, но она того стоит.
Спасибо земляку за фотографии. Работаем дальше. С уважением, В.И.Пусев


Владимир Пусев   08.08.2014 13:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте Владимир Иванович! Извините, что долго не писал, просто много работы. Решил написать вам и спросить вас - На какой фото вы в школьной форме, если где дети в три ряда в детсаде Унашей и если вы слева в верхнем ряду, то я стою как раз ниже перед вами (фото №120). Если на фото где дети в 5 рядов, то вы наверное в верхнем ряду 2-ой слева, а я в ряду ниже вашего и 4-ый слева, если считать только детей. Это будет очень здорово, что мы с вами были в одном детсаду! Подтвердите пожалуйста мои предположения! И еще прошу уточнить, по данным состава летчиков 781ИАП был в составе указанном мною в Морские полки (часть 2) в первой эскадрилье летчик Гусев И.Б., есть предположение что это ваш папа (Пусев И.Б.), просто мне дали данные (от Сейдова И.А.) изменив начальную букву фамилии, ведь эти данные собирались по рассказам летчиков давным давно и могли легко изменить созвучную букву (П на Г). Спросите пожалуйста у вашей мамы, был ли ваш папа точно в Китае в 1953г и есть ли у него боевые вылеты в это время, сбивал или подбивал ли он самолеты противника? Есть ли у него ордена и медали и есть ли медаль ДРУЖБЫ С КНР. (за 2-3 самолета давали Боевик-орден Красного Знамени, за участие всем давали китайскую медаль дружбы). Поделитесь пожалуйста небольшими сведениями из биографии вашего папы, где учился какую летную школу окончил? И пришлите пожалуйста на мой майл фотографии вашего папы и мамы (тех времён или позже). Очень прошу. С уважением, Семёнов А.Д.(да еще обязательно сходите в 103 школу г.Москва, в которой есть музей Корейской войны, я там был в августе 2013г, сначала в интернете наберите в поисковике 103 школа музей корейской войны, и там есть телефон предварительной записи - директора этой школы, очень интересно!)

Александр Семёнов 7   14.08.2014 15:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр Дмитриевич!
На детских фотографиях Вы все определили правильно. У меня еще есть третья фотография, где только потенциальные школьники, в том числе и я, но без "малышни". На самом деле в Унашах не было официального детского сада, как говорит мама, а была инициатива работниц Дома офицеров, где и были сделаны в 1957 году фотографии.
Что касается участия отца в войне в Корее, то здесь все точно в отличие от Сейдова И. и других авторов, труды которых изобилуют грамматическими ошибками, в том числе и в фамилии Пусев, имеющей по одной из версий австрийские корни. Так что указанным авторам надо бы заняться редактированием своих трудов, так как большое количество грамматических ошибок не добавляет доверия их трудам и является оскорбительным по отношению к событиям, которые взялись описывать.
Мне отец о боевых действиях рассказывал больше, чем маме, потому что я интересовался больше в силу своей профессии. И об этом собираюсь писать сам и без ошибок. Мама же будет помогать в "расшифровке" фотографий.
С уважением, В.И.Пусев.

Владимир Пусев   15.08.2014 21:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр Дмитриевич !
Приветствую земляка и передаю привет от мамы, которая подтвердила шутку Вашего отца про дефицит топоров в тайге Дальнего Востока и что приезд летчиков со своими топорами (и даже колунами) вызвал много смеха среди гарнизонных аборигенов. Но она не знала автора этого розыгрыша, а сейчас невзирая на многочисленные болячки вдоволь посмеялась и вновь высоко оценила эту шутку и передает большой привет семье Семеновых. В авиации ценили удачные шутки и розыгрыши.
Кроме того, она помогла с "расшифровкой" фотографии летчиков 781 иап. Итак, в первом ряду сидят слева направо - Пусев Иван Борисович, капитан, штурман эскадрильи (по документам с декабря 1952 г.), капитан Свириденко (должность и и.о. не известны, но точно участник войны в Корее, а его нет в списке 781 иап), капитан Куцыгин А.И., капитан Луговцов Евгений Иосифович, майор Семенов Дмитрий Васильевич и майор Клочков И.Ф, командир эскадрильи. Во втором ряду второй справа - капитан Авсенюк Михаил (точно участник войны в Корее, уроженец г. Москвы).
Поэтому 2 летчика 781 иап найдены - Свириденко и Авсенюк М. Еще 2 летчика не поехали в КНР по медицинским показаниям. Вот и "образовались" недостающие 4 летчика в Вашем списке 781 иап.
Из всех остальных фотографий маме удалось "расшифровать" только одну - Ваша семья справа в зимней одежде с детьми, а слева направо - Муза Жукова, Валентина Луговцова и Евгений Иосифович Луговцов.С вашими родителями мама, как ни странно,не была знакома, что объясняет проживанием в разных домах гарнизона.Дубликат фотографий остался у мамы для дальнейшей "расшифровки".
Что касается моего отца, то ему как сыну "врага народа" была закрыта дорога в летчики. Поэтому он в июне 1941 г. окончил Серпуховскую военную авиашколу механиков и получив как и все вместо звания "лейтенант" звание "сержант", был направлен в Читинскую область в полк тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 и служил авиамехаником на самолете Героя Советского Союза Сенаторова, героя войны в Испании. Весной 1942 г. был в числе 400 авиатехников и авиамехаников Забайкальского военного округа отобран для переучивания на летчика. В январе 1943 г. окончил 9-ю авиашколу первоначального обучения пилотов в г. Бугуруслане Оренбургской области и направлен в Вознесенскую авиашколу пилотов в районе ст. Магдагачи Амурской области. Окончив ее в ноябре 1943 г. по 1 разряду (с отличием) был направлен в истребительную авиацию в Приморский край. Участвовал в составе 781 иап в войне с Японией в 1945 г. и в войне в Корее в 1953 г. Награжден двумя орденами Красной Звезды соответственно за боевые действия с Японией и в Корее, корейской и китайской медалями, медалью "За боевые заслуги". За выслугу 15 лет награжден третьим орденом Красной Звезды. Кроме того, был награжден именными карманными часами "Командиру лучшего звена ВВС 5-го ВМФ" (до войны в Корее) и "Командиру лучшего звена ИА ПВО ТОФ".
На основе летной книжки, военного билета и карточки партийного учета попытаюсь составить жизнеописание отца, который после армии начал с рабочей должности на заводе "Гомсельмаш" и дошел до должности начальника крупнейшего отдела заводоуправления.
С уважением, В.И.Пусев

Владимир Пусев   02.09.2014 21:58   Заявить о нарушении
Здравствуйте дорогой Владимир Иванович! От всей души поздравляю ВАС и ваших родных с наступающим НОВЫМ 2015 годом, юбилейным годом Великой Победы! Желаю ВАМ и вашим близким здоровья, счастья, успехов во всех ваших начинаниях, чтобы все задуманное свершалось в Новом году, а вашим женщинам и вашей маме еще и много много цветов!!! С Новым годом дорогие однополчане (по нашим отцам и матерям) и все кто читал этот рассказ!!! С уважением к вам, Семёнов Александр.

Александр Семёнов 7   27.12.2014 17:30   Заявить о нарушении