Последний советский танк
В начале 60-х годов на вооружение наших войск поступил танк нового поколения Т-64. К сожалению, его дебют оказался не очень удачным. В основном , из-за ненадёжного двигателя. Поэтому на основе этого танка был создан Т-72 с двигателем В-46, который был создан на базе знаменитого В-2 с ещё более знаменитого Т-34. Надёжный танк получил большое распространение. Т-80 - другой вариант нового танка появился чуть позже - в 1976 году. Основным отличием от других танков у него был двигатель – газотурбинный вместо обычного дизеля. Создание газотурбинного двигателя для танка было делом хлопотным и дорогим. Логичным решением было использовать уже разработанный вертолётный двигатель Таковых тогда было четыре типа. Самый мощный из них Д-25 стоял на самых больших вертолётах: Ми-6. Ми-10, В-12, Ка-22. Для танков он не годился из-за чрезвычайно большой мощности. Другой двигатель ТВ-2-117 стоял на нашем знаменитом вертолёте Ми-8. Увы, для танков он был немного великоват. Позже появился ещё более мощный вариант ТВ-3-117. Наоборот, ГТД-350 от вертолёта Ми-2 был для танка слишком слаб, но проблема легко решалась установкой на танк двух двигателей. (Во Второй Мировой войне был вариант танка «Шерман», на котором стоялрасси сразу пять(!) двигателей о т легковушки). Все эти двигатели стояли на вертолётах Миля. На вертолётах Камова Ка-25 стояли газотурбинные двигатели ГТД-3л, которые и оказались наиболее подходящими для танков. Чуть позже появились самолётные ТВД-10 и ТВД-20 , пригодные для той же цели. В ту пору идея об установке газовой турбины на танк носилась в воздухе. Были тут свои плюсы и минусы . Газотурбинный двигатель стоит более чем на порядок больше танкового дизеля такой же мощности. Для середины восьмидесятых соотношение было таким: если танковый дизель стоил 9600 руб. ,то цена ГТД переваливала за сто тысяч. Заметьте, тех советских рублей, которые дороже нынешних российских раз в двести. Газовая турбина очень чувствительна к чистоте воздуха. Танковая ГТД требует тщательной воздухоочистки. К топливу же требования совсем не жёсткие .Газовая турбина легко запускается в любой мороз, чего не скажешь о дизеле. В мороз газовая турбина работает хорошо. В жару её мощность несколько падает, но при этом немного понижается и расход топлива. Газовая турбина потребляет значительно больше топлива, чем дизель той же мощности. Примерно в 1,6-1,8 раз, т.е. уступает по экономичности и карбюраторному двигателю. Впервые экспериментальный танк с газовой турбиной появился в США ещё в 1954 году. У нас работы в этой области велись, начиная с пятидесятых годов, но первые опытные образцы появились лишь в шестидесятых. Появился тогда и газотурбовоз, но такой локомотив распространения не получил. Некоторые боевые корабли получили газовую турбину в качестве главного двигателя. На серийном танке газовая турбина впервые появилась в Швеции-стране, которая не относилась к законодателям танковой моды. Танк STRV-103В имел ряд необычных новшеств. Так он не имел башни. Орудие приходилось наводить, буквально, всем корпусом. Гидропневматическая подвеска, стоявшая на этом танке и сейчас редкость Ещё одной новинкой была силовая установка танка. В дополнение к дизелю в 240л.с. имелась, в качестве вспомогательного двигателя, газовая турбина вдвое большей мощности: 490л.с. Это был первый в мире танк с газотурбинным двигателем. Увы! Подобная схема не была повторена нигде в мире, в том числе и в самой Швеции. Нет, чудной танк не был плохим, но уж больно он был необычным. Первым в мире серийным танком с единым газотурбинным двигателем стал наш Т-80. Только через четыре года, а именно в 1980г. подобный танк- знаменитый «Абрамс» появился В США. Таким образом, танков, оснащённых дизелем, известны десятки образцов, которые состоят на вооружении более, чем в ста десяти странах. Танки же с газовой турбиной были созданы в Швеции, СССР и США. Стран, в которых они стоят, или стояли на вооружении, не наберется в мире и полутора десятков. Не мешало бы вспомнить, что в тридцатых годах нашего века основным танковым двигателем был карбюраторный, а дизель был редкой экзотикой. Т-80 сразу получил признание у советских танкистов, как вполне надёжный и хороший танк. двигатель был, как это у нас принято, усовершенствован. Его мощность была доведена сначала до 1100, а затем и до 1250л.с. Хотя танк и был создан на базе Т-64, его ходовая часть претерпела некоторые изменения, т.к. ходовая часть Т-64 была читана на треть более слабый двигатель. Танк почти не принимал участие в боевых действиях. Однако на его счету позорный расстрел Белого дома во время государственного переворота в октябре 1993г. в Москве. Впрочем, эти события государственным переворотом называть не принято т.к. победила сторона его и учинившая. Неплохой танк прижился в наших войсках. Не раз он участвовал в парадах на Красной площади. Опыт его создания пригодился при разработке новых машин. Выпуск Т-80 и его более поздних модификаций (Т-84) продолжался в Харькове после распада Советского Союза. Выпускались и варианты с дизельным двигателем. В частности, был разработан Т-84 с двупоршневым дизелем 6ТД. В целом танк получился неплохим. Однако, стоимость нового танка в три раза (!) превышала стоимость Т-64, цена которого составляла 140 тысяч тогдашних рублей. При постановке танка на массовое производство удалось его стоимость значительно снизить, но и в этом случае он стоил вдвое дороже предшественника. Такая странность кажется труднообъяснимой, ведь ещё перед Войной у нас не был принят на вооружение вполне удачный танк Т-46 именно по причине… высокой стоимости. Однако такая странность с Т-80 легко объясняется позицией всесильного и всемогущего Д.Ф.Устинова. Во время Войны этот неприметный человек руководил всей оборонной промышленностью, чем занимался и в дальнейшем. Со временем он стал всемогущим и мог принять на вооружение всё, что угодно, например, крейсера типа «Минск». Это чудовищное сочетания авианосца и ракетного крейсера. Позже Устинов стал министром обороны. Ходил анекдот, что уроки строевой подготовки он брал у балетмейстера. Так или иначе, но принятие на вооружение газотурбинного танка было не очень актуальным. Однако, танк приняли на вооружение. В заключение, некоторые данные танка. (вариант Т-80У) Экипаж 3 чел. Вес 46 т. Габариты: 6982 3525 2193мм. Клиренс 450мм. Вооружение обычное для современных танков . 125мм гладкоствольная пушка-ПУ с боекомплектом в 42 снаряда. Спаренный с пушкой пулемёт и крупнокалиберный зенитный. Преодолеваемый брод 1,2м. Со шноркелем до 5м. Стенка 1м. Ров 2,85м. Запас хода по шоссе 350 км.
© Copyright:
Михаил Горелов, 2014
Свидетельство о публикации №214051801239
Рецензии
Здравствуйте, Михаил. Вижу, что «восьмидесятка» не оставила Вас равнодушным. Внесу свои «пять копеек». Последним серийным танком Союза была, по-моему, именно её дизельная модификация Т-80УД. Он же объект «Берёза». Продвинутые версии УД со встроенной защитой как раз и расстреливали Белый дом, а вот «турбо» часто мелькали в хрониках первой чеченской войны. «Восьмидесятка» с ГТД – из всей стоявшей одновременно на вооружении «триады» импонировала многим. Тягло мощное, всеядное и запускается легко и в любую погоду, заглушить его на ходу – надо постараться. Но неопытный водитель опустошал баки машины «водопадом». Ходила и ходит легенда, что взяв на себя сразу оба рычага можно оставить турбину без лопаток. Не сталкивался, не экспериментировали, возможно – страшилка во избежание усиленного износа. Немного напрягала «чисто теоретическая» (вследствие необходимости разбора боеукладки за спиной) возможность в случае «а-я-яй» перебраться из отделения управления в боевое. Ну, мелочи вроде шума-свиста, температуры двигателя.
На вооружении она оказалась, если не ошибаюсь, как «танк Ла-Манша», предназначенный для стремительного броска в НАТОвские тылы. А «72-й», вроде вообще замышлялся как «танк военного времени» и экспортная машина. Уж в силу каких интриг они оказались в серии сразу всей толпой с "шестьдесятчетвёртым", при том, что было полно ещё и «55-х» с «62-ми», чей модернизационный потенциал исчерпан не был… А, вот «на приколе» оказалась «восьмидесятка» вскоре после распада Союза – вероятно ввиду дороговизны и сложности производства и эксплуатации, при том, что в разразившихся локальных конфликтах каких-то решающих преимуществ перед трудягой войны «семьдесятвторым» - красавица не имела.
Михаил Ливанов 19.05.2014 13:59
Заявить о нарушении