Русская промышленность, русский труд
Многие годы доводилось заниматься мне историей российской промышленности.
Занятие это было профессиональным. Оно носило весьма ограниченный и в то же время достаточно широкий характер.
Во-первых, эта исследовательская работа ограничивалась временными рамками взятой темы, т. е. периодом истории. Этот период касался истории промышленности России с 1890-х гг. до 1918 г.
Во-вторых изучать промышленность в её целом я не расчитывал, а ограничивался такими отраслями как оборонная (военная), частично металлургическая и механическая, в связи с развитием военной промышленности.
В-третьих, задача моего исследования имела не только практическую направленность, но и нацеленную на поиск ответа на один весьма важный, центральный вопрос российской истории дореволюционного времени. Военная промышленность интересовала меня не столько "сама по себе", т. е. с её технической стороны и технических показателей, сколько с совершенно другой стороны.
Прежде всего я столкнулся с тем, что не только уровень наших суждений об ушедшей "старой" России, применительно к её экономическому развитию, очень невысок. И это касалось, конечно, не рядовых интересующихся вопросом, а, чему я сам долго не мог поверить, самих же историков. Именно экономикой как в широком её смысле, так и в отдельных вопросах экономической истории России, занимались весьма немногие историки в СССР, и опять же немногие историки занимаются ею и поныне.
Но мало заниматься историей. Надо придти к её пониманию как процесса. На это требуется огромное время, равное, пожалуй, всей жизни.
Понять проблемы промышленности, понять работу промышленности в её разностороннем выражении задача большой трудности.
Такая задача требует:
1. Понять общую проблему.
2. Понять отраслевые проблемы.
3. Понять различие промышленности государственной и частной.
4. Понять промышленную политику правительства и самих заинтересованных ведомств.
5.Оценить перспективы промышленного развития и возможности этого развития в тех условиях.
Есть вещи, которые не раз постулируются специалистами, но это не значит, что утверждение, ставшее уже общепринятым, раскрыто на примерах и понято во всём масштабе, во всей величине этого общепринятого.
Например, считается и, кажется, совершенно ошибочно, что понятие военная промышленность дело сколь специфическое, столько же и "узкое" в своём значении в отношении к промышленности невоенной. Однако, стало уже давно принятым и другое, практически противоположное утверждение: военная промышленность настолько широкое понятие, что совсем не просто сказать, чтО не может относиться к сфере военного назначения и применения.
Другой вопрос, который неизбежно выясняется по мере знакомства с ним, что военная промышленность России как великой державы играет и играла в истории страны особую роль, имела особое значение.
Достаточно лишь взглянуть на карту России, чтобы понять, какую колоссальную территорию должна охватить защита, оборона её рубежей.
Вместе с тем, возникает вопрос, КАКАЯ промышленность должна быть у России для создания надёжной обороны страны.
Все эти вопросы, так или иначе вызывали во мне большой и давний интерес.
Для меня представлялось важным понять всю силу, всю "трудность" этой силы, которая называется в целом военная мощь России. И при этом меня интересовала не сама эта сила, а её воплощение: труд, цена, организация, социальные последствия, культура труда и то, что можно было бы условно назвать как ТРУДОВАЯ ГОРДОСТЬ России. Люди труда и трудовой "менталитет" России.
Свидетельство о публикации №214042200200