215 годовщина рождения А. С. Пушкина. Пророк

26 мая 1799 года неизвестно где, но точно известно, что в северной прибалтийской России родился величайший поэт, основатель современного русского языка, российский патриот еврей Александр Сергеевич Пушкин.* Опустить, не заметить национальную принадлежность родившегося невозможно, всё подходит.
В конце 1821 года Пушкин сопровождал своего друга Липранди в его командировке в город Аккерман по поводу солдатских волнений. Поездка эта подробно описана всеми биографами Пушкина. Казалось бы, добавить нечего, если бы не сохранившаяся тетрадь, в которой, по описаниям Анненкова, рисунки «обнаруживают такую дикую изобретательность, такое горячечное, свирепое состояние фантазии, что приобретают просто значение симптомов какой-то душевной болезни, несомненно, завладевшей их рисовальщиком.** Под скрипку маленького беса с хвостиком танцуют четыре мужских и женских бесенят, наделенных тоже хвостиками. На полях картинки видны две виселицы: под одной из них, с повешенным человеком, сидит, задумавшись, мужчина в большой круглой шляпе; под другой видно колесо и орудия пытки. Картинка имеет ещё и соответствующий эпилог: внизу её распростёрт скелет, со стоящей перед ней фигурой на коленях, как будто старающейся отыскать признак жизни в костяке».
Анненков прав, рисунки Пушкина - результат дорожных бесед. Еврей, корнями из Испании, Липранди знал историю жуткой испанской инквизиции. Маленький бес со скрипкою, бесята. Скрипка захватывает, действует на самые тонкие человеческие чувства, пленяет человека. Даль не отделяет чёрта от сатаны или беса, а у христиан что еврей, то чёрт, сатана, бес, «лишь ищет бес поддеть святого с бока». Сатану Пушкин позаимствовал у Василия Татищева: «ибо не все те богоотступники во время гнева погибли; и останки те

----------------
*Более подобно в книге: Анатолий Штаркман. "Муза в израильском платье". Израиль, Рамат Ган, 2013. с. 5-18
**П. В. Анненков. Пушкин в Александровскую эпоху. Минск. 1998. с.128, 129.
В книге «Рисунки Пушкина», автор Т. Г. Цявловская, М. 1987 год, отсутствуют описанные рисунки.

начали множиться, поскольку вселился во многих сатана, и начали святое Евангелие отвергать, в басню его вменять». Если верить описаниям рисунков Анненковым, то поиски «признака жизни в костяке» означают по пророку Иешайу «Да оживут мертвецы Твои, восстанут умершие!»* Рисунки сопровождали стихи, выдержанные в едином духе грядущего наказания.
В 1826 году в ссылке в Михайловском Пушкин возвращается к еврейскому пророку Иешайу. Он так и назвал свой стих  «Пророк».

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье…

«…Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и величественном…. Пред ним стоят серафимы; шесть крыльев, шесть крыльев у одного…. И подлетел ко мне один из серафимов, и в руке его уголь горящий…. И коснулся он уст моих и сказал: вот коснулось это уст твоих и грех твой снят будет…» - так по Иешайу.

------------------
*Тора. Пророки. Иерусалим Йешайа,  6 - 7, с. 247.  Серафимы - вид Божьего воинства, от слова на иврите – ;;;;; – сжигать, срифа – ;;;;; – сжигание. Пророк Иешайа призывал: "Перестаньте творить зло, учитесь творить добро, требуйте справедливого суда, поддержите угнетённого, верно судите сироту, вступайтесь за вдову".

Далее Пушкин продолжает:

И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,               
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».*

Российский царь Николай Первый стремился изолировать Пушкина от народа, лишить его гласности ссылкой в михайловскую пустыню, поэтому поэт о себе: "как труп в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне возвал… "глаголом жги сердца людей" ".
Шестикрылый серафим и «муза в израильском платье", ермолка на голове и, как неотъемлемое дополнение к ней, чем «можно верного еврея от православных отличить» – это и есть А. С. Пушкин.


Рецензии
Уважаемый Анатолий спасибо вам за полезный труд! Я хотела у вас узнать, как поживает Владимир Блеклов, только недавно о вас узнала, живы, здоровы?

Лариса Мунтиану   28.12.2019 19:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.