Сивка-бурка, вещая каурка...

Встретила в сети рассуждения на тему про странный заговор, которым встречает свою лошадь герой сказки про Конька-Горбунка...
Ничего на самом деле в этом заговорк не понятно...

А почему? Да потому, что, скорее всего, этот заговор не имеет русскоязычных корней, в данном случае славянских, так как основные племена в ближайшие два тысячелетия жили на территории современных Италии, Германии , районов рек Днепр И Буг, и только вследствие стремительного наступления монгольских войск часть осела в районе современной Москвы. Конечно, при смешении финно-угорских и славянских племен произошло и изменение некоторых структур языка, о чем и говорит появление совершенно иного языка по сравнению даже с ближайшим, белорусским. И... теперь приходится переводить с болгарского, белорусского, украинского, поскольку строй и слова языка изменились. Интересно было бы восстановить сам процесс изменения изначального кода языка, если, наконец, определить, какие же народы способствовали этому изменению исходного языка.

Итак, моя гипотеза - слиянию подверглись ары (теперь удмурты) и кривичи (теперь белорусы) - два основных блока племен (названия других племен, оставшихся в истории, а это меря, мещера, голяне - возможно, было просто названием отдельных родов, имевших один язык, который преобразовался либо в русский, либо остался исходным - финно-угорским, и поэтому эти названия исчезли с карты племен).

Это слияние произошло до или после неприятнейших событий монгольского нашествия 11-13 веков? То, что основная масса финно-угров и славян в виде варягов (вар - по-удм. "служить", яг - это "лес") или москалей (мос - это "сила", сравните "мощ-ность", каль - народ, сообщество людей, воплотившихся на земле, см. пост "Энергия Ка...") давно занималась промыслами на реке Волга - очевидный факт. Волга (см. посты на темы "Этимология слова Волга с т.зр. удм.языка", "Кельты - рыжие...") - основной транспортный поток с древнейших времен и место слияния различнейших племен и народов. С Волги и начинается зарождение русского языка, который потом "обтесывался" в Новгороде и др. других городах Древней Руси. Возможно, что язык древних летописей совсем не похож на разговорный язык русичей уже в те времена, поскольку он не имел письменного подтверждения, почти все летописцы пришли из западных или южных районов и создавали церковные устои по западному образцу, в то числе и записи они вели на, скорее всего, совершенно непонятном для основного большинства формирующегося народа языке. Что вполне устраивало правящих бояр и князей - чем более непонятно, тем более мистично, красиво и пугающе для простого народа...

Иначе, почему же язык  А.С.Пушкина считается революционным прорывом и теперешней нормой языка? Неужели поэт смог быть таким гениальным и заставил всех говорить на том языке, на котором он хотел описать мир? Наоборот, А.С.Пушкин, вслед за ним М.Ю.Лермонтов, просто отразили настоящий разговорный русский язык того времени. И... самое интересное, он мало изменился за прошедшие два века, кроме некоторых изменений в грамматике и написании слов, поскольку это был уже сложившийся язык за несколько веков до...

---
Итак, смотрим на сам заговор:
"Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!"

Про лошадь - понятно, она была одним из основных средств передвижения в древние времена, ну а скотоводы, коими в свое время были многие позже оседлые племена, всегда просто молились на лошадей. Но масть? Сивый - это нечто серое с серебристым отливом, седой - ближе к этому оттенку, бурый - понятно, что коричневый, но более темный, а каурый - это коричневый цвета каштана, т.е. с рыжим оттенком. Почему каурый цвет лошади вдруг стал "вещим"?
Но дальше - с чего это лист, особенно упавший, должен стоять перед травой? Очевидно, что лист он УПАЛ и лежит на земле, но совсем не стоит, как солдат на посту.

Почему же я решила, что заговор на самом деле - не славянского происхождения, а финно-угорского? Как раз из-за этого несоответствия (смотрите также посты на тему "Ба" и "Ка"). Что я думаю? Скорее всего в данном случае, это просто "калька", дословный перевод заговора с некоего языка, и потому с непонятным смыслом на русском языке.

---
Попробую восстановить истинный смысл фраз с помощью удмуртского языка.
Лошадь - вал, я думаю, что это также аллегория просто силы, в том числе и силы передвижения (лошадиная сила двигателя автомобиля).
Сивый - лыз (конкретно о масти лошади, но это также и синий цвет), пурысь (серый, седой), лыз-пурысь (это сизый цвет, сине-серый, и еще это и есть сивка-бурка по словарю). Лы - это ость, основа кости, но также и основа мира??? Почему-то выделен синий цвет (дети индиго из этой серии?).
Бурый - курень (коричневый, бурый),
Каурый - это и каур, как и в русском языке, и также з:арто:ри (в слове два корня - з:ар - дзар -  т.е. жар по-русски, з:а - рассыпающийся свет, то:ри - очевидная связь с то:ро - старший, а также с богом Тор скандинавской мифологии, да еще, самое интересное, с небезызвестной Торой иудеев). Вот отсюда можно и сделать вывод: почему же каурка считается "вещей". Русский язык не дает никакого понимания, но удмуртский сразу же приводит нас ко всеобщему Свету и главному Свету во вселенной. Странное все-таки сочетание для каурой масти лошади. Небольшая рыжинка к коричневому - и взгляд на лошадь уже меняется. Почему?

Я пока не нашла ответа на этот вопрос, но думаю, что каурая масть является основной для почти диких лошадей, в том числе и для лошади Пржевальского, которая и является основой всего стада, которое было одомашнено людьми в древние времена.

Далее:
Лист - куар (удивительная перестановка слогов - каур-куар!???)
Перед - азе - послелог, азян - здесь аз(ь) - это и есть "перед" или "анфас" или "лицо" (сравните face - по английски); вадескын - послелог, напротив, против, все-таки больше относится ко времени, потому что вадес - это пора, время, момент, период. Вожме усьылыны - силу показывать (при этом вож - это зеленый!)
Трава - турын (в русском языке осталось выражение "трын-трава", т.е. одно слово "турын" по-удмуртски, второе - по славянски, общий смысл получился не очень приятный, с оттенком горечи - аз, трын-трава...;-))

Итак, во второй части заговора присутствуют - зеленый цвет, листья или трава - в форме перестановки предыдущего каурого цвета - куар, и лицо (чье?).

Удмуртский язык, в силу исторических причин (см. пост "О некоторых названиях древних племен..."), на удивление сохранил основу всех своих понятий, поскольку не только слово целиком, но и каждый слог в нем имеет свое определенное значение.

Ка-ур-ый - это энергия воплощения Ка (а также Кол, или круг - см. посты на тему "Энергия Ка...") в реальность, ур - по-удмуртски это или "гной" или "шум". Знаменитое русское "ура!!!" - имеет происхождение из удмуртского, но не из немецкого "hurrah", хотя здесь прослеживается очевидная древняя связь саксонов или сынов саков с удмуртами.

Так... с чего бы гной, т.е. разложение живой ткани?
Или просто шум???

Аналогия - энергия Ка, воплощаясь в реальность, производит некий бульон Ур, т.е. "набор специй", грязь, туманность, из чего потом формируется вполне определенные формы неживых и живых существ. Потому и получается второе название для каурой масти в удмуртском языке - з:арто:ри - см. расшифровку выше. Это главная (то:ри) субстанция для рождения живого, т.е. обладающего "дживой", огнем (з:ар), жаром, одушевленностью, движущегося в пространстве и времени существа...

То есть каурая масть - исходная для существования лошадей (см. выше), является символом зарождения существ, обладающих осознанием...

В слове "куар" - лист, звуки уже переставлены.
И, естественно, значение этих слогов также меняется. Смотрим, ку - это шкурка (ш-ку-рка!), ар - это год. Шкурка на год!!! Слово "ар" я более подробно осветила в посте на тему "О некоторых названиях древних племен..." Но как же точно! Расшифровка многих слов в удмуртском языке говорит о замечательной проницательности древних!

Дали шкурку для того, чтобы сохранить жидкость в теле (человека) или в листе или в любой другой форме оживленного, живого существа. Но... всего на год "ар" (а "гож" - это "черта" по-удмуртски). Очерченный круг жизни или  шар ("шарыны" - проявляться). И ар - это также и название народа или часть названий многих народов Урало-Каспийского региона.

Народ-лист,  народ, как лист, народ ар, имеющий шкурку ку.

Куара - это уже звук по-удмуртски, звук-зов-крик. Вот где скрывается подзывание животного к себе. Встань, я зову, как трава [встает].

Далее смотрим, азь - лицо, фасад, трава - турын - т-ур-ын... Расшифровка каждого слога дает неожиданную аналогию - тур - это колебание, взмах, а также и тетерев и даже журавль (тури). Ын - это полог. Т.е. турын - развевающийся полог.

Можно ли все собрать вместе?
Встать, очнуться, протрезветь, пробудиться - по-удмуртски "сайканы". "Султыны" - стоять; "сылыны" - стоять, находиться; "улыны" - существовать.

Что же можно принять за основу расшифровки?

Почему же лист - встал перед травой? Энергия воплощения на год (ку-ар), показав свое лицо (или тело в реальности), воплотилась, как и зеленая трава (вож турын), трава обладающая способностью переизлучать солнечный цвет для творения. Сходится с первой частью заговора?

Итак, напомню, в первой части сила, которую олицетворяет лошадь (вспомним, что до сих пор во многих областях жизни человека, особенно на транспорте, все измеряется в лошадиных силах), имеет светлый цвет, потом переходит в различные степени коричневого. С чем это может быть связано? вопрос? Встречала в интернете еще очень интересную мысль о соответствии цветов возрасту человека.

Интереснейшее объяснение цветов лошади с точки зрения - передачи опыта. Сначала сивый, т.е. седой, человек в возрасте, работает в связке с сыном (дочерью) - волосы коричневого, темного цвета, и все, в конце концов, передается внуку, с волосами темно-рыжеватого оттенка.

Обратная зависимость возрастов, по сравнению с возрастными категориями сказки по колобка (см. пост про энергию Ба, Да и Колобка).


Рецензии
«Сказка – ложь, да, в ней намёк, добрым молодцам урок».

Почитать этимологические словари Фасмера, Брокгаузена и др. так кажется, что в русских словах нет ни одного собственного корня. И вот, теперь ещё удмуртский в русской сказке.
Что же на самом деле ?
«Сивка-бурка, вещая каурка», где сивка-бурка – гнедой конь с белой гривой. Каурка (кауровый – жёлтый (тат.)) – масть жёлтого цвета. Но,
каурка – kaurka > kanarjka – канарейка (слав.)(замена n/u), канарейка имеет жёлтый цвет !
Другое значение каурки - kaurka > karaulka – караулка (слав.)(проп. l), каурка служит для караула, сторожа посевов.
Вещая караулка – сторожевой конь, образ охранителя посевов, дух зерна у славян.
От какого вредителя сторожит посевы вещая каурка и Иван ?
В сказке Ершова «Конёк-Горбунок» Иван сторожит Жар-птицу, которая является образом огня, пожара. Пожары являются самым большим злом для русского землепашца.
Вещая каурка потому, что в языческом храме Аркона (Яр-Конь, т.е. Белый конь) на острове Рюген в Балтийском море существовал некогда обычай приношения даров Белому (Сивому) коню. По ходке, движению этого коня славяне гадали об урожае, войне и др.
Поговорка «Встать не на ту ногу» из этой области.
«Встань передо мной, как лист перед травой» - встать как сторож, часовой, караул перед начальником или амбаром (а в сказке перед Иваном-дурачком). И ничего здесь другого нет.
Иван – дурак потому и есть, что младший сын в семье, которого всегда балуют. Согласно минорату принятому в русском праве младший сын остаётся в родительском доме, а старшие сыновья строят себе новые дома, потому и младшему всегда везёт, он баловень судьбы.
Об удмуртской этимологии .
варяг – от вар – «служить» (удм.), яг – «лес» (удм.), т.е. окончание «яг» в русском языке (срав. земл-як, топл-як, Краков-як, бур-як, кор-яга) становится словом в удмуртском языке !
москаль – имеет корень «моск», а частица «аль/арь» - признак, классификатор принадлежности имени сущ. в укр./рус. (например, ков-аль, пек-арь, ток-арь) . Тем не менее, в удмуртском «москаль» разбивается как «мос-каль»
Трын-трава > искаж. струна-трава с пропуском буквы «с», т.е. гибкая и высокая трава, напоминающая струну, поэтому, рано утром, когда крестьяне косят траву, коса звенит, «поёт». Почитайте рассказ «Косцы» И. Бунина.
Если по-удмуртски «турын»- трава, то получается трава (удм.)- трава (слав.) – бессмысленная тавтология.
сайканы – стоять (удм.) > sajkani > stojka-ni – стойка (слав.)(проп. t)
Конечно, фино-угорские языки и, в частности, удмуртский язык, имеют общие корни со славянскими языками, но не настолько, чтобы подменять слова в русской сказке удмуртскими словами.
Кстати, фин – fin > kon – кон/конец (слав.)(редукция k/f), финны – народ, живущий на краю северной земли.
угор – ugor > у горы (слав.), жить у горы (конкретно близ Уральских гор), где угры – нынешние венгры (угорские иноходцы упоминаются в «Слове о полку Игореве»), поэтому в классификации ностратических языков финно- угорские языки относятся к уральской макросемье языков согласно исследованию известного российского лингвиста Иллича-Свитыча.
кыпчак – кочевник (тюрк.) > kipchak > kochevnik – кочевник (слав.)(инв. kipchak, ред. v/p, проп. n)
Общие ностратические корни уральской и славянской группы языков можно легко получить в результате несложного передвижения согласных по закону братьев Гримм.
Примеры общих корней уральской и славянской группы языков.
berk – высокий (урал.)/verx – верх (слав.)(редукция v/b, x/k)
para – хороший (урал.)/dbra – добро (слав.)(проп. d, ред. b/p)
pićV – маленький (урал.)/bjucat – баюкать (слав.)/mlcj – мелкий (слав.)(ред. m/p, замена l/i) /micro – от micros – маленький (греч.)(ред. l/r)
pilwe – облако (урал.)/ polivat – поливать (слав.)
poka – бежать (урал.)/ beg – бег (слав.)(ред. b/p, g/k)
pura – орудие для бурения/burit/burja – бурить/буря (слав.)(ред. b/p)
и т.д. и т.п.
Так что общие корни есть, только надо их видеть.
«С Волги и начинается зарождение русского языка, который потом "обтесывался" в Новгороде и др. других городах Древней Руси.» [Людмила 31]
Что касается, того, откуда есть и пошёл русский язык, то, конечно, не с Волги (я Вас умоляю !).
Самое странное суждение:
«Да потому, что, скорее всего, этот заговор не имеет русскоязычных корней, в данном случае славянских, так как основные племена в ближайшие два тысячелетия жили на территории современных Италии, Германии , районов рек Днепр И Буг, и только вследствие стремительного наступления монгольских войск часть осела в районе современной Москвы.» [Людмила 31]
Итак, славянские племена с запада мигрировали в Восточную Европу, благодаря «стремительному наступлению монгольских войск» (откуда ?! ).

Тезан   26.08.2015 21:13     Заявить о нарушении
Удмуртский язык имеет много слов, которые как бы одинаковы с русскими, но, если смотреть этимологию, то, очевидно, что славянский язык не даёт ответа. Почему? Да потому, что удмуртский и др. пермские языки имеют очень интересную особенность - каждый слог в них имеет своё значение. И это значение - позволяет судить о многих словах, этимологию которых иным образом невозможно было бы определить. Например, слово глаз - русское слово, тем не менее, согласно удмуртского языка оно делится на "гол" - голова, нечто круглое и "аз" - перед. Совершенно удовлетворительное объяснение. Естественно, что не все слова имеют пра-пермскую этимологию. Но очень многие. Просто их нужно найти.
Основная масса славян в н.э. все-таки проживали в районе нынешней Германии, Польши и т.п. стран. Посмотрите, как Задорнов объясняет некоторые названия немецких городов.

Яг - это "лес" по-удмуртски. Яг-ода - лесная ягода, Баба-Яга - лесная женщина и т.п.

Людмила31   29.08.2015 00:15   Заявить о нарушении
Как появился русский народ и русский язык? До сих пор нет ответа... Причём только почему-то с 9-го века вдруг об'явилась масса русских племён на территории, где был вообще-то Хазарский каганат. И т.п. Однако, в украинском остались москали и ватники, в балтийских - криеви.... И где-то ещё были чудь, меря, весь и другие.

Людмила31   29.08.2015 00:22   Заявить о нарушении
Кор - это бревно по-удм., яг - лес - бревно в лесу; вар - служить, раб, яг - лес - лесной человек на службе

Людмила31   29.08.2015 10:06   Заявить о нарушении
Многие слова в русском языке, которые считаются диалектными, на самом деле просто заимствования из тех языков, народы которых послужили основой формирования русскоязычной общности. Много этих слов соотносятся именно с пра-пермскими языками, а не с тюркскими, как это обычно делается в исследования по этимологии русских слов

Людмила31   29.08.2015 10:23   Заявить о нарушении
Людмила, благодарю за ответ и за несгибаемость в суждениях, но во многом Вы неправы.
например, Баба-яга -от греч. бабушка - yag-yag, т.е. Баба-бабушка.
яг - лес (удм.)> jag > jelka - ёлка (слав.)(пропуск l, ред. k/g)
Из Ваших исследований есть один замечательный перл - это герд - узел (удм.), который по-слав. переводится как "бирка". Что такое бирка см. у Даля. Из чего я обосновал новую версию фразеологизма "Гордиев узел", которую скоро опубликую в Проза.ру.
Удмуртский язык близок венгерскому и это естественно.
удмурты - udmurti > madjarti - мадьяры (слав.)(перест. m/d), а
мадьяры - madjari> udmuri - удмуры/удмурты (слав.)(перест. d/m).
венгры - hungri- угры (слав.)
Как видите всё выводится из славянских корней.
А славяне как и все индоевропейские племена пошли из Причерноморья, точнее американскими археологами были обнаружены древнейшие стоянки индоевропейцев 50 тыс. давности в районе Дона близ Тамани. Это как раз куда ходил князь Игорь в СПИ, т.е. он ходил на родину предков.

Тезан   30.08.2015 12:53   Заявить о нарушении
Удмуртский яз. близок также к осетинскому, аланскому. Венедо-аланы и послужили прародителями племён, оказавшихся на территории нынешней России.

Людмила31   30.08.2015 20:14   Заявить о нарушении
Это уже ближе к истине. Что касается венгерского, то, увы, ничего общего я не нашёл с удмуртским из тех слов, которые Вы представили в своих работах.
Интересна Ваша трактовка Млечного пути, как "гусиной дороги".Точнее "лебединой". Поскольку во многих языках гусь переводится как "камышиный", например, hamsas - гусь (др.-инд.)/kamish -камыш(слав.)(ред. k/h, sh/s) и это, пожалуй, верно, потому что гуси и лебеди в основном обитают в камышах, тихих заводях.Гусь является тотемом хеттов, как и удмуртов (как Вы указали).Наверное, это обстоятельство и послужило словосочетанию гуси-лебеди.
Что касается лебедя, то:
kukvos - лебедь (греч.)/klkun(os) - кликун (слав.)(пропуск l)
cygnus - лебедь (лат.)/klikun(us) - кликун (слав.)(замена l/y, ред. k/g), т.е. лебедь - кликун.
Длинные перелёты стай гусей-лебедей из Евразии в Малую Азию и Африку и обратно видимо следуют по Млечному пути. В греческих мифах Аполлон на колеснице, запряжённой стаей лебедей ездит в Гиперборею (точнее в Причерноморье). В имени Аполлона присутствует корень "бел"/"леб" - aplu > bel/leb - что означает белый/лебедь. Что означает символ "яблони" в сказке - молодильные яблоки ? Что означает символ "печка", тоже непонятно.Хотя есть предположения, пока не берусь выносить на суд общественности.

Тезан   31.08.2015 11:10   Заявить о нарушении