Трудно быть богом. Фильм Германа
Ждал выход фильма на широкие экраны долго. Очень долго. До просмотра фильма «бесстрашно» прочитал целое море рецензий и отзывов, в которых творение Германа оценивалось и «полным безумием», всех исполнителей которого «нужно отправить в психушку», и гениальным творением. И вот три часа просмотра черно-белой киноленты позади.
Скажу сразу, что самые страшные предупреждения о «вреде» фильма, о безумном воздействии на неокрепшую психику взрослых людей и совершеннолетних не считаю обоснованными. Да, фильм тяжелый… Но, как ни странно, нет смакования насилия и грязи, хотя ее в фильме предостаточно. Все эти сцены вызывают отторжение, как и должно быть в нормальной жизни и у нормальных людей, но многие наши зрители как раз привыкли к обратному: им нравится, когда смерть преподнесена красиво, со смаком, не вызывает рвотных рефлексов и вообще быстро забывается. Таков наш современный кинематограф и продвинутые видеоигры. И, если вдуматься, именно поэтому фильм черно-белый. И это правильно. Снимался не для забавы.
А у Германа кругом грязь, вечный дождь, дерьмо и безнадега. Хотя… неправы те, кто писали, что в фильме полная безнадега. Они невнимательно смотрели фильм или не досмотрели его до конца. Вспомните, как болотистую однообразную низменность припорошило первым снегом, и вся грязь и дерьмо, не уходившие из кадра ни на секунду в течение почти трех часов, разом куда-то вдруг исчезли. Появился проблеск надежды. Это, конечно, метафора, символ. Да и не может один человек, пусть даже он и дон Румата, все и сразу исправить. Хотя всю местную человеческую «гниль» он в финале выпотрошил, не откладывая на потом. Но ведь до последнего терпел. Всё так по-человечески… Хочется верить, что Румата повернул вектор жизни, смог затормозить всеобщий процесс деградации.
Я боялся, что после просмотра изменю свое отношения к исполнителю главной роли Л. Ярмольнику, но и эти опасения не оправдались. Он отличный актер и ни в чем не подвел зрителя.
Странно, что мой просмотр, как и просмотр многими русскими людьми этого кинофильма, совпал с катастрофическими событиями на Украине, спровоцировавшими хаос и самоуничтожение целой страны, где к власти пришли "черные". Финал этого фильма, как и сам сюжет, так и напрашивается в реальную жизнь.
Теперь о самом просмотре. Местами мне было интересно, местами хотел прокрутить «застывшие» кадры с крупными планами. Но мысли, что недосмотрю до конца, не было. Примерно в середине фильма я здорово устал от смакования деталей быта «инопланетян» и их невнятных разговоров. Но они и не могли быть внятными: перед нами не совсем люди, точнее до людей им еще далеко. Они лишь похожи на людей... Имеют, так сказать, человеческий облик. Такие имеются и среди нас.
Любить героев кинофильма сложно, почти невозможно. Нет красоты ни в них, ни в домах, где они живут. Лишь Румата, соблюдающий элементарные правила гигиены (и то только на первых порах), выглядит вначале среди серой массы инопланетян белой вороной в своей белой пуленепробиваемой рубашке. И именно этот «скафандр» пуленепробиваемости и дает ему возможность жить в жестоком мире инопланетян, где цена жизни – грош.
А местные людишки все время «пробуют его на зуб» копьем: а вдруг получится проткнуть бога, пока он спит. В этом арканарском мире презирают и ненавидят красоту и ум. Всё подобного рода уничтожается, если не умеет за себя постоять.
Что хотел сказать Герман? Он показал нам мир, где нет красоты и человечности, где нет никакой тяги к саморазвитию, где нет места культуре. Показал мир, в котором все держится на силе и власти. Мир, где главным стремлением тех, кто обладает хоть каким-то интеллектом, является желание править этим человеческим муравейником. И «из грязи» бытия подобные правители никого вытягивать не хотят. Рабы выгодны.
Чтобы что-то изменить на чужой планете, нужно стать одним из них, одним из грязного муравейника. Нужно биться за них, похожих на червей, нужно гореть их желаниями, нужно их любить. А не проводить эксперименты. А Румата вначале наблюдает «сверху».
В финале фильма он не отличим от приспешников, он свой среди них, потому что благородный дон потерял близкого человека. Девчонку-замарашку, которой он уже успел придать некоторый человеческий вид, убили неожиданно, некрасиво, без всяких объяснений и предупреждений. А этот небольшой, близкий дону человечек был одной крови с теми, с кем Румата и остался. Герман закончил фильм неожиданно. Это уже совсем не Стругацкие. И концовка Германа мне понятна. Потому что я, наверное, тоже человек. А Антон в повести Стругацких завершает свою карьеру наблюдателя совсем по-другому.
Тем, кто не читал, романа Стругацких, не стоит и смотреть фильм Германа: сюжет очень размыт, невнятен и теряется среди крупных планов и говорящих деталей из жизни инопланетников. Герман, конечно, рассчитывал на подготовленную аудиторию. И пренебрег сюжетом во имя создания атмосферы, в которой бог не может остаться богом. Он хотел произвести эмоциональный эффект отторжения увиденного. И, по моему мнению, этого достиг. Является ли фильм шедевром? По моему мнению, однозначно незауряден. Остается в голове. Сожалений из-за того, что я посмотрел его, нет.
И фильм не для тех, кто смотрит только американские киноленты. Это не упрек подобным зрителям, это констатация очевидного факта. Здесь не будет острого сюжета, не будет ошеломляющих спецэффектов и красивых, вроде как помогающих людям суперменов. Но будут ошеломляющие картины деструкции и разложения, бессмысленности и ничтожности существования тех, кто за собственным бытием не видит ничего возвышенного и ни к чему, несущему развития, не тянется. А потому занят развлечениями по разнообразию уничтожения себе подобных. Казни и пытки, как оказывается, и в нашем мире все еще «живут» и тоже «пытаются пробить себе дорогу».
За окном уже двадцать первый век, выгляните в «окно»!
Свидетельство о публикации №214050301407
Владимир Ус-Ненько 22.04.2016 21:49 Заявить о нарушении