Грёзы, грезить - этимология
Пировъ, и пияньствъ, и грЪзъ вавилоньскыхъ,
и всего житиискаго отъврьжеся
Нац. корпус русского языка. Панд. Ант. XI в.
Как известно мозг человека работает без остановок, деятельность мозга во сне не прекращается по сравнению с периодом бодрствования. При ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, человек попадает в состояние, которое называет – «грёзами», пассивным воображением. Психология определяет их как мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение; грезят о приятном, радостном, соблазнительном, в грезах видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
1) Применение термина в русском языке и этимология
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
Гръзъ, м. и Гръза, ж. 1. Ил, муть, грязь. … 2. Смятение, смешение. ГрЪзы и мятежи... селицЪ сущи бЪдЪи грЪзЪ. Ис. III, 5 (Упыр.)*. ГрЪзы вавилонскые — блуд, греховный поступок. Пировъ, и пияньствъ, и грЪзъ вавилоньскыхъ, и всего житиискаго отъврьжеся. Панд. Ант., 287. XI в.
Грезиться. Мерещиться (о видениях во сне или наяву), представляться, казаться. Да тЪ ж(е> корольки толчи млко... и розводити з дождевою водою и давати пити больному члвку (человеку) и тому, которому грезится во снЪ ино всякой гад в глаза не лезет. Травник, 122. XVII в.
б) Викисловарь. Грёза
Корень: -грёз-; окончание: -а. Значение: сновидение, видение в состоянии бреда, полусна и т. п.; поэт. мечта, создание воображения. Этимология – нет.
в) Викисловарь. Грезить
Корень: -грез-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть. Значение: мечтать о чём-либо, воображать желаемое; предаваться грёзам; видеть во сне или в состоянии бреда, полусна и т. п.
Этимология
Происходит от праслав. *грьза (согласно Бернекеру) связано чередованием с церк.-слав. гр;за synchysis (гр.), confusio, съгр;зити с;, commisceri (так же). Столь же гадательно сравнение с греч. vr;zo «сплю, бездействую», avr;x egri;goros , Гесихий. Другие предполагают связь с гроза;. Использованы данные словаря М. Фасмера.
Трубачев добавляет: Якобсон поддерживает сближение с гроза; скорее всего, церк.-слав. гр;за «смешение» < *groi-z-a, родственного латыш. greizs «косой», лит. graizas и далее – ст.-слав. гр;хъ, русск. грех < *groi-s-o-, сюда же русск. диал. нагрезить «сделать что-либо плохое, причинить ущерб».
г) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Греза. Искон. Того же корня, что и грех. Значение «мечта» < «бред, болезненное состояние, галлюцинация», «обман».
д) В других словарях аналогично.
2) Грёзы и видения в Библии
а) ЕЭБЕ. Пророки и пророчества
«Некоторые пророки описали нам тот внутренний процесс, который они пережили, почувствовав в себе призвание пророка (Исаия, Иеремия, Иезекиил); обуявший их дух, подчинивший навсегда всю их личность, они рисовали в форме ВИДЕНИЯ, когда Господь посвящал их на путь тернистый и полный лишений, который на первых порах их ужасает. … Пророк часто повествует о том, что Господь ему дал узреть, и в этом видении должно заключаться указание для народа, весть о чем-то грядущем (Амос, 7, 1—9; Иеремия, 1, 11—15; 24, 1—10; Иезек., 8, 1—9; 37, 1—14). У позднейших пророков (Зехарии, Даниила, но уже и у Иезекиила) ангелы являются гораздо чаще, чем у их предшественников, получавших свое вдохновение непосредственно от Господа. … Господь открывается им; преисполненные Божьего духа истины и справедливости, они начинают распознавать истинное и справедливое, служению которым они и отдаются всецело. На языке пророков это гласит: "Бог говорил мне"».
б) Обобщение и вывод
* Из приведенного пассажа ЕЭБЕ ясно, что на «видения» человека философы обратили внимание в античном мире в связи с попытками осмысления «душы» человеческой (мышления) и связи её с Божеством (пророчеством). «Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны», Бытие 41:15.
* Маловероятно происхождение термина «грёзы» из «праславянской» формы (комментарий Макса Фасмера), об идеологии славян мы практически ничего не знаем; духовный мир Руси изначально формировался в идеологическом пространстве иудейского Хазарского каганата. Согласно логике в задачу описания предмета или явления входит указание на признаки его, нельзя сравнивать явления не имеющих общих признаков, как указано в официальной этимологии: «смешение», «косой», «грех».
Вывод
Необходимо рассмотреть связь термина с лексиконом и образами Библии.
3) Терминология иврита и образы иудаизма
а) Приведем термин «грёзы» в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ГРЪЗЪ = ГРЪ + ЗЪ (ГР+ЪЗЪ)
ГРЪ + ЗЪ (ГР+ЪЗЪ) = ивр. ХЕРА показывать, указывать (от РАА видеть, понимать) + ХАЗА (два корня, один через he, другой через букву "хет") бредить, галлюцинировать, видеть сон, пророчество; т.е. показывать пророчество.
б) Викисловарь (иврит)
Хаза. Галлюцинировать, мечтать. Библейский иврит. Стронга Номер: 1957 МультиЛекс б УПО NAS.
в) http://translate.enacademic.com//he/xx/1
ХАЗА 1. бредить; 2. видеть сон.
г) Хаза — видел, пророчество; слово обозначает Божественные видения, открывающиеся внутреннему взору пророков как зрительный или звуковой образ.
4) Объяснение метода транслитерации (перевода термина с одного алфавита на другой)
а) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, ст. Алфавит сравнительный
«Особенно яркое различие между еврейскими и русскими звуками чувствуется в еврейских словах и собственных именах, имеющихся в переводе Библии и других письменных памятниках древности в транскрибированном виде. … Из нижеизложенных примеров имен явствует, что не только гортанные буквы еврейского алфавита (см. соотв. ст.) получили новое в русской транскрипции обозначение, но значительно видоизменились также звуки небные, губные, язычные и шипящие».
* Буква HE (= лат. h, греч. spiritus asper) по-русски большей частью не произносится: ()Авель, ()Осия,…, или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквой "и" , например: … Иису(с) … Подобно "хет", и "he" в конце слова выражается через й: Моисей (Моше). Впрочем, he иногда выражается через г (h): Гиллель (Хиллель).
* Буква ХЕТ = ch (от него происходят греч. "эта", лат. h, слав. И), в большинстве случаев НЕ выражается в русской транскрипции никакой буквой; ср., например, Аваккум, Азаил, Анна, Аггей, Ева, Р()овоам, Ио()анн, И()езекииль, Езекия, Олда(ма). На конце слова оно выражается иногда через й: Зарай, Иеффай, Ной (искл. Силоам). Иногда хет = е или а: Финеес, Исаак; однако встречается и как х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как г: Сигон.
Итак, еврейские корни русского слова-понятия указывают на существующее в психике человека явление – сон с видением; в древнем мире сны считали пророческими (вещими), их толковали как указание Божества на надвигающееся событие.
В русском термине «грёзы» мы видим сложение двух еврейских корней – ХЕРА (ГЕРА) показывать, указывать (Божественное указание) + ХАЗА бредить, галлюцинировать, видеть сон, пророчество.
ГЕРА + ХАЗА= ГРА+АЗА= ГРЪЗА (ГРЪЗЪ), в составном слове оказалось три буквы иврита «he» и одна «хет», ученые XIX века указали (ЕЭБЕ), что буква «he» и «хет» при транслитерации терминов иврита на русский язык часто опускалась, или передавалась как русское «Г».
6) Библейский образ
* Исаия 56:10: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие (ХАЗА) лежа, любящие спать».
* Иезекииль 13:8: «Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите (ХАЗА) в видениях ложь, за то вот Я - на вас, говорит Господь Бог».
* Исход 24:11: «И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели (ХАЗА) Бога, и ели и пили».
* Екклесиаст 2:24: «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел (ХЕРА), что и это - от руки Божией».
Таким образом, очевидно, что русский термин «грёзы» является искусственным словам, составлен из двух терминов иврита по библейским образам, что указывает на прямую связь русского языка с ивритом (корни и образы одинаковы).
Национальный корпус русского языка. А. И. Герцен. Былое и думы (1853-1860)
«Странная вещь, что почти все наши ГРЕЗЫ оканчивались Сибирью или казнью и почти никогда ; торжеством, неужели это русский склад фантазии или отражение Петербурга с пятью виселицами и каторжной работой на юном поколении?».
Свидетельство о публикации №214052201290