Непогрешимая Майя Михайловна Плисецкая?

 В своей книге "Я, Майя Плисецкая" гениальная балерина походя упоминает таксу Бати,замечая в скобках:"подарок Марии Шелл".Доверчивый читатель,уже растаявший под излучением обаяния Майи Михайловны,проглатывает эти строчки про таксу и ссылку на Марию Шелл,как сама такса - горькие пилюли, вдавленные в кусок сливочного масла.И только самые сообразительные псы вместо того,чтобы слопать угощение,его выплёвывают.

 Стоп! Какая ещё Мария Шелл? Да та самая знаменитая киноактриса,которая снималась у великого итальянского кинорежиссёра Лукино Висконти в художественном кинофильме "Белые ночи".Недавно были опубликованы её мемуары,в которых Мария Шелл призналась: у неё был многолетний роман с русским композитором Родионом Щедриным.Из-за него она даже чуть было не покончила жизнь самоубийством.Естественно,об этом в мемуарах Майи Михайловны Плисецкой нет ни слова.Равно как и ни тени намёка на то,что в её отношениях с Родионом Константиновичем Щедриным далеко не всё и не всегда было безоблачно. Имя соперницы было всуе употреблено Майей Михайловной Плисецкой.И не означает ровным счётом ничего.Ни перегоревшей ненависти,ни горького упрёка неверному мужу,ни чувства превосходства,с которым почти всегда законные жёны взирают на любовниц.Такса - это просто такса.И нужна рассказчице только для того,чтобы сравнить свою реакцию на музыку Родиона Щедрина с реакцией Бати.Такса нестерпимо завыла при первых звуках телевизионного исполнения какого-то опуса Родиона Щедрина. Кстати,дом в Мюнхене,в котором сейчас живут Родион Щедрин и Майя Плисецкая,купила и подарила любовнику Мария Шелл.

 "Золотая рыбка"

 Любовь всегда загадка.И разгадка (если она вообще нужна) в том,что Родион Щедрин и Майя Плисецкая встретились в доме одной из самых обольстительных,самых несгибаемых и самых загадочных женщин ХХ века - Лили Брик?

 Всё началось с того,что как-то Лиля Брик прокрутила Родиону Щедрину запись из своей домашней фонотеки: Майя Плисецкая идеально точно спела сложную мелодию из балета Прокофьева "Золушка".Чуть позже,в 1955-ом году,они познакомились - начинающий,двадцатитрёхлетний композитор и тридцатилетняя прима-балерина Большого театра,чья гениальность была видна сразу - с порога,со взгляда,с жеста,с поворота головы.

 Лиля Брик не могла не обожать Майю Плисецкую. И - наоборот. Эти две женщины имели слишком много общего. Но самое главное (в нашем случае) - они всегда сами выбирали - кого любить,кого карать,кого оставить себе служить,а про кого счастливо и быстро забыть.Кстати,и та и другая равно были образцово-показательными музами.Но об этом позже.

 Так что участь Родиона Щедрина была в известной мере предрешена. Майя Плисецкая сразу же придумала повод для новой встречи: она сказала,что давно хочет поставить танец на музыку из чаплинского фильма "Огни рампы" и попросила записать ноты мелодии. Родион Щедрин быстро исполнил просьбу Майи Плисецкой,но танец так и не был поставлен.

 Oни встретились cнова лишь три года спустя.В марте 1958-го года,после блистательной премьеры балета Арама Ильича Хачатуряна "Спартак",Родион Щедрин сам позвонил Майе Плисецкой и попросился к ней в тренировочный класс.Она надела чёрный облегающий купальник из эластика с большим вырезом.Родион Щедрин смутился и быстро ушёл.Но вечером того же дня позвонил и предложил покататься по Москве.С тех пор они вместе.

 О браке никто из них не говорил.Но покорность,с которой Майя Плисецкая "вела" этот роман,удивляла многих.Они уехали на берег Ладожского озера,в Сортавалу.Жили в лесу,в неотапливаемом коттедже.Зверски кусали комары и умываться приходилось из деревенского рукомойника.Зато Родион Щедрин рыбачил в свое удовольствие.

 Потом на новой машине Родиона Щедрина они отправились в Сочи.Покупали еду в придорожных сёлах,спали в машине и много говорили о музыке,танцах,будущих постановках.

 Вернувшись домой, Майя Плисецкая поняла,что беременна. Она была в самом зените славы (знать бы тогда,что зенит этот затянется на два десятилетия - случай в балете беспрецедентный). Несмотря на горячие протесты Родиона Щедрина,Майя Плисецкая решила не рожать.

 Самый романтичный,страстный и трагичный период в их отношениях закончился тем,что 2-го октября 1958-го года Родион Щедрин и Майя Плисецкая зарегистрировали свой брак.

 Иногда Майя Михайловна говорит,что ей даже пришлось уговаривать Родиона Щедрина на ней жениться. Шутка,которую может себе позволить только бесконечно уверенная в себе женщина.

"Одилия и Одетта"

 Брак с Родионом Щедриным поставил точку и в фантастических рассказах о романах примы.Друзья говорили о Майе Плисецкой,что она чересчур влюбчива. Враги - что она гуляет направо и налево.Но в чем сходятся и те и другие: Майя Плисецкая всегда безумно влюблялась.

 Способностью чувствовать Майя Плисецкая была одарена так же щедро,как танцевальным талантом.А может,в её случае это было одно и то же.Есть же точка зрения,что талант непосредственно связан с чувственностью и имеет один источник - сексуальность.Это с колокольни психоаналитиков.А если послушать коллег Майи Плисецкой,так они считают,что её увлечения были естественным следствием карьерного "зажима".Ставка в Большом театре была сделана на Галину Уланову. Да,зал взрывался аплодисментами,когда на сцену выходила Майя Плисецкая.Но она была беспрецедентно высокой и длинноногой для балета (её рост - 164 сантиметра). Плюс репрессированный отец,сосланная в Казахстан мать, родственники за границей и "пятый пункт" в паспорте.Да,всех заморских гостей вели на "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского с Майей Плисецкой, но из страны её никуда не выпускали и не то что о мировой славе,даже о возможности быть признанной коллегами за рубежом и речи быть не могло.

 Так что выходов для темперамента было два.Танцевать в "Лебедином озере", сколько партия прикажет. И вытирать ноги о мужские сердца - столько, сколько захочется самой.

 В своих мемуарах Майя Михайловна с большой нежностью пишет о своей первой любви - Вячеславе Голубине. С ним она подрабатывала в концертах в начале сороковых и целовалась за кулисами.В 1947-ом году Вячеслав Голубин должен был танцевать с Плисецкой в "Лебедином озере" на молодежном фестивале в Праге.На первой же репетиции Майя Плисецкая,не вписавшись в поворот, ударила Славу локтем в нос.На открытый перелом наложили швы,а танцовщика отправили в Москву. Больше Голубин с Плисецкой не танцевал.

 Чем плохи служебные романы,так это необходимостью после разрыва существовать на одной территории. После разрыва с Майей Плисецкой Вячеслав Голубин стал пить.Он быстро ушёл со сцены и несколько лет спустя повесился в своей квартире.

 Роман с Эсфендьяром Кашани тоже вызвал много разговоров.Майя Михайловна вообще никогда не делала секрета из своих увлечений.Прима приезжала домой к танцовщику из кордебалета на чёрном лимузине с шофёром.И это в 1949-ом году,когда московские машины можно было пересчитать по пальцам! Шофёр, естественно,оставался в лимузине. Соседи - а дело происходило в рабочем районе Шаболовки,где были только коммуналки - в свой кайф сплетничали, что "она за ним бегает" (красавец-перс очень нравился женщинам).

 Они познакомились в тренировочном классе,у балетного станка.По воспоминаниям Эсфендьяра Хусейновича,неожиданно и сразу они очень понравились друг другу.Весёлая, открытая Майя Плисецкая всегда обращала на себя внимание мужчин.

"У Майи был особый талант и где бы она ни находилось,сразу становилось ясно: она - первая,она - звезда,- вспоминает Эсфендьяр Кашани.Когда она танцевала в "Дон Кихоте" Минкуса,с первого её выхода и до конца первого акта стоял беспрерывный гром аплодисментов. Только она появлялась на лесенке с веером - зал начинал реветь от восторга".

 По утрам они виделись в классе,потом гуляли или ходили в кино.Эсфендьяр Кашани был принят в доме Плисецких. Мать Майи благоволила к юноше (Кашани был младше Майи на пять лет). Майя была дружна с матерью Кашани. Роман кончился так же внезапно,как и начался.Плисецкая оставила Кашани, даже не объяснившись.

 В середине 70-х Кашани ушёл из Большого театра и стал работать с тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой - ставил хореографию в танцах на льду. Знаменитые Моисеева и Миненков - это его работа.

 Впрочем,давнишний роман не помешал Плисецкой и Кашани танцевать вместе в "Вальпургиевой ночи".А вот своего первого мужа,Мариса Лиепу,Майя Плисецкая при возможности - а возможностей,работая в одном театре, море - уязвляла очень чувствительно и изящно.

 Так,выделив Марису Лиепе партию Вронского в балете Родиона Щедрина "Анна Каренина",Майя Плисецкая скоро передумала.Партию отдали Александру Годунову,а Лиепе предложили роль обманутого Каренина.После спектаклей они втроём,улыбаясь,выходили на поклоны,а когда опускался занавес, холодно кивали друг другу и молча расходились по своим гримуборным.

 Вы,конечно,будете смеяться,но Марис Лиепа тоже был младше Плисецкой - аж на одиннадцать лет. Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То,что у них роман,было ясно каждому, кто видел их вместе.Сразу же Плисецкая и Лиепа начали репетировать "Лебединое озеро" (мы же говорили,что вы будете смеяться). И когда Майе Плисецкой предложили выступить с балетом в Будапеште - это был первый её выезд за границу после длительного перерыва! - она захотела поехать именно с Марисом Лиепой.Но в Министерстве культуры СССР и в КГБ кандидатура Мариса Лиепы не прошла. Тогда Майя Плисецкая,недолго думая, расписалась с партнёром.Их выпустили.

 Естественно,скоро она от него ушла.

 "Старосветские помещики"

 "Кармен-сюита","Анна Каренина", "Конёк-Горбунок","Дама с собачкой", "Чайка" - все эти балеты Родион Щедрин написал для жены. Причём три из них Майя Плисецкая сама и поставила.

Галина Уланова ушла со сцены в сорок один год. У Майи Плисецкой,как говорят критики,творческий пик пришёлся на период с сорока до пятидесяти лет.В семьдесят лет она танцевала на своём юбилее.

 -Мечтаю об одном,чтобы Родион Щедрин побольше пожил,- сказала Майя Плисецкая в одном из недавних интервью.- Без него жизнь для меня теряет всякий интерес.

 - Без Майи Михайловны не только многое не было бы написано,но и музыка моя,наверное, была бы совершенно другой,- вторит ей Родион Щедрин.

 - Я думаю, что всё обстоит немножечко наоборот,- отвечает Майя Михайловна.- Это Родион Константинович продлил мою сценическую жизнь.Полагаю,что как композитор он мог бы обойтись без меня,а вот я без него - нет.

 Они всегда подчеркивали,что их соединяют не только чувства - общее дело,музыка,балет."С тех пор как я вышла замуж за Родиона Щедрина,я танцую для него",- не устает повторять Майя Плисецкая.

 Ну,не совсем для Щедрина.

 И для Роберта Кеннеди немножко тоже. Роман вполне мог "бабахнуть" аж на два континента:Плисецкая и Кеннеди родились в один день.Узнав об этом, Роберт Кеннеди чмокнул Майю Михайловну Плисецкую в щеку (дело было,естественно,после просмотра "Лебединого озера"). "Между нами словно искра пробежала",- говорит Майя Плисецкая.На день рождения, который прима встретила в Бостоне, Роберт Кеннеди прислал ей гигантский букет белых лилий,корзину вина и золотой браслет.А когда Майя Плисецкая в 1966-ом году приехала в США,Роберт Кеннеди,тогда уже будучи сенатором,пригласил её на экскурсию по Нью-Йорку.Майя Плисецкая опоздала на полчаса и тогда Роберт Кеннеди купил ей в подарок будильник фирмы "Тиффани" - молчаливый намёк на её опоздание. Они обедали,гуляли.Но если бы Майя Плисецкая могла сказать хоть пару слов по-английски! Из этого мог бы получиться великолепный роман.Но без переводчика разговор не клеился - ведь не на каждое свидание можно взять советского посла (на первой их встрече звёздной паре переводил посол в США Анатолий Добрынин).

 Ложка дёгтя:в Большом театре к безоблачному семейному счастью нашего творческого дуэта относятся со здоровым скептицизмом.Сусанна Николаевна Звягина,председатель совета ветеранов ГАБТ,многие годы проработавшая вместе с Майей Плисецкой сказала,что в коллективе считали:Плисецкая делала карьеру,а Родион Щедрин её "подпирал".Ни для кого не было секретом,что Майя Плисецкая и Родион Щедрин часто находились на грани разрыва. Родион Щедрин якобы много раз уходил от Майи Михайловны. И только здравые доводы парткома (дескать,кто будет танцевать в Ваших,товарищ Щедрин,балетах и в каком театре,если Вы "слиняете"?) возвращали взбунтовавшегося мужа в лоно семьи.

 Так что такса - это всего-навсего такса. Никто не любит нас так преданно и безответно,как животные,подаренные любовницами наших мужей.

Вот уже сорок два года совместной жизни эти два титана русской культуры обращаются друг к другу,как старосветские помещики:Маинька и Родинька


Рецензии
НемнОГО-и-рикошЕтно мнОго вижу под другОЙ огрАнкой*
Это буду в Стихи-Ру Серж Фико обоснОвывать*

Артур Живаго   08.01.2020 01:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.