Тайна Вознесения

Священное Писание содержит в себе неисчерпаемый источник тайн. Одной из таких тайн является Вознесение Христа, которое Православная церковь отмечает, как праздник, знаменующий собой отдание Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Но где и когда произошло это Вознесение, и было ли оно вообще?
Общепринятая точка зрения такова, что Вознесение произошло на горе Елеон, недалеко от Иерусалима. На чем она основана? На Евангелие от Луки:
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же ОСТАВАЙТЕСЬ в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословил, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога»
О вознесении пишет и евангелист Марк. Однако непосредственные участники евангельских событий, апостолы и евангелисты Иоанн и Матфей о вознесении ВООБЩЕ не упоминают.
Более того, они дают другую историческую трактовку событий. Матфей заканчивает свое Евангелие встречей Иисуса с учениками в Галилее, на горе, куда повелел им прийти Иисус. Теперь взглянем на карту, где гора Елеон находится и где Галилея. Это разные концы Израильского царства, разделенные Самарией!
Кроме того, по Матфею, Иисус дал прямо противоположное указание ученикам «Итак, ИДИТЕ, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»
Но евангелист Иоанн дает не просто другую трактовку, он наполняет окончание Евангелия дополнительными сведениями о событиях, произошедших после Воскресения.
У Иоанна, как и у Матфея, Иисус встречается с учениками в Галилее. Те возвращались после неудачного лова, и Иисус наполнил их сети. А во время ужина Христос трижды спросил Петра: «Любишь ли ты Меня» и трижды сказал Петру: «Паси овец моих».
А потом говорит нечто загадочное: «Иди за Мною». Петр же, оглянувшись, видит, что за ними идет Иоанн, и спрашивает Иисуса: «Господи! А он что?». Иисус говорит ему: «Если я захочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною»
Тут возникает между братьями мнение, что Иоанн не умрет, но Иисус опровергает это и снова повторяет «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду»
И кончается Евангелие от Иоанна многозначительными словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самом миру не вместить бы написанных книг. Аминь»
А где же Вознесение? Так подробно описать встречу Иисуса с учениками, их разговор во время ужина, и так "скомканно" закончить свое свидетельство, как будто что-то желая скрыть?
Куда собирался забрать Иисус Петра, одновременно приказав ему «пасти овец»?
Если он собирался возноситься на небо, то зачем было брать с собой Петра?
И могли ли два апостола, Матфей и Иоанн, считать не существенным такое знаменательное событие, как Вознесение, чтобы его даже не упомянуть в своих евангелиях? Более того, у Иоанна получается какая-то двусмысленность, а КОГДА «многое и другое сотворил Иисус», ДО или ПОСЛЕ своего Воскресения?
Если следовать логике повествования Иоанна, где Иисус никуда не возносится, а еще и берет с Собой Петра, то Иисус творил это многое уже ПОСЛЕ Воскресения.
Если же принять априори, что Вознесение было, то получается, что многие творения Иисуса остались в промежутке между Его детством и зрелостью, о которых почти ничего не говорится в евангелиях. Это общепринятая точка зрения. Но тогда почему ни Матфей, ни Иоанн не сообщают о Вознесении? Да еще Иисус зовет за собой Петра?
Либо Матфей и Иоанн не могли сообщать того, чего не видели сами либо...они пожелали скрыть то, что произошло дальше. То есть, что произошло после последнего разговора Иисуса с учениками, Иоанн не сообщает вообще, обрывая повествование на полуслове…
Но тогда откуда появилось описание Вознесения Христа у евангелистов Луки и Марка? Ведь они не были свидетелями тех событий, о которых писали. Они писали евангелия под влиянием апостолов Петра и Павла, основателей церкви. И если Павел тоже не был свидетелем последней встречи Иисуса с учениками, то Петр был. Значит, не исключено, что перенесение событий, о которых пишут апостолы Матфей и Иоанн, из Галилеи в Иерусалим, на гору Елион, носило искусственный характер? Евангелисты Лука и Марк описали вознесение Христа на основе…вымысла, из каких-то политических соображений? Невероятно! Или это Иоанн и Матфей зачем-то «перенесли» события, происходившие под Иерусалимом в Галилею, а Иоанн даже «придумал» рыбалку Иисуса с учениками и их последний ужин с пророческими словами об их судьбах? Тоже нельзя поверить, что это вымысел.
Но ведь нельзя и допустить, что все евангелия исторически истинны, поскольку Иисус с учениками не мог ловить рыбу на горе Елеон, будучи одновременно в Галилее!
Значит, волей-неволей, с исторической точки зрения придется признать какие-то из евангелий ложными в этой части? А если так, то встает другой вопрос: а ЗАЧЕМ было евангелистам что-то домысливать, искажать или умалчивать? Ясно же, что в этом была какая-то цель, а не просто желание исказить исторические события ради красного словца. Трудно так же и предположить, что вымыслом кто-то из евангелистов решил восполнить незнание точного хода событий. В большинстве своем, события четырех канонических евангелий близки по описанию, поэтому первые три евангелия из четырех и называются синоптическими. А тут не то, что не существенное расхождение или взаимодополнение фактов, а практически диаметрально противоположная трактовка завершения пребывания Иисуса в Израиле. Причем, интересное совпадение: евангелисты Лука и Марк явно писали евангелия под влиянием Петра. А именно Петра куда-то позвал Иисус в Евангелие от Иоанна.
То, что Иисус вознесся к Отцу, как предсказывал Он не раз Сам - это не вызывает сомнения, иначе куда же Он мог деться, если воскрес? Но вот КАК и КОГДА это произошло – исторической ясности нет.
Поэтому подчеркну не религиозный аспект данной темы, а исторический. С религиозным нет никаких особых вопросов, толкования его есть у св.отцов. И в Символе Веры все дано исчерпывающе.
Но с исторической точки зрения все же интересно, куда повел за собой Христос Петра после своего Воскресения? Они не возносились вдвоем, вознесся один Христос. Но куда-то же они пошли, раз Иисус позвал Петра идти?
Некоторые исследователи полагают, что события все-таки происходили в Галилее, а далее Иисус и Петр отправились в Дамаск, прочь от Иудеи. Именно на пути в Дамаск Иисус явился Савлу, и тот ослеп...
Конечно, православному христианину все эти вольные предположения можно отмести, поскольку данные гипотезы никак не вписываются в привычное восприятие новозаветных событий. Однако от всех загадок отмахнуться нельзя. Да и не захватывает ли дух от предположения, что Иисус не на 40 день после Воскресения вознесся и сел одесную Отца, а позже, как на это и намекает непосредственный свидетель событий апостол Иоанн? Кстати, евангелие от Иоанна вообще какое-то «вольнодумное» по сравнению с другими. В нем не говорится ничего о чудесном рождении Иисуса, а говорится, что он сын Иосифа(1:45), не говорится также и Вифлееме, как месте рождения, говорится о Назарете (1:46,7:41), а проповедовал Он не год, как указывается в других евангелиях, а более трех лет. Распяли Христа, по Иоанну, не 15 нисана, а 14-го.
Но это уже не так существенно по сравнению с загадочной концовкой его евангелия...


Рецензии
Вчера слушала из уст автора - http://www.stihi.ru/2014/11/06/5245

Светлана Тахтарова   04.10.2015 12:26     Заявить о нарушении
Образ там соблазнительный, но ошибочный. Автор забыл или не знал ключевой факт: Учитель не выращивал Павла. Тот был Савлом, и это все меняет.

Иван Клементьев   04.10.2015 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.