Время в тени

Время как всегда - остаток. Нет времени. Кончилось время. Стоит одна жара, тупая и отчаянная. Стоит посреди жары человек, тоже отчаявшийся. И ничего он не может, этот человек. Стоит только и сжимается как от холода от жары.
И куда ему податься, этому человеку? Где ему будет теперь "хорошо"? Ведь хотел он света, и есть свет, хотел мечты, и она почти с ним - эта солнечная мечта. Лето 2014 года.
А недоволен человек. Устал человек.
Пришёл я на работу. А там студенты меня поджидают и посмеиваются. А мне очень даже интересно слышать их говор. Ведь и я был когда-то студентом. Вот говорит о М. М. Сперанском один студент, делающий доклад. Говорит точные вещи. Говорит, что Сперанского очень любил император Александр I, что так любил, что даже снял свой орден, а Сперанскому, обняв, одел на шею в знак благодарности, в знак уважения и признательности. Говорит о нём о Сперанском, что тот "старался уравнять всех перед законом". Не за это ли и Александр I так его ценил? Это мне студент говорит, когда я его спрашиваю, за что Алексаендр так относился к М. М. Сперанскому, сыну священника. Ну а дальше студент говорит так: "Сперанский провёл много реформ. Он хотел сделать так, чтобы богатые, дворяне и прочие были бы ограничены в своих богатствах. Хотел, чтобы и народ был богат". И ведь всё верно, и всё точно, на мой взгляд, в принципе, не в частностях. "Надо было все законы переменить, пересмотреть", говорит студент. Он и в этом прав и я радуюсь его чутью как знанию. Другой студент говорит о императоре Павле I. Тот всё делал ("хотел сделать") наперекор бабушке Екатерине II, "дворян не любил" и хотел опираться на народ. "Павел I был за народ и был против своего окружения" -
говорит студент. И ведь опять не без точности, не без намёка на верность. Но, продолжает студент, "время Павла было трудное. САМОДУРСТВО БЫЛО в МОДЕ. Павел и сам был самодур". За что же его свергли тогда, спрашиваю я студента, за самодурство, что ли. "Ну - отвечает, подумав, - можно сказать и так, да. За самодурство". А ещё за
что? "За окружение".
"За какое окружение?"
"За дворянское, ну-у, гвардия-то против него была".
"А кто за него?"
"За него? Как кто. Народ, простые люди - за него".
"Уверены?"
"Ну, да".
"Что же народ не заступился за Павла, народного императора".
"А как он заступится-то. Народ далеко, а Павел в Петербурге один, в окружении".
"В окружении гвардии?"
"Да".
"Значит против него поднялась гвардия? И всё?"
"Ну да. А гвардия, разве мало? Я же говорю, Павел был окружён и изолирован от народа. Пока там народ соберётся! Павла свергли".
"Как относитесь к его свержению?"
"Отрицательно отношусь".
"Почему? Может его заслуженно свергли?"
"Как самодура, да, а как Императора - нет, не законно".
"Так Вы отделяете одно от другого!"
"Отделяю, отделяю. Павел был императором, законным императором".
Следующий студент делает доклад о Александре I. Говорит о нём так: "Александр I не сильно хотел править, ему не сильно это нравилось".
"Что не сильно нравилось?"
"Править".
"То есть быть императором?"
"Ну да".
"А почему?"
"Не знаю, он такой был по натуре, Мягкий и нежестокий".
"А чего же он хотел".
"Чего хотел - трудно сказать. Я не могу. Он править не хотел. Он власть на любил".
"Вы считаете - не любил?"
"Не знаю, мне так кажется, что да, не любил скорее, чем хотел власти. Понимаете, Александр, он не был согласен...".
И всё-таки сегодня удушающая жара.
А Петербург город болот окружных. Отовсюду поднимается пар земной. Город накаляется. В голове туман и трудно дышать.


Рецензии