Инерция и художественный образ

Художественная литература, начиная с самых первых сказочных сюжетов в ходящих в нашу жизнь в раннем детстве изобилует множеством различных  художественных образов. Из всех функции столь многостороннего явления как художественный образ нас будет интересовать прежде всего психотерапевтическая, функция катарсиса, способствующая восстановлению утраченной целостности. Определим два способа воздействия художественного образа –  рассудочный и эмоциональнооценочный. Сконцентрируем внимание на некоторых образах и пишем ряд комплексов редуцирующих наше взаимодействие с окружающим миром.  Описанные выше эмоциональные состояния как правило ведут к неполноценному общению и порождают в нашем сознании так называемые комплексы неполноценности, что по сути является следствием недостатка организации наших действий из неспособности активизировать энергетику, поглощенную тем или иным эмоциональным состоянием... Для обозначения возьмем следующие образы: колобок, Царевна-Несмеяна, Золушка,  лягушка-Царевна, старшие братья,  Иван Коровий сын, царское дитя,  баба-яга, разбитая чаша, волшебное зеркало, змей-горыныч, Снежная Королева, Северный олень, звездный мальчик, счастливый принц, морская дева, персонаж с исключительной ролью.
Итак, определим, что такое комплекс и каковы его признаки. Комплекс неполноценности я бы скорее назвала комплексом недовоплощенности. Если актер халтурит на сцене его образ не довоплощен. Значит где-то он допустил промашку, что-то не доделал, не додумал, не правильно проанализировал, не сконцентрировался, допустил автоматизм в игре, одним слово не доработал. Его задача проанализировать результат плохой игры и исправить при следующем выходе на сцену, постараться не допустить выявленных ошибок. В жизни, конечно, редко предоставляется дважды пережить одну и ту же ситуацию.
Что же мы переживаем при неудаче в общении. Зачастую возникает волна эмоций, точнее цепочка ассоциаций на этой волне: «Можно было сделать гораздо лучше и успешнее.»  Человек испытывает досаду на то, что эти слова, формы высказывания, ход диалога, не могли прийти ему раньше. Однако досада в этом случае, как и во всех других, бесплодна. Этого не могло быть по той причине, что в ситуации наиболее ответственного контакта  собеседники испытывают некоторое напряжение, блокирующее их коммуникативные способности, если не у коммуникантов нет  специальной подготовки. Но тем не менее досада, как хлыст обдает нас, жгучим чувством: «Почему я не додумался раньше?» «Что сковало мою энергию и способности?» «Что я за идиот?»  Ощущение недошитого костюма, недостроенного дома, недоваренного супа, скомканного рисунка и т.д.
Что делать?  Что такое ошибка? В арифметике и грамматике – понятно? В военной промышленности и на минном поле – Боже упаси, хотя и в коммуникации бывают подобные моменты. Что значит справиться с комплексом? Нет,  не таранить объект, сжав волю в кулак. Вовсе нет.  Это ежедневно и постоянно развивать в себе коммуникативные качества, так как это делает человек искусства в сфере своей деятельности, актер, режиссёр, художник, музыкант.  Общение с человеком требует той же точности, что игра на музыкальном инструменте, подбор красок  в создании художественного образа и т.д.  Беседа удачна и плодотворна тогда, когда человек чувствует себя  естественного и открыто. Доброжелательность, искренность, нацеленность на результат ( что я хочу сказать, но не услышать!) – три исходных компонента успешной коммуникации.
Наша жизнь в социуме устроена так, что мы в основном обрабатываем информацию инструментами нашего сознания, рассудка, поскольку у нас преобладает рациональная организация жизни. Нам некогда предаваться эмоциональным переживаниям (это счастливый удел людей, связанных со сферой искусства), наша  задача достичь цели, видимого результата (без этого фетиша мы чувствуем себя вообще неловко). Действуем по схеме успешных достижений. Успех – это замечательно, а вот спешка иногда бывает драматична. Несколько упущенных секунд, и, глядишь, жизнь приняла бы совершенно иной оборот.
Рассмотрим несколько сказочных образов и с их помощью поучимся анализировать свойства того или иного комплекса.
Колобок – новоиспеченный подарок бабки деду. Но он не достается тому, кому предназначен, а, виртуозно убегая, и объегоривая каждого из героев садится на нос совершенно отдаленному персонажу, только потому, что персонаж  польстил ему. Не напоминает ли это манипуляцию супружеской верностью, попытка вызвать ревность, угроза измены с  человеком, который безразличен,  как компенсация невнимания к себе. Игра заканчивается по сути трагедией. Колобок  сталкивается с непредсказуемой ситуацией. Не ожидал. Упоение собственной персоной не позволило разглядеть опасность. Из печального опыта колобка извлекаем урок, не все собеседники действуют одинаково в предлагаемых обстоятельствах, чтобы не потерять бдительность не следует упиваться  собственным успехом и кичиться качествами личностными свойствами ( я колобок, я ушел). Перед нами тип эгоцентричной и в некотором роде демонстративно-истеричной личности, отрицающей мгновение во имя  вечности.
Царевна-Несмеяна – другой тип демонстративного отрицания. Однако здесь не только безутешные слезы, сколько скорее  скрытая обида, может быть и не осознаваемая самой героиней. Царевна плачет не потому, что её не устраивает в действия и поступки окружающих ее  персонажей. Её цель плач ради плача. Природа этого явления пустота. Типичный энергетический вампир. Сделайте что-нибудь, а я с позиции королевской дочки скажу, что это плохо. Я утверждаюсь тем, что оцениваю тебя плохо и нахожу в  твоих действиях изъяны.
Золушка  – героиня зависит от внешних условий, не принадлежит самой себе, испытывает большой дефицит личного времени.  Счастьем ее наделяет волшебница. Сама героиня пассивна. Поэтому минуты ее счастья сочтены. Вечный страх потерять внешний облик, в двенадцать часов карета превратиться в тыкву, не позволяет воспринимать  полноценно даже столь краткое время, отпущенное на счастье. Спасибо хрустальной туфельке, не бывает худо без добра.
Лягушка-Царевна – усложненный вариант Золушки. Если Золушка обладает минимальным личным пространством, куда может проникнуть фея, то лягушка-царевна совершенно лишена какой-либо свободы. Её заклятие – это рок и без серьёзной битвы тут не обойтись. Героиня совершенно  не имеет ни какого выбора. Заметим, что  законы сказок в детстве мы впитываем на  подсознательном уровне, редко кто-либо детям объясняет что такое выбор и могла ли как-то по-другому сложиться судьба того или иного героя. Дети большие позитивисты и очень часто пересказывают сказки по-своему, не надо мешать им в этом. Они учатся сопереживать персонажам и очень хотят, чтобы у всех все было хорошо..
Итак, мы оценили четырех персонажей с рассудочной точки зрения. А теперь посочувствуем персонажам, т.е. снова да ладом.
Предположим, что Колобок не новоиспеченный подарок бабки  деду, а центральный персонаж, одушевленное существо, более того творческая личность, способная сочинять песни. Конечно, жизненный опыт Колобка очень мал. И поёт он песенку только про себя, то есть социальной значимости у него никакой нет, зато есть шанс оценить его как самодостаточную полноценную личность. Какой страх должно испытывать это маленькое, едва адаптировавшееся к жизни существо, при встрече с каждым незнакомым персонажем, грозящем его съесть. И надо оценить  должную степень мужества: он не бежит в панике. Он успевает каждому персонажу спеть свою песенку. Мир полон угроз и судьба трагична. А если рассказывать ребенку сказку за кухонным столом, держа в руках новоиспеченный колобок?!! Не страшно за свою судьбу в дальнейшем?
Злобный энергетический вампир –  Царевна-Несмеяна глубока несчастна, она привыкла только отвергать, а слуги выполнять её прихоти. Она из всех сил желает себе несчастья. А слуги вынуждены подчиняться ее капризам. И так вся жизнь – в душераздирающем вакууме.
Бедная Золушка, она имеет полное право пожаловаться местным органам правопорядка, на притеснение её в доме, подать на размен  дома, шантажировать отца, обрести полноправное владение имуществом и быть совершенно свободной личностью, как мачеха и ее дочери. Но она чувствует больше, чем эгоцентричные люди, ей свойственно сострадать и восполнять этот недостаток, к тому же она очень любит своего отца и заботится о его спокойствии и благополучии.
Типаж, восстанавливающий гармонию в мире эгоизма и тщеславия. Но если бы не эта крайность, она никогда бы не была счастлива по-настоящему. А представьте, что вы влюблены в такую девушку, которая вкладывает душу и в друзей и во  врагов!!! А на личное счастье остаются лишь считанные часы да минуты?!! Всё неоднозначно в нашем мире бушующем.
В ситуации с Царевной-Лягушкой со всем все плохо. Тут не знаешь, кому больше сочувствовать: то ли Царевне, то  ли Ивану-Царевичу, если хотя бы на минуту представить нечто подобное в реальности. Да и Кощей по сути фигура больше трагическая, чем злобная. Обречен на вечный страх. А больше всего жалко зайца с уткой, представьте каково им  сидеть и охранять совершенно бесполезную вещь (заметьте, не жизнь, а смерть Кощееву). В детстве мы все это впитываем  на уровне механизма: главные герои все равно победят . А всё остальное по инерции. Соответственно, и дальше судим по инерции: и пусть только главные герои попробуют не победить! В сказках действует один закон – суждено, на роду написано. И обжалованию этот закон не подлежит.
Инертное мышление по сути основной действующий фактор при образовании психологического комплекса, альтернатива – ему рефлексия, способность находить уникальный смысл в каждой ситуации. Добро и зло, по сути, ситуативно. Но мифологическое и сказочное мышление  этого не знают. Там действует черно-белый спектр, делящий мир на две половины, и пока не осознающий его целостности и взаимодополняемости противоположных сторон.


Рецензии
Интересно.

Галина Антошина   17.02.2017 20:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.