Эльдар Ахадов о мужской дружбе

             ДРУЖБА

Позови меня на мировую,
Будем вместе там, на мировой,
Глядя на погоду грозовую,
Ожидать врага на огневой.
Позови: судьбе своей навстречу
Я приду, приеду, прилечу
И умру, и даже не замечу…
Ты меня потреплешь по плечу,
Обругаешь крепкими словами
Среди с неба падающих мин.
Как же так? За всё, что там, за нами,
Отвечать остался ты один?
Прозвучит вдали команда «К бою!»
Рядом будем только мы вдвоём…
Ты меня положишь над собою
На разбитом бруствере своём.
И тогда, в безумной круговерти,
Смерть поймёт, что нас не раздружить:
Сколько пуль приму я после смерти,
Столько раз ты должен будешь жить.


               ПРИТЧА О КРЕПКОЙ МУЖСКОЙ ДРУЖБЕ (гипербола как жизнь)

Материалисты прошлых веков так неумеренно нападали на идеализм, что тот невольно отошёл в сторону, спрятавшись за личиной «перфекционизма». Но идеализм не умер. Знамя мечтателей подхватили люди действия, с горячим сердцем, максималистскими воззрениями и жаждой настоящего.

Парадоксально, но произведения о войне людей, не нюхавших пороху, иногда получаются глубже и масштабнее – по причине отстранённости автора от заслоняющих деталей. Не воевавшему проще взглянуть на военную жизнь свежим взглядом. Эльдар Ахадов пишет именно в такой манере. Для него война – не основное, главное – человек. В этом он – продолжатель и наследник Высоцкого. Война, которую автор подаёт вторым планом, воздействует сильнее. Эльдар пишет о дружбе, а чем ещё можно проверить настоящую дружбу, как не серьёзным испытанием, связанным с опасностью для жизни? Поэтому Эльдар Ахадов и посылает своих героев на войну.

Расскажу такую историю. На великой отечественной мой отец, тогда – совсем ещё пацан, спас жизнь своему товарищу и ровеснику Косте Онищенко. Я думаю, они бы крепко дружили в будущем и без этого чудесного спасения. Мой отец закрыл своим телом друга, потому что тот был для него родным человеком. Дружба была первичной. Подвиг отца – вторичным. Если можно так сказать. Два друга выжили в страшной войне, нарожали детей и прожили счастливую жизнь. Когда дядя Костя приезжал к нам в гости, меня всегда поражала степень его любви к нам, папиным детям. Это было почти такое же сильное чувство, как и любовь к нам родителей. Была ли это особая благодарность за своё спасение, или просто дядя Костя был таким добрым и хорошим человеком, я не знаю. Когда папы не стало, а дядя Костя жил в другом городе, не было ни одного праздника, ни одного дня рождения, чтобы мы с сестрой не получили от него поздравлений. Старшее поколение вообще умело выражать свою любовь к людям в прекрасных мелочах! Мы уже так, мне кажется, не умеем.

Когда я читаю строчки Эльдара Ахадова о дружбе, испытанной войной, я вспоминаю дядю Костю, Константина Ерофеича Онищенко. Потому что отношения моего отца и этого удивительного человека остаются для меня высоким образцом настоящей мужской дружбы, над которой ничто не властно – ни время, ни прочие невзгоды. Такой и должна быть, по определению, человеческая дружба, и писатель Ахадов напоминает нам об этом. Дружба, в его эстетической категории, носит «надмирный» характер, она побеждает войну и смерть. Многие писатели поведали нам о дружбе, в том числе – о дружбе на войне, но я  не припоминаю такой сильной эмоционально-эзотерической составляющей, как в стихотворении Эльдара Ахадова. Эта дружба – как любовь. Где-то там, высоко в горах, эти две параллельные прямые – дружбы и любви – пересекаются. Конечно, это – редкость, своего рода «эксклюзив», особенно в наш прагматичный век. И – к этому нельзя «стремиться». Это – либо есть, либо нет. Но – всегда хорошо иметь в жизни такой «маячок», особенно в детстве, отрочестве и юности.

Стихотворение Эльдара Ахадова – кинематографично: мы видим этот живой, ещё тёплый бруствер, образованный телом погибшего героя. «С неба падающие мины» – какой сарказм по отношению к  «с неба падающей манне». Стихотворение «Дружба» мистично и реалистично одновременно: это – мистический реализм. Только при повторном прочтении стихотворения я обратил внимание на то, что действие происходит В ВООБРАЖЕНИИ героя. Ахадов говорит: «Позови меня на мировую…» А не «ты позвал меня на мировую». Но поэт настолько убедителен, что нам кажется реальностью мировая война, где ДВОЕ воюют против невидимого противника. В западноевропейских языках действие было бы строго регламентировано по временам. Но особенность русского языка – в том, что точное время нам, вроде бы, и ни к чему. Это второстепенно и даже порой – неважно. Герой стихотворения Ахадова предлагает проверить истинность его чувств (а дружба, по Эльдару Ахадову, именно ЧУВСТВО!), ни много ни мало, мировой войной! Причём в слове «мировая» больше «мира», чем «войны». Есть какая-то запредельность в этом стихотворении. Загадка. Перфекционизм. Дружба как любовь и бессмертие. Может быть, сам я и не подозревал бы о том, что существует дружба такого высокого накала, если бы не история с моим отцом и его военным другом. Зато теперь я могу с лёгким сердцем подтвердить: всё рассказанное Эльдаром Ахадовым о мужской дружбе – чистая правда.

Стихотворение Эльдара Ахадова интересно тем, что его нельзя читать «буквально», как реалистическое произведение. Конечно, на реальной войне человек не может просто так «прилететь» на помощь другу: его ведь могут и не призвать на войну. А могут призвать, но – в другую часть и на другое сражение. В эзотерической вселенной Ахадова всегда есть элемент сказочности. Захотел – поехал. Захотел – совершил подвиг и даже этого не заметил. Поэт верно передаёт сущность человеческих взаимоотношений! Как и в пахмутовской песне, блистательно исполненной Анной Герман, эту сущность можно передать словами: «Мы – долгое эхо друг друга». При этом мужская дружба – по своему характеру чувство более идеальное, нежели отношения между мужчиной и женщиной.  Мужская дружба менее подвержена перепадам настроений. Она ничего не требует взамен. Если, конечно, это настоящая дружба, а не бартер интересов.

Герой стихотворения Эльдара Ахадова – готов умереть за друга, именно он – главное действующее лицо стихотворения! Он – точка отсчёта, он – совесть человеческой дружбы. Умереть за друга – для него даже выше, нежели умереть за свою страну! Вот такая «железобетонная» дружба у двух людей. Как хорошо, что поэт Эльдар Ахадов продемонстрировал нам не только образец высокой поэзии, но и образец высокого человеческого чувства. К сожалению, актуальность военной лирики в сознании русского читателя не уменьшилась со временем. Но авторы стихов ничуть в этом не повинны.


Рецензии
Вспомнилась наверное долина Чарикара... У всех свои горы и долины... У меня Келагай...

Фелиз Унца   21.07.2014 00:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Юра. Нет, я заранее знал, что это не про Афган. Но сущность происходящего - одна и та же. Вон про Донбасс то же самое можно написать.

Карпенко Александр   21.07.2014 13:31   Заявить о нарушении
В нашем сегодняшнем мире все вокруг - сплошные Афган, Сирия, Донбасс! К сожалению...

Фелиз Унца   21.07.2014 16:36   Заявить о нарушении