21 мая День памяти и скорби...

Речь, которую я не скажу завтра на траурном митинге в
День памяти и скорби по нашим предкам - жертвам Кавказской войны.

Формально война закончилась 150 лет назад. При этом между потомками участников той войны в их отношении к ней, в их исторической памяти лежит пропасть, настолько по-разному они к ней относятся.

Для большинства черкесов – адыгов и абаза – эта война остается незажившей раной. А для другой стороны, за редким исключением отдельных представителей интеллигенции и казачества Юга России, она лишь факт далекого уже прошлого.

Что дает возможность утверждать это? Конечно же, то, что по сей день эта война остается для большинства русского и российского населения «неизвестной». По сей день только под давлением черкесского общественного мнения русские политики и ученые реагируют на неё как на досадный факт прошлого. Иначе, почему до сих пор нет серьезных исторических исследований, нет желания примирить историческую память через научные труды или художественные произведения, нет желания проявить добрую политическую волю относительно потомков изгнанников?

Но самое удивительное то, что та война не воспринимается в российском общественном сознании как реальная трагедия, унесшая десятки тысяч жизней русских солдат и офицеров. Мы, черкесы, ощущаем ту войну по-другому. Но нас не хотят понимать и слышать. С нами пробуют общаться как с маленькими детьми или наивными дикарями, которые никак не поймут своего счастья жить в большой стране, в реалиях 21 века.

Только это иллюзия. Проблема не в том, что у нас нет понимания современности, проблема в том, что у нас память более долгая и глубинная, чем у наших «оппонентов». А возможно и просто совести побольше.

Это не мы дети и дикари, это наши оппоненты инфантильны и с короткой памятью. Потому мы и живем, словно в параллельных мирах, в которых время и духовные ценности несоизмеримы.

Без понимания и учета этого не понять слов нашего великого абазского предка царя Леона II – «Нас мало, но нас много!». И это не ошибка речи или парадоксальное утверждение. Это истина. Нас много не по «горизонтали», нас много по «вертикали», так как за спиной каждого черкеса - адыга и абаза - стоят его предки, которых он знает и помнит. С ними он может говорить и советоваться, ибо они своим духом помогают ему и в повседневной жизни, и в бедах и испытаниях. Для нас они ЕСТЬ, а для кого-то их НЕТ, либо вспоминают о них лишь тогда, когда становится совсем уж худо.

Мы хотим жить в мире и дружбе, причем в реальном МИРЕ и реальной ДРУЖБЕ. Но, это возможно только на почве равноправия и взаимного уважения.

Это не мы потенциальные радикалы и экстремисты. Таковы те, кто вместо прочной почвы мира и дружбы постоянно создают болото лжи и лицемерия, диктует свои условия на «правах большого и сильного».

Ну что же, Бог всем судья. Только при этом надо помнить и не удивляться тому, что чем меньше правды на земле, тем больше и сильнее начинают искать её в небесах, в экстремистских формах религии, в национализме. И это имеет свои последствия в нашей жизни и в наших взаимоотношениях.

Пусть хватит всем нам сил и разума понять ЭТО и исправить то, что в наших силах.
Пусть восторжествует справедливость относительно потомков изгнанников. Пусть упокоятся души всех погибших в Кавказской войне. Храни всех Бог.


Рецензии