Зло - этимология

Зане же зло, не идетъ с небеси
толико по дъйству нашему
Тайная Тайных, 1470-1550

Зло  и  добро являются главными категориями  этики, на них  человек ориентируется в своей жизнедеятельности, в ценностном смысле  их различают  по  знаку, добро (творение) – положительно, а зло (разрушение) - отрицательно, и по общей практике не отвечает интересам человека. В человеческом  сознании  добро и зло – мерило, определяет уровень  морального состояния  и направленность  людей. В иудаизме с древнейших времен выделяли: праведника (добра больше), среднего человека (добро и зло уравновешены),  злодея (зло преобладает) и оценивали людей (и государства) по совокупным результатам  деятельности. Философия, веками изучая проблему,  состояние добра и зла в мире,  пришла к выводу, что добро и зло познаются только в единстве.  Для того чтобы познать добро - надо узнать зло, добро получает значимость в противоположность злу и утверждается как противостояние злу (еврейская традиция).
 
В иудаизме существует устойчивое воззрение, что при истолковании какой-либо проблемы, противоречия (сколько людей – столько мнений), надо последовательно «опускаться к Сиону»; т. е. опираться на  первоисточники,  которые Бог передал Моисею на горе Сион. Попробуем и мы пройти в данном исследовании  «путь к Сиону»,  или, говоря современным языком  философии,  применим метод  дедукции –  логический вывод частных положений из общей мысли.

1) Дискуссия на сайте:  http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=12778.0

Тема: Понятие зла в иудаизме  (Прочитано 7915 раз), 24. 1. 2007-27.2. 2007

Автор Владимирович. «Уважаемые, иудеи! Разъясните, пожалуйста, как в иудаизме рассматриваются категории добра и зла? Что есть добро и что есть зло? Существует ли зло реально? Являются ли добро и зло противоположностями? Откуда пошло зло? Ну и т.д. Спрашиваю, потому что не могу понять в православии такое определение, что зло - это искажение добра. Поэтому интересно услышать понимание этих категорий в других религиях, а в частности в иудаизме».

Участники этого форума  не смоги объяснить автору Владимировичу «простым языком»  содержание категорий добра и зла, и отослали его  к книге «Даат твунот» Раби Моше-Хаим бар Яаков-Хай Луцато (Рамхаль; 1707—1747 гг., раввин, философ и каббалист, автор книг по каббале и еврейской этике). Точное перенаправление интересующегося проблемой человека к соответствующему историческому источнику   факт замечательный, он показывает уровень развития общества (знают, что и где «лежит»).
   
Так, как нашей целью является установление первоначального смысла (содержание понятия, выделение существенных признаков) и связь понятия  с графикой (написанием)  русского термина «зло»,   а в книге «Даат твунот» тема обсуждается, то мы приводим ниже фрагменты из этой книги.
   
1) Понимание проблемы добра и зла в иудаизме XVIII века

а) Рамхал. Даат  твунот  (Познание мудрости). Автор перевода – Л. Саврасов http://machanaim.org/philosof/d-tvunot/daat-t3.htm

Гл. 4.  Раскрытие единства Всевышнего – основа Творения

«38. Сказал разум: Теперь нам необходимо понять смысл несовершенства, заложенного в Творении, и зла, которое находим в нем. Само их наличие не соответствует совершенству Создателя, и именно об это противоречие спотыкались злодеи, упомянутые выше, каждый согласно своей природе. Ведь совершенному Создателю, несомненно, следовало создать только добро. …
Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, то подразумеваем, что нет никого, кроме Него, нет противоположности Ему и нет препятствий Ему, т.е. отрицаем все упомянутые выше ложные концепции. Следовательно, для раскрытия единства недостаточно подтверждения положительных качеств  Всевышнего, но необходимо также отвергнуть все, что противоречит Ему. …  Оно (единство) определяется через отрицание, то есть единство — это отсутствие других. Таким образом, определения других достоинств (Бога)  — это подтверждение добра как такового, а определение единства — это отрицание зла (т.е. отрицание силы, независимой от Творца или тем более противостоящей Ему). …

И если бы Адам был тверд в вере своей, и не поддался соблазну дурного начала, а наоборот, укрепился в вере, то постиг бы единство Всевышнего, поскольку уже видел и представлял себе зло, и понял в мудрости своей, что всякое зло было создано Всевышним ради Его же славы. И достаточно ему было укрепиться в вере, не нарушив слова Всевышнего до наступления субботы, — и тогда, как открыли нам мудрецы, Всевышний свершил бы за один день то, что теперь вершит в течение шести тысяч лет. Тогда Творец показал бы человеку на деле, что его вера в единство — истина, уничтожив в одно мгновение все зло мира».

Итак, в понимании философа XVIII века Моше-Хаима Луцато зло создано, чтобы раскрыть единство Бога (Бог – один, и нет других богов, одна идеологическая программа развития). Соответственно  Законы Бога, заложенные в программном документе Библии должны исполняться неукоснительно (без отклонений) во всей жизнедеятельности  человека, это и есть «механизм» работающий на создание добра. При появлении  других идеологических программ в жизнедеятельности людей,  общество становится  противоречивым, возникает хаос в общественно-политическом  сознании. Разобщенность и идеологическое противостояние людей приводит к конфликтам между социальными, религиозными  и национальными группами, к войнам и различным кризисам.

б) Электронная еврейская энциклопедия
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11447&query=

Добро и зло. Этический характер еврейского монотеизма связан с утверждением изначального примата добра над ЗЛОм. В книге Бытия каждый из актов творения сопровождается оценкой: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:4, 10, 12. 18, 21, 25); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо» (Быт. 1:31). Добро утверждается в качестве атрибута творения. Содержащиеся в Библии принципы еврейской этики основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний.

2) Существующая этимология и применение термина «зло» в русском языке

а) Викисловарь

Корень: -зл-; окончание: -о. Значение: неисч. нечто дурное, вредное, греховное; неисч. злость, злоба, досада; книжн. устар. беда, напасть, несчастье.
 
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. зълъ, зъла, зъло (др.-греч. poniros, kakos), русск. зло, злой, укр. злий, болг. зъл, нареч. зле, сербохорв. зао, зла, зло, словенск. zel, zla, чешск., словацк. zly, польск. zlу, в.-луж., н.-луж. zlу «злой». Родственно лит. atzulas, atzulus «черствый, бесчеловечный», izulus «надоедливый, наглый, грубый», авест. zurah-, ср. р. «несправедливость», нов.-перс. zur «фальшивый, ложь»; с другим чередованием: лит. zvalus «проворный», zvilavo — 3. л. ед. ч. прош. вр. «кланялся», латышск. zvelt, zvelu, zvelu «катать, наклонять», др.-инд. hvarati, hvalati «идет кривыми путями, петляет, спотыкается, падает», авест. zbaraiti — то же, осет. aewzaer «плохой».
 
б) Словарь русского языка XI-XVIIвв. М., 1979

Зло (зъло), 1015. 1. Все плохое, дурное, вредное. «Блаженному же Борису идущу к брату своему, ничтоже зла помышляша…».  Архан. Лет.  «Зло бо ино ничтоже есть, но отшествие от добра …».  XVI в. Дамаскин.  2. Противозаконный поступок: грех, вина. 1097. II Вероотступничество. 3. Несчастье, беда, напасть, пагуба. 1202., и т.д.

в) Национальный корпус русского языка

Тайная Тайных (1470-1550), перевод с учетом еврейской версии, близка к древнерусскому варианту
 
«Зло и добро речется на четверо:  1-е бо-несть никто, развеи Бога; 2-е бо-и не сотворено, и нъсть его; 3-е бо-добро его; 4-е-зло есть».

г) Обобщение и вывод

Комментарий Макса Фасмера к термину «зло» явно неудачен, вывод о праславянском происхождении ничем не подтвержден (не знаем и славянского языка). Показаны территории, где применяется термин,  однако вот уже более 1000 лет на них господствует иудеохристианство. Совершенно не понятна связь с «др.-инд. hvarati, hvalati «идет кривыми путями, петляет, спотыкается, падает», авест. zbaraiti» - другие понятия и термины???

Примеры применения термина «зло» в древних источниках приводят нас к  выводу, что любое «зло» понималось, как результат деятельности людей и связано с нарушением    Законов (повелений) Бога, документально оформленных в Книгах Библии. Природа не знает  зла, зло  – это идеальная конструкция, отражение социального бытия в сознании мыслящего человека.
 
Вывод

Нам остаётся провести сравнение  основных Законов Бога (образы), данных Моисею на горе Сион  и выявить термин иврита, который соответствовал бы содержанию (основным признакам), графике и фонетике русского термина «зло».
 
3) Десять Заповедей, библейские образы

Десять Заповедей (Исход 20) называют также Заветом (ивр. БРИТ, букв. союз), они не выделены в отдельную главу, к некоторым прилагается уточнение, в главе также описывается момент получения Заповедей. Большинство Заповедей (предписаний Бога) содержат императивы (волеизъявление, повеление), некоторые из них положительные, но в основном  -  отрицательные. Они требуют от человека не выполнять совершенно конкретное действие: не делай кумиров, не кради, не убивай и т.д.

а) Исход 20:2-5, 7-10, 13-17

* 2. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
* 3. Не (ивр. ЛО) будет у тебя иных богов, кроме Меня.
* 4. Не (ЛО)  делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
* 5. Не (ЛО) поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
* 7. Не (ЛО) произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
 * 8.9.10. Помни день субботний, чтобы святить его;  шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не (ЛО) делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.
13. Не (ЛО) убивай.
 14. Не (ЛО) прелюбодействуй.
15. Не (ЛО) кради.
16. Не (ЛО) отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством.
 17. Не (ЛО) желай дома ближнего твоего; не (ЛО) желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

б) Социально-политическое положение в период Исхода
 
Согласно современным представлениям в хронологии Библии руководитель Исхода Моисей жил в 1350-1230 гг. до н.э., а Исход датируют ориентировочно  1270 г. до н. э; переход евреев через Иордан относят к 1230 г., а  эпоху Судей или предгосударственный период к 1200-1025 годам.
 
Фараон Рамсес II (1301-1235) проводил завоевательную политику, но потерпел в 1296 г. военную неудачу. В  1280 г.  между Египтом и Хеттской державой был заключен договор о мире, по которому Египет получил часть Сирии, Палестину и Финикию, в указанные регионы были направлены египетские переселенцы, а назначенная египетская администрация организует эксплуатацию этих земель. Археология подтверждает смену материальных культур в период с середины XIII века, развитую культуру Ханаана сменила - примитивная, не строящая домов и укреплений, не пользовавшаяся предметами роскоши; её отождествляют с завоеванием израильтянами Ханаана. Из дошедшего до нас папируса Харриса известно, что в XIII-XII вв. Египет был опустошен междоусобными войнами, Сирия и Палестина были потеряны; восстановить порядок смогли при фараоне Рамсесе III (1198-1166), правление последующих восьми царей было неудачным, в середине XI века как единое государство,  Египет перестал существовать.
Итак, Десять Заповедей обрисовывают нам социально-политическую ситуацию  древнего общества в Египте и на Синайском п-ове на рубеже 2-1 тыс. до н.э.,  очевидно, что положение было критическим. Если окружающая общественная среда непрерывно давит  на вашу жизнь  отрицательно и не оставляет надежд на выживание, то из числа угнетаемых необходимо появляются люди, которые создают новую программу  развития общества и могут объединить население  в борьбе за существование.
 
Новый союз на Синае стал возможным  через декларацию  отрицания (ЛО-НЕТ) египетской модели развития общества. Исходным положением  была идея сплоченности различных групп людей  на платформе абсолютного авторитета - Единого Бога и категорического отрицания других богов.  Когда Бог довел отрицательные повеления (не делай) до людей, а Моисей в ходе борьбы (изменения общественного сознания) внедрил их в практику жизни, со старыми египетскими культами было покончено, появились предпосылки  для создания государственности.

4) Терминология иврита

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЗЛО (ЗЪЛО) = З+ЛО, ЗЪ+ЛО.
 
а) Викисловарь (иврит)

* «ЛО нет, не; в древних текстах негативные императивы состоят из ЛО и глагола в будущем времени», например - не делай!

* Арам. ЛАВ запрет, категорическое нет!

* Справка
Повелительное наклонение (лат. modus imperativus; также императив) — форма наклонения, выражающая волеизъявления (приказ, просьбу или совет). Например: иди, пойдём, говорите.

б) Рав Адин Штейнзальц. Введение в Талмуд. Израильский институт талмудических публикаций, 1993, с. 248.

«ЛАВ – не. Рабочий термин в Талмуде, обозначает заповеди Торы типа «не делай». Отрицательная заповедь (дословно, «заповедь – НЕ делай!»).

Итак, Десять Заповедей написанные  в отрицательных выражениях,   являются  алгоритмом жизнедеятельности христианина,  инструкцией описывающей какие деяния ему запрещены Богом. Соответственно, смыслом русского понятия «зло» служит перечень отрицательных поступков приведенных в Заповедях,  это действие – зло -  запрещено!
 
ЗЛО (ЗЪЛО) = З+ЛО = ивр. ЗЕ это, который + ЛО нет, не; категорический императив – отрицание – не делай!

***

Любовь Бакунская. Зло

В лицо такое "чудо" надо знать,
Чтоб от него подальше находится.
Дурных эмоций лучше избегать,
Как избегать и повода сердится.

Ты ж точно видишь: зло своё сорвать
Ей просто надо! Кем бы ты ни был.
Ты по возможности, старайся избегать
Ненужного контакта-негатива.

Да, это трудно - извинить, понять,
Коль зло явилось, право ниоткуда.
Но ведь оно вернется к ней опять,
Пусть даже я "причуду" эту позабуду!

Кишинев, 2019 г.


Рецензии