Культ карго у моей собачки Люли

Существует феномен веры во всемогущество мыслей. У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. Эта вера во всемогущество мыслей, которую принято называть магическим мышлением,  состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность.  В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет. Частным проявлением магического мышления принято считать хорошо известный культ карго - имитация желаемого.  Так, например, некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами.

Хорошо известно и широко распространено не только среди простого народа, но даже и в среде учёных, психологическое клише - метафора относительно мышления, заключающаяся в том, что для животных характерны исключительно инстинкты, рефлексы, что у животных есть мозги, но нет души, что животные не обладают интеллектуальными способностями и т.п. фантазии "царей зверей". Но можно себе представить, что некоторые аспекты мыслительных стереотипов животных должны быть близки к стереотипам мышления народов, находящихся на примитивной стадии развития. Как отмечал Зигмунд Фрейд в опубликованной в 1913 году книге "Тотем и табу", "у всякого принимающего участие в развитии психоаналитического исследования остался достопамятным момент, когда К. Г. Юнг на частном научном съезде сообщил через одного из своих учеников, что фантазии некоторых душевнобольных (Dementia praecox - раннее слабоумие) удивительным образом совпадают с мифологическими космогониями древних народов, о которых необразованные больные не могли иметь никакого научного представления".

Отправление определённого ритуала (жертвоприношения, молитвы) или соблюдение табу, по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия — на демонстрации полового акта. Подобная же переоценка силы желаний и мыслей, по Фрейду, наблюдается у детей, а также при психических расстройствах, например, у невротиков, которые стараются избегать определённых мыслей, опасаясь, что они приведут к неблагоприятным последствиям в реальности вроде болезни, смерти и т. п. ("как бы не сглазить").

Интересный феномен магического мышления я наблюдаю на одной из своих собачек породы йоркипу - смеси йоркширского терьера с пуделем. Одна из единоутробных сестричек - Люля напоминает пуделя, другая - Лиля - больше похожа на йоркширского терьера. Люля в полтора раза больше Лили и намного её умнее. Лиля же намного хитрее и в то же время чувственнее Люли. Она в курсе всего, что делается в доме, на её мордочке написано, что она размышляет над всеми движениями жизни нашего дома, в то время как Люля в большей степени инертна именно потому, что она всё как бы знает заранее, она явно демонстрирует зачатки абстрактного мышления. По мордочке Лили видно, что она постоянно напряжённо что-то обдумывает, а по Люле видно, что она практически всё давно уже обдумала.

Обе сестрички обожают всех членов семьи. Я имел многих собак в моей жизни, но никогда не встречался с такой любвеобильностью. Притом, что всех они любят одинаково, Лиля пытается изобразить, что она имеет на меня особые права. Она постоянно рядом со мной. Если я сижу в офисе до 3-4 часов утра, то она спит рядом на стуле. Стоит мне пойти спать, как Лиля идёт за мной, запрыгивает на кровать и ложится рядом. При этом в поведении Лили нет ни малейшей корысти. Она знает, что, во-первых, во всех случаях сестрички получают одинаковое количество еды, а, во-вторых, еду я им выдаю, когда появляюсь на кухне.

Феномен магического мышления обнаружился у Люли и отсутствует у Лили. Люля научилась имитировать человеческую речь. Она очень похоже модулирует звуки неодинаковой длительности, имитируя слова и звучание человеческой речи. Люля поняла, что с помощью речи мы получаем всё, что нам нужно. Я прошу жену что-то принести мне из холодильника, жена говорит мне что-то и я иду за едой для собак и т.д. Поскольку все члены семьи стараются удовлетворить все собачьи просьбы, а таких просьб у собак множество, то понять, что именно просит Люля от меня, я, конечно же, не могу. Но я при каждом её обращении ко мне "на чисто конкретном человеческом языке", я встаю, если лежал или сидел, и иду за ней, чтобы понять, что именно она просит меня сделать. Тем самым я как бы развиваю в ней веру в магическую силу человекообразного изъявления её желаний. Со временем способность Люли имитировать человеческую речь всё более совершенствуется, а Лиля этим видом спорта не увлекается, хотя у неё прекрасный музыкальный слух, она очень красиво поёт, и могла бы увлечься совершенствованием в магическом мышлении. Всё дело видимо в том, что у Люли более развито логическое мышление.       


Рецензии