и так, с твоим сердечком не всё в порядке

В августе Розу захватила страсть работы с красками. Конечно, свои зарисовки и небольшие картины она отсылала Косте на суд.

21.08.1908 Friedenau

Ниуниу, дорогой, твоё вчерашнее письмо с коментарием к моей картинке  сделало меня такой счастливой и придало столько отваги, что я сразу же принялась за новую. Это меня так захватывает, что я даже не могу есть, такая  нетерпеливая, чтобы поскорее смочь послать её тебе. Но, наверное, всё займёт ещё четыре, пять дней! Дуду, дорогой, если я вообще ещё рисую, то это по твоей вине, потому что только ты придаёшь мне отваги в этой дерзости. Дудук, сердце моё, сегодня у меня ещё нет от тебя письма, пойду на почту.
Целую!

22.8.1908 Friedenau Суббота

Дуду, любимый, сегодня первый раз я пошла рисовать природу. Поехала к Шахтель озеру, горя от нетерпения, но, Боже, какие трудности! Я могла взять с собой лишь тетрадь для набросков, тоесть рисовать только на простой бумаге, потому что мольберт же я не могла с собой тащить! И так  одной рукой держала тетрадь для набросков и краски, вдругой  -  кисточку! При этом я сидела на скамейке, значит не могла  порой отступать, чтобы проверить эффект. Кроме того была вынуждена рисовать на бумаге малюсенького формата, а у меня было желание сразу же нарисовать большую картину, а то же у кисточки не было никакого размаха. И ко всему этому я смола только примерно час рисовать, потом появились люди и я была вынуждена уйти. Достаточно, чтобы вывести меня из равновесия, да кроме того ещё вода каждое мгновение менялась, и небо тоже (сегодня ходят грозовые тучи). Я чуть было не расплакалась, когда поехала домой. Но кое-чему я опять научилась. Только понятия не имею, как преодолею эти внешние трудности — как взять с собой мольберт и папку большего размера? Ах, Дуду, я  бы могла теперь два года жить только рисованием, это бы меня поглотило. Я не пошла бы в ученицы ни к какому художнику, и никого ни о чём бы не спрашивала, только бы сама за работой училась и тебя спрашивала! Но это сумасшедшие мечты, я не должна, ведь моя несчастная живопись не нужна и собаке, мои же статьи людям нужны.
Сегодняшнюю картинку вышлю тебе завтра, думаю, она уже высохнет. И на этот раз я так боюсь тебя разочаровать! Но ты должен быть строгим и правдивым к себе и ко мне , иначе было бы ужасно, ведь я лишь тебя слушаю!
Дуду, сейчас пойду на почту и надеюсь  что-то получить.
Ниуниу, я же не могу обо всё написать, что переживаю и что хотела бы пережить с тобой. Мои нервы напряжены до предела, ночью могу спать лишь несколько часов, а днём из-за перевозбуждения настроение скачет от надежды до отчаяния, как облака в небе.
Дуду!
Поцелуй сладкого котёночка в головку и в щёчку. Я не ревную, я его тоже люблю, этого невинного малыша. Гвоздика от вчера прекрасна, стоит в воде. 

25.8. 1908г. Вторник

Дорое сердечко, Дуду, вчерашнюю «картину» я всего скорее тебе не пошлю, потому что получилось ужасно: рисовалось на простой бумаге, и вот все краски поблёкли, всё выглядит тускло и отвратительно. Но главное я сама всё порчу из-за отсутствия терпения и недостаточности времени. Вместо того чтобы несколько дней подряд работать над одним и тем же, я хочу обязательно всё сделать за час, поэтому после в некоторой степени удачного начала я остальное быстренько дорисовываю по памяти и получается ерунда. Ах, Дуду, ничего из этой затеи не получится: откуда мне взять время! Теперь на пол- года нужно распрощаться, а потом мне не захочется начинать всё сначала, ведь из-за паузы у меня не получится никакого прогресса.
Я — несчастная должна всё-таки поехать на партийный съезд*, Август (Бебель) уже два раза настойчиво письменно просил, отцы обеспечат мне мандат, поэтому не остаётся никакой отговорки. По этой причине мне нужно срочно приниматься за работу, чтобы до 12-того  весь новый  номер польского Ревю приготовить, а в нём мне нужно самой, как минимум, написать две колонки! Моя бедная экономическая работа**! Мне прямо темно в глазах делается от Нюрнберга. Может быть ты туда приедешь? Но об этом нельзя и говорить, для тебя в это время гораздо лучше отправиться в Тироль. И твоя идея мне в сентябре приехать в Штуттгард абсолютно нереальна, Дуду! Где мне взять для этого время? Кроме того это бы всем бросилось в глаза и поэту (мужу Клары Цеткин), и кисе*** и другим. Мне стеснительно. И к школе мне нужно немного подготовиться.
Сегодня я посылаю тебе Адвиелле и надеюсь, что ты с интересом его прочтёшь...Ещё есть том, посвещённый защите Бабёфа перед судом; пока его не высылаю, его тебе и необязательно читать, только если тебе потом захочется.
Ожидаю от тебя дальнейших известий от врача. Дуду, любимый,  с твоим сердечком всё-же не всё в порядке! Должна я этому из-за военной службы радоваться? Это для меня печальное утешение. Я же говорила тебе, любимый, ты не должен сердечко перетруждать! Я уже боюсь твоего похода в Тироль...
Серце моё, целую тебя. Ягугу.

* партийный съезд социал-демократии, проведённый с 13 по 19 сентября в Нюрнберге, где Роза Люксембург представляла Позен и Цюлихау-Кроссен

** имеется в виду Розино «Введение в национальную экономию»
*** Мария Венгельс

 


Рецензии