Кларе Цеткин от Розы Л

Поскольку Костя даже на Рождество  остался в нелюбимом Берлине, Розе приходится объяснить его маме, в чём дело:

"Friedenau между 20 и 24.12. 1909

Дорогая Клара!
Спасибо за твоё длинное долгожданное письмо. На твоё видение партийной жизни  в общем и твои намерения в связи с этим в часности я хочу позже подробно ответить. Сейчас только неотложное. Итак, прежде всего большое спасибо за чудесную квашенную капусту. Потом сердечные поздравления к Рождеству тебе и поэту*, а также Максиму (Цеткину). Хотелось бы, чтобы ты эти пару дней действительно радосно провела и на этот момент все партийные дрязги забыла! Сегодня я отправила тебе маленький пакетик к празднику. Я также предложила Косте, поехать на Рождество домой, но ему не хочется сейчас пропускать занятия, ну как тут возразить. Могу тебе лишь признаться, что в мыслях мы с тобой встретились.
Уже давно я пытаюсь вернуть Костю к медицине**, потому что у меня такое впечатление, что он не создан для внутренней партийной борьбы и перенесения неизбежных конфликтов с партийными товарищами. Как мне кажется, он уже на половину решился, однако ты об этом ему ничего не говори, чтобы он совершенно свободно, без давления со всех сторон, решился. И я уверена, что как раз тогда на ряду с медициной по собственному желанию, как независимый человек, он будет и в партии действовать...
Твоя статья о Бебеле*** была замечательной — единственная стоящая рецензия в нашей прессе...Как её воспринял Бебель, я узнаю позже, потому что он уехал к своей Фриде (жене).
Я поговорила со Штадсхагеном****, он считает, что вещь с третейским судом во 2-ом берлинском округе совершенно безнадёжна, не стоит об этом и думать...Конечно, если бы всё проходило в Гамбурге, было бы отлично, потому что там Ц(итц) лучше всего знают.
Но в одном мы со Штадтхагеном сошлись: политически важнее всего  посредством договорённости с соответственными людьми подготовиться, чтобы Ц(итц) в Магдебурге опять не выбрали. В Берлине против неё уже женщины настроены. Я об этом собираюсь договориться с Маргарете В(ендель).
Поспешим перейти к концу. Сердечно тебя обнимаю. Постарайся немного развеяться в праздники!
Приветы твоим.                Р.Л."

Фрау Цитц была энергичной женщиной, жила для партии и в тот момент у Клары Цеткин сложилось впечатление, что она покушается на Кларино детище - её газету для женщин. Клара в то время уже часто болела, поэтому опасность была реальной. Роза взялась ей в этом конфликте помочь, поэтому и разговаривала с адвокатом партии. В конце концов опсность миновала.

* Фридрих Цундель — муж Клары Цеткин

**  старший сын Клары Цеткин как раз к тому времени  успешно закончил свою медицинскую учёбу в университете Мюнхена

*** рецензия 50 раз переизданной книги А. Бебеля «Женщина и социализм»

****адвокат и преподаватель партийной школы 

На фото фрау Цитц


Рецензии