Гимн Украины По материалам Википедии

Гимн Украины, автор П.П.Чубинский (1839-84г.г.)

Ещё не умерла Украины и слава, и воля,
Ещё нам, братья молодые, улыбнётся судьба.
Исчезнут наши враги, как роса на солнце.
Будем господствовать и мы, братья, на своей сторонке.
Душу и тело мы положим за нашу свободу,
И покажем, что мы, братья, казацкого рода.
Станем, братья, в бой кровавый от Сана до Дона,
В родном крае господствовать не дадим никому.
Чёрное море ещё улыбнётся, дед-Днепр обрадуется,
Ещё в нашей Украине — судьбинушка поспеет.
Душу и тело мы положим за нашу свободу,
И покажем, что мы, братья, казацкого рода.
А рвение, труд искренний — своё ещё докажут,
Ещё воле в Украине песнь громкая разнесётся,
За Карпаты пойдёт эхом, зашумит степями,
Украины слава встанет среди народов.
Душу и тело мы положим за нашу свободу
И покажем, что мы, братья, казацкого рода.

А вот полный текст:

Публикация стиха во Львовском журнале «Мета» (досл. Цель), 1863, № 4. Орфография сохранена.

Ещё не умерла на Украине, ни слава, ни воля,
Ещё нам, братья-молодцы, улыбнётся доля!.
Сгинут наши враги, как роса на солнце,
Заживём и мы, братья, в своём краю!
Душу и тело мы положим за свою свободу
 И покажем, что мы, братья, козацкого рода!
Эй-эй, братцы милые,
Давайте браться за дело,
Эй-эй, пора вставать,
Пора свободу добывать!
Наливайко, Зализняк и Тарас Трясило
 Зовут нас из могил на святое дело.
Вспомним же славную смерть рыцарства-казачества,
Чтоб не потерять зря нам нашего юношества.
Душу и тело мы положим за свою свободу
 И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
Эй-эй, братцы милые,
Давайте браться за дело,
Эй-эй, пора вставать,
Пора свободу добывать!
Ой, Богдан, Богдан, славный наш гетьман
 Зачем отдал Украину москалям поганым?!
Чтоб вернуть её честь, ляжем головами,
Назовемся Украины славными сынами.
Душу и тело мы положим за нашу свободу
 И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
Эй-Эй, братцы милые,
Давайте браться за дело,
Эй-эй, пора вставать,
Пора свободу добывать!
Наши братья славяне уже взялись за оружие;
Не дождется никто, чтоб мы позади остались.
Давайте же объединимся все вместе братишки-славяне:
Пусть гибнут враги, пусть наступит свобода!
Душу и тело мы положим за нашу свободу
И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
Эй-эй, братцы милые,
Давайте браться за дело,
Эй, эй, пора вставать,
Пора свободу добывать
Наши братья славяне уже взялись за оружие;
Не дождется никто, чтоб мы позади остались.
Давайте же объединимся все вместе братишки-славяне:
Пусть гибнут враги, пусть наступит свобода!
Душу и тело мы положим за нашу свободу
И покажем, что мы, братья, казацкого рода!
Эй-эй, братцы милые,
Давайте браться за дело,
Эй, эй, пора вставать,
Пора свободу добывать.

А это признание автора гимна:

«Семь лет я трудился на Севере для русской науки и правительства. Не стану перечислять моих трудов, но они показали, насколько я интересовался населением великорусского и финского племен. Помимо этнографии, я коснулся всех отраслей экономического быта народа, и заметки по этим вопросам послужили предметом многих представлений господ губернаторов; и даже до сих пор случается встречать в газетах правительственные распоряжения, вызванные давними представлениями, которые возникли по моей инициативе. Я работал на Севере без устали и доказал мою любовь русскому народу."

И напоследок биографии героев, упомянутых в Гимне:

Наливайко

Родился в семье ремесленника. После насильственной смерти отца, погибшего от произвола владетеля городка Гусятина, жил с матерью в городе Остроге, где учился его старший брат Демьян.
Затем служил сотником в казацком «надворном войске» князя К.Острожского, в частности, принимал участие в подавлении восстания Косинского в 1593 году. Пользуясь покровительством князя Острожского, совершал нападения на имения панов и духовных лиц, враждебных православию.
В 1594 году он во главе казацкого отряда ходил под Килию и Бендеры против татар, затем прислал посольство в Запорожскую Сечь с предложением об антитатарском союзе (зафиксированное в «Записках Лясоты»). Осенью того же года нападением на шляхетские «рочки» в Брацлаве начал восстание. Из Бара издал универсал, призывая народ к антипольскому восстанию. В следующем году совершил удачные набеги на Венгрию и Молдавию.
Действия восставших.
Наливайко, прогнав татар из Подолии, отправил на Запорожье посланцев. Прибыв в Сечь 1 июля 1594 г., они обратились к запорожцам с призывом поднять оружие против шляхетского господства. Казачество с большим подозрением отнеслось к предложению Наливайко, ибо было известно о его участии в подавлении восстания К.Косинского. Однако, затем казаки согласились участвовать в походе на татар. Во главе войска, отправлявшегося к Наливайко, был поставлен её представитель Григорий Лобода.
После боев против турок в Молдавии, отряды Наливайко вернулись на Подолье. Здесь осенью началось восстание: в ночь на 16 октября казаки, руководимые Наливайко, перебили шляхту, съехавшуюся в Брацлав на ежегодное собрание «рочки». Подошедшие запорожцы Г.Лободы и реестровые казаки Я.Оришовского увеличили силы восставших. В 20-х числах ноября повстанцы овладели городом Бар. Тут была созвана казацкая рада, постановившая обратиться к русскому народу с универсалами — призвать его к восстанию против магнатов и шляхтичей, а также принять меры к обеспечению войска оружием и продовольствием. Население живо откликнулось на призыв повстанцев. Волна восстания скоро докатилась до Винницы.



Северин Наливайко на монете Украины Ополчение Наливайко быстро увеличивалось: отовсюду собирались отряды украинских селян, бежавших от притеснений господ. Весной 1595 г. повстанческое войско разделилось: одна часть его, под предводительством Наливайко, двинулась на Волынь, овладела Луцком, где были сторонники и слуги епископа Кирилла Терлецкого, наиболее видного деятеля унии. Истребляя с крайней жестокостью шляхтичей, ксендзов и просто католиков, Наливайко из Волыни двинулся в Белоруссию, где ограбил Могилёв. Падение этой сильной крепости стало сигналом к массовому восстанию белорусского крестьянства.
Другая часть повстанческого войска с Лободою и Шаулою во главе пошла на Белую Церковь. Отсюда она должна была продвинуться к Киеву и затем берегом Днепра — в Белоруссию, где предполагала соединиться с Наливайко[2]. Из Речицы Наливайко послал письмо к королю Сигизмунду III с просьбой отвести казакам свободную землю между реками Бугом и Днестром ниже Брацлава, за что казаки обяжутся помогать Речи Посполитой в войнах с соседними странами. Восстание принимало опасные для королевства размеры. Король вынужден был вызвать войско из Молдавии и поручил коронному гетману Жолкевскому подавить мятеж, охвативший Белоруссию и южные воеводства. Из Молдавии вернулись войска во главе с коронным гетманом Ст. Жолкевским и магнатские отряды, а на Могилев двинулось 15-тысячное конное литовское войско во главе с воеводой Буйвидом. Наливайко некоторое время повоевал против турок в составе Австрийской армии (июнь-сентябрь 1595)[3], а затем ушёл на юг, где поднялось также восстание под предводительством избранного нереестровыми казаками в гетманы Лободы, и под Трипольем он соединился с последним, причём главенство над казацкими силами перешло к Лободе. Ввиду того, что польские войска всё усиливались, казакам пришлось отступить на левый берег Днепра.
В феврале 1596 года по решению польского сейма на подавление восстания двинулось шляхетское ополчение во главе с коронным гетманом Жолкевским. Разгромив наливайковцев 28 февраля у села Мациевичи, он вытеснял их с Брацлавщины в Дикое поле. Казаки были разбиты в битве у Острого Камня, а затем осаждены неприятелем близ города Лубны, на урочище Солонице. Казаки оградились возами в четыре ряда и больше двух недель выдерживали осаду поляков, окруживших табор с трёх сторон (с четвёртой стороны было болото). Открылся недостаток в пище и воде, наступили внутренние раздоры. После длительных переговоров казаки выдали шляхте Северина Наливайко, но категорически отказались выдать других своих товарищей и заявили, что будут обороняться до последней капли крови. «Обороняйтесь», отвечал предводитель польского войска Жолкевский, и в этот же момент поляки с оружием в руках бросились на казацкий табор. Казаки, не успели ни взяться за оружие, ни построиться в ряды, и пустились в рассыпную. Поляки разгромили их немилосердно, истребив вместе с обозом около 8 тысяч человек.[4]
Казнь
7 (17) июля 1596 казаки выдали Наливайко и других командиров Жолкевскому, думая тем спасти свою жизнь. После почти годичных пыток Наливайко отрубили голову во время сейма в Варшаве, тело четвертовали и каждую отсеченную часть развесили по разным местам. Впоследствии между украинцами сложилось предание, попавшее и на страницы малороссийских летописей, будто бы Наливайко был сожжен живым в медной кобыле или в медном воле в Варшаве по приказу самого короля.

Максим Зализняк

 Макси;м Железня;к (Зализня;к)[1] (польск. Maksym ;ele;niak, укр. Максим Залізняк) — один из предводителей гайдамаков во время Колиивщины — крестьянского восстания 1768 года против польской шляхты на территории Правобережной Украины.
Запорожский казак, он оставил уже войско, готовился к принятию иноческого чина и был послушником в Мотронинском монастыре, когда насилия барских конфедератов над православными на Правобережной Украине вызвали в её украинском населении сильное волнение. Во время восстания был провозглашен гетманом возрожденного независимого украинского государства — державы Войска Запорожского



 Памятник в Киеве Железняк решился поднять знамя народного восстания и стал во главе гайдамацкого отряда из нескольких сот человек, назвавшись запорожским полковником, созывая к себе народ. Решающую роль сыграли провокации от российской власти, которая распускала слухи об имеющейся у него грамоте Екатерины II, повелевающей истреблять поляков и евреев на Украине. Толпы народа сошлись на этот призыв, и Железняк, постепенно увеличивая свои силы, в апреле 1768 года вышел из Мотронинского леса и дошел до Умани, везде истребляя поляков и евреев.
Особенно кровавая резня произошла в Лысянке и самой Умани, куда, как в места наиболее укрепленные, стекалось при появлении первых слухов о восстании большое число панов. Перед Уманью Железняка встретила надворная казацкая команда киевского воеводы Франциска Потоцкого, под предводительством сотника Ивана Гонты, который перешёл на сторону Железняка. После взятия Умани, в ней (по словам некоторых польских мемуаристов, погибло до 20 000 человек польских панов и евреев), Железняк провозгласил восстановление гетманщины, а Повстанческая Рада назвала его гетманом. Вскоре присланный генералом Михаилом Кречетниковым полковник Гурьев хитростью захватил Железняка и Гонту в плен.
Как русский подданный, Максим Железняк не был выдан полякам, подобно Ивану Гонте, а остался в руках русских властей. 8 июля 1768 года он был, вместе с 73-мя товарищами, которые считались русскими подданными, заключен в Киево-Печерскую крепость, а в конце месяца вышло распоряжение о предании его суду в киевской губернской канцелярии. Суд осудил Максима Железняка и его соратников к избиению батогами, клеймению, вырыванию ноздрей и пожизненному заключению в шахтах Нерчинска. Находясь по караулом в окрестностях Ахтырки, Железняк с 51-м товарищем сумел бежать, обезоружив охрану; но большая часть бежавших, в том числе сам предводитель, были вскоре пойманы.
По другой версии, позже, уже находясь на каторге, Максим Железняк снова бежал и даже принимал участие в войне под руководством Пугачёва.
В украинской народной памяти Максим Железняк остался как герой национально-освободительной борьбы с поляками и защитником православной веры, образ его сохранился в народных песнях и преданиях в идеализированном виде.
Максим Зализняк является одним из главных персонажей знаменитой поэмы Тараса Шевченко «Гайдамаки». 

Тарас Трясило

Биография[править исходный текст]
Антипольские восстания на Украине Киевское 1018 года — Мухи — Брацлавско-Винницкое — Косинского — Наливайко — Жмайло — Федоровича — Сулимы — Павлюка — Острянина и Гуни — Хмельницкого — Барабаша и Пушкаря — Богуна — Ставища — Палия — гайдамаков 1734 года — гайдамаков 1750 года — Колиивщина — Волынская резня
 По происхождению — крещеный крымский татарин.
Участник Тридцатилетней войны 1618-1648 годов как наемник на стороне империи Габсбургов (воевал в Силезии и Венгрии), где отличился значительными жестокостями по отношению к протестантскому населению.
В 1625—1629 годах — Корсуньский полковник.
С 1629 года — гетман запорожских казаков; в том же году возглавил казацкий поход в Крым.
Восстание Федоровича[править исходный текст]
Основная статья: Восстание Федоровича
 В марте 1630 года Трясило стал во главе казацкого восстания против Речи Посполитой, вызванного попыткой коронного военного командования расквартировать шляхетские части на казацких территориях. В боях под Корсунем и под Переяславом (битва 20 мая 1630, известная как «Тарасова ночь») повстанцы разбили коронное войско под командованием Станислава Конецпольского и Самуила Лаща и в июне 1630 года заставили великого коронного гетмана С. Конецпольского подписать соглашение в Переяславе.
Недовольный соглашением, Трясило был низвержен с поста гетмана и отошёл с недовольными казаками на Запорожскую Сечь, где пытался поднять новое восстание.
Участвовал в Смоленской войне 1632—1634 годов, которая велась за Чернигово-Северскую и Смоленскую земли. На казацкой раде в Каневе зимой 1634—1635 годов Трясило призвал к восстанию против шляхетской Речи Посполитой; позднее с частью казаков ушёл за Дон.
В 1635 году вел переговоры с московским правительством о переселении 700 казаков на Слободскую Украину. Весной 1636 года, после возвращения с Дона, Трясило ездил в Москву с просьбой о переходе части украинского казачества на службу к Русскому государству. Однако его предложение было отклонено, поскольку московское правительство не желало обострять отношения с Речью Посполитой после неудачной Смоленской войны 1632—1634 годов.
Дальнейшая судьба Трясила неизвестна; по данным казацких летописей, он «находился со славой девять лет и умер спокойно» в 1639 году.
По семейным преданиям, потомками Трясила считал себя казацко-старшинский род Тарасевичей (XVII—XVIII века).
Предводитель казацкого восстания 1638 года Яков Остряница ранее участвовал в восстании под руководством Тараса Трясило.

И  в конце хочется напомнить, что П.П.Чубинского вдохновил гимн сербов,
за свободу которых русские и украинцы сражались вместе.


Рецензии
Александр, спасибо. Познавательно, исторически ёмко. Очень интересно. Творческих успехов. Ирина

Ирина Юлина   09.10.2017 06:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.