Чем живёт Европа? Дневник полидип

Дневник политики и дипломатии (Дневник полидип). 3 мая 2014 года.

Материалы "Евроньюс" позволяют хотя бы фрагментарно отметить, что волнует сегодня политиков Европейского Союза. Приводим их слова в дни чествования 10-летнего юбилея расширения ЕС.

Одним из самым заметных событий в Евросоюзе стало в понедельник 28 апреля 2014 г. беспрецедентное соревнование в прямом эфире четырёх крупнейших партий, претендующих на места в Европарламенте. Их лидеры представили свои программы и обменялись критикой на глазах у миллионов телезрителей. Дебаты были организованы Евроньюс в голландском городе Маастрихт.
Проявят ли главы государств и правительств ЕС уважение к воле избирателей, назначив кандидата от победившей партии на пост Президента Еврокомиссии? На этот вопрос ответили два аналитика, приглашённых после дебатов в брюссельскую студию.
Обостряется ситуация на Востоке Украины. Мы узнаем о захвате административных зданий, похищениях и убийствах людей. Россия и Запад предъявляют взаимные обвинения. Женевские соглашения практически не выполняются. ЕС и США постепенно усиливают санкции против Москвы.
Евросоюз отметил десятую годовщину своего большого расширения. 1 мая 2004 году в него вступили Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.
Однако на улицах Брюсселя большинство туристов из стран, давно состоящих в ЕС, не смогли вспомнить этого события. Зато гости из стран-новичков, сказали, что с тех пор улучшились их собственная жизнь, положение в стране и благосостояние соотечественников.



"Первые в истории дебаты кандидатов на кресло председателя Еврокомиссии.

Мартин Шульц, Жан-Клод Юнкер, Ги Верхофстадт и Ска Келлер — ключевые фигуры прошлого и, возможно, будущего европейской политики — высказали своё мнение о важнейших европейских проблемах в прямом эфире euronews.

Среди них — естественно, экономика, выход из кризиса и безработица, а также внешняя политика и недоверие избирателей к надгосударственной системе власти в целом.

Мартин Шульц, Европейская социалистическая партия:

«Проблема европейских выборов в том, что у граждан создаётся тенденция не воспринимать выборы всерьёз. А если мы не воспринимаем их серьёзно, тогда в Европарламенте оказывается всё больше радикалов.
Я, как немец, не могу себе представить, что нацисткая партия займёт в парламенте места и вновь начнёт пропагандировать идеи Адольфа Гитлера».

Внешняя политика Евросоюза как единого организма также вызывает вопросы; немало избирателей называют её «мягкой» или более того «беззубой», особенно на фоне последних событий вокруг Украины.

Жан-Клод Юнкер, Европейская народная партия:

«Те, кто критикует Европу за слишком слабую реакцию, хотят войны — потому что такова и есть альтернатива санкциям. Я не хотел бы военных действий в Европе, их и так было достаточно. Нам следует использовать мягкую силу для диалога и для давления на Россию. И я не считаю, что Украина войдёт в Евросоюз в ближайшие десять лет. Украине необходимо провести множество реформ».

Ги Верхофстадт, Альянс либералов и демократов за Европу:

«Путин не остановится, если сочтёт, что Евросоюз слаб и неспособен ввести — я не скажу экономические санкции — но по крайней мере персональные санкции против окружения президента Путина.
Сейчас мы этого не делаем. Американцы, например, взялись за олигархов. А у нас не хватает смелости сейчас взяться за олигархов».

Говоря о России, участники не могли не коснуться энергетики — поиск альтернатив российским поставкам они считают ключевым вопросом в этой области.

Ска Келлер, Европейская партия Зелёных:

«Я абсолютно уверена в том, что нам следует ограничить энергозависимость от России. И я считаю позорным то, что европейский бюджет именно в таких чувствительных областях, как возобновляемая энергия, энергоэффективность, поддержка малых и средних предприятий — был урезан моими дорогими коллегами, присутствующими здесь».

Напоследок кандидаты рассказали, что они считают самым важным для будущего Европы — иначе говоря, почему голосовать следует именно за их партию:

Жан-Клод Юнкер:

«Я бы хотел объединить, снова объединить Европу. Я категорически против того, чтобы рисовать на карте Европы новые разделительные линии, их там уже достаточно. Я против этих разговоров о том, что Европа делится на север и юг; нам надо вновь объединить Европу».

Мартин Шульц:

«Я хочу вернуть европейцам справедливость и честность, показать, что европейские институты заботятся о личных интересах каждого простого жителя. Нам нужна Европа для граждан, а не для банкиров и спекулянтов».

Ги Верхофстадт:

«Нам нужны новые европейские лидеры. Новые лидеры, которые порвут старые рецепты от консерваторов и социалистов — потому что консерваторы лишь защищают статус-кво, а социалисты считают, что новые долги помогут им покончить с кризисом, а ведь именно из-за долгов кризис начался».

Ска Келлер:

«Мы, зелёные, хотим предложить Европу, которая заботится о людях — это не только Европа единого рынка, это не Европа большого бизнеса, но это Европа, которая заботится о социальных правах людей».

Председателя Еврокомиссии не избирают напрямую; но в этом году впервые этот выбор будет основан на результатах выборов в Еропарламент, который, в свою очередь — опять же впервые — должен будет утвердить (или отвергнуть) кандидата, предложенного Европейским Советом".



Вопрос экономики стал одним из основных на первых в истории дебатах между кандидатами на пост президента Еврокомиссии. В них приняли участие от Европейской народной партии Жан-Клод Юнкер, от Партии Европейских социалистов Мартин Шульц, от Альянса демократов и либералов Ги Верховстадт и от Партии зеленых Франциска Келлер.

Дебаты прошли в университете Маастрихта. Неслучайно первые вопросы задали студенты – о рабочих местах и неприемлемых условиях приёма на работу молодёжи.

«Самая большая проблема – создание рабочих мест в странах с высоким уровнем безработицы. Например, Испания и Португалия во время кредитного кризиса согласились на это для средних и малых предприятий. И я хотел бы предложить кредитную программу для малых и средних предприятий и других работодателей, на основе кредитной программы Евросоюза. Для молодых людей должна быть снижена процентная ставка и увеличен срок возмещения кредита», – заявил действующий президент Европарламента Мартин Шульц.

«Нам нужно инвестировать в будущее. Инвестировать в то, что необходимо обществу, например, улучшить нашу экономику, сделать ее “зеленее”, и остановить изменение климата. Вкладывать деньги в образование и здравоохранение – в то, что принесёт пользу обществу, а также в создание новых рабочих мест, качественных рабочих мест, которые бы позволили людям обеспечить себя, дали им возможность стремиться вверх, а не такую работу, на которой бы их эксплуатировали», – уверена Ска Келлер.

«Я за вложение средств в рынок цифровых технологий, за инвестиции во внутренний рынок, который приносит в казну Европы 500 миллиардов. И я за то, чтобы Европа боролась с социальным демпингом. Именно поэтому уже не первый год я выступаю за законодательно определенный размер минимальной заработной платы во всех 28 странах Евросоюза», – сказал экс-глава Люксембурга и бывший глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер.

На вопрос «Как вы можете убедить нас, что вы способны проводить экономические инициативы, если реальная возможность принимать решения есть у Евросовета, но не у Еврокомиссии», Ги Верховстадт ответил:

«Вам нужен президент Еврокомиссии, у которого есть свой собственный взгляд на будущее, который возглавит ее и будет обладать правом законодательной инициативы. Чтобы можно было положить на стол Евросовета свои предложения и законопроекты. А не делать то, что делает господин Баррозу. Сначала он звонит в Париж, потом — в Берлин. Хотя, на самом деле, наоборот, сначала — в Берлин, потом — в Париж и только когда получает “зеленый свет” с обеих сторон, он берет на себя инициативу. Слишком мало и слишком поздно. Нам вновь нужен Европарламент, и Еврокомиссия, которые смогут взять власть в свои руки».

Результаты дебатов станут известны в ближайшее время. Опросы накануне показали, что лидером гонки за пост президента Еврокомиссии является Жан-Клод Юнкер, его в открытую поддерживает Ангела Меркель. Его основной соперник – Мартин Шульц.

Десять лет со дня расширения ЕС. - Справка.

"Евросоюз отмечает десятую годовщину своего большого расширения. 1 мая 2004 году в него вступили Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения.
Корреспондент Евроньюс Шандор Жирош узнавал, что об этом думают прохожие на улицах Брюсселя.
Большинство туристов из стран, давно состоящих в ЕС, похоже, забыли, что произошло 10 лет назад.
Зато помнят это гости из 10 стран, принятых тогда в Союз, таких как Чешская Республика. Они говорят, что с тех пор улучшились их собственная жизнь, положение в стране и благосостояние соотечественников.
Чехи признаются, что счастливы быть европейцами и рады находиться в этой семье народов.
А португалец добавил, что новые страны улучшили Европую
В праздничном настроении и Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства.
“Присоединение пошло на пользу и новичкам, и давним членам ЕС, – сказал Штефан Фюле. – Оно способствовало экономическому росту и поднятию уровня жизни в присоединившихся странах.”
Соглашение о членстве в ЕС подписали в 2003 году в Афинах представители восьми стран бывшего социалистического лагеря и двух средиземноморских островов.
За минувшие 10 лет в Евросоюз вступили также Болгария, Румыния и Хорватия. Кандидатами являются Македония, Сербия, Турция и Черногория".

"Евроньюс" 6 мая 2014 г.


“За годы, прошедшие с большого расширения ЕС, Европа стала казаться объединённой, – говорит корреспондент Евроньюс Шандор Жирош. – На самом деле, Восточная часть отделена от Западной “железным занавесом” социального неравенства. Мы посетили самую богатую и самую бедную страны, чтобы разобраться в причинах разницы между ними в уровне жизни, а также найти возможности борьбы с бедностью “.
София, на первый взгляд, типичный европейский город. На главной торговой улице много хорошо одетых людей, рестораны переполнены. А ведь это – столица беднейшей страны ЕС.

Стоит отъехать от центра на несколько километров, и картина совсем другая. В цыганском квартале Факультет живут около 30 тыс рома. У большинства мало средств к существованию. Трудоустроиться здесь почти невозможно.

Местные жители сетуют:
“Есть у тебя работа, нет – нужно как-то добывать деньги. Нам никто не помогает”.

“У некоторых есть честный доход, но другие воруют – просто сосут нашу кровь. Полиция иногда приезжает, проверяет документы, и все”.
Жизнь в Факультете улучшается, но медленно. Уже 15 лет здесь работает Елена Кабакчиева. Сейчас руководит фондом местного здравоохранения и социального развития.

“Раньше здесь вступали в брак в возрасте от 14 до 16 лет, а теперь в среднем от 18 до 20, – говорит она. – За то время, как в этом квартале действует наша служба, стало гораздо меньше отчислений из школ”.

Фонд содержит детский сад, ведёт курсы по домохозяйству и медицине для молодых матерей. Часть необходимых на это средств поступает от Евросоюза. Кабакчиева признает, что наладить достойную жизнь удастся не раньше, чем через несколько поколений.
“Все эксперты в этой области убеждены в необходимости долгосрочных мер, – продолжает она. – Как бы мы ни старалась, за три месяца или год не удастся улучшить обстановку”.

Болгарская экономика после отмены социализма ещё не достроила капитализм. Средний ежемесячный доход составляет лишь 333 евро. Страну душат коррупция и организованная преступность. Большие надежды возлагаются на развитие черноморских курортов, но этому мешают злоупотребления. Журналист Ассен Йорданов, переживший уже две попытки покушения, расследует попытки влиятельных людей отгородить от публики последние из диких пляжей на побережье. Эта земля была еще недавно охраняемой государством природной зоной. Инвесторы перепродали её, выручив в 100 раз больше, чем заплатили первоначально.

“Застройка приморских территорию – это не средство прогресса страны и поощрения туризма, – говорит журналист, показывая на коробки будущих многоэтажных зданий. – Она лишь позволяет некоторым олигархическим мафиозным структурами набивать свои карманы”.

Страна вступила в ЕС в 2007 году . Надежды были велики, но с тех пор всё меньше болгар одобряют это членство, убедившись что оно не способствует повышению уровня жизни.

“Они ожидали гораздо большего в социальной сфере, – говорит евродепутат Ивайло Калфин. – Но многие, особенно молодёжь, предприниматели, выпускники – лучше понимают, какие возможности даёт им ЕС”.

26-летняя Мария Ангелова, начинающая карьеру в средствах массовой информации, решила не уезжать из Болгарии. Сейчас она редактирует интернет-сайт для путешественников и испытывает оптимизм.
“Я вижу, как многие в жизни меняется. Европейские деньги потекли в перспективные проекты, – говорит она. – По-моему, шаг за шагом, очень медленно что-то будет улучшаться”.

Крохотный Люксембург с населением 520 тысяч человек – самое богатое в Европе государство. В мире оно уступает только Катару. Ежемесячный доход на душу населения – 3200 евро. Великое Княжество – это прежде всего финансовый центр, здесь процветают также компании интернета и средства массовой информации.
Мы спросили прохожих, какая у Люксембурга самая большая проблема?

“Крупнейшая проблема? Я переехала сюда несколько лет назад, и мне здесь очень хорошо. Никаких проблем нет”.
“Крупнейшая проблема? Я не вижу никаких проблем. Здесь тихо, всё хорошо организовано. Очень приятно жить и работать в этой стране”.

Мы поговорили о социальном неравенстве внутри Евросоюза с профессором Люксембургского университета Арланом Коффом, а вначале попросили его объяснить секрет успеха Люксембурга.

Арлан Кофф : Во-первых, страна нашла себе нишу. Она создала для себя экономику на основе банковского дела. Во-вторых, Люксембург стремится не столько к росту, сколько к стабильности. Это привело к тому, что в Люксембурге очень сильный средний класс.

Евроньюс : В чем причина нищеты , которую мы видим в некоторых регионах Европы ?

Арлан Кофф : В этих регионах, о которых вы говорите, средний класс живёт плохо. Тяжёлые условия приводят к его уменьшению. Экономика таких регионов ориентирована на заводское производство, другую промышленность и строительство, и поэтому отстаёт в развитии. Именно эти сектора дают основной прирост безработицы в большей части Европейском Союзе.

Евроньюс : Не кажется ли вам , что коррупция может быть фактором нищеты ?

Арлан Кофф : По-моему, что коррупция – это один из факторов , однако она принимает форму не только “откатов “ или взяток. Говоря о коррупции , мы имеем в виду неформальные сообщества, которые влияют на решения лидеров. Мы имеем в виду нехватку государственного регулирования, доверия к государству , разрыв связей между государством и рынками, создание параллельных обществ. Когда граждане работают в параллельных обществах, они всегда рискуют, они уязвимы , а это и создаёт бедность".


Рецензии