Последний советский танк

   В  начале  60-х годов на  вооружение наших войск  поступил танк нового поколения  Т-64. К  сожалению, его дебют оказался   не  очень удачным.  В  основном , из-за    ненадёжного двигателя.  Поэтому на основе этого танка был  создан Т-72 с   двигателем  В-46, который был создан на базе  знаменитого  В-2 с ещё более знаменитого  Т-34. Надёжный  танк получил   большое  распространение. Т-80  -  другой  вариант  нового  танка  появился чуть  позже  -  в 1976 году.  Основным  отличием  от других  танков у него был двигатель – газотурбинный  вместо обычного дизеля.  Создание  газотурбинного двигателя для танка  было делом хлопотным  и дорогим.  Логичным решением  было использовать  уже разработанный вертолётный  двигатель  Таковых тогда  было четыре  типа. Самый  мощный  из  них  Д-25  стоял  на самых  больших  вертолётах:  Ми-6. Ми-10, В-12, Ка-22. Для  танков  он  не годился  из-за  чрезвычайно большой  мощности.  Другой двигатель  ТВ-2-117  стоял на нашем знаменитом   вертолёте  Ми-8.  Увы,  для  танков  он был немного  великоват. Позже  появился  ещё более  мощный  вариант ТВ-3-117.   Наоборот, ГТД-350 от  вертолёта  Ми-2 был для танка  слишком  слаб, но проблема  легко   решалась установкой  на танк  двух  двигателей. (Во  Второй  Мировой  войне  был  вариант  танка  «Шерман»,  на котором  стоялрасси  сразу  пять(!)  двигателей    о т легковушки). Все  эти двигатели     стояли  на  вертолётах  Миля.   На  вертолётах  Камова  Ка-25  стояли  газотурбинные  двигатели ГТД-3л,  которые  и  оказались  наиболее  подходящими для  танков.  Чуть  позже  появились  самолётные  ТВД-10  и   ТВД-20 ,  пригодные  для  той  же  цели. В  ту  пору  идея  об  установке  газовой турбины    на  танк  носилась  в воздухе.  Были  тут свои  плюсы  и  минусы .  Газотурбинный  двигатель стоит   более  чем  на  порядок  больше  танкового  дизеля  такой  же мощности.  Для  середины  восьмидесятых  соотношение  было  таким: если танковый дизель  стоил  9600 руб. ,то цена  ГТД переваливала  за  сто  тысяч.  Заметьте, тех  советских   рублей,  которые  дороже  нынешних  российских  раз  в двести. Газовая  турбина  очень  чувствительна  к  чистоте  воздуха. Танковая   ГТД  требует  тщательной воздухоочистки.  К  топливу  же  требования  совсем  не  жёсткие  .Газовая  турбина  легко   запускается   в  любой  мороз,  чего  не  скажешь   о  дизеле.  В  мороз  газовая  турбина  работает  хорошо. В  жару  её  мощность  несколько  падает,  но  при  этом  немного  понижается  и  расход  топлива.  Газовая   турбина  потребляет  значительно  больше  топлива,  чем  дизель  той  же   мощности. Примерно  в  1,6-1,8 раз, т.е.  уступает  по  экономичности и  карбюраторному  двигателю. Впервые  экспериментальный  танк  с  газовой  турбиной появился  в  США  ещё  в  1954 году.  У  нас  работы  в  этой  области велись,  начиная с пятидесятых  годов,  но  первые  опытные  образцы  появились  лишь  в  шестидесятых.  Появился  тогда  и газотурбовоз,  но  такой  локомотив  распространения  не  получил. Некоторые  боевые  корабли  получили газовую турбину   в   качестве   главного  двигателя.  На  серийном  танке  газовая  турбина  впервые  появилась  в  Швеции-стране, которая  не  относилась  к  законодателям  танковой  моды. Танк  STRV-103В имел  ряд необычных новшеств.  Так  он  не  имел  башни. Орудие  приходилось  наводить, буквально,  всем  корпусом.  Гидропневматическая  подвеска,  стоявшая  на  этом  танке  и   сейчас  редкость  Ещё  одной  новинкой  была  силовая  установка  танка. В  дополнение  к    дизелю  в  240л.с. имелась,  в  качестве  вспомогательного  двигателя, газовая  турбина вдвое  большей  мощности:  490л.с.    Это  был  первый в  мире  танк  с газотурбинным  двигателем.  Увы!  Подобная  схема не  была  повторена  нигде  в  мире,  в  том числе  и  в  самой  Швеции.  Нет,  чудной  танк  не  был  плохим,  но  уж  больно  он    был  необычным.  Первым   в  мире  серийным  танком  с  единым  газотурбинным  двигателем  стал  наш  Т-80.  Только через  четыре  года,  а  именно  в  1980г.  подобный  танк- знаменитый   «Абрамс»  появился  В  США.  Таким  образом,  танков, оснащённых  дизелем, известны  десятки  образцов,  которые  состоят  на  вооружении  более,  чем  в  ста  десяти  странах. Танки же  с  газовой  турбиной были  созданы  в  Швеции,  СССР  и  США. Стран,  в  которых  они  стоят,  или  стояли  на  вооружении,  не наберется  в  мире  и  полутора  десятков. Не  мешало бы  вспомнить,  что  в  тридцатых  годах  нашего  века основным   танковым  двигателем  был  карбюраторный,  а  дизель  был  редкой  экзотикой.  Т-80  сразу  получил  признание  у  советских  танкистов,  как  вполне  надёжный  и  хороший  танк.   двигатель  был, как  это  у нас принято,  усовершенствован. Его  мощность  была  доведена  сначала  до 1100,  а  затем  и до  1250л.с.  Хотя  танк  и был  создан на  базе  Т-64,  его  ходовая  часть  претерпела  некоторые  изменения, т.к.  ходовая  часть Т-64 была  читана  на  треть  более  слабый  двигатель.   Танк  почти  не принимал  участие  в   боевых  действиях.  Однако  на  его  счету  позорный  расстрел  Белого  дома  во  время  государственного  переворота  в  октябре  1993г.  в  Москве.   Впрочем, эти  события государственным  переворотом  называть  не  принято  т.к. победила  сторона  его  и учинившая. Неплохой  танк  прижился  в  наших  войсках.  Не  раз  он участвовал  в  парадах  на  Красной  площади. Опыт   его  создания  пригодился  при  разработке  новых  машин.  Выпуск     Т-80 и его  более  поздних  модификаций (Т-84)  продолжался  в  Харькове  после   распада  Советского  Союза.  Выпускались  и  варианты  с  дизельным  двигателем.  В  частности,   был  разработан   Т-84   с двупоршневым  дизелем  6ТД.  В  целом  танк  получился  неплохим. Однако,  стоимость  нового  танка  в  три раза (!) превышала  стоимость  Т-64,  цена  которого  составляла  140  тысяч тогдашних  рублей.  При  постановке  танка  на  массовое  производство  удалось  его  стоимость  значительно  снизить,  но  и  в  этом  случае  он  стоил  вдвое  дороже  предшественника.  Такая  странность кажется  труднообъяснимой,  ведь  ещё  перед  Войной  у  нас  не  был  принят  на  вооружение  вполне  удачный  танк  Т-46  именно  по  причине…    высокой  стоимости.  Однако  такая  странность  с  Т-80 легко  объясняется  позицией  всесильного  и всемогущего  Д.Ф.Устинова. Во  время  Войны  этот  неприметный  человек  руководил  всей  оборонной  промышленностью,  чем  занимался  и  в  дальнейшем. Со    временем  он стал  всемогущим и  мог  принять  на  вооружение  всё,  что угодно,  например,  крейсера  типа  «Минск». Это  чудовищное  сочетания  авианосца  и  ракетного  крейсера. Позже  Устинов  стал  министром  обороны.  Ходил  анекдот, что  уроки  строевой  подготовки  он  брал  у  балетмейстера. Так  или  иначе, но  принятие  на  вооружение  газотурбинного  танка  было  не  очень  актуальным.  Однако, танк  приняли  на  вооружение.  В  заключение,  некоторые  данные танка.  (вариант Т-80У) Экипаж  3 чел.  Вес 46 т. Габариты:  6982  3525  2193мм. Клиренс  450мм. Вооружение  обычное  для  современных  танков .  125мм  гладкоствольная  пушка-ПУ  с  боекомплектом  в  42  снаряда. Спаренный с пушкой  пулемёт  и  крупнокалиберный  зенитный. Преодолеваемый  брод  1,2м. Со  шноркелем  до  5м. Стенка  1м. Ров  2,85м. Запас хода  по  шоссе  350 км.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил. Вижу, что «восьмидесятка» не оставила Вас равнодушным. Внесу свои «пять копеек». Последним серийным танком Союза была, по-моему, именно её дизельная модификация Т-80УД. Он же объект «Берёза». Продвинутые версии УД со встроенной защитой как раз и расстреливали Белый дом, а вот «турбо» часто мелькали в хрониках первой чеченской войны. «Восьмидесятка» с ГТД – из всей стоявшей одновременно на вооружении «триады» импонировала многим. Тягло мощное, всеядное и запускается легко и в любую погоду, заглушить его на ходу – надо постараться. Но неопытный водитель опустошал баки машины «водопадом». Ходила и ходит легенда, что взяв на себя сразу оба рычага можно оставить турбину без лопаток. Не сталкивался, не экспериментировали, возможно – страшилка во избежание усиленного износа. Немного напрягала «чисто теоретическая» (вследствие необходимости разбора боеукладки за спиной) возможность в случае «а-я-яй» перебраться из отделения управления в боевое. Ну, мелочи вроде шума-свиста, температуры двигателя.
На вооружении она оказалась, если не ошибаюсь, как «танк Ла-Манша», предназначенный для стремительного броска в НАТОвские тылы. А «72-й», вроде вообще замышлялся как «танк военного времени» и экспортная машина. Уж в силу каких интриг они оказались в серии сразу всей толпой с "шестьдесятчетвёртым", при том, что было полно ещё и «55-х» с «62-ми», чей модернизационный потенциал исчерпан не был… А, вот «на приколе» оказалась «восьмидесятка» вскоре после распада Союза – вероятно ввиду дороговизны и сложности производства и эксплуатации, при том, что в разразившихся локальных конфликтах каких-то решающих преимуществ перед трудягой войны «семьдесятвторым» - красавица не имела.

Михаил Ливанов   19.05.2014 13:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.