Евреи Европы в раннем средневековье

    ...Проклиная неверность евреев, и стремясь защитить христианский народ от их заразы, я трижды публично требовал, чтобы верные христиане держались от них подальше, чтобы ни один христианин не работал на них ни в городе, ни в деревне, чтобы они обеспечивали себе работников только из числа своих рабов-язычников. Затем я запретил прикасаться к их еде и питью. Я опубликовал еще несколько строгих распоряжений, чтобы вырвать это зло с корнем...
              Лионский архиепископ Амолон,  9 век н.э.
 
  Время между 500 и 1050 годами нашей эры принято считать ранним средневековьем. Первая еврейская община в Европе появилась в Риме еще до нашей эры, а затем  эта община резко выросла после захвата Иерусалима римлянами в первом столетии новой эры. Уже к 4-му веку нашей эры евреи расселились на территории от нынешней Испании и  Франции вплоть до левого берега реки Рейн, т.е. современной Германии. К концу 4 столетия христианство становится государственной религией Римской империи, и положение евреев ухудшается, т.к. все другие религии подлежат запрету и возникают обвинения в адрес евреев в распятии Иисуса и к синагогам, как к  сборному месту убийц Христа.
    Тем не менее, в 5- 6 столетиях евреи занимают видное место среди жителей Европы, благодаря своей грамотности, как  коммерсанты, землевладельцы, таможенники, врачи, сборщики налогов, ювелиры, мореплаватели. В этот период евреи выступают как международные торговцы, благодаря - знанию языков, наличию  контактов  с евреями других стран и способности правильно оценить значимость покупаемых и продаваемых товаров. На собственных кораблях  они вывозят на восток духи, изделия из стекла, пряности, украшения и привозят с востока рабов на продажу, шелка, меха, оружие. Их маршруты по суше и морю простираются вплоть до Китая и Индии.
    Во время правления Карла Великого (768-814 гг.) евреи пользуются практически всеми правами и их уважают, как и христиан, им предоставлена свобода в исполнении религиозных обрядов. Они начинают играть значительную роль во дворах правителей как врачи, консультанты по странам и торговцы завозимыми с востока товарами. Преследование евреев на юге Европы  способствовало их переселению в 7-м веке в общины на Одере и Рейне. Здесь условия их проживания были приемлемыми вплоть до начала Крестовых походов. Из сообщения 915 года видно, что в ряде немецких городов Меце, Вормсе, Шпейере, Ренесбурге имеются еврейские землевладения и в них даже выращивается  виноград.  Пока что численность евреев  в общинах Европы невелика и, в основном, они сосредоточены в городах. Торговля оказалась тем рычагом, с помощью которого евреи установили многочисленные связи со своими единоверцами по всей Европе и за ее пределами, а также с многочисленными представителями христианства. Однако со стороны церкви отношение к евреям было противоречивым - с одной стороны христианские главари  стремились сохранить остатки иудаизма в назидание христианам и тем самым показать им судьбу иноверцев, изгнанных с родной земли, с  другой стороны они пытались покончить с носителями иудаизма. Из-за запрета церкви крупным землевладельцам использовать труд рабов, со временем евреи отказались  от работы в сельском хозяйстве и землевладения. Правда, их собственность и свобода находятся под защитой императора.
     Защита со стороны властителей стран не предоставлялась бескорыстно - короли, императоры и эпископы облагали евреев крупными налогами в обмен на благосклонность и защиту. К 9 веку и позднее евреи получили право создавать свои раввинские суды и право торговых сделок без ограничений. Им даже было предоставлено право ношения оружия. Собственные суды, общая для евреев религия, компактное поселение- все это способствовало еврейской автономии.
    К концу  11 столетия возникают первые еврейские общины в Англии. В течение всего раннего средневековья евреи представляли значительный слой иноверцев, живущих обособленно и по своим обычаям и традициям в Европе, несмотря на требования  христиан принять крещение и отступиться от своей веры. В то же время именно благодаря наличию  христианской веры шла консолидация средневекового Европейского общества, приведшая к интернационализации крестовых походов, затем к инквизиции, что в корне изменило в худшую сторону условия существования евреев по завершению периода раннего средневековья.
    Уже  к 11 веку  концепции христианства приобрели в Европе всеобъемлющий характер, и евреи стали рассматриваться  как внутренние враги из-за различия в вере. Став собственностью местных христианских  правителей, оказывающих им покровительство и защиту, евреи вынуждены были финансировать их. В обмен на это, как во Франции, так и в Германии, евреи получили право автономного существования и создания собственных органов самоуправления, свободу торговли и вероисповедания, возможности непосредственных контактов с властями. Раввины имели максимальный авторитет и влияние в еврейских общинах, и жизнь общин была организована по религиозным канонам. Такой подход способствовал развитию национального самосознания и сохранения евреев как народа.
    Уже в 9 веке появляются талмудические школы в Испании и Италии, а в 10 веке и в Германии. Именно в Германии положение евреев складывается наиболее благоприятно в 9-11 веке, как в плане социальном, так и в развитии культуры.   В городе Майнц работал  знаменитый знаток  Торы Гершон бен Иегуда (960-1028). В ряде городов Франции и Германии обучение  ведется в синагогах. Появляются хедеры, где дается исходная база усвоения религиозных знаний. Усвоение знаний из Талмуда  дает возможность организовать жизнь  по еврейским предписаниям и законам.
Рассмотрим положение евреев в отдельных странах Европы в раннее средневековье. Византия, как восточная часть Римской империи просуществовала более тысячи лет, с 395 года до 15 столетия (падение Константинополя-столицы Византии произошло в 1453 году). С самого начала существования Византии права евреев  были весьма ограничены христианской религией и церковью, в частности, евреям запрещалось строительство синагог, занимать муниципальные посты, они были обложены значительными налогами, имели место случаи насильственного обращения евреев в христианство. В то же самое время именно Византия  стала местом возрождения иврита из-за территориальной близости и влияния евреев из Эрец Исраэль. Евреи были расселены в пределах Византии на территории современной  Греции, на Кипре, в Южной Италии, в Сицилии. Через Византию шло распространение еврейских знаний в Европе из религиозных общин Ближнего Востока и, в частности, из Эрец Исраэль. Общее еврейское население Византии раннего средневековья составляло по оценкам десятки тысяч, и состояние   еврейских общин там по тем временам было достаточно высоким благодаря образованию, торговле, владению языками и престижными профессиями.
    В правление Юстиниана I (527 - 565) преследования евреев усилились.  Известно, например, такое его высказывание о евреях: «Пусть их судьба будет столь же позорной, как судьба, которую они избрали для своих душ». В последующие века с началом исламской экспансии в Европе преследования евреев на территории Византии приобрели нарастающий характер.
    В Италии евреи жили в портовых городах, в Риме, на юге страны, включая остров Сицилия, а также на севере. После захвата Италии Византией в 6- веке положение евреев здесь ухудшилось.
    В Испании с принятием католичества в 586 году  положение евреев также ухудшилось. Тысячи евреев, отказавшиеся принять христианство, были изгнаны из Испании в 613 году. Правда, затем через десяток лет им разрешили вернуться. В 638 году последовало очередное изгнание евреев. В конце 7 столетия евреям Испании было запрещено владеть землей, заниматься внешней торговлей.
    В Германии евреи были еще при римлянах. В городах евреи жили отдельными общинами. Наибольшие общины были в Майнце, Вормсе, Шпейере, Кельне. К началу 11 века в Германии имелись уже талмудические школы.
     На территории нынешней Франции еврейские поселения встречаются уже в 5-6 веках. По записям того времени известно, что здесь  евреи были коммерсантами, чиновниками, землевладельцами, врачами, ремесленниками. Но отношения церкви выражались словами к ним: «обманщики Б-га, упрямцы, недоверчивые люди, злой и вероломный народ». Уже в эти времена были попытки насильственного крещения евреев. Однако, несмотря на это, вплоть до 8-9 века положение евреев здесь было весьма процветающим.
    Расселение евреев к 9-10 веку коснулось не только Западной Европы, но и Восточной. Это было связано в первую очередь с торговыми путями, по которым двигались еврейские купцы. Наличие Хазарского каганата  с господствующей иудейской религией на восточном направлении и отлаженные маршруты и связи на западе, взаимовыгодность торговых связей способствовали появлению крупного торгового перевалочного пункта в Киеве. Документально наличие еврейской общины в Киеве в середине 10 столетия подтверждает «киевское письмо» на хорошем литературном  иврите, подписанное авторитетными еврейскими гражданами Киева. Оно было обнаружено в Каирской генизе. Судя по подписям - это письмо составлено как хазарскими прозелитами, так и европейскими евреями, проживающими в то время в Киеве.
    К этому же времени относится и появление евреев на землях Польши, Чехии, Прибалтики. Вероятно, что языками общения расселяющихся евреев на восток стал зарождающийся идиш, хотя связующим языком для евреев, занимающихся торговлей из  Европы, Азии, Африки вплоть до Китая и Индии  был иврит. Способствовала еврейскому расселению большая заинтересованность местных правителей  в получении своей доли прибыли от торговли. Но торговые связи несли с собой и новые знания, и технологии, и информацию о жизни в других странах. И в этом плане уместно вспомнить о дошедшей до нас  переписке Хасдая ибн Шапрута, богатого  еврейского вельможи из Кордовы (Испания) и еврея из Хазарии в первой половине 10 века.


Рецензии