Но спасает зачем-то роман Маргарита. Быть замужем?
Маргарита, где твой Мастер,
Где твой Мастер, Маргарита?
И.Царев.
Какая рука меня в черные списки включила?
Какой дирижёр, меня вырвал из спетого хора?
Прощай...
О.Чертов
Обрываются строки внезапно возникших стихов,
В полнолуние мир искажается странно и немо,
И уходит Марго в беспредельность смертельных грехов,
И усталый профессор взирает растеряно в небо…
Тот, кто сброшен с небес, не находит покоя никак,
И беззвездная даль так отчаянно душу тревожит.
В этом рабстве страстей и упрямых котов и собак
Мы остались одни, и никто уберечь нас не может
От внезапных стихов и романов, горящих дотла,
От глухих Мастеров, им не надо ни крова, ни дома.
Обрываются строки, узоры в тумане стекла
Ясно вижу опять, и не смею я жить по-другому.
Быть за мужем смешно, а над мужем - нелепая блажь.
Не хочу ни того, ни другого, о, Мастер упрямый.
Но придет Азазелло, найдет он потерянных нас,
И летит в пустоту от тебя и меня телеграмма.
И сквозь кладбище грез обнаженной я снова пройду,
И в квартире Московской все тайны Вселенной узнаю.
Обрываются строки, нам бесы пророчат беду.
Одинокие души свои эмпиреи встречают.
Быть за мужем смешно, а над мужем нелепая блажь,
Но спасает зачем-то роман в сотый раз Маргарита,
Чтобы новых историй бессилье осталось для нас,
Там где все исчезает, но там, где ничто не забыто..
И уходит Марго в беспредельность смертельных грехов,
И усталый профессор взирает растеряно в небо…
Обрываются строки внезапно возникших стихов,
В полнолуние мир искажается странно и немо.
Главный миф 20 века - это миф о бессемейности и бездомности...Быть замужем для героини 20 века -странная шутка, она не понимает, не ведает зачем это нужно, как это может быть. Ее с детства не научили быть замужем, за мужем, и она не стремится к этому. Как можно желать того, о чем не имеешь ни малейшего представления?
Но с Маргариты ли вся эта пустота и печаль начиналась?
А если перечитать романы Достоевского, Толстого, где каждая семья несчастна по-своему и от семьи Ростовых давно ничего не осталось, а существуют, в лучшем случае, семьи Болконских и в худшем - семьи Курагиных, Безуховых, то мы и вовсе теряемся в этом странном мире... Там не то, что каждая семья несчастна по-своему, там просто нет никакой семьи, одна ее видимость, уродство такое, что страшно становится.
И вот вершиной бессемейности стал роман века, этакий бес для семейности нашей, для ее ценностей. Маргарита бежит от благополучного мужа в подвал к Мастеру, и единственное, что их связывает - сгоревший роман, который каким-то невероятным образом надо спасти.... А так называемая любовь, выскочила, как убийца( она скоро и станет убийцей для обоих).
Хотели ли наши классики того или не хотели, они упорно нас толкали в эту бездну… Последнее более менее определенное представление о семье явил нам А.С.Пушкин, хотя любой нормальный человек подумает о том, стоит ли выходить замуж, если придется пережить все, что перенесла смиренно, яростно осуждаемая многими Наталья Николаевна. Но это все-таки настоящая семья, наверное, последняя в обозримом прошлом.
Хотя оказалось, что все это были только цветочки.
Лермонтов, Гоголь, Тургенев, которые вообще жили без семьи как таковой и без наследников, кошмар семейной жизни Достоевского, все причуды семейной Л.Толстого, странные отношения в семьях творцов серебряного века закономерно перетекли в роман века. Литература ведь только зеркало, которое отражает то, что есть в реальности, пусть порой странно искажая, но она не может отразить то, чего нет вовсе.
Маргарита возникла не случайно и не на пустом месте, она появилась из целого века бессемейности творцов и могла бы броситься спасать любого из них, и даже не самого Мастера, потому что при таком раскладе спасти его нереально трудно, а хотя бы странное его творение, которому он отдал все, что у него было...
И в этом ракурсе рассмотрения образа, она стала памятником всем тем Музам, женам, подругам, которых судьба свела с нашими гениями.
Вспоминается печальнейшая история отношений Ф.И.Тютчева и Е.Денисьевой, которая все-таки выбрала роль гражданской жены поэта, и ее печальный финал. Оттуда пришла в наш мир Маргарита. Характерно и то, что она спасает роман не о любви и счастливой семейной жизни, ( это бы оставляло какую-то надежду), а роман о Понтии Пилате, о власти и страсти именно к власти. И Иуда, который в романе Булгакова бежит к продажной женщине на свидание и в этот момент убит киллерами ( если перевести на современный язык)-представителями той власти, – это тоже очень характерно для века и гибели семейственности, вот что остается человеку в этом мире, где нет и уже не может быть самого главного.
Ироничное замечание поэта «Может лучше собаку купить» (когда ушла женщина), Понтий Пилат воплощает в реальность, у него только собака и остается. Во всем романе нет и намека на семью, даже Марии Магдалины рядом с распятым Иешуа практически нет. Есть только красавица, из-за которой погибает Иуда, но она даже не продажная женщина по сути, а сотрудник тех, у кого в руках власть… Именно власти весь мир и подчиняется, а это очень страшно.
Почти никто не замечает, но ведь мы пришли к этому вольно или невольно, от Лермонтовской эпохи, до 1917 года, когда революция вбила последний гвоздь в крышку гроба семейной жизни, и не случайно уничтожались усадьбы, как оплот рода и семьи, и творились коммунальные квартиры, где соседи стали значительно ближе родственников. В ту эпоху это казалось актуальным, и незаметна была конечная цель – уничтожение рода и племени окончательно и бесповоротно.
Маргарита и Мастер – это то, что осталось от состояния, когда женщина за мужем, а мужчина – Глава семьи, ее патриарх, ее стержень, ее основа основ. Вот что получилось у нас.
Мы все в какой-то мере Маргариты, которые живут по принципу славянской сказки " Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". Они бегут куда-то , что-то находят, спасают, но оказывается, что это совсем не то, и ценности никакой не имеет, и наверное, лучше было бы, если бы не бежать и не спасать.
Как вырваться из этого порочного круга, как вернуться к вечным ценностям, и можно ли к ним вернуться после всего, что было и чего не было?
Трудно сказать, что делать, но как и в славянских мифах, где остались только обрывки и отголоски, в мифах о семье, о ее необходимости, мы помним какие-то пазлы головоломки, которые никак не можем сложить в единую картину.
Что-то помнится, что-то возникает в памяти.
И тогда юные девицы выходят замуж за стариков по понятным причинам, а старики уверены, что они по-прежнему сильны и неотразимы, и им нужны исключительно юные девицы, чтобы якобы помолодеть и самим. А потом начинаются жуткие трагедии, потому что ожидания тех и других не оправдываются. Как царь, шагнувший в ванну с кипящим молоком, они оттуда уже не выходят живыми, да и может ли быть иначе? Вместо молодости -преждевременная смерть, законы природы не обманешь. Но наши сказок никогда не читали, а ведь там не только добрым молодцам урок.
Только у нас женщины, которым чуть больше 30 никому не нужны, потому что ни один мужик ( в среднем) не потянет ее, они обошли их во всем, и это снова история Мастера и Маргариты. Тот, с кем она хочет остаться, прячется в психушке, только чтобы не показать удивительной женщине всю свою несостоятельность, слабость, никчемность, любовь для него убийца, выскочивший из-за угла...Он будет лучше смешным и нелепым с юной девицей, которая как раз по уровню развития ему и подходит, а то, что в постели катастрофа, этого же никто не видит, ну кроме самой девицы...
Что-то могут купить себе ( а как по-другому назвать такие союзы) олигархи, но чем этот брак ( другого слова и не придумаешь) заканчивается, тоже все знаем, когда они для себя выясняют, что оказывается, любят не его самого, а только его деньги. И тогда остается одно -отобрать ребенка и шантажировать им свою бывшую горячо любимую жену...
Женятся на пенсионерках юнцы, тоже понятно почему, а потом милая дама выясняет, что оказывается он уже на себя квартиру в центре Москвы переписал, и она же удивляется: «Да как же так, почему он такой нехороший мальчик».
А если не стоит финансовый или квартирный вопрос, то утверждают о том, что легче и проще жить одному. И это так, потому что ни о чем другом эти так называемые состоятельные и успешные люди не подозревают. Им никто никогда о семейных ценностях не рассказывал, и как Маргарите в лучшем случае им там становится скучно...
И это не их вина, это началось очень давно в нашей несчастной стране.
О семейных ценностях убедительно, ярко и образно мне в первый раз рассказали финны, и наш Раймо Сумманен в частности, так, что я лично поверила – это для них важно – жена, дети, собаки, свой дом, свой мир. Когда они говорят, у них горят глаза, они все это на самом деле любят, дорожат, ценят.
Не потому ли некоторые наши девицы ( старомодные) и спешат выйти замуж за иностранцев, потому что там надеются найти то, что дома днем с огнем не отыскать, и ведь находят, если сами это умеют ценить... А здесь остаются Маргариты. княжны Мэри, Элен Курагины и все бесчисленные героини Достоевского, которым непонятно, что хуже, быть замужем за Мармеладовыми или вовсе не быть, но следовать , как бедная Соня, за Раскольниковым на каторгу, такие вот два зла, непонятно, правда, какое из них большее.
И снова вспоминается несчастная Маргарита – последняя капля, которая переполнила чащу нашей бессемейности, и бессмысленности семьи.
Хочется выбраться из этого болота, но вряд ли в этой жизни получится.
А если учесть, что в Европе вообще все перевернулось с ног на голову, и меньшинство стали большинством, и семья - это два мужика или две тетки, которые заключают брак, то по-моему все безнадежно, да просто гибельно, из комы точно не выйти никогда.. Но неужели это все, что нам только и осталось?
И остается бедной Маргарите ценой нереальных усилий спасать не Мастера, который ни в каком спасении не нуждается и убегает от нее без оглядки, находя покой в психушке, а только роман ( рукопись) о власти и страсти, роман о Понтии Пилате. Роман , в котором нет ни слова о любви и семье, словно в те времена уже ее не существовало.
И возникает вопрос, а надо ли было спасать ценой жизни этот роман, не напрасные ли это подвиги и жертвы…
Но что сделано, то сделано, а мы оказались там, где оказались. Кто виноват в том, что с нами со всеми случилось, литература ли, отражающая реальность, или реальность, ставшая поводом для творения текстов.
Кстати, вопрос не такой уж простой и однозначный, если вспомнить, что Тургеневские девушки появились после творений Тургенева о них, то влияние оказывается взаимным, вторая реальность может внезапно стать первой, потому что когда мы долго всматриваемся в бездну, то вдруг обнаруживаем, что и она в нас всматривается тоже.
А есть ли какие-то другие примеры, в литературе 20 века, догадался ли кто-то о том, что семья – самое главное в жизни? Неужели ни одного такого творца не нашлось, и с сожжёнными и разрешенными усадьбами все и исчезло, стало прахом и пеплом?
А ведь почти никто не замечает и не отмечает, что во втором гениальном романе 20 века, я говорю о "Тихом Доне", в финале, пройдя все кошмары гражданской войны - этого конца света для семьи, когда брат пошел на брата, и все было разрушено, на автора сошло озарение. Заканчивается повествование, когда Мелехов возвращается в свой родной дом ( уже нет ни Аксиньи, ни Натальи), но он остается с сыном на руках, и понимает, что это самая большая ценность в жизни, все остальное вторично.. Мужчина с ребенком на руках - это все, что осталось?
Но наши суровые сказки, увы, не заканчиваются свадьбами, настоящими свадьбами, а не сделками, голым расчетом, не в этом ли и таятся все наши беды ?
М. Задорнов о том же самом:
Невольно о конце света задумываешься, глядя на победителя Евровидения. Истинно Еврогейский Союз! А знаете, я за то, чтобы в Европе было больше геев! Они должны вырождаться. Только достойные в Европе должны продолжать свой род. Может быть вот этой ненормальностью – мужик с мужиком, баба с бабой – природа предотвращает мировую войну, которая может произойти от перенаселения и капитализма одновременно.
Независимо от меня у многих в голове высветилось выражение «Кончита всей Европе!».
Свидетельство о публикации №214052200540
О счастливых семьях должны рассказывать журналисты, их должны показывать по ТВ.
Так и Григорий Мелехов должен был пройти все то, что он прошел и за чем мы с интересом следили, чтобы придти к пониманию истинных ценностей. Но не было бы этого тернистого пути и не было бы романа и тех героев, которых мы любим.
Не совсем согласна с тем, что Маргарита спасала роман, она спасала Мастера. Влюбленная женщина будет считать гениальным, и искренне причем, любое творение любимого человека, в которое он вложил свою душу, время, здоровье.
И ещё про Европу. Ну что же это за стереотипы!! Дались же всем эти геи! Их там не больше , чем у нас, а учитывая разницу в территории, даже намного меньше.
Люди там как раз ценят семейные ценности, вы же сами пишите о финнах.
Наталья Студенцова 22.07.2014 09:01 Заявить о нарушении
Все верно про конфликт, но к великому сожалению, лет 100 уже у нас все семейные ценности сводятся к нулю, наивные попытки что-то преподавать в школе, скорее смешны, чем серьезны, они так и закончились ничем... Слишком велико число и учителей одиноких и матерей-одиночек, которые даже рассказать, не то, что на примере показать не могу, какая она- счастливая семья, почему к ней надо стремиться.
Булгаков угадал эту тенденцию, когда все только начиналось, увы, он оказался прав, журналистам писать почти не о ком...
Что касается Европы, это Англия, Франция, Германия, частично Италия, просто я не уточнила. Страны же северной Европы другие во многом, там словно бы все в холоде лучше сохранилось, может быть традиции были сильнее, ведь даже на взгляд туриста, они очень отличаются от остальной Европы. И остается только завидовать тому, что там все хранится.
Любовь
Любовь Сушко 22.07.2014 09:09 Заявить о нарушении
Любовь
Любовь Сушко 22.07.2014 09:29 Заявить о нарушении
Чем мы лучше тогда украинцев неистово ненавидящих не известно за что все, что связано с Россией.
Наталья Студенцова 22.07.2014 09:50 Заявить о нарушении
Когда путешествуешь, все вообще кажется прекрасным, я сужу по репликам старого знакомого, который живет под Парижем с 1990 года, своей подруги, которая работает то в Италии, то в Германии продолжительное время, и самых многочисленных знакомых из Германии, то, что там чисто и уютно, кто ж спорит и отрицает, обсуждаем больше школьные программы, пресловутое ЕГЭ в их варианте, ведь эта зараза к нам оттуда пришла и вопросы толерантности, из-за которых можно иметь большие неприятности, как они сами говорят, только что вернулся оттуда мой любимый директор гимназии , у которого есть возможность жить там по полгода и больше ( он на пенсии) - и все те же противоречия, но рассказывает спокойно, с улыбкой, а оставаться там насовсем не хочет, хотя есть возможность.
Любовь
Любовь Сушко 22.07.2014 10:21 Заявить о нарушении
Наталья Студенцова 22.07.2014 12:05 Заявить о нарушении
Наталья Студенцова 22.07.2014 12:12 Заявить о нарушении
Любовь
Любовь Сушко 22.07.2014 13:36 Заявить о нарушении
Любовь
Любовь Сушко 22.07.2014 14:32 Заявить о нарушении