Киев. Женская гимназия В. Н. Ващенко-Захарченко 1

КИЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ЧАСТНАЯ ГИМНАЗИЯ 
ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО
 
      14 сентября 1878 года, на углу Бибиковского бульвара 20 (бульвар Т.Шевченко) и улицы Нестеровской (теперь ул. Н.Пирогова) состоялась торжественная церемония открытия  частной женской гимназии. Создателем гимназии  и, на протяжении  17 лет, её директором - была ВЕРА НИКОЛАЕВНА ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО
(1840-1895).

         Прежде, чем рассказать о гимназии, думаю, что будет любопытно узнать больше об удивительной женщине, практически первой в Российской империи решившейся на открытие собственной гимназии. Стоит отметить, что создание частной, тем более женской, гимназии в то время было делом совершенно нереальным, поскольку существовавшим Положением о гимназиях, частным женским школам статус гимназии не предоставлялся.

В этом очерке я воспользовался теми сведениями, которые приводит в своей работе кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогики АПН Украины - Наталия Борисовна Антонец.

Вера Николаевна (в девичестве Мельницкая) родилась в 1840 году, в семье небогатого помещика Тверской губернии - поручика Николая Терентьевича Мельницкого, гордившегося древностью своего дворянского рода, и Елизаветы Карловны которая. была по рождению баронессой Услар.Возьмем это обстоятельство на заметку.
Вера была старшей из 14 детей и рано стала самостоятельной. До десяти лет девочка жила в имении родителей, а ее воспитанием и учебой занималась мать.
        В 1850 году Вера поступила в 1-й класс Санкт-Петербургского училища Ордена св. Екатерины (Екатериненский институт) - закрытого привилегированного среднего учебно-воспитательного учреждения для детей из дворянских семей. Уже через год за успехи в учебе она была переведена на государственный счет. Впоследствии, вспоминая годы учебы, Вера рассказывала, что, несмотря на усердие в усвоении наук, она была большой шалуньей и за свое острое словечко нередко получала не самые высокие оценки за поведение. Вообще же унаследованная от отца жизнерадостность и характер, сформированный под влиянием строгой матери, способствовали тому, что шесть лет учебы в столице прошли довольно легко и благополучно.    

       В 1856 году после окончания учебы, с отличным аттестатом и свидетельством домашней наставницы, а также прекрасным знанием французского и немецкого языков, девушка возвратилась в деревню помогать матери с младшими детьми. Вскоре она получила место учительницы французского языка в только что открытой женской гимназии в Вышнем Волочке, где пробыла на собственном содержании 3 года. В памяти ее первых учениц надолго запечатлелся образ доброй, довольно снисходительной учительницы, которая всегда была готова вместе с детьми и пошутить, и посмеяться от души.
Однако преподавание в глубокой провинции не соответствовало стремлениям молодого педагога. В 1860 году, узнав о вакантном месте в Киевском институте благородных девиц, 20-летняя Вера находит в себе силы отправиться в далекий неизвестный город, чтобы поступить на должность классной дамы.
         Одиннадцать лет (с июля 1860 г. по апрель 1871 г.) она посвятила воспитательной работе в институте, завоевав признание коллег и любовь воспитанниц.
        Возьмем на заметку и это обстоятельство, и подчеркнем, что ко времени открытия собственной гимназии, у Веры Николаевны было, как мы бы сказали сегодня, 14 лет педагогического стажа.

       7 апреля 1871 года Вера Николаевна вышла замуж за профессора математики Киевского университета МИХАИЛА ЕГОРОВИЧА ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО, который в 1862-1864 гг. также преподавал в Киевском институте благородных девиц физику и космографию. Михаил Егорович был на 15 лет старше Веры Николаевны. После смерти первой жены, он воспитывал трех сыновей-подростков и маленькую дочь. Вскоре к ним добавились совместные дети — Борис и Ольга.

        М. Е. ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО (1825-1912) родился в дворянской семье. Прадед Михаила Егоровича - Молот-Ородницкий был известен, как «славный запорожец, решетиловский сотник».
      В 1845 году Михаил с серебряной медалью окончил одну из лучших в Киеве - Вторую мужскую гимназию, а после- учился в Киевском университете, а также в Париже, где в 1847-1848 году слушал в College de France и в Сорбонне лекции таких французских математиков, как Огюстен Луи Коши, Жозеф Альфред Серре и Жозеф Лиувилль.
       В 1854 году - получил степень кандидата, в 1862 году - магистра математики, а в 1866 году - доктора чистой математики.
        В 1867 году М. Е. Ващенко-Захарченко был назначен экстраординарным, а в 1868 году- ординарным профессором по кафедре чистой математики Киевского университета.
       В течение всей своей учебной и научной деятельности М.Е. Ващенко-Захарченко сделал многое для распространения математических знаний. Так, с начала 1870-х годов он стал читать курс проективной геометрии, а с 1878 года- курс неевклидовой геометрии (основы геометрии Лобачевского). 1880 году - опубликовал перевод «Начал» Эвклида с обширным вступлением, в котором были рассмотрены основные вопросы геометрии Лобачевского.
        Другая работа М. Ващенко-Захарченко «Символическое исчисление и его применения к интегрированию линейных дифференциальных уравнений» была известна во всей Европе.

Через семь лет после замужества, когда приемные сыновья окончили гимназию, дочь достигла школьного возраста, а собственные дети Веры Николаевны (мальчик шести и девочка пяти лет) начали осваивать грамоту, у Веры Николаевны созрела мысль открыть собственную частную женскую гимназию — учебное заведение, которое стояло бы «на высоте высших требований педагогики и гуманистических идеалов века».
       И тут нам, несомненно, следует сделать в нашем рассказе ещё одну важную пометку, поскольку и в принятии решения о создании гимназии, и в дальнейшем, во всех хлопотах, связанных с открытием гимназии, а это касалось и больших материальных затрат на преобретение самого здания, и оборудования для гимназии и пансиона, и приглашения преподавателей, а также в организации всего педагогического процесса - Михаил Егорович сыграл очень значительную роль.
Благодаря обширным связям Михаила Егоровича и поддержке ректора  Киевского университета, а в будущем- Председателя Комитета министров Российской империи - Николая Христиановича Бунге(1823-1895), постановлением Министерства народного образования от 12 октября 1877 года - было выдано разрешение на открытие женской гимназии с пансионом при ней. Таким образом, это  стало первое частное женское учебное заведение в Российской империи, которому официально было присвоено звание гимназии. Полной, восьмилетней, гимназия стала в 1881 году. Несомненно, свою роль в этом сыграли и все те три обстоятельства, о которых мы говорили ранее.

ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ
Как указано в начале, для гимназии было арендовано здание на углу Бибиковского бульвара 20 (бульвар Т.Шевченко) и улицы Нестеровской (теперь ул. Ивана Франко). Трехэтажный каменный дом с флигелем и службами в усадьбе, в котором разместилась гимназия, был построен в 1872—1873 годы по заказу киевского купца Адама Андреевича Снежко. Выбранное здание, определенным образом было уже приспособлено для осуществления учебного процесса, поскольку в нем до этого находилась Киевская мужская прогимназия, однако Вера Николаевна пошла на значительные материальные расходы для обустройства помещения в соответствии с собственными представлениями о требованиях к оборудованию гимназии.
К открытию гимназии, в этот же дом, в служебную, как тогда полагалось, квартиру начальницы заведения, переехала вся большая профессорская семья Ващенко- Захарченко.
В этом здании гимназия и работала до сентября 1902 года, когда усилиями наследницы Веры Николаевны - Александры Тимофеевны Дучинской- для гимназии было построено новое здание.
В 1908 году в этом здании расположился Коммерческий институт. В 1911-1912 годах, для расширения помещения, институт приобрел соседнюю усадьбу у Белогорского и по проекту архитектора Всеволода Адольфовича Обремского над домом А.А.Снежко был надстроен четвертый этаж, а на месте усадьбы Белогорского, на углу Бибиковского бульвара и Нестеровской (ныне бульвар Т.Шевченко и улица И.Франко) пристроен четырехэтажный корпус. В 1914 -1915 годах, когда по проекту архитектора Александра Васильевича Кобелева была сделана пристройка по улице Пироговской, весь дом, выходящий на три улицы, стал четырехэтажным.
Это здание на бульваре Тараса Шевченко 22-24 можно увидеть и сегодня.
Теперь в нем находится Педагогический университет имени Михаила Драгоманова.

 ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ ГИМНАЗИИ.
         В разные годы в него входили: киевский городской председатель ГУСТАВ ИВАНОВИЧ ЭЙСМАН(1824-1884); киевский губернский предводитель дворянства, член Государственного Совета - Князь НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РЕПНИН (ВОЛКОНСКИЙ;1834-1918)); профессора университета: историк ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ ИКОННИКОВ (1841 –1923) и декан историко-филологического факультета (1887 - 1890), ректор (1890 - 1902) - ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ФОРТИНСКИЙ(1846 - 1902) и др.
         3 мая 1879 года Председателем педагогического совета гимназии был назначен директор Первой Киевской гиназии - педагог, издатель, общественный деятель АЛЕКСЕЙ ФОМИЧ АНДРИЯШЕВ(1826 - 1907).

        Почти двадцать лет, со дня открытия гимназии и до 1897 года, почетным опекуном гимназии была жена Киевского гражданского губернатора(1871-1881) Николая Павловича Гессе(1829-1893), дочка археографа, историка, издателя и общественного деятеля Михаила Осиповича Судиенко(1803-1874) ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА ГЕССЕ(Судиенко; ?-1911)

       Кроме того, гимназию постоянно поддерживали профессора университета и родители некоторых учениц. Значительную ежегодную субсидию в 5 тыс. руб. назначило гимназии Министерство народного просвещения. Однако, не смотря на столь существенную поддержку, в деятельности гимназии неоднократно возникали напряженные финансовые моменты, так что пришлось отказаться от пансиона.
  При этом отметим, что средняя стоимость образования одной ученицы в гимназии В. Н. Ващенко-Захарченко - составляла - 142 р.70 к., в то время, как в гимназии А.А.Бейтель – она была почти вдвое меньше - 85 р.74 к.

Сама В.Н. Ващенко-Захарченко являлась не только начальницей (директором) гимназии, но и членом Опекунского совета, а также преподавала французский язык в первых двух классах.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Основную часть учениц гимназии, составляли дочери дворян и чиновников, значительно меньшую - дети из семей купцов и мещан, небольшой процент принадлежал девушкам из среды духовенства, крестьян, а также иностранцев. По большей части гимназистки исповедовали православную веру, однако среди них было и немало католичек, лютеранок и иудеек.

Анализ статистической документации показывает, что количество воспитанниц гимназии постоянно увеличивалось в течение учебного года. Так, в 1879-1880 учебном году начали учебу - 116 гимназисток, а заканчивали год уже 182 девушки, в 1883-1884 учебном году эти цифры были соответственно 206 и 242, в 1886-1887 - 194 и 344 и так далее.

Открытие первых пяти классов состоялось 14 сентября 1878 года. С 1879 года стал функционировать 6-й класс, с 1880 года- 7-й класс, а с 1881 года - восьмой  (педагогический) класс.

Кроме обязательных с первого класса в государственных средних женских заведениях французского и немецкого языка, в гимназии В. Ващенко-Захарченко в 4- 7 классах было введено преподавание английского языка, к программе природоведения в 6-м классе добавлено изучение основ анатомии и физиологии человека. Увеличен был также объем программы по географии, учитывая трудности усвоения материала этого предмета ученицами 2 класса, в 5 классе- дополнительно был введен систематический курс географии Европы. 

Пытаясь дать гимназисткам основу для продолжения учебы на физико-математическом факультете Высших женских курсов, Вера Николаевна особое внимание направляла на организацию преподавания алгебры, геометрии и физики, увеличив количество уроков по этим предметам.
В программу гимназии входили и сугубо женские предметы: музыка, пение, танцы и рукоделие.

При этом сама начальница была явно гуманитарием и часто повторяла, что математика является ее камнем преткновения (однако, в то же время шутя, рассказывала, что муж, который является известным математиком, всегда обращается к ней за помощью, когда нужно что-то быстро подсчитать устно, а не на бумаге).

Постоянное внимание уделялось в гимназии наглядным пособиям, позволявшим облегчить девочкам усвоение учебного материала. Именно Вера Николаевна стала инициатором создания уникального физического кабинета, слава о котором распространилась далеко за стены учебного заведения.

Не обошла вниманием директор и подбор библиотечной литературы, в частности, отечественных и зарубежных произведений для детей и подростков, а также профессиональных изданий. Сама влюбленная в книги (любимым автором Веры Николаевны был В. Гюго, любимым стихотворением - «Вечерний звон» И. Козлова, которое она часто и очень красиво декламировала), она способствовал тому, что в гимназии была сформирована прекрасная библиотека, которая выделяла её среди других женских школ.

Вера Николаевна всегда хорошо знала всех учениц гимназии. Самым страшным наказанием для тех, кто плохо учился, было приглашение директора в воскресенье готовить уроки в гостиной ее квартиры. Также домой для индивидуальной воспитательной беседы она приглашала ту девушку, которая совершила серьезный проступок.
Если же виноватой была группа воспитанниц, то, как вспоминала Александра Тимофеевна Дучинская, возглавившая гимназию после В.Н.Ващенко-Захарченко, «Вера Николаевна входила в классную комнату и ругала всех; убедительные и возмущенные ее речи наполняли учениц трепетом, пробуждали совесть и сознание, создавали настроение, и общественное мнение класса предотвращало повторение проступков. Требуя от учениц безусловной правдивости, Вера Николаевна сурово останавливала любую попытку доноса. Внимательное, ласковое отношение к ученицам, свободная от пустяковой язвительности суровая справедливость вызывали у детей искреннюю любовь к начальнице.»

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Ученицы гимназии носили темно-зеленое платье и черный передник. Касательно верхней одежды и головных уборов ученицы были свободнее учеников: на этот счет регламент не вводился.

РУКОВОДИТЕЛЬНИЦА ГИМНАЗИИ

Прекрасные человеческие качества Веры Николаевны отмечали и многие другие, кому довелось с ней сотрудничать. В частности, это - дух товарищества, полное доверие к учителям и классным наставницам, уважение к проявлениям их индивидуальности, толерантность к чужой мысли, тактичность, отсутствие пустяковой опеки.

Вот что писала ей одна из бывших учениц: «Молодой девушкой, которой едва исполнилось 20 лет, Вы пришли в Киевский институт (благородных девиц) в роли классной дамы и именно в тот класс, где находилась я, 12-летняя девочка. Я могла бы рассказать целую повесть о Вашей жизни и деятельности как классной дамы, но это утомило бы Ваше внимание, а потому скажу только, что Ваша доброта душевна. Ваша чувствительность к детскому горю и радости создала Вам славу  самой хорошей, наилучшей классной дамы. Вспомните только, как нередко ученицы Ваши в затруднительную минуту школьной жизни спешили к Вашей уютной комнатке, где всегда находили добрую, умную и более опытную советчицу , если нужно – хорошую книгу, а, временами, и угощение, такое неоценимое для изголодавшейся институтки. Мы никогда Вас не боялись и всегда любили Вас. А теперь многие из Ваших прежних учениц, став сами матерями и, помня Вашу доброту к ним, спешат отдать своих детей под Ваше заместительство – именно в  Вашу гимназию. Я сама мечтаю об этом.».

Большая учительская комната, в которой в течение учебного дня с 9 до 15 часа находилась директор, была скорее салоном, где коллеги могли не только делиться опытом, но и отдыхать душой.
«Во время уроков, - вспоминала АННА ЛЬВОВНА БЕРЛО, - она сидела в учительской комнате в большом кресле, а после уроков в своем кабинете и всегда что-то делала: или читала, писала или плела что-то или вышивала. Всех встречала ласково, радушно и с ней очень интересно было разговаривать. Она не любила никаких сплетен. Здесь свободно, бойко и не без юмора обсуждались не только педагогические проблемы, но и государственная, общественная, научная, литературная жизнь, в стране и событии за рубежом.»
Непринужденное общение помогало преподавателям поддерживать в себе бодрость и силы, такие необходимые для нелегкой и ответственной работы в классе. «Не испытав ласки в детстве, - писала А.Л. Берло,- я горячо чувствовала искреннюю и сердечную заботу ко мне и чрезвычайно была за нее благодарна. Когда я после двух или трех лекций в Ольгинский гимназии приеду бывало на последних две или три лекции к Вере Николаевне, она говорит: « Идите в мою столовую, там для вас приготовленная котлетка, позавтракайте!» И я, заморив червячка, благодаря ей, бегу на лекцию. Этот пустяк показыв
ает, как ласково и внимательно относился к людям этот прекрасный человек».
Высокий профессиональный уровень преподавателей давал возможности педагогическому коллективу в поисках путей оптимизации учебного процесса корректировать планы и программы, инициатором и душой большинства нововведений была, как правило, сама директор.
Много лет преподававшая в гимназии историю, жена профессора историко-филологический факультет Киевского университета - Владимира Степановича Иконникова - АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА ИКОННИКОВА в своих воспоминаниях отмечала, что Вера Николаевна в течение всего времени заведования «оставалась верной своей педагогической идее, положив в ее основу любовь и доверие». Причем, рассматривая эти гуманные принципы как подпочву для осуществления педагогического процесса, конечной целью процесса деятельница считала реальную готовность своих воспитанниц к самостоятельной жизни. В связи с этим, вспоминала Анна Леопольдовна В. Ващенко-Захарченко часто повторяла мысль, что «лишь деньги, заработанные собственным трудом, можно считать своими. Об этих деньгах можно никому не отчитываться, а это является большим счастьем.».

Ради объективности следует отметить, что В. Ващенко-Захарченко была талантливым педагогом и организатором, однако не очень рациональной и предприимчивой владелицей. Ее доброта, великодушие, удивительное терпение, и определенный идеализм не могли не повлечь существенные финансовые трудности. Так, у гимназии всегда были воспитанницы, которые официально учились безплатно. Кроме того, в течение 17 лет управления Верой Николаивной заведением из него не было исключено за неуплату ни одной ученицы. При этом часть родителей оставалась должниками и по завершении их детьми курса учебы, а некоторые, невзирая на неоднократные напоминания и требования, просто вовсе не платили.

Определена финансовая непрактичность Веры Николаевны отразилась и на судьбе пансиона, который имел целью создать наилучшие условия обитания для иногородних воспитанниц. Пансион начал функционировать одновременно с гимназией и был в одном с ней помещении. Даже по тогдашним меркам, он был обустроен и содержался во всех отношениях роскошно. Ученицы находились на полном содержании и под руководством опытных, преданных делу воспитательниц и целого штата медицинского персонала. Как обычно, пытаясь создать для девушек идеальные условия, Вера Николаевна и тут отошла от материальных реалий и вследствие этого в 1883 году вынуждена была передать пансион другой владелице.

Порою, довольно серьезные проблемы возникали и с девушками из очень зажиточных семей. Как писала по этому поводу А.Л.Берло: « барышни учились, когда хотели и чему хотели, а не хотели — то и не учились». Приезжали или приходили они в школу нарядно разодетые, с браслетками на руках и больше интересовались танцами, чем грамматикой или математикой. Тех учительниц, которые хотели их приучить к работе, барышни считали очень «строгими». Приходилось уступать и требовать лишь минимума знания.
В 1892 году, в гимназии отпраздновали 25 -летний юбилей педагогического труда Веры Николаевны, на котором она выслушала много трогательных слова благодарности от учениц и учителей. Но постепенно здоровье ее стало ухудшаться. Вера Николаевна ушла из жизни 2 августа 1895 года. В 1897 году на  её могиле, на кладбище Выдубецкого монастыря, на средства коллег, учениц, близких друзей и родственников, был установлен памятник — пирамида из лабрадора, у подножия которой ребенок-ангел из белого мрамора писал слова поэта Алексея Николаевича Плещеева:
Блаженны вы, кому дано
Посеять в юные сердца
Любовь и истины зерно.

К сожалению, в 30-е годы ХХ века почти все памятники некрополя Выдубецкого монастыря были уничтожены.

Подводя итоги деятельности Веры Николаевны можем сказать, что по сильной духовной организации, по уму и характеру она, несомненно, была выдающимся педагогом, пробуждающим в детях лучшие стороны их природы. Дворянка по рождению, аристократка по вкусам и склонностям, демократка по убеждениям, высоко образованная, обладающая проницательностью и острым умом и, в тоже время, идеалистка, полная веры в добро и любви к людям,она сыграла значительную роль в истории женского образования как учредительница одной из первых в России частных гимназий.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
Н. Б.Антонець «В. М.Ващенко-Захарченко» https://osvita.ua/vnz/reports/pedagog/1236/



         


Рецензии