Дрожь, дрожать - этимология
говорить: "поп ли ты или распоп? И аз отвещал:
"аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе
дело до меня?
Аввакум. «Житите…», 1673
Дрожь – частое судорожное сокращение мышц от холода, при нервном возбуждении и т.п.; сотрясение, содрогание.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -дрож-. Значение - действие по значению гл. дрожать; частое судорожное сокращение мышц (от холода, страха, при нервном возбуждении и т. п.); сотрясение, содрогание.
Этимология по Максу Фасмеру со вставками неизвестного автора
(От праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) русск. дрожь, дрожать, укр. дрож, дрижа, белор. дрыжыкі, дрыжанне. Родственно лит. drugys «лихорадка; бабочка», латышск. drudzis «перемежающаяся лихорадка», др.-прусск. drogis «тростник». Далее, сравнивают с греч. (toithor;ssein se;ein (Гесихий)).
б) Этимологический словарь
Дрожать. Древнерусское – дрожати. «Дрожать» – русский по происхождению глагол, вошедший в лексику русского языка в XIV в. Означает «трястись от холода или от страха».
2) Применение термина «дрожь» в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1977, вып. 4
* Дрожание, с. Лихорадка (?). Сице си время то люто есть и рожающи дрожаниа [глосса: трясцы]. Совещ. бож. д., 42. XVI в.
* Дрожати (дрожжати, дроЗжати). 1. Дрожать, сотрясаться. И скачютъ Соломоново войско на конехъ своихъ... ино земля дрожитъ отъ такие рати. (Пов. о Соломоне) Лож. и отреч. кн., 69. XVII в. 2. Дрожать от холода, страха. Очи млстивно возведи на дрожащаго от зимы и приодежи его. Изм., 173. XVI в. с XIV—XV вв. Не быт ли дозжу, весь дроЗжу. Сим. Послов., 211. XVII— XVIII вв. …
* Дрожь (дрождь), ж. Дрожь, озноб. (1417): «…и потомь дрожь иметъ»; и т.д.
б) Национальный корпус русского языка
* Московский лицевой свод (1560-1570): «Болесть же бе сица: преже яко рогатиною ударить за лопатку или под груди или меж крилъ, и тако разболевъся человекъ начнет кровью храхати и огнь зажьжетъ и потомъ потъ, та же дрожь, и полежавъ единь день или два, а ретко того кои 3 дни, и тако умираху, а инии железою умираху».
3) Обобщение и вывод
Если исходить из положений логики, то основные термины высказывания (утверждения, тезисы) должны быть ясно определены и объяснены, независимо от познаний читателя. Этимологи не объясняет термин, читая комментарий, мы не понимаем, откуда взялось слово-понятие, кто является его носителем и каким образом термин был растиражирован на громадную территорию?
Отметим, явное противоречие в словарях. Викисловарь декларирует - слово как праславянское; Этимологический словарь считает слово «русским глаголом… XIV века» - так праславянское (кто знает праславянский язык?) или русское??? Из приведенного материала ясно, что в литературный оборот слово «дрожь» было запущено примерно в XIV в., широко применяется в XVI веке. Никто из исследователей не опирается в своих изысканиях на сакральный язык иудеохристианства – иврит.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин «дрожь» в связи с библейской терминологией и образами. На территории Руси исторически фиксируется только единственная организация с правами истолкования Слова Бога – Церковь. В её распоряжении был обширный аппарат пропагандистов и агитаторов (священники, монахи), научные кадры (переводчики, исследователи текстов) и материальные средства, а также религиозная и светская власть.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни. Иврит – язык согласных букв, такова древняя письменная традиция (согласные принадлежат Богу), огласовки (гласные) стали писать в текстах Торы только с XI века.
ДРОЖЬ = ДР+О+ЖЬ = Д.Р.+З. Прочитаем слово наоборот, справа налево, как в иврите – З.+Р.Д.; у нас моментально выявляются соответствующие корни иврита – Р.Д., или в полной огласовке РААД дрожь, трепет и ЗА двигаться, дрожать.
а) Терминология
ДРОЖЬ = ДР+О+ЖЬ = Д.Р.+З. = ДР = корень прочитан наоборот – Р.Д. = ивр. РААД дрожь, трепет, страх; РЕАДА дрожь, трепет; РААД, РОЕД дрожать, трепетать + ЗА, ЗУА двигаться, дрожать.
* См. стронг ивр. 7461, РААД
* См. стронг ивр. 2111, ЗУА
* Пояснение
В слове «дроЖь» присутствует буква Ж, происхождение которой лингвистами не выяснено. Некоторые исследователи связывают букву Ж глаголицы с Ж коптского языка (перевернута); если отбросить слова заимствованные из других языков - корневых слов с Ж очень мало.
Вероятно, что при транслитерации слов или при создании нового понятия по модели иврита, буква иврита заин «З» передавалась русской буквой Ж, чаще всего в словах, где было две рядом стоящие буквы З (ЗЗ). Каких-либо строгих правил при передаче термина с иврита на русский язык не было, у каждой школы переводчиков, вероятно, была своя традиция транслитерации.
б) Библейский образ
* Д.Р. = наоборот Р.Д., РААД
Исход 15:15: «Трепет (РААД) объял вождей Моавитских».
Иов 4:14: «Объял меня ужас трепет (РААД), и потряс все кости мои».
Пс. 2:11: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (РААД)».
* Ж = ЗА (ивр.) двигаться, дрожать
Есфирь 5:09: «И вышел Аман в тот день веселый и, веселясь в сердце, но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, что он не встал, не тронулся (не дрожал) пред ним, Аман был наполнен гневом на Мардохея».
ЗИА (ивр.) дрожь, трепет; личное имя, человек колена Гада (перевод – шум).
* Викисловарь
Существительное (ивр.) (Zia) - 1. флаттер (колебания, вибрации), тремор (дрожание тела); 2. (талмудические) благоговения, уважение, страх.
ЗИЗА (ивр.) потрясать, сотрясать, колебать.
ЗААЗУА (ивр.) потрясение, содрогание, сотрясение.
Таким образом, понятие «дрожь» полностью укладывается в терминологию Библии; в русском языке искусственное, составное понятие, описывающим состояние человека. Получено в ходе транслитерации, передачи слова с одного алфавита на другой, отличный от первого.
Мышление, интеллектуальная мощь древнерусских переводчиков Библии поражает!!!
Свидетельство о публикации №214050601485