Дневник Шуры Елагиной. Продолжение 12
Поливановы звали на чай.
Мне почему-то показалось, что папаша не очень-то хотел идти, но отказывать было неудобно.
Карл Эдуардович тоже пришел. В последнее время без него ни одно чаепитие не обходится.
- Вот вы прошлый раз заговорили об общественных катаклизмах, о ценности отдельной человеческой жизни, отказываясь видеть большую картину всемирного переустройства, - начал Карл Эдуардович, едва завидев папашу, - а между тем человечество выходит из периода разобщенности, оно неизбежно движется к слиянию в единый организм, в котором все будет действовать слажено и служить общей цели. Когда человек осознает свое место в этом организме, роль клетки с определенными функциями и не станет стремиться во что бы то ни стало занять другое, не предназначенное ему место, наступит всеобщая гармония. Не будет больше ничего невозможного. Ради этой красоты и совершенства можно вынести любые испытания и пойти на любые жертвы.
- Какой вы фантазер, Карл Эдуардович, - сказала Ксения Львовна.
- Карл Эдуардович опасный фантазер, - уточнил папаша. - Не считайте его слова безобидным чудачеством. Он пытается лишить человека самого главного - личности. Но у него ничего не получится, потому что личность - это душа, а душа бессмертна и неистребима. Поэтому все жертвы, которые он готов принести во имя своей невнятной идеи - бессмысленны и преступны, а сама идея неосуществима, как любая утопия.
- Вы прямо Антихриста из Карла Эдуардовича сделали, - усмехнулся Петр Ефграфович.
Карл Эдуардович обиделся.
- У меня есть определенные религиозные убеждения, отличающиеся от общепринятых, - сказал он, - тем не менее, сравнивать меня с Антихристом было бы довольно странно и неуместно. Во-первых, я не верю в его существование ни в виде материализованного зла, ни в виде отвлеченной идеи, во-вторых, я желаю человечеству отнюдь не гибели, а полного раскрытия его возможностей, золотого века процветания и совершенства. Человечество уже давно движется к этой заветной цели, и если Алексей Иванович не может освободиться из плена романтических иллюзий и предрассудков, тем хуже для него.
- Я все никак не пойму вас, дорогой Карл Эдуардович, - сказала Ксения Львовна, - вы нам о коммунизме рассказываете или все-таки о чем-то другом?
- А разве название имеет какое-то значение? - отозвался папаша. - По своей сути это и есть коммунизм, каким именем не назови.
- А что плохого в коммунизме? - воскликнул Карл Эдуардович.- Не нужно делать из коммунизма какое-то пугало. Что вам не нравится во всеобщем равенстве, справедливом распределении благ, единстве убеждений, посильном труде, здоровых и свободных отношениях между людьми?
На этих словах Ксения Львовна с Лидией Михайловной выслали меня и Галочку из-за стола. Вслед за нами в соседнюю комнату поплелся и поливановский Гриша, которому было приказано проследить за тем, что бы нам не было скучно. Конечно, Гриша сразу же развалился на диване и думать о нас забыл, от чего я лично не очень-то и расстроилась.
- Вы спрашиваете, что плохого в коммунизме?! - доносилось из столовой. - Я же говорил вам неоднократно, драгоценный вы мой: то, что он неосуществим! Атеисты не могут создать Царства Божьего! Все разобьется о человеческую испорченность, о властолюбие и жадность. Грешный человек не хочет равенства и справедливости, он хочет иметь больше других и жить лучше соседа. Он не желает трудиться для всеобщего блага, он хочет командовать и передавать должность по наследству. Не будет никакого золотого века, потому что вы перегрызете друг-друга, господа-товарищи. А «листьев» и «веток» вам никогда не было жалко! Их и считать никто не станет! Неужели вы не видите, что из ваших красных косыночниц и парнишек в буденовках растет новая каста пролетарских брахманов?
Это был папашин голос.
Карл Эдуардович отбивался, как мог, но на него наседали со всех сторон.
- А что, собственно, вы имели в виду под свободными отношениями? - спрашивала Лидия Михайловна. - Вы против законного брака, против семейного уклада жизни?
- Не хочу пугать вас, Лидия Михайловна, - отвечал Карл Эдуардович, - но в будущем никакой семьи не будет. Ваш семейный уклад только мешает единообразию воспитания подрастающего поколения. Это заметил еще Томас Мор. Люди рождают детей из страха перед беспомощной старостью - кто-то должен подать водички перед смертью, похоронить достойно… В развитом обществе этих проблем уже не будет, потому что все будут обеспечены необходимым с первых дней жизни до самой смерти. Возможно, со временем научный прогресс преодолеет даже ее. Большая часть людей будет свободна от бремени деторождения, а вопросами воспитания и образования займется государство.
- То есть как это «свободна»? - не отставала Лидия Михайловна, - Не иметь детей противоестественно. Каждая женщина хочет иметь ребенка…
- Да, - согласился Карл Эдуардович. - И при этом она передает ему свои физические недостатки и дурную наследственность. Не каждая способна родить здоровое и красивое дитя. Человечество должно изменить отношение к самовоспроизводству. Рождение человека не может быть случайностью или прихотью, оно должно быть хорошо спланировано и научно обосновано. Это сведет на нет рождение маньяков, сумасшедших, больных и дегенератов.
Тут Ксения Львовна не выдержала, встала из-за стола и перешла в нашу комнату.
- А как же любовь? - спросила она у поливановского Гриши, который, точно так же как и мы с Галочкой, внимательно прислушивался к разговору в столовой.
Гриша ответил, что в любви не особо разбирается и пусть Ксения Львовна спросит у кого-нибудь другого, например, у Алексея Ивановича.
Это было натуральное хамство.
- Отчего же именно у него? - поинтересовалась Ксеничка.
Но поливановский Гриша не стал вдаваться в объяснения.
Тут Ксения Львовна решила над ним немного подшутить в своем излюбленном шаловливо-бесцеремонном стиле:
- У вас такой вид, будто вы влюблены безответно, - сказала она. - Скажите, кто она? Шурочка или Галочка?
Признаюсь, что я в первый раз посочувствовала поливановскому Грише, но он не дался в обиду и ответил довольно язвительно, что в отличие от некоторых заезжих донжуанов не гоняется за барышнями на десять лет моложе его самого.
- Десять лет, это не такая большая разница в возрасте, - возразила Ксения Львовна. - Вы еще не понимаете этого, Гриша, потому что сами очень молоды.
Гриша мысленно желал ей провалиться сквозь землю - это легко читалось в его глазах.
- Я не так молод, как вам кажется, - холодно ответил он. - И не нужно разговаривать со мной в таком тоне, будто я гимназист пятого класса.
Ксения Львовна засмеялась.
- Полно вам обижаться, Гришенька, молодость - это ваше преимущество. А теперь скажите, кого именно вы называете заезжими донжуанами?
- Кажется, нетрудно догадаться, - ответил Гриша, - у нас их не так уж много.
Ксения Львовна сразу же сникла и ушла в столовую.
Честно говоря, я так и не поняла из-за чего она так внезапно расстроилась - разговор был глупейший.
Вскоре все засобирались по домам.
На улице я спросила у Галочки, о ком говорили Гриша и Ксения Львовна.
- Шура, - сказала она, - ты меня удивляешь. Они говорили о твоем папаше.
Папаша - донжуан? По-моему, Гриша с Ксеничкой просто сбрендили.
(Продолжение следует)
http://www.proza.ru/2014/05/13/1430
Свидетельство о публикации №214050901699
И правда, что тут плохого? Всё прекрасно!! Всё привлекает!! но тут вступает Шурочкин папа: " Атеисты не могут создать Царства Божьего! Все разобьется о человеческую испорченность, о властолюбие и жадность. Грешный человек не хочет равенства и справедливости, он хочет иметь больше других и жить лучше соседа. Он не желает трудиться для всеобщего блага, он хочет командовать и передавать должность по наследству. Не будет никакого золотого века, потому что вы перегрызете друг-друга, господа-товарищи".
Так выходит, всё дело в религии, в вере? А разве среди верующих не преступников, думающих: Согрешу, потом покаюсь - и дорога в рай обеспечена. Нет, не всё так гладко... К тому же Карл Эдуардович ещё одну популярную теорию того времени объясняет: отказ от семьи. О, какова глубина пропасти человеческих заблуждений - не измерить. С уважением,
Элла Лякишева 26.12.2017 14:33 Заявить о нарушении
Что же касается веры, то не все, именующие себя верующими, являются ими на самом деле. Вера не в словах, а в поступках.
Я думаю, что коммунизм просто невозможен. Его рубит на корню властолюбие и корысть. Это интуитивно почувствовали анархисты, создавшие еще одну утопию - о саморегулирующемся обществе равных.
Время идеалистов закончилось. Показательно, что за последние сто лет утопия как литературный жанр видоизменилась в антиутопию. Наверное, человечество теряет веру в социальную справедливость.
Марина Беловол 27.12.2017 16:58 Заявить о нарушении
Элла Лякишева 27.12.2017 17:29 Заявить о нарушении