C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Об одном переводе Гейне

Вы посетили мою страницу, спасибо!
Про Крым я уже 30 с лишним лет пишу один рассказ и никак написать не могу. Посмотрите мою мемуарную новеллу «Лох», это тоже про Крым 60-х годов.
 
«Залез» к Вам на Heinrich Heine "В чудесном мае месяце Генрих Гейне (Хайнрих Хайне)". Мы с Вами не увидимся, поэтому меня ни за похвалу, ни за лесть, ни за подлое и грязное критиканство Вы меня не убьёте.

Можно, я выскажусь в этом отдельном модуле по этому поводу. Я что-то написал в рецензиях, но найти не смог.

Ваш перевод, восхвалённый всеми читательницами и читателями.
__________________________________________
В чудесном мае месяце,
Когда росли все почки,
Вот тут-то в моём сердце
Взошли любви росточки.

В чудесном мае месяце,
Когда всех птиц шло пенье,
Признался ей в стремленьи,
Открылся ей в влеченьи.
========================================

Оригинал.
========================================
Heinrich Heine

 Im wunderschoenen Monat Mai,
 Als alle Knospen sprangen,
 Da ist in meinem Herzen
 Die Liebe aufgegangen.

 Im wunderschoenen Monat Mai,
 Als alle Voegel sangen,
 Da hab ich ihr gestanden
 Mein Sehnen und Verlangen.

Переводы других авторов

 П.И. Вейнберг (1830-1908)
В чудеснейшем месяце мае
 Все почки раскрылись вновь.
И тут в молодом моём сердце
 Впервые проснулась любовь...

В чудеснейшем месяце мае
Все птицы запели в садах.
И тут я ей сделал признанье
 В желаньях моих и мечтах...

П.В. Быков (1844-1930)
С приходом чудных майских дней,
Когда все почки развернулись,
Проникла в сердце мне любовь,
И чары все ее вернулись.

С приходом чудных майских дней,
Когда запели нежно птицы, —
И я все слезы и мечты
 Поверг к ногам моей царицы.

В.А. Зоргенфрей (1882-1938)
Чудесным светлым майским днем,
Когда весь мир в цветенье,
В душе моей раскрылась
Любовь в одно мгновенье.

Чудесным светлым майским днем,
Под птичий гам и пенье,
Поведал я любимой.
О муке и томленье.

В.Н. Аргамаков (1883-1965)
В сияньи тёплых майских дней
Листок раскрылся каждый,
Во мне тогда проснулась
Любви и ласки жажда.

В сияньи тёплых майских дней
Звенело птичек пенье,
И я поведал милой
Любви моей томленье.
 
З.Н. Морозкина (1923-2002 гг.):
Когда чудесным майским днем
Готов был лист раскрыться,
Пришла пора и в сердце
Ростку любви пробиться.

Когда чудесным майским днем
Запели звонко птицы,
Тогда я ей поведал,
По ком душа томится.
==========================================

«Я Пастернака не читал, но всё же скажу…». Помните такую полусерьёзную шутку советского «послеоттепельного» времени? Я немецкий язык «изучал» только в начальной школе в Белоруссии в конце 40-х. но…
Только Вы отметили, что во второй (и последней строфе) у автора необычный рифм-формат – первая строка белого цвета, а три последние – в красивой рифме. Только Вы почти сохранили ритмику, хотя в угоду… и т.д. Даже на Ваш вариант перевода романс не напишешь («Когда всех птиц шло пенье…»).
«В чудесный месяц май» – это поэтичней и, по-моему, ближе к немецкой лирике.
«Я ей признался…», а то нигде нет первого лица, что возможно лишь в нашенском языке. Попробуйте свой перевод снова обернуть в немецкий… Попробовали? Что получилось?
«В стремленье», но «в стремлении», кажется так. Это у всех переводчиков, не  только у Вас. То же самое про «во влечении».
У других переводчиков и вовсе не топор, а топорище, по-моему. Но старым, дореволюционным русским это простительно. Но это непростительно Аргамакову и Морозкиной, которые застали необыкновенное исполнение романса Р. Шумана на эти стихи гениальным тенором Фрицем Вундерлихом, который, как и наши многие таланты кстати (или не кстати) и как и Джо Дассен и мн. др. прожил всего 36 лет, погибнув в автокатастрофе.

Эдуард, Литературно-поэтический клуб «Берёзовая аллея».


Рецензии
"...и всё похоже на аллею"

Зус Вайман   17.03.2024 19:42     Заявить о нарушении
А у меня 15 марта день рождения.

Эдуард Мирмович   17.03.2024 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.