1. Татьяны

Навеяно: Людмила Лайм http://www.proza.ru/2013/07/30/258


Помню, в классе у нас новенькая появилась, Татьяна. Мне казалось, что красивее  и не бывает. Длинные, слегка  волнистые русые   волосы, чуть вздёрнутый носик, красивый овал лица, милые ямочки на щеках, чёткие, словно нарисованные губы. А глаза? У неё были  необычные глаза, синие и глубокие, как море.   И одежда её, и манеры выделяли её  среди всех школьных девчонок.   Но чаще всего  можно было видеть её в клетчатой юбке в складку и светлой блузке с длинным рукавом. А в холодную погоду она носила  светло-бежевый свитерок из мягкой тонкой шерсти. Мне это  особенно  нравилось,  и у меня появлялось неудержимое  желание дотронутся до этого свитерка.

Но не только я вздыхал по Тане. Другие ребята тоже.  И, главное, мой лучший друг, Женька!  Мы с ним даже поссорились серьёзно из-за неё. Хотя и не озвучивали причину. Но не меня, не Женьку Таня не замечала.  С занятий  её встречал Валерка из другой школы, за него она и замуж вышла.  Уехали они из нашего города, да и я уехал. С тех пор не видел Татьяну.  Видеть не видел, а забыть не забыл.

Сейчас мне тридцать. Давно закончил школу, позади институт,  у меня есть интересная работа, которая позволяет мне жить достойно и не считать копейки. 

Я понимаю, что  в тридцать  уже должна быть своя семья, должны быть дети… Но я до сих пор не встретил ту, с которой был бы счастлив и с которой хотел бы быть вместе всё время.  Думаете, не встречал красивых и умных девушек? Встречал. Их много.  А кто они такие? Ничего из себя не представляют… Подумаешь, красивы!  Ну и что? Много я красавиц видел-перевидел. Как же они надоели! А я ищу и не нахожу ту, которая была бы такая, как девочка из школы. Танин образ преследует  меня всё это время. 

Но всё не то… В институте когда учился, присматривался к девчонкам. Их много у нас было. И красивых, и умных, но…

Как-то в поезде ехал. Все вышли на одной из крупных станций, и я остался один в купе. Смотрю, в окно, а на перроне к нашему вагону три девушки подходят, и среди них… Точно! Вот это точно Она! Не та из школы, конечно, но… как же похожа! «Вот бы ко мне в купе, - думаю, - как раз три места свободные».  Так и есть! Заходят. Молодые, красивые… студентки. Познакомились.  Мою Таню Мариной зовут.  Ну, и ничего. Марина, так Марина. Но каких же мне трудов стоило   Таней её не называть. Как не старался, всё равно раза два назвал.
 
Подруги, видно уставшие,  почти весь день спали. Моя «Таня» на верхней полке спала, а моё место тоже на верхней, как раз напротив неё. Обычно днём я не сплю, и в тот день не спал. Но на полку свою залез. Лежу и на неё смотрю,  глаз отвести не могу, а в мыслях одно: я не должен её потерять.

Вечерело, подруги начали просыпаться, и «Таня» тоже  проснулась. заметила, что я смотрю на неё улыбаясь.
- Что вы так загадочно смотрите на меня, - спросила, и тоже улыбнулась.
Я и растаял, ещё больше заулыбался. Уже не сомневался, что нашёл свою Татьяну.    
- Понравилась мне, вот и глаз не могу оторвать, - сказал я, и едва удержался, чтобы о той, школьной Татьяне не рассказать.
- Я многим нравлюсь, но это не факт, что и они мне нравятся.
- А я… Я должен понравиться. Мне нельзя вас терять, потому что долго искал

Мы лежали, смотрели друг на друга и разговаривали. У меня уже не было сомнений, что это та, которую долго искал.  Она, она! Спросил, где учится, где живёт. Рассказала. Но телефон свой отказалась давать. Но я не расстроился по этому поводу.  Ещё вся ночь впереди у нас, в Москве будем лишь утром, у меня не было сомнений, что за это время её телефончик я раздобуду.  Даже, если не даст, всё равно, зная ВУЗ, где училась, я найду её там.

Девчонки внизу уже давно проснулись, готовились к дорожной трапезе  и требовали, чтобы и она присоединялась.  Меня тоже позвали к столу.  А там запахи… Долго уговаривать не пришлось, вспомнил я, что утром лишь чай выпил, и сейчас  подкрепиться мне не мешало бы.  Достал всё, что на дорогу приготовил, на столик выложил.  Смотрю, а на столике бутылка вина стоит. Ну, девчонки, думаю, дают! Пить, что ли собрались? А они тем временем из купе вышли и отправились куда-то. Ну, ясно дело, куда.  Обычно в таких случаях говорят: «носик припудрить».

Сижу, размышляю, как же сделать всё правильно? Как не упустить её? Тут и они прибежали.  Вошли, и сразу понял, где были. Курили! Но был уверен, что это те две подружки курильщицы,  моя «Таня» курить не будет, ей это не надо. Откуда такая уверенность? Не знаю! Наверное, потому, что не представлял я, чтобы моя девушка курила. Но то, что это   н е   м о я   девушка у меня и в мыслях не было.  Расселись мы. Не получилось у меня  с ней рядом сесть, и даже не напротив сидела она, а наискосок. Жалко, конечно, но ничего.  Всё ещё впереди.
 
- Открывай бутылку, - слышу команду и думаю: ничего себе! Я-то их сроду не открывал, и представить не мог, как это делается. А они все смотрят на меня, ждут.  Беру в руки. Кручу, верчу, думаю,  с чего же начать. Что-то мусолил-мусолил, но видно не так.
- Ой, ты даже бутылку открыть не можешь! Мужчина называется! Дай, открою! – это моя «Татьяна» сказала и протянула руку ко мне, - Смотри, как надо!
И она быстрыми движениями  вытащила пробку и разлила  бордовую жидкость в приготовленные одноразовые стаканчики.
- Я вообще-то, предпочитаю белое вино или уж водочки, но за неимением, и это сгодится, - продолжила  она.
- А у тебя там нет, что ли, чего получше? – это одна из подружек глядя на меня,  спросила.
- Нет, - ответил, - я не беру в дорогу ничего подобного. Да и не пью я.
- Монах, что ли?- спрашивают.
- Нет, - отвечаю, - у меня машина на стоянке возле  вокзала стоит, мне рулить надо.
- Ааа… А то мы подумали. Что ты святоша.

Все выпили. Только  мой стаканчик стоял нетронутым.  Но и его вскоре  распределили. У всех сразу носы покраснели и глаза заблестели. И у моей "Тани" тоже. А тут в открытую дверь ребята, проходившие мимо, заглянули.  Присоединились.  Свои бутылки притащили. Мне уже и место в купе не осталось. Вышел в коридор, сел на откидной стул, задумался.  Что же не везёт мне с Татьянами?  Так и просидел на стульчике почти до утра. А девчонки пили, ели, курить в тамбур выходили и на меня уже и внимание не обращали.  Так и не надо! Не нужны мне они! Хотя мысль, всё же была: может быть исправится  «моя Таня»? Часто бывает, когда девчонки по молодости и по глупости начинают  не ту, что надо дорогу осваивать, потом кто-то им помогает или сами находят свой путь.

К утру ребята ушли и девчонки уснули. А тут и Курский вокзал Москвы.  Встали, начали собираться и выходить. Неумытые, помятые, поблекшие… «Моя Таня» суёт мне в руки бумажечку:
- Хочешь, позвони! – говорит.
Беру этот клочок и незаметно комкаю и выбрасываю в пакет с мусором.
И никакая она не моя Таня.


  Поиск я не прекращал. Надеялся и искал.  Но даже с дальнего расстояния можно было увидеть, что всё это не то, что ищу.


Прошлой зимой заболел я.  Доктор приходил, лечение назначил.  Но я не торопился в аптеку бежать. Знал, что с таблетками, что без них, всё равно неделю болею.  Так было всегда. Но не в этот раз.  Уже и неделя прошла, и две, и третья заканчивалась, а я всё никак не выздоровею.  Кашель, насморк, головокружение, слабость. В общем, такое состояние, что даже своими любимыми и интересными делами заняться не могу. Лежу и думаю: надо врача снова вызывать. И тут дядюшка мой звонит.  Узнал, что болею тут же приехал.  Раздумывать мне времени не дал, забрал и увёз с собой.
- Нечего тут одному лежать, - сказал.

Дядюшка в дачном посёлке жил.  Приехали, уложил он меня в постель и велел поспать немного.
- Сейчас мою  Любашу позову, она вылечит тебя быстро.

А я в таком состоянии был, что даже  и не поинтересовался, кто же эта Любаша. Лёг, сразу уснул. Не знаю, сколько проспал, проснулся, как раз дядюшка в комнату заходит
- Пойдём со мной, выпьешь настойку из трав. Любушка готовит прекрасную настойку от простуды. Быстро помогает.
 
Мы вошли в зал, дядюшка сел в одно кресло и мне  велел  садиться в другое, возле камина.  Вошла женщина,  принесла настойку.
- Это Любушка, - знакомься, - моя помощница.
- Максим, - представился я.

-  Приходит ко мне часа на два-три каждый день,- продолжил дядя, когда женщина вышла, - помогает с уборкой, с приготовлением пищи. Но, а уж если приболею, так она и не отходит от меня. Хорошая женщина. Не везёт только ей в жизни.

Вновь вошла Любушка и на подносе принесла какие-то блюда, посоветовала  подкрепиться после настойки.
- Это надо, - сказала она, увидев, что я отодвигаю тарелку от себя, - после этой настойки обязательно надо съесть что-либо лёгкое. Съешьте, пожалуйста, - и она посмотрела на меня как-то даже умоляюще. Я попробовал. Это была каша.   Я даже не понял из какой крупы она приготовлена, но то, что была она очень вкусная  понял сразу.  Это была моя первая еда с начала болезни.

Дядюшка  пытался что-то рассказывать, что-то спрашивать у меня, но я был настолько слаб, что поддержать разговор не было сил.

Вечером вновь была настойка из трав, а  ночью я впервые крепко спал. Я чувствовал, что силы возвращаются ко мне. И уже назавтра мы с дядюшкой также сидели в зале и разговаривали. Я уже мог говорить и даже делал это с удовольствием.

- Ты всё ещё холост? - спросил дядюшка.
- Да, холост, и, как видно, надолго, - ответил я и попросил, - давайте не будем затрагивать эту тему.
- Будем! – неожиданно заявил он, - Ты забыл, что уже перешагнул тридцатилетний возраст? В это время у тебя должна быть семья, уже должны быть дети.
- О, дядюшка мой! Да кто бы это говорил?!
 
Дядя был тоже один. Так за свою жизнь ни разу и не женился.  А ему уже о-го-го сколько!

- Так потому и говорю, что знаю, что это такое! Я же, как и ты искал СВОЮ Татьяну, и также  как и ты, не мог найти её.  Бывало, и влюблялся, но это были безответные чувства.  А я этого допустить не мог. В сорок, помню, встретил, казалось бы, её, МОЮ Татьяну.  Любил страстно.  А она тоже любила. Но не меня.  Года два у нас это продолжалось, я безрезультатно добивался её внимания, а она в это время была с другим, и страдала от того, что для этого другого ничего не значила.  Тем не менее, объявили об их помолвке.  Очень на меня это подействовало, и я попросил встречи. Я умолял её прийти,  и она пришла.  Встретились  в ресторане, потом долго гуляли   в парке.  Мне не хотелось её отпускать, было хорошо с ней и мне казалось, что и ей хорошо со мной.  И тут я решился сделать ей предложение.  Она посмотрела грустными глазами и ответила:
- Ты поторопился с предложением. А знаешь, я  вот о чём подумала.  Через месяц у меня будет свадьба. Я выхожу замуж за человека, которого люблю,  и казалось бы, должна быть счастлива.  Но я не чувствую себя счастливой.  Люблю я,  а не он. И от того, что не любима, мне становится не по себе. Я не знаю, правильно ли поступила, приняв предложение. Скорей всего, не правильно.   И если ты подумаешь над этим и завтра серьёзно  сделаешь  мне предложение, я приму его.


"Чем быть любимому   добычею постылой,
Уж лучше  нелюбимому наградой стать… "  **


- Странное дело, - продолжал дядя, -  она даёт согласие, мне радоваться бы надо, а я … А мне стало не по себе.  Я представил, как жить будем. Я люблю её, она любит его… Нет, не могла меня такая перспектива радовать. Проводил я её домой и, расставаясь, и я, и она знали, что это наша последняя встреча.
- Ты, конечно, думаешь, что поступил я правильно, - продолжил дядя, помолчав,  - я тоже тогда думал, что правильно. Сейчас  думаю по-другому. Уверен в том, что не должен был её отпускать!  Она была дорога мне,  я её любил, поэтому  должен был подумать, что её ждёт  в том браке. Я должен был сделать всё, чтобы помочь ей, чтобы оберегать её от всех невзгод. Ведь, если любишь, то думаешь в первую очередь о ней, а не о себе.  Уверен, что она бы оценила всё, что я бы для неё делал и, возможно, тоже смогла полюбить меня.
- А как у неё сложилось в жизни? – заинтересовался я, - может быть они смогли построить свои отношения только на её любви? И возможно,  она счастлива.

Дядюшка долго молчал, сидя  с закрытыми глазами. Я уже думал, что он уснул. Но  он заговорил.
- Нет, Макс, в том-то и дело, что не сложилось у них… Молодые преподавательницы, студентки… А он интересный мужчина, профессор… Моя Татьяна не смогла с этим смириться, ушла.  Ушла с двумя маленькими детьми. Да её никто и не держал. Так, если бы на этом всё и кончилось… Нет, не кончилось.  Он начал через суд добиваться, чтобы детей ему оставили.  Доказывал, что он, это он, величина, а она никто, и жить ей негде, и не на что.  Долго суды шли. .. не смогла она это вынести. Заболела…

Дядя опять надолго умолк.
- Так, а потом? – спрашиваю.
-   Потом… Нет её больше…, - и вновь помолчав, добавил, - а ведь я ей мог помочь.  Я знал, что она ушла от мужа, знал, что нуждается в жилье, мог помочь ей… Но не сделал этого.  И нет мне прощения.

Уже стемнело за окном, а мы сидели, не включая свет. Молчали. Каждый думал о своём.  Стук в дверь прервал раздумья.  Это была Любушка.
- Я не нужна больше сегодня? – спросила.
- Нет, нет! – ответил дядя, - можешь уходить.

- А она не замужем? – спросил я, когда за Любушкой закрылась дверь.
- Была замужем, два сыны двойняшки-первоклашки. Не сложилось у них с мужем. Год-то всего и прожили вместе. Трудно сказать, что у них не получилось и кто в этом виноват, но мается она сейчас. Трудно  приходится ей. Алиментов, можно сказать, не получает. Сейчас же как? В основном не официально работают.  Вот и её бывший муж, наверное, так.  Так Любаша и бегает с работы на работу, да ещё и меня обхаживает. Она врач, в детской поликлинике работает, да ещё и в детском садике ведёт приём, и уколы  берётся на дому делать тем, кто в этом нуждается. А всё равно, денег не хватает. За квартиру съёмную много приходится платить, да и вообще…
- Я вижу, нравится она вам, дядюшка, - говорю я, - вот бы и женились на ней, и вам было бы хорошо, и ей.
- Максим! – прервал меня дядя, - Разве похож я на педофила? Ты знаешь сколько ей лет?
- Так и она не ребёнок! – говорю,-  Сорок, уж точно стукнуло.
- Месяц назад я её поздравлял с  30-летием. Зачем ей такой подарок в виде трухлявого пня? Это ты присмотрись к ней. Замечательная женщина! Чем не твоя Татьяна?
- Нет, дядюшка, моя Татьяна чистая и непорочная. По другому же я не смогу. Да и возраст… Это значит, ровесница моя. Считаю, что жена должна быть моложе, хотя бы года на два.  И я представить не могу, как это жить с ней и знать, что чьей-то она была раньше… Нет, это не по мне.


"Как вам бывает неприятен
На зеркале вид грязных пятен
От ваших же нечистых рук "  **


- Ну, как знаешь. А мне кажется, что Любаша хорошей была бы женой и хозяйкой.
- Верю вам, дядюшка. Только не для меня. И выглядит она на все сорок, и дети… Ну, какой я отец?
- Вот именно, никакой. Как говорил Есенин, «своих детей по свету растерял…» 
- Ты шутишь, дядюшка! Каких детей? У меня их нет, и не было никогда!
- Максим! Откуда уверенность такая? Ты считаешь, что   нет никаких детей у тебя? У меня, например, нет такой уверенности. Это только женщина может точно знать, есть у неё дети или нет. А наш брат – мужик ничего точно не знает.
- Ты о чём говоришь, дядюшка? – я начал нервничать, - Как можно не знать, есть у тебя дети или нет?
- Ну, ты, Максим, как юнец какой-то не соображающий. Ты что, ждал свою Татьяну и на женщин не смотрел? Смотрел! И не только смотрел! Это ты для женитьбы ищешь свою Татьяну, а для прочего обихода, когда  мозги заливают гормоны,  любая была годная, лишь бы бегом и живо! Вполне возможно, что живёт твой ребёнок на соседней улице, и папой называет не тебя, а чужого дядю. А может, и вообще только мечтает о нём, а растёт только с мамой. Что, не может быть такого?
- Нет! Я бы знал! – сказал я твёрдо, но что-то, вдруг,  защемило сердце, и я начал вспоминать женщин с которыми был. О, Боже мой! Это же… Сколько же их… И какие смутно-неприятные воспоминания от этих мимолётных встреч.

Ну, и дядюшка! До чего договорились! Нет, определённо мне уже домой пора. Я уже здоров, пора приступать к своей нормальной жизни. А Татьяны… Ну, нет же  их, это я понял.


Использованы отрывки:

**-Хуана Инес де ла Крус


Продолжение: http://www.proza.ru/2014/04/21/1549


Рецензии
Трудно свою половинку найти. Учесть бы герою дядюшкин опыт.
Спасибо за рассказ, Алевтина.
С уважением и добрыми пожеланиями

Марина Клименченко   05.12.2017 10:47     Заявить о нарушении
Кто же учитывает чужой опыт? В том-то и дело, что на чужих ошибках не учимся.

Спасибо, Марина!
Всего доброго!

Алевтина Крепинская   05.12.2017 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.